Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №129, 2014
Споры об эмоциональном воздействии (сюжетного) кино на зрителя длятся примерно столько же, сколько и история самого кинематографа. Но при всем своем разнообразии многочисленные доводы и подходы, по большому счету, сводятся к двум основным позициям: идея «вчувствования» и «сопереживания» зрителя происходящему на экране обычно противостоит идее целенаправленной организации зрительского опыта в нужном направлении. Эти подходы предполагают различное понимание характера участия аудитории: в первом случае речь идет о механизме активной (проективной) идентификации зрителя с экранными героями, во втором — о степени подверженности зрителя «воздействующим построениям» фильма[1]. Более того, эти подходы апеллируют и к противоположным по своей структуре навыкам: если сопереживающая идентификация становится возможной при помощи мнемонических усилий зрителя, связанных с активизацией его памяти о прошлом опыте(retrieval skills), то успех кинотрактора, «перепахивающего психику зрителя», во многом зависит от способности аудитории адекватно воспринять (или отвергнуть) предложенный ей материал (perceptual skills)[2]. Наконец, эти подходы предполагают и разные кинематографические цели: как писал все тот же Сергей Эйзенштейн, «установка» на пробуждение чувства связана с ориентацией на достижение «чисто физиологического эффекта — от чисто оптического до эмоционального»; в свою очередь, динамизирующее монтажное кино «служит достижению новых понятий — новых воззрений, то есть чисто интеллектуальным целям»[3].
Статьи, вошедшие в этот тематический блок, во многом отражают эти две тенденции. Однако цель подборки — не в иллюстрации истории кинематографических эмоций. В центре внимания представленных в блоке исследователей находится не столько собственная эмоциональная тональность того или иного фильма, сколько те структуры восприятия, которые эти фильмы делают возможными. Каждая статья представляет собой любопытную попытку анализа кинематографических текстов как документов сенсорной историисоветской и постсоветской России. Содержательная сторона фильмов оказывается здесь в тени пристального разбора организационных методов, приемов и конструкций, с помощью которых эти фильмы активизируют (или трансформируют) эмоциональные режимы и аффективные реакции.
Статьи Джона Маккея и Эммы Уиддис исследуют раннесоветские попытки «перестройки чувств», во многом основанные на работе с моделями восприятия. В свою очередь, работы Филипа Гляйсснера и Натальи Климовой фокусируются на позднесоветских трансгрессиях и постсоветских дисфункциях и связанных с ними процессах идентификации. Заочный диалог между этими текстами позволяет увидеть любопытную методологическую поляризацию: если в анализе раннесоветского кино на первый план, как правило, выходят проблемы киноязыка, то в анализе кино последних 20—30 лет наибольший интерес представляет внекинематографический — социальный — эффект фильмов. Так, Джон Маккей, исследуя фильм Дзиги Вертова «Одиннадцатый» (1928), детально демонстрирует, как «энергетический монтаж» Вертова эффектно заменил вербальный нарратив ритмически организованной визуальной реальностью особого рода: «единая, находящаяся в непрерывном движении энергия» была представлена опосредованно — через демонстрацию «видимых следов своего присутствия». В фильме Вертова электрификация страны дана и в виде репрезентации конкретного материального процесса, и как возможность почувствовать этот процесс. В этом «метанарративе без нарратива» фиксирующий, стабилизирующий эффект осмысления принесен в жертву более динамичному ощущению «материального процесса перехода энергии из скрытого состояния в активное». Материальность ощущений является ключевой и для Эммы Уиддис. В данном случае речь идет о процессе «сенсорной переделки» советского субъекта в конце 1920-х — начале 1930-х годов. «Кинематограф чувств» оказывается возможным прежде всего благодаря «установке на материал»: фактурность, тактильность, ощутимость вещей на экране формируют оптику особого рода, в которой глаз уподобляется руке, а зрительный контакт — воображаемому касанию.
Эта фрагментированность режима восприятия (осмысление vs. ощущения, оптика vs. тактильность), столь характерная для раннесоветских кинэмоций, преодолевается в фильмах последних десятилетий. Анализируя «скандальные» фильмы периода перестройки, Филип Гляйсснер исследует то, как условное «воображаемое касание» неожиданно превращается не только в нарратив, но и в развитый сценарий воображаемого действия. Экранная трансгрессия оказывается не просто репрезентацией реального или вымышленного опыта, но и артикуляцией, выражением желания, о котором зрительская аудитория и не догадывалась. В своей работе об аффектах Силван Томкинс хорошо сформулировал логику этого процесса: «Мир, который мы воспринимаем, — это мечта (dream), о которой мы узнали из текста, написанного не нами»[4]. СтатьяНатальи Климовой, завершающая блок, — тоже о попытках понять «текст, написанный не нами». На примере документального фильма «Антон тут рядом» (2012, режиссер Любовь Аркус) Климова обращается к конфликту между речью и визуальным рядом. Если для Вертова в «Одиннадцатом» отказ от нарратива и акцент на бессловесности стал эстетическим приемом для обозначения незавершенности и динамики смысла, то в фильме Аркус бессловесность героя-аутиста (точнее — его ограниченная дискурсивность) служит исходной точкой для демонстрации динамики совсем иного рода. Как показывает Климова, взгляд, жест, крик становятся теми механизмами, с помощью которых — в отсутствие речи — развитие героя оказывается ощутимым.
Энергетический монтаж, установка на материал, присвоение (скандальных) экранных желаний и визуальное преодоление вербальной дисфункции, о которых идет речь в статьях блока, безусловно, далеки от эйзенштейновских «тракторов, перепахивающих психику». Однако эти аналитические модели «кинематографии чувств» мотивированы тем же самым стремлением понять принципы «организации зрителя организованным материалом»[5].
[1] Эйзенштейн С. Монтаж киноаттрационов // Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа. М.: Музей кино, 2004. Т. 1: Чувство кино. С. 452.
[2] О разнонаправленности этих навыков см.: Tomkins S.S. Affect. Imagery. Consciousness. New York: Spring Publishing Company, 1962. Vol. 1: Positive Affects. P. 16. Фраза о тракторе принадлежит Сергею Эйзенштейну (см. его статью: Эйзенштейн С. «Стачка». 1924: К вопросу о материалистическом подходе к форме // Эйзенштейн С. Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 1. С. 113).
[3] Эйзенштейн С. Драматургия киноформы // Эйзенштейн С.М. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. С. 532.
[4] Tomkins S.S. Op. cit. P. 13.
[5] Эйзенштейн С. «Стачка». 1924. С. 115.