Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №129, 2014
Дневник литературоведа Ивана Никаноровича Розанова (1874-1959), хранящийся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, является важным хранилищем информации для многих исследователей, занимающихся самыми разными темами. На протяжении довольно долгого времени Розанов был не только регулярным посетителем литературных собраний всякого рода, но и просто встречался с разными писателями в неформальной обстановке.
Его записи об этом неравноценны, но в любом случае должны учитываться в «летописях жизни и творчества» самых различных писателей, коль скоро эти летописи учитывают даже самые мелкие события. Однако использован он незначительно, и мы предлагаем несколько дополнений к известным изданиям.
В первом томе «Летописи жизни и творчества С.А. Есенина»[1] есть довольно подробное описание выступления Есенина и Клюева на вечере в Обществе свободной эстетики 21 января 1916 г., и в значительной степени оно основано на воспоминаниях И.Н. Розанова, написанных через 10 лет после событий. Нет сомнения, что автор мемуаров опирался на собственную подробную дневниковую запись об этом вечере. Но именно опирался, полагая возможным говорить о том, что ему представлялось нужным в данный момент, опуская «неважное». Поэтому запись стоит привести целиком. Вот она.
21 четверг
Вечером целый час беседовал по телефону с Асей и почти что опоздал в «Свободную эстетику». Перед этим позвонила неожиданно Анна Николаевна Алябьева-Потапова, спрашивала о том, возможно ли попасть на вечер поэтесс и предлагала вместе пойти на Иг. Северянина. В «Св[ободной] Эст[етике]» сначала осматривал помещение и выставку (помещается в галерее Лемерсье). В предпоследней комнате нашел Сергеевых и одну даму с ними. Затем прибыла Катишь и Вера Ефремовна. Чтение. Ник. Клюев. Его вид. Старше, чем я ожидал. Летами не стар. Маскарадный костюм. Он и другой поэт Сер. Ясенин — опереточные пейзане, пряничные мужички.. Особенно последний. У Клюева много ярких и новых образов. Месяц — проныра; солнце — колокол и т.д. Сначала былина на современную] войну. Как Вильгельм хотел Волгу-ма- тушку на бутыли разлить... и т.д. Ясенин начал тоже с былины об Евстафии Рязанском. Затем говорили о деревне и т.д. Напр., Ясенин рассказал про горе коровы, у к[отор]ой отобрали теленка. и т.д. У кого-то из них мне понравилось слово «шумота». Нашей компании Ясенин не понравился. Но другим, как я слышал, более, чем Клюев. Сам Клюев назвал его «жаворонком».
До перерыва сидел рядом с Мих. Серг., позади Веры Ефр. и Катишь... Тут же были Анна Ив. Ходасевич с каким-то своим кавалером. В перерыве В.Е. сказала об Анне Ив., что в ней ей не нравятся ее еврейские черты (мать — еврейка), но она завидует тому, что эта женщина всегда «в расхвате» — специальный термин. Васильев пригласил к себе на [1 нрзб.] бал. Пили чай. Я подсел к В. Ефр. и задержались, когда все ушли и опять началось чтение. Перейдя в залу, она села у стены на кресле, я сначала возле Анны Ив. Ее кавалер заинтересовал Катишь. Алексей Конст. Топорков. Затем вперед пробрался. Пригласил знаком Кат. и В.Е. к себе. Они ответили приглашением подсесть к ней [так!]. Я взял стул и поставил его за ней. Конец. Простились. Выход. В. Ефр. и ее беседа на лестнице с Клюевым.
—Ну как вы нашли? — спросил он.
—Сначала я слушала, а потом перестала. Ваш товарищ мне не понравился.
—Как? Такой жаворонок?
—М.б., кому-нибудь и нравится это, но мне нет! — и простилась с ним.
Компания в раздевалке чуть не сделала ей овации за ее выходку.
Затем по предложению Ал. Конст. направились в кафе — Савоия. <.> После кафе возвращались пешком. Я с Катишь. Все простились у Университета. Я с Катишь и А.К. Топорковым.
Потом пожалел, что не устроил того, чтобы мне провожать В. Ефр. В общем, она произвела впечатление и своей прямотой (разговор с Клюевым) и тем, что постоянно искала меня своими черными глазами. Катишь пригласила к себе в среду.
(РГБ. Ф. 653. Карт. 3. Ед. хр. 18. Л. 79 об. — 81.)
Что нового вносит эта запись в наши знания о Есенине? Прежде всего, расшифровывается личность «художницы-футуристки, щеголявшей своей эксцентричностью»[2]. Это Вера Ефремовна Пестель (1887—1952), активно в те годы выставлявшаяся на различных футуристических выставках. Традиционалиста Розанова жизнь несколько раз с нею сталкивала, и всякий раз она производила на него сильное впечатление. До сих пор в материалах о жизни и творчестве Есенина ее фамилия, сколько мы знаем, не упоминалась.
Во-вторых, можно точнее, чем по воспоминаниям, установить, что же на вечере читал Клюев.
Гораздо резче в записи выражено отрицательное отношение не только Пестель, но и самого мемуариста к маскарадной внешности Есенина и Клюева. Да, он цитирует слова из дневника, но старается их нейтрализовать рассуждениями более позднего времени о том, что эта внешность закономерно контрастировала с видом многих посетителей вечера.
Наконец, мы получаем некоторое представление о круге слушателей двух поэтов. Среди них для Розанова оказываются важны сестры Багриновские, Татьяна и Екатерина Михайловны. Старшая из них в то время была замужем за М.С. Сергеевым, который также присутствовал на вечере (отметим, что он был учителем истории в Алферовской гимназии, где училась В.Е. Пестель), а младшая (в замуж. Цветкова; 1896—1978), по-домашнему именуемая здесь Катишь, впоследствии стала литературоведом и переводчиком. Две другие их сестры, Ольга (1899— 1978) и Наталья (1891—1985), впоследствии стали женами С.И. Вавилова и архитектора В.А. Веснина. Далее называются А.И. Ходасевич (1887—1964), жена поэта, и бывший вместе с нею литератор Алексей Константинович Топорков (1882—1934).
К сожалению, мы ничего не знаем о человеке с обычной фамилией Васильев, хотя он какое-то время устраивал у себя поэтические собрания, одно из которых выразительно описано в том же дневнике Розанова.
Первым исследователем, обратившимся к дневнику Розанова за сведениями по истории литературы, был А.Ю. Галушкин, использовавший его материалы в редактированной им летописи «Литературная жизнь России 1920-х годов»[3], а также в заметке «О.Э. Мандельштам в дневниках И.Н. Розанова (1921—1922)»[4]. Оттуда эти сведения попали в новейшее издание[5]. Однако А.Ю. Галушкин не использовал материал более позднего времени, хотя он весьма любопытен.
В декабре 1922 г. О.Э Мандельштам пишет брату, что Н.Я. Мандельштам переписывает стихи для некой «Антологии». Замысел этот проясняется далее. В довольно известном фрагменте воспоминаний Н.Я рассказывала: «Поэзию XX века О.М. пересмотрел в 22 году. Случилось так, что два молодых человека решили попробовать, каково быть частными издателями, и заказали О.М. антологию русской поэзии от символистов до “сегодняшнего дня”. Антология открывалась Коневским и Добролюбовым, а кончалась Борисом Лапиным. <...> Антологию запретили, потому что О.М. не включил в нее поэтов, которым уже тогда покровительствовало государство, то есть пролетарских. Их имена канули в вечность, и мне не припомнить, о ком шла речь. Кроме того, цензор настаивал на том, чтобы снять целую груду “буржуазных, классово чуждых” стихов. От всей этой работы осталось только несколько листков верстки»[6]. Хроника газеты «Накануне» в июле 1923 г. повествовала: «Поэт Осип Мандельштам составил для Государственного Издательства большую “Антологию современной русской поэзии”»[7].
Обратим внимание, что в этих двух цитатах есть принципиальное расхождение: Н.Я. пишет о частном издательстве, хроника — о Госиздате. Решить это противоречие мы не беремся. Однако очевидно, что антология составлялась, и довольно долго. Дневник Розанова дает возможность добавить кое-что о работе над ней. 13 января 1923 г. он записывает: «У меня были Гроссман (по вопросу о сонетах) и супруги Мандельштам (составление] антологии). Оба посещения в связи с моей библиотекой» (РГБ. Ф. 653. Карт. 4. Ед. хр. 6. Л. 48 об.). К тому времени библиотека русской поэзии, собиравшаяся Розановым, была уже широко известна, и собиратель довольно щедро делился своими сокровищами с теми, кому доверял. 15 января Мандельштамы снова у него, но тон записи ощутимо меняется: «День пропал из-за Мандельштамов, задержавших меня» (Там же). И, наконец, ровно через неделю, 22 января: «Вечером был у Мандельштамов и получил обратно свои книги, но в каком виде!! На стихотворениях] Коневского — жирное пятно»! (Там же. Л. 49).
Незначительные по внешности три записи дают, однако, заметное приращение к знаниям о Мандельштаме в начале 1923 года. В летописи жизни и творчества Мандельштама за январь и февраль не зафиксировано ни одного его человеческого контакта — теперь хотя бы один выявляется. Добавляется к нашим малым знаниям о подготовленной антологии один из ее источников, о которых Н.Я. не упоминала. И не упоминала, вероятно, специально: библиофильское (да и просто человеческое) отношение Розанова к испорченной книге слишком уж напоминает знаменитую историю про Сталина и Демьяна Бедного, которая отразилась в антисталинском стихотворном памфлете Мандельштама.
В заключение скажем еще об одном обстоятельстве: незадолго до этого, летом и осенью 1922 г. сам Розанов составлял для Госиздата «Антологию новейшей русской поэзии». Работа была им закончена, рукопись сдана в издательство 2 октября, но книга по неизвестным нам причинам в свет не вышла. Так что Мандельштам мог пользоваться не только библиотекой Розанова, но в какой-то степени — и его опытом в составлении такой же антологии.
Одна из записей Розанова, касающихся встреч с Маяковским, несколько конкретизирует пункт катаняновской «Литературной хроники»: «Лето [1920 года] Маяковский жил на даче в Пушкине (под Москвой), продолжая работать в РОСТА и ежедневно приезжая в город»[8]. В одну из таких поездок Розанов с ним и столкнулся. Она относится к 7 июля: «С утра снарядился и пошел на вокзал, чтобы ехать на Клязьму к Гине, но дорогой из-за пасмурной погоды перерешил и — в Музей. Тем не менее на дачу попал. В 3 ‘/2 направился из дому вторично (с зонтиком) и с поездом 5.40 двинулся. Напротив Маяковский. Его реплики соседям: “Бездарно закуриваете” и т.д.» (РГБ. Ф. 653. Карт. 4. Ед. хр. 4. Л. 50 об.).
21 декабря Розанов фиксирует доклад Маяковского «Да здравствует футуризм!», не зафиксированный в книге Катаняна. Поскольку сведения из его записи приведены в «Литературной жизни России»[9], мы всю ее не приводим. Отметим только чтение отрывка из «150 000 000» — «Иван у Вильсона».
Но наиболее существенный фрагмент, который имеет смысл привести, относится к 10 февраля 1921 г. У Катаняна выступление Маяковского на докладе П.Н. Сакулина «Форма и содержание в поэтическом произведении» фиксируется по газетной хронике. В «Литературной жизни России» указано, что описание вечера находится в дневнике Розанова, однако сама запись не процитирована[10]. Пожалуй, будет уместно воспроизвести ее здесь, поскольку она раскрывает суть возражений и Маяковского, и других оппонентов.
Вечером к Саводнику на минутку (искал книгу Каллаша: «Л [ермонтов] в рус- [ской] поэзии»), оттуда в Д[ом] Печати, где Сакулин д[олжен] б[ыл делать] доклад о форме и содерж[ании]. Много народу знакомого. Чай и бутерброды. Братья Соколовы. Волькенштейн, М.А. Петровский. Беседа с Кусиковым за чаем. Я спросил о прозаиках-имажинистах. Он ответил, что А. Белый близок к имажинистам, а все молодые подражают А. Белому. О Шершен[евиче] отозвался пренебрежительно: он ничего не понимает. Затем начался доклад Сакулина.
Прения. П.С. Коган. Нет надобности воспринимать поэта в целом, воссоздавая. Можно брать отд[ельное] произв[едение]. Мне, напр[имер], «Облако в штанах» Маяк[овского] — дрянь, а другие его вещи очень нравятся. 2) Иск[усств]о не отрицает жизнь. Иск[усств]о само преобразует отчасти жизнь, само фактор деятельности. 3) В творчестве может не быть различия между поэтом и слушателем (Скрябин).
Карамышев. Поэт и ученый — противоположны. Поэт не познает действительность, а оценивает. П[оэт] должен искать не новых форм изображения, а совершенных.
Л[ьвов]-Рогач[евский]. Всякий поэт м[ожет] б[ыть] изменчив, а также и всякая школа (разные моменты). То форма, то содерж[ание]. (Треплев у Чехова, Брюсов, футуризм). Имажинизм — творч[еств]о переходного времени. Кончится, и сама жизнь разрешит спор между форм[ой] и содержанием]. Полонский Вяч. Творчество — борьба с материалом. Полетаев. Жизнь изменяется не так быстро. Вот почему в пролет[арской] поэзии много пережитков. Не может же все измениться сразу. Брик. Форма неизбежно меняется вместе с содержанием. Нельзя новое вино в старые меха. А пролет[арские] поэты новое содержание] пытаются влить в старые формы. Александровский о любви рабочих говорит в духе Анны Ахматовой. Всегда новая форма многих смущала, вначале Маяк[овского] называли грузовоз, но и про Некрасова говорили, что это мужик пришел в гостиную. Тоже о Пушкине... В конце говорил Маяковский. Все, что тут говорили, — вздор. Форма и содерж[ание] — словно генеральский мундир и голый генерал. Один предст[авляет], что генерал долго ходит голый (и сам не [1 нрзб.]), пока не наденут на него мундир. Другие думают, что генерал родится уже в мундире и т.д.
Задача из Евтуш[евского]. Одной девочке дали 2 яблока, а другой — 3. Здесь[11] не должно подыматься вопроса, что одну из девочек обидели. Сакул[ин] говорил о слиянии в будущем правды и красоты. Это уж черт знает что. Надо декретом запретить говорить о форме и содержании.
Ип. Соколов. О творчестве должны говорить не теоретики, а сами поэты.
Заключительное] слово Сакулина. Попытка Кенигсберга возражать, но слова не получил. Ромм и другие лингвисты окружили П.Н. Сакулина и начали ему доказывать, что только Маяк[овский] говорил дело, что это великий поэт и т.д. Сак[улин] был очень раздражен (РГБ. Ф. 653. Карт. 4. Ед. хр. 5. Л. 27—28 об.).
Комментариев здесь, как представляется, не должно быть много, поскольку люди говорили в основном известные. Разъяснения заслуживает упоминание некоего Карамышева, почти совершенно ныне забытого. Его биография недавно была воссоздана известным автором «Живого журнала»: http://lucas-v-leyden.livejoumal. тот/188160.Ьш1 http://lucas-v-leyden.livejournal.com/188495.html. Петр Иванович Карамышев (1877—1926) был участником революционного кружка, потом завербован охранкой, вел активную доносительскую деятельность. После 1917 г. издал несколько книг под псевдонимом П. Вагин, потом был арестован и расстрелян.
Н. Полетаев — известный пролетарский поэт, из лучших представителей этого направления. А Евтушевский, на которого ссылается Маяковский, — отнюдь не писатель, а составитель гимназического задачника по арифметике. Ипполит Васильевич Соколов (1902—1974) тогда выступал как поэт, потом стал кинокритиком, теоретиком кино и телевизионным деятелем. Максим Максимович Кенигсберг (1900—1924) — литературовед, работы которого были введены в научный оборот только в 1990-е гг. Александр Ильич Ромм (1898—1943), брат знаменитого кинорежиссера М.И. Ромма, филолог, поэт (книга стихов «Ночной смотр»), переводчик. Двое последних были активными членами Московского лингвистического кружка, на заседания которого Розанов часто ходил.
Наконец, последняя запись, которую следует учесть, датирована 24 апреля этого же года: «После обеда не пошел к Саводнику, а прямо на засед[ание] Общества] Л[юбителей] Р[оссийской] Сл[овесности]. Конец чтения Фигнер. Закрытое заседание. Фатов заговорил о желании выбрать членами Есенина и Маяковского. “Громовая” отповедь Бродского по поводу Маяковского. С этого заседания я вместе с Ю.М. Сок[оловым в Лингв[истический] Кр[ужок]. Там д[олжен был] б[ыть] доклад Богатырева о биографиях писателей, но доклад был его же иной, и пришли мы слишком рано» (Там же. Л. 53). Упоминаемый здесь Бродский — известный своим комментарием к «Евгению Онегину» Николай Леонтьевич (1881—1951). В то время он был приват-доцентом 1-го Московского университета. Николай Николаевич Фатов (1887—1961) — литературовед, также доцент, преподававший и в 1-м и во 2-м МГУ. Лингвистический кружок — конечно, знаменитый МЛК.
В июле 1923 года Розанов вместе с Н.К. Гудзием отправился в Петроград. У него было сразу несколько целей: отдохнуть в санатории ученых в Детском Селе, поговорить с петроградскими историкам книги, а также, видимо, кое-что приобрести для своей библиотеки. Однако было у него и еще несколько дел, менее очевидных, но оттого не менее важных. Об этом свидетельствует первая запись по приезде, 13 июля: «Встречи и поиски. 1) Семен[ников] 2) Поиски Жирмунского 3) Симони 4) Гребенщиков (не застал) 5) на трамв[ае] дама знак[омая] по вокзальной очереди в Москве 6) Никитины — Степанов (М.Д. нет) 7) Эйхенбаум (не застал) 8) Жирмунский на даче, жена Тат. Ник. 9) А. Ив. Ходасевич. 10) Поиски Анны Ахматовой 11) Поиски Смирнова А.А. 11) Перетц» (РГБ. Ф. 653. Карт. 4. Ед. хр. 6. Л. 56).
Нам трудно сказать, было ли у него какое-то конкретное дело к Ахматовой или же тут вмешалась московская обстановка: Ахматова и ее стихи в конце 1910-х и начале 1920-х гг. постоянно становились предметами обсуждения и размышлений в его кругу.
Очень схожая запись появляется и на следующий день: «1. Гребенщ[иков] (Публ[ичная] Б[иблиоте]ка) 2) Букинисты на Литейной 3) А. Ахматова. 4) Обед дома — брат Н. К[алинникович]а — Михаил 5) Гребенщиков (у него) 6) Корнатовская 7) Ахматова 8) Летний и Аничков сад» (Там же). 15 июля он уезжает в санаторий, но 16-го возвращается: «В 6 ч. в П[етроград]. Посещение Анны Ахматовой. Ее капризная балованность — [тихий] голос. Н.К. о Севастополе. Некоторая сухость. Тихий смех и улыбка. Необыч[айная] обстановка. Вручение книжки. Неприятный осадок. Вечер в “Союзе поэтов”. Шихман. — Бугославские. — Программа: Стихи Анны Ахматовой — Стихи Лукашина — Рассказ Вяч. Шишкова. Потом перерыв: Стрелков, Гребенщиков, А.И. Ходасевич, Шишков, Чепыгин [так!], Полонская, Тихонов Ник., Андрусон, Замятин. Затем доклад Замятина о современной] прозе. Председатель] Тихонов из “Всем[ирной] Лит[ературы]”. Прения. Фаресов — Гизетти и др.» (Там же. Л. 56 об.).
О книжных встречах Розанова в Петрограде мы надеемся написать отдельную статью, поэтому справок о В.П. Семеникове, П.К. Симони, Я.П. Гребенщикове здесь не даем. Н.К. — Гудзий. О закрытом вечере то ли в Союзе писателей, то ли в Союзе поэтов по дневнику Н.Н. Пунина кое-что сообщено в «Летописи» (однако там он отнесен к 17 июля, поскольку Пунин, скорее всего, записывал на следующий день)[12]. Но в записи Розанова добавляется важная информация. Прежде всего, замечательно то, что Ахматову устроители вечера соединили с малоизвестным поэтом и прозаиком Ильей Денисовичем Лукашиным (1894—1937). Шихман — видимо, кто-то из двух братьев, владельцев издательства «Первина». Яков Семенович (1893—1976) стал потом небезызвестным беллетристом, писавшим под псевдонимом Рыкачев (он был отчимом Ю. Нагибина), Борис Семенович (1892—1960; псевдоним Лунин) — беллетрист. Бугославские — историк литературы, музыковед и композитор Сергей Алексеевич (1888—1945) и его жена Александра Михайловна (1899 — ?). Леонид Иванович Андрусон (1875— 1930) — поэт, у которого недавно, в 1922 г., вышла книга стихов. Тихонов из «Всемирной литературы» — конечно, Александр Николаевич. Анатолий Иванович Фаресов (1852—1928) — публицист. Александр Алексеевич Гизетти (1888— 1938) — литературовед.
Около месяца Розанов провел в санатории Дома ученых в Детском Селе, а потом еще около недели пробыл в Петербурге, занятый разными делами. Там состоялась еще одна встреча с Ахматовой. 17 августа он пометил, что заходил к ней (и, видимо, не застал), а на следующий день, 18 марта подробно рассказывает: «Анна Ахматова. Говорили, что судьба ее стихов после того, как они написаны, ее не интересует (романсы на слова, декламация их и т.д.). Провожали с Н.К. Анну Ахматову до дому: говорила о 1) критиках формальн[ого] метода — отрицательно, особ[енно] о разборе Виноградова — “это совсем не нужно” — “я еще не история” и т.п. Из всех статей хорошо отзывалась только о Недоброво и о нем самом, очень интересовалась, как (и где?) он умер. 2) Об акмеизме: “Неужели Вы думаете, что существует к[акой-]л[ибо] акмеизм?” — счетом у Н[иколая] Степановича Гумилева] я и [1 нрзб.]. 3) О делении своей книги “Белая стая” на отделы: были раньше обозначенные отделы. 4) О нелюбви к Брюсову: “Ты — чьи руки”. 5) Другой пример незнания языка: “Под сей могилой погребен”. 6) О своей любви к Мандельштаму, о о [так!] 7) Пастернаке — талантлив, но до Мандельштама далеко: «Я не изменю об нем своего мнения, хотя он меня начал печатно бранить». 7) [так!] О Блоке и о строч[к]е “Короткое звонкое имя”. “Имя было вовсе не короткое: в 3 слога”; 8) о боязни ехать в Москву: там ее непременно [?] освищут — чего ради? 9) о любви к Цв[етаевой]. “Там не надо ей быть”. Все постоянно стоит в ее воображении» (Там же. Л. 60 об.).
Небольшой комментарий к темам беседы. «Разбор Виноградова» — статья будущего академика В.В. Виноградова «О символике А. Ахматовой»[13]. Статью Н.В. Недоброво «Анна Ахматова»[14] Ахматова всегда считала пророческой. Удивительно, что в середине 1923 г. она еще не знала о смерти Недоброво, скончавшегося в 1919 г. в Ялте от чахотки. «Короткое звонкое имя» — строка из стихотворения Ахматовой «Безвольно пощады просят...»
[1] Летопись жизни и творчества С.А. Есенина. Т. 1 : 1895— 1916 / [Сост. М.В. Скороходова и С.И. Субботина]. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 312—314.
[2] Розанов И. Литературные репутации: Работы разных лет. М., 1990. С. 443.
[3] Литературная жизнь России 1920-х годов. События. Отзывы современников. Библиография. Т. 1. Ч. 1. Москва и Петроград 1917—1920 гг.; Т. 1. Ч. 2. Москва и Петроград 1921—1922 гг. М., 2005.
[4] «Сохрани мою речь.». М., 2008. Вып. 4/1. С. 173—175.
[5] Мандельштам О. Полн. собр. соч. и писем: В 3 т. Приложение. Летопись жизни и творчества / Сост. А.Г. Мец при участии С.В. Василенко, Л.М. Видгофа, Д.И. Зубарева, Е.И. Лубянниковой. М., 2014.
[6] Мандельштам Н.Я. Воспоминания. М., 1989. С. 286.
[7] Мандельштам О. Полн. собр. соч. и писем: В 3 т. Приложение. Летопись жизни и творчества. С. 250.
[8] Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. 5-е изд., доп. М., 1985. С. 179.
[9] Литературная жизнь России 1920-х годов. Т. 1, ч. 1. С. 684.
[10] Там же. Т. 1, ч. 2. С. 26.
[11] Сверху вписано: «В арифм[етике]».
[12] Черных В.А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889—1966. 2-е изд., испр. и доп. М., 2008. С. 179.
[13] Литературная мысль. Пг., 1922 [на обл. 1923]. С. 91—138.
[14] Русская мысль. 1915. № 7.