Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №130, 2014
Ры была в первую очередь для меня певицей. Я бы даже сказал — оперной дивой. Музыкальное образование (она преподавала всю жизнь фортепиано) и от природы поставленный голос превращали всякое ее деяние, от покупки буханки хлеба до провокационного перформанса, в арию.
«Ты всё пела...» — эта тирада муравья могла бы быть обращена к ней. Хотя мирские заботы ее отнюдь не миновали (двое детей, скудные заработки, нелегкий быт в провинциальном городке), она всегда выламывалась из мирового устройства.
Вспомним ее экстравагантные наряды, сконструированные еще в шестидесятых-семидесятых. Они предвосхитили тенденции моды будущего.
Эта неординарность, проявлявшаяся во всем, могла быть причиной нередких конфликтов. Но что делать стрекозе в муравейнике?
Даже на ранних фотографиях: какое трагическое лицо у этой девочки, какой взрослый взгляд. Сказалось голодное детство, ужасы оккупации? Кто знает. Мне почему-то кажется, что здесь уже обозначен будущий художник с такой сложной судьбой и именем — Анна-Ры Никонова-Таршис. Также сложно она датировала свои стихи, обозначая время не только написания текста, но и неоднократного возвращения к нему (вечное возвращение). Четыре, пять дат не редкость.
Что-то от естествоиспытателя было в ней, это не только точная датировка стихов, как лабораторных опытов, но и разработанная «Система стилей». Тут вспоминаются Линней, Кювье. Огромный труд, рассматривающий все возможные варианты комбинаций в искусстве (литература + живопись, живопись + литература, математика + живопись, литература + математика и т.д.). Так стрекоза становится трудоголиком-муравьем.
Поэт, прозаик, художник, эссеист, критик, перформансист. Ипостаси Ры многообразны, как и ее поэтика.
Но для меня она останется и одиноким голосом человека, в исполнении которого любые авангардные изыски (например, «Плевочки») будут уникальными воспоминаниями о большом художнике. Личность Ры превозмогала бухгалтерию стихов-таблиц. Природное музыкальное начало наполняло «вакуумную поэзию» таинственным мерцанием. А ее разноцветные нарукавники, когда она исполняла «векторные стихи», регулируя вселенную! «Фонетические романы».
Анна была сиреной авангарда, волны океана зауми манили, когда она исполняла свои абстрактные экзерсисы. Недаром одну часть жизни она провела у Азовского, а другую — у Балтийского моря.
В России при жизни вышли две маленькие книги. А до этого был самиздат, журнал «Транспонанс», и чего еще только не было, изданного вместе с Сергеем Сигеем.
Стрекоза покинула наш муравейник. Не будет 2015 года под стихами.
Прощайте, Примадонна. Ваш голос слышен.
Май 2014