Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №146, 2017

Сергей Зенкин
От составителя
Просмотров: 183

Sergey Zenkin. From the Guest Editor

 

Сергей Зенкин (Российский государственный гуманитарный университет; главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований; доктор филологических наук) sergezenkine@hotmail.com.

Sergey Zenkin (Russian State University for the Humanities; research professor, Institute for Advan­ced Studies in the Humanities; Doctor of Sciences) sergezenkine@hotmail.com.

 

Художественное произведение неоднородно: в его синтагматической развертке (линейной, плоскостной, пространственной) есть точки повышенной интенсив­нос­ти, выделенные элементы, которые обращают на себя внимание, сильнее пе­ре­­живаются, легче запоминаются, цитируются и обсуждаются, к которым стяги­ваются структурные напряжения внутри произведения. Заимствуя термин из теории динамических систем, такие элементы можно назвать аттракторами.

Художественные аттракторы бывают разной природы; в частности, они могут быть визуальными — представлять собой «образы», «фигуры», «визуальные объекты» или «эффекты». Их изучение составляет перспективную и обширную научную область. Одним из конкретных подступов к теме могло бы стать исследование визуальных аттракторов в литературном тексте, то есть в инородной знаковой среде. Изначальная гетерогенность иконического объекта, внедренного в символическую знаковую систему, предопределяет его повышенную семиотичность (Ю. Лотман), эстетическую изоляцию и предрасполагает его к динамической роли аттрактора.

Чаще всего визуальные аттракторы вводятся в текст посредством словесного описания (экфрасиса), которое может редуцироваться до простого упоминания. Они присутствуют в литературе как элементы воображаемого мира (персонажи, ландшафты, материальные объекты, наделенные зрительным обликом), или как предметы визуальных реминисценций (например, отсылок к произведениям искусства), или как приемы визуализации текстуальной фор­мы (конкретная поэзия и т.п.). Визуальными аттракторами в литературе не мо­гут быть иллюстрации, так как последние, по определению, подчинены тексту и не служат его центральными, фокальными точками; в противном случае перед нами уже не литература как таковая, а смешанное визуально-текстуальное искусство с преобладанием зрительной компоненты, где текст играет роль «подписи под картинкой».

Визуальные аттракторы могут включаться в литературный сюжет, то есть непосредственно восприниматься его персонажами, или же оставаться в го­ри­зонте одного лишь автора / повествователя, например в функции применяемых им зрительных метафор. В любом случае их выделенность в тексте должна ощущаться читателем и / или героем; иногда она переживается как абсолютная инородность, что позволяет анализировать ее в категориях, описывающих социальное и религиозное функционирование сакрального. Аттракторы формируют динамику текста, которая существует только в человеческом восприятии, поэтому их изучение выходит за рамки имманентного текстуального анализа: даже анализируя внутреннюю структуру текста с аттракторами, следует иметь в виду их внетекстуальное воздействие в той мере, в какой оно программи­руется самим текстом. Непременным аспектом их исследования должно быть изучение художественной рецепции, будь то рецепция индивидуальная (профессионально-литературная), массово-читательская или даже имплицитная, заложенная в структуре текста (В. Изер).

Визуальные аттракторы бывают как в «высокой» («авторской») литературе, так и в массовой словесности, и при их изучении можно применять как индивидуально-герменевтические, так и статистико-социологические методы. Изучение визуальных аттракторов в литературе — их форм, их визуального генезиса и их места в динамической структуре вербального текста — должно стать междисциплинарным (и в перспективе международным) делом, объединяющим специалистов по общей семиотике и теории культуры, философии, литературе, визуальной культуре. Первым подходом к проблеме послужил круглый стол, состоявшийся в Москве, в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований Высшей школы экономики в марте 2015 года. Его организаторами были Наталья Самутина (НИУ ВШЭ), Александра Уракова (ИМЛИ РАН) и Сергей Зенкин (РГГУ). Ниже печатаются статьи, написанные участниками круглого стола — Юрием МурашовымСергеем ЗенкинымТатьяной ВенедиктовойАлександрой Ураковой и Борисом Степановым — на основе их выступлений.

 

При участии Татьяны Венедиктовой,

Юрия Мурашова, Натальи Самутиной,

Бориса Степанова и Александры Ураковой



Другие статьи автора: Зенкин Сергей

Архив журнала
№159, 2019№160, 2019№158. 2019№156, 2019№157, 2019№155, 2019№154, 2018№153, 2018№152. 2018№151, 2018№150, 2018№149, 2018№148, 2017№147, 2017№146, 2017№145, 2017№144, 2017№143, 2017№142, 2017№141, 2016№140, 2016№139, 2016№138, 2016№137, 2016№136, 2015№135, 2015№134, 2015№133, 2015№132, 2015№131, 2015№130, 2014№129, 2014№128, 2014№127, 2014№126, 2014№125, 2014№124, 2013№123, 2013№122, 2013№121, 2013№120, 2013№119, 2013№118, 2012№117, 2012№116, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба