Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №148, 2017

Татьяна Вайзер
От составителя

Tatiana Weiser. From the Editor

Татьяна Вайзер («НЛО»; редактор отдела «История»; МВШСЭН; кандидат философских наук, PhD) tianavaizer@yandex.ru.

Tatiana Weiser («NLO»; Editor of the History section; MSSES; PhD) tianavaizer@yandex.ru.

 

Подборка посвящена довольно новой и еще малоизученной в российской науке проблематике слуха как опыта внимания, вслушивания. Вплоть до недавнего времени слух рассматривался исключительно как пассивная физиологическая способность человеческого восприятия. В последние десятилетия слух, слушание, вслушивание в... начинают осмысляться в западных исследованиях как источник со-производства смысла и способ активного познания мира. В онтологически и экзистенциально ориентированной философии слух, слуша ние не равны интеллигибельному познанию средствами рассудка, но позволяю т постигать мир в его (онтологической) слышимости, в субъективном опыте раскрытия-к-миру. Помимо онтологии звука и феноменологии слуха в подбор ке формулируется важная для современных sound and listening studies проб лематика тишины как условия проявления звучания. Авторы ставят цель ю преодолеть дихотомию звука/звучания как источника смысла/содержания, с одной стороны, и тишины/молчания как отсутствия смысла/содержания, с другой. Тишину можно слушать, в нее можно вслушиваться так же, как мы слушаем и вслушиваемся в звук. Тишина смыслопродуктивна и обусловливает содержание слышимого, делая его слышимым и смыслонаделенным. Феномен тишины/молчания концептуализируется в подборке в трех перспективах: этоса (как мы слушаем и слышим и какие этические значения можем задавать/нарушать молчанием или производимыми на его фоне шумами), прагматики (как паузы молчания, умолчания, отсутствия звуков могут организовывать смысловые пространства текстов) и феноменологии (какие субъективные и интерсубъективные опыты оказываются нам доступны через слух, вслушивание).

Статья Анатолия Рясова посвящена онтологии звука и феноменологии тишины. Тишина представляется как горизонт и условие возможности зву чания. В статье Андрея Логутова феномен тишины рассматривается как этос аудитории на концертах академической музыки, формирование которого предполагало свою культурную историю аристократического, буржуазного и современного слушателя. В статье Татьяны Вайзер на примере исполнения в Московской консерватории «WTC 9/11» Стива Райха тишина осмысляется как смыслоорганизующий принцип телесного и пространственного воспри ятия слушателями музыкального произведения, посвященного опыту катастрофы. В статье Нины Щербак исследуются прагматические функции фоне ти ческих (звуковых) элементов и тишины/молчания в текстах западной и отечественной художественной литературы. Помимо нетрадиционных для классического музыковедения и литературоведения постановок проблем, статьи подборки отсылают к малоизвестным в России западным авторам набирающего сегодня силу направления исследований sound and listening studies. 



Другие статьи автора: Вайзер Татьяна

Архив журнала
№164, 2020№165, 2020№166, 2020№167, 2021№168, 2021№169, 2021№170, 2021№171, 2021№172, 2021№163, 2020№162, 2020№161, 2020№159, 2019№160, 2019№158. 2019№156, 2019№157, 2019№155, 2019№154, 2018№153, 2018№152. 2018№151, 2018№150, 2018№149, 2018№148, 2017№147, 2017№146, 2017№145, 2017№144, 2017№143, 2017№142, 2017№141, 2016№140, 2016№139, 2016№138, 2016№137, 2016№136, 2015№135, 2015№134, 2015№133, 2015№132, 2015№131, 2015№130, 2014№129, 2014№128, 2014№127, 2014№126, 2014№125, 2014№124, 2013№123, 2013№122, 2013№121, 2013№120, 2013№119, 2013№118, 2012№117, 2012№116, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба