Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №160, 2019
Корнелия Ичин (филологический факультет Белградского университета; профессор кафедры славистики; доктор наук)
Kornelija Ičin (Dr. habil; Professor, Department of Slavic Languages and Literatures, Faculty of Philology, University of Belgrade)
Ключевые слова: Виктор Соснора, числа, Пифагор, каббала, «Книга перемен»
Key words: Victor Sosnora, numbers, Pythagoras, Kabbalah, “I Ching”
УДК/UDC: 82-4 + 123.1
Аннотация: В статье рассматривается неопубликованная рукопись Виктора Сосноры, посвященная числам, времени, смерти, предопределенности пути русских поэтов. Анализируется понимание Соснорой чисел 1, 3, 9 в контексте пифагорейского учения о числах, а также каббалы и «Книги перемен».
Abstract: The subject of this article is an unpublished manuscript by Victor Sosnora that is dedicated to notions such as numbers, time, death and the role of predestination in the lives of Russian poets. Sosnora’s understanding of the numbers one, three and nine is analyzed in correlation to the teachings of Pythagoras, as well as the Kabbalah and the I Ching.
Первый раз Виктор Соснора побывал в Белграде по приглашению Союза писателей Сербии в 1988 году, в октябре, когда регулярно проходят международные встречи писателей. В 1988 году тема встреч была «Изгнание и литература» [1]. В 1995 году в издательстве «Логос» в переводе на сербский язык вышел роман Виктора Сосноры «Башня» (переводчик Татьяна Кокотович). Год спустя Соснора приехал в Белград во второй раз. Во время своего пребывания в Белграде он оставил записи о числах [2]. Поводом для них оказались наши разговоры о «Башне», вернее, о новом исчислении времени, которое было введено в роман главным героем — повествователем.
Его записи начинаются словами: «Никто не знает, откуда взялись числа. Я Вам обрисую смысл чисел, но это нужно учесть 5-е тысячелетие до европейской эры. Тогда года отсчета не было. Имели значение только простые числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9».
Все учения о числах, будь то китайская книга «И цзин», еврейская каббала или же пифагорейское учение, упираются в тайну мироздания, которое совершилось за пределами летосчисления. Чтобы понять теогонию, человек пытался необъятное, бесчисленное, вроде звездного неба, представить в исчислимом, ограниченном виде, вроде созвездий с определенным числом звезд и с определенной фигурой. Иными словами, идея о том, что большое отражается в малом и малое в большом, породила особые знания, которые развивались с помощью чисел и в которые были посвящены древние жрецы.
Олард Диксон в своей книге «Символика чисел» ссылается на пифагорейца Никомаха:
Все, что систематически создано природой во Вселенной, и в частях своих, и в целом, определенно и упорядоченно в соответствии с числом по замыслу Создателя всего сущего, ибо замысел был отражен в предварительной схеме под влиянием числа, задуманного Богом-творцом, числа еще умозрительного и нематериального, но в то же время отражающего суть и смысл [Диксон 1996: 14].
Дело в том, что всё творение, всё его многообразие можно представить цифрами 1 (точка), 2 (линия), 3 (плоскость) и 4 (объем), которые Пифагор называл главными образующими, «потому что все остальные величины (в сфере видимого мира) являются лишь дальнейшим развитием числа 4» [Там же: 15]. Одно из главных положений Пифагора касалось сообразности мира четверице-тетрактиде (известна даже клятва пифагорийцев четверицей [3]), потому что, если сложить 1+2+3+4=10, все числа представляются в дальнейшем этими основными числами:
Размышления над основами математического счета привели пифагорейцев к поклонению священной декаде. Все остальные числа суть для них простые повторения первых десяти. Декаду они отождествляли с четверкой, так как сумма первых четырех цифр равна 10. Священными числами считались по преимуществу единица, как первоначало чисел, троица, так как истинное единство представлялось им триединством, четверица, как заключающая в себе тайну декады, и, наконец, сама десятка [Досократики 1999: 143].
Изучив природу чисел, Пифагор и пифагорейцы основным считали прежде всего «деление чисел на четные, нечетные и четно-нечетное первичное число (единица)» [Досократики 1999: 142] [4]. Однако Пифагор одним из первых заговорил о числах на языке символических изречений, которые требовали толкования, вроде: «Начало — пол-целого дела»; «Числу все вещи подобны», как об этом повествует Ямвлих [Фрагменты 1989: 149] [5].
Виктор Соснора также сформулировал свои мысли о числах. Для него, как и для пифагорейцев, и согласно всем другим учениям о числах, 1 — «первозначное магическое число, но оно не человеческое, а — космическое», человеческий, магический отчет идет с троек: «Все слагаемые, включающие 3 или множимые и делимые на 3, — числа соответствий. Все — это 3, 6, 9». Он говорит о трех магических номиналах в простых вычислениях: 1, 3, 9, в особенности о смыслах девятки, которые «затерты» математикой [6]. Аналогично обстоит дело с числом 7, которое воспринимается разными учениями как число посвященных, — это «число судьбы, но оно тоже нечеловеческое, а провиденческое». Нечетное число 5 в концепции Сосноры — «никому неизвестное, страшное число, в магике означает катастрофу мирового масштаба». Числа 2, 4, 8 по его системе — это «числа несоответствий, подчиненные, они свойственны смутам, войнам, поражениям, победам, полководцам, — т. е. самым низшим понятиям».
Рассуждая о числах соответствий (3, 6, 9) и несоответствий (2, 4, 8) [7], Соснора использует терминологию гематрии (от греч. γραμματεια), буквенной каббалы, изучающей соотношения числовых значений слов [8]. Однако на данном этапе своих записок он говорит лишь о числах соответствий, которые взаимодействуют с помощью основных операций — сложения, вычитания, умножения и деления. Так или иначе, его мысли о числах сосредоточены на сефиротах, оттуда число 3 — третий сефирот, Бина, понимание — связано с человеком, как и проистекающие из него 6 (Тиферет, красота) и 9 (Йесод, основание). Отметим здесь, что на особый статус числа 6, например, указывает и А. Кроули, называя его «идеей» и «вещью в себе» [Кроули 2006: 117]. Страшное же число 5 связано с сефиротом 5 (Гвура), олицетворяющим силу, которую Соснора воспринимает как всеобщую катастрофу, тогда как «провиденческое» число 7 олицетворено сефиротом Нецах — победой.
Указывая на философскую основу чисел, на древние знания посвященных жрецов, возвращая нас на 7 тысяч лет назад, Соснора пытается понять сущность чисел, их бесконечность [9]. Поэтому числа от 1 до 10 можно рассматривать как микрокосм Алеф-Ноль. Бесконечность чисел [10] заключена уже в числе 10, которое представляет возвращение к Единице благодаря появлению Ноля, тому самому Айн, или Ничто, к которому Соснора будет еще возвращаться в своих записях. Он опирался на знания древних о том, что любое число представляет собой уникальную целостную вещь, свойственную лишь ему одному, обладает бесконечными возможностями преобразовать другое число, олицетворяет личностный принцип в подлинном смысле этого слова.
Традиция работы с числом, характерная для русской футуристической поэзии и, в частности, для Хлебникова — одного из нескольких русских «надгениев» и «надпоэтов», по определению Сосноры, — сыграла ключевую роль в исчислениях Соснорой личного числа у русских поэтов и писателей. Он хочет добраться до сути зависимости поэта от чисел, поэтому прежде всего обращается к Пушкину, пытается установить числа, которые предопределили его путь. Соснора высказывает предположение, что Пушкин «знал числа только по знакам карт Таро», и в качестве доказательства приводит числа-знаки Таро из «Пиковой дамы» — тройка, семерка, туз. Эти числа, по мнению Сосноры, суть «человеческое, провидческое и знак креста», но «знак крест а астральный, не имеющий ни малейшего отношения к египетской или иудейской деревяшке, к которой прибивали воров» [11]. Страх Пушкина перед этими числами, по мнению Сосноры, не оправдан, они, в отличие от чисел, обозначающих год, благоприятны. На языке Великих арканов Таро, согласно Элифасу Леви, это звучало бы следующим образом: Аркан III (Гимел) «раскрывает Доктрину о Божественной Природе как Тварном Сознании Космического Духа, представляющем собой по отношению к внешней, феноменальной природе Источник ее Произрождения», Аркан VII (Зайн) «есть учение о монаде как самоутверждающем Первообразе», Аркан I (Алеф) «учит о Единстве Вселенского Духа и Его Трансцендентальном Бытии» [Священная книга Тота 1994: 35].
Соснора пишет: «В какой бы системе времени ни означался год, он состоит из простых чисел, по возрастающей 3 — 6 — 9. Высшее число — девятка, 9. 18-й век — абстракция, веков в числах нет, только годы. 1700-е годы — время крайнего неблагоприятствия 1+7=8. 8 — предхудшее число. Худшее — 10. Год рождения Пушкина: 1799. Две первых цифры — общее время — восьмерка, данность очень плохая. Две вторые цифры — две параллельных девятки — личные, личностные, большая сила. Год смерти: 1836. На редкость полное соответствие времени и личности. 1+8=9; 3+6=9. Добровольная смерть — знак крылатости». Все это, заверяет Соснора, говорит о том, что у Пушкина сверхмощная аура, которая действует более 200 лет и сопоставима лишь с Кришной. С именем Пушкина Соснора связывает слово «божественный», под которым подразумевает «силовое поле, в которое попадает ряд людей от звука имени, от книги или же просто от взгляда», для него только Пушкин и есть эта сила, «проверенная временем и идущая вширь в России» [12]. Силовое поле Соснора обнаруживает и в литерах его имени, полном соответствии девятки (Александр) и шестерки (Пушкин) с числами соответствий, закодированными в его личные числа рождения (1799) и смерти (1836). Число 9 как «бесконечная Полнота, которая вместе с вечной Пустотой дает понятие Айн Соф, Божественный Нерожденный Свет, пронизывающий всю Вселенную» [Диксон 1996: 64], четырежды (9, 9, 1+8, 3+6) обрамляющее годы рождения и смерти Пушкина, раскрывает его мощь. Не только в каббале, но и в пифагорействе, да и во всех религиозных системах природа числа 9 была связана с понятиями вечности и света, стала символом наивысших духовных достижений, представляла «инициацию» — переход из одной в другую духовную стадию.
Когда речь идет о ХХ веке, то ни по каким законам чисел Блок и Хлебников «не идут», хотя Хлебников со студенческих лет занимался подсчетами. Тем не менее, по мнению Сосноры, «Блок и Хлебников, Пастернак и Цветаева являются высшими проводниками интуиции, но это не по числовой системе, а по психической, т.е. по системе вертикали, позвоночного столба». Он критикует выведенное Хлебниковым число 28 (символ смены поколений), которое не им было выдумано, а «новейшими чудаками и далекими от чисел», как Руссо и Толстой, поскольку ни они, ни Хлебников «не знали, что числа несоответствий (зачатий — рождений) и числа соответствий 3-х и 7-кратны». Самое сильное число соответствий — это девятка (3×3), поэтому и основанное на девятке (3×9 или 3×3×3) число 27 — «возраст гениальных поэтических книг» [13]. Число 9 самое подходящее для человека, оно легло в основу «Досок судьбы» Хлебникова и поэтому «Доски» «не нужно разрисовывать многочленными», поскольку 9 — «число судьбы», и «система 9-тки наиболее судьбоносна» (9 — это также «число смерти»). В отличие от него, число 28 для Сосноры «пустышка, несоответствие», так как оно равняется 10, включающему в себя 0, Айн (28=2+8=10) [14]. У людей 9 — самое подходящее число.
В контексте ХХ века Соснора рассуждает и о себе, особенно о клинической смерти, которая произошла с ним в 1981 году. Личное число 81 он рассматривает как число высших соответствий множителей (9×9=81), но не высших слагаемых (8+1=9). Тем не менее оно равно пушкинскому числу (36=3+6=9) и означает перерождение. Он пишет о себе с иронией:
А теперь о смешном и ничтожном.
Моя дата рождения: 1936. 1+9=10, время рождения — пустышка. Личное число: 3+6=9. Я умер в 1981 году. 8+1=9. Вполне совпадает и достойно. Но Кто-то решил дать мне вторую жизнь. Если я умру в 1999 г. — это превзойдет все возможные числа, это тот потолок, которого не достигал ни один художник Мира. Если я умру в 1996 г. — это будет ближе к правде, в ряду очень хорошо талантливых людей. Но если я умру в 1999 г., у меня получится полное совпадение с Пушкиным, даже с небольшим перевесом, п. ч. 1+9=10, пустышка в любом исчислении, но в магике 1 и 9 — числа абсолюта, что я и писал выше.
Посмотрите даты: Пушкин: 1799 — 1836
Нечто я: 1936 — 1999
Это был бы сюрприз для тех, кто знает числа. Но как Вы понимаете, ни стараться, ни стремиться к этому невозможно. Не дано никому. Я об этом никогда не писал.
Параллель, которую Соснора проводит с Пушкиным, вызвана необходимостью причислить себя к Пушкину (первой «неукротимой» и «безысходной» единице в России), который не мог смириться с тем, что человек не имеет права претендовать на близость божественной силе. «Там, где нет знака равенства, не может быть смирения», — пишет Соснора, и поэтому возникает протест, бунт, олицетворенный в малевичевском черном квадрате — «иконе нашего времени» [15]: «О Боже, тот, которого нет. Почему остается у каждого, кто владеет головой, руками и телом, — один черный квадрат? — знак черного солнца, потерянного? Нипочему. Никогда мы это не узнаем».
Докопаться до первичных чисел человек не может. Это беда его жизни. И дело не только в том, что в древних мировоззрениях размышления о Числе составляли часть философии, а не арифметики, но и в ошибках, которые были совершены европейским человеком по ходу истории. Одной из таких ошибок оказалось понятие о времени и его исчислении. Древние культуры исчисляли время по вертикали, и Соснора не подвергает сомнению, что это связано с духовностью, которая отмеряла часы «по лунной тени или же по песочным часам». И вертикаль (движение песка в песочных часах), и письмо справа налево, пишет он, «нисколько не противоречат друг другу: тень от луны идет справа налево в ее временной период». Ошибкой в европейском сознании оказались и исчисление времени, и написание алфавита слева направо. Соснора указывает, что это «противоестественно и космически, и физиологически», ибо «вертикаль и движение пошли наоборот». Однако, в отличие от Европы, которая уже не может исправить время (так как «движение имеет инерцию и энергию» и неминуемо приведет к гибели, раз оно идет наоборот), весь дальний Восток, или «представители интуитивного времени», как их называет русский поэт, сохранил «иероглифическую (древнюю, многосмысловую) письменность — по вертикали» [16].
Отсюда и восхищение поэта древнейшей китайской «Книгой перемен» («И цзин»). Правда, Соснора говорит о трех вариантах «Книги перемен», которые он располагает по нисходящей: первый вариант — «божественный», в котором «единицы, моностихи», второй вариант, с тройками — «человеческий» и третий, с шестерками — «недопустимый, толковательный». Китайские гексаграммы вызвали протест у поэта тем, что, по его наблюдениям, шестерка возникла сложением троек — бессмысленной операцией в мантичности, уничтожающей самостоятельность троек (так как шестерка «может восприниматься только как две тройки») и порождающей нелепость. А в числах важно как раз только мантическое значение, которое никто не может высказать, потому что «нельзя объяснить необъяснимое».
Однако это не совсем так. Во-первых, существует целая теория о постепенном увеличении количества черт в символах «Книги перемен»: а) 2 символа из одной черты, б) 4 символа их двух черт, в) 8 символов их трех черт, г) 16 символов их четырех черт, д) 32 символа из пяти черт и е) 64 символа из шести черт [17]. Во-вторых, в китайской «Книге перемен» из 64 гексаграмм половина обладает мантической формулой, а половина лишена ее [18].
Размышления об указанных вариантах написания «Книги перемен» привели Виктора Соснору к утверждению абсолюта единицы / моностиха / одной черты. Поэт продемонстрировал собственную ориентацию на забытую, раздавленную древность, первобытное число, его божественную природу. Углубленный в собственные мысли перед листом бумаги, забытый всеми в гостиничном номере, наедине с собой Соснора создает свою систему простых чисел, наделяет их особой символикой с целью ответить на вопрос о числах, времени, смерти. Уход Виктора Сосноры в 2019 году подтвердил его стремление к девятке как наивысшему числу. Сочетание единицы и девятки (1+9=10) символизирует не «пустышку», а бесконечность и возвращает к Единице. Числа 1 и 9 соответствует основополагающим числам начала и конца — числам Абсолюта.
[Генон 2013] — Генон Р. Наука чисел. СПб.: Владимир Даль, 2013.
(Guénon R. La science des nombres. Saint Petersburg, 2013. — In Russ.)
[Диксон 1996] — Диксон О. Книга песка // Символика чисел: сборник. М.; Киев: Рефл-бук; Ваклер, 1996.
(Dikson O. Kniga peska // Simvolika chisel: sbornik. Moscow; Kiev, 1996.)
[Досократики 1999] — Досократики. Доэлатовский и элатовский период. Минск: Харвест, 1999.
(Dosokratiki. Doelatovskiy i elatovskiy period. Minsk, 1999.)
[Кроули 2006] — Кроули А. 777. Каббала. М.: Ланселот, 2006.
(Crowley A. 777. Kabbalah. Moscow, 2006. — In Russ.)
[Малевич о себе 2004] — Малевич о себе. Современники о Малевиче: В 2 т. Т. 1: Письма. Документы. Воспоминания. Критика. М.: RA, 2004.
(Malevich o sebe. Sovremenniki o Maleviche: In 2 vols. Vol. 1: Pis’ma. Dokumenty. Vospominanya. Kritika. Moscow, 2004.)
[Папюс 1994] — Папюс. Оккультизм. Первоначальные сведения. М.: Селена, 1994.
(Papus. L’Occultisme. Moscow, 1994. — In Russ.)
[Священная книга Тота 1994] — Священная книга Тота. Великие арканы Таро: опыт комментария Вл. Шмакова. Часть I. М.: ДЕСОТ, 1994.
(Svjashchennaya kniga Tota. Velikie arkany Taro: opyt kommentarija Vl. Shmakova. Part I. Moscow, 1994.)
[Соснора 1999] — Соснора В. Камни NEGEREP. СПб.: Пушкинский фонд, 1999.
(Sosnora V. Kamni NEGEREP. Saint Petersburg, 1999.)
[Фрагменты 1989] — Фрагменты ранних греческих философов. Часть I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука,1989.
(Fragmenty rannih grecheskikh filosofov. Part I: Ot epicheskih teokosmogoniy do vozniknoveniya atomistiki. Moscow, 1989.)
[Щуцкий 1993] — Шуцкий Ю. Китайская классическая «Книга перемен». М.: Наука, 1993.
(Shchutskiy Yu. Kitayskaja klassicheskaya «Kniga peremen». Moscow, 1993.)
[1] Текст выступления опубликован в его книге «Камни NEGEREP» [Соснора 1999: 5—7].
[2] Записи о числах Виктора Сосноры хранятся у меня в виде рукописи (55 страниц формата А4, за исключением 4 страниц формата А5), все цитаты из них приводятся без указания страницы в тексте.
[3] Об этом пишет Ямвлих [Фрагменты 1989: 149].
[4] Этому тройному делению соответствовали три вида чисел, открытых пифагорейцами, это квадратные, прямоугольные и треугольные числа: «Квадратные числа получаются через сложение нечетных: 1+3=4=22; 1+3+5=9=32; 1+3+5+7=16=42 и т. д. Прямоугольные числа получаются через сложение четных: 2+4=6=2×3; 2+4+6=12=3×4 и т. д. Треугольные числа получаются через сложение по порядку четных и нечетных чисел: 1+2+3+...+n= n(n+1)/2» [Досократики 1999: 142]. Обнаружив математическую закономерность в музыке, в обращении небесных светил и др., Пифагор «постулирует существование такой же математической закономерности во всех явлениях», его формулировка «все есть число» становится фундаментом пифагорейского мировоззрения» [Там же: 144].
[5] По сообщениям Гераклида Понтийского, Пифагор учил, что «счастье (эвдемония) заключается в знании совершенства чисел»; тому же Гераклиду принадлежит мнени е, что Пифагор открыл закон гармоники, что «происхождение музыкальных интервалов также неразрывно связано с числом, так как они представляют собой сравнение количества с количеством», что он исследовал, «в результате чего возникают консонирующие и диссонирующие интервалы и вообще гармония и дисгармония» [Фрагменты 1989: 148].
[6] С числом 9 Соснора связывает «надгениев» Пушкина (1799— 1836) и Гоголя (1809— 1852); 9 — это высшее число, оно раскрывается в написании восемнадцатого века (18 в.), который Соснора называл «абстрактным».
[7] О числах 2, 4, 8 см. выше.
[8] А. Кроули в своей книге «777. Каббала» пишет: «Считается, что слова с одинаковым числовым значение поясняют друг друга, эта теория распространяется на целые фразы», и приводит пример буквы Шин, которая равна 300, «числу, полученному сложением числовых значений букв словосочетания RVCh ALHIM, дух Элохим, и поэтому эта буква является символом понятия “дух Элохим”» [Кроули 2006: 26].
[9] Совершенно по-другому смотрит на число Р. Генон: для него число не бесконечный континуум, а количественный показатель, сводимый к арифметике («мыслить Бесконечное количество — значит не только его ограничивать, но еще мыслить его как способное к увеличению или уменьшению, что не менее абсурдно» [Генон 2013: 92]).
[10] В «Книге Закона» А. Кроули пишет: «Каждое число бесконечно; не существует различия». Смысл этих слов он толкует в своем трактате «Что есть “число” и “символ”?», определяя каждое число «вещью в себе», обладающей «бесчисленным множеством присущих ему свойств». В качестве примера он берет числа 8 и 9, причем 8 — это восемь кубов со стороной в 1 см, которые помещаются в одном кубе со стороной 2 см, тогда как 9 — это количество квадратов со стороной в 1 см, которые помещаются в квадрате со стороной в 3 см. «Прибавить 1 к 8, мы получим 9, так что мы можем определить единицу как обладающую свойством трансформировать трехмерное расширение двух в двухмерное представление трех. Но если прибавить единицу к 9, то единица является обладающей силой трансформировать вышеупомянутое двухмерное представление трех в простой прямоугольник со сторонами 5 и 2. Таким образом, единица обладает двумя абсолютно разными качествами». Отсутствие различия, о котором говорит Кроули, подразумевает, что «невозможно каким-либо способом определить различие между любыми двумя числами», потому что каждое число «заключает в себе полноту Вселенной, и между одной и другой бесконечной вселенной не может быть различий» [Кроули 2006: 267, 270].
[11] Д-р Папюс знак креста связывает с числом 4, или Кватернером. Четыре изображается «силами, попарно противоположными друг другу», т. е. двумя активными и двумя пассивными силами, представленными «линиями, противоположными в своих направлениях попарно» (квадратом). Однако «если хотят изобразить произведение 4, то перекрещивают линии активные и пассивные таким способом, чтобы определить центральный пункт пересечения», а это и есть крест, т.е. изображение Абсолютного [Папюс 1994: 85].
[12] Второй по своей ауре — Гоголь: «Год рождения: 1809. 1+8=9; 09=9. Абсолютное благоприятствие. Две девятки. Год смерти: посмотрите сами. Добровольная смерть, Аура чуть ниже пушкинской, но вторая по величине в России».
[13] С другой стороны, если сложить 27+27=54, получится, по мнению Сосноры, «возраст смерти гениев, скажем, Малевича».
[14] Пустышками Соснора называет также умножение четных 2×2=4, 2×4=8 и т. д., и в этом ряду самой пустой пустышкой является 8×8=64 (6+4=10), поскольку «равняется самому вычеркнутому знаку философий — надежде».
[15] Защищая супрематизм и «черный квадрат» как символ нового направления, Малевич в письме А. Бенуа 1916 года пишет: «И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем»; «У меня — одна голая, без рамы (как карман) икона моего времени, и трудно бороться. Но счастье быть не похожим на вас дает силы идти все дальше и дальше в пустоту пустынь. Ибо там только преображение» [Малевич о себе 2004: 84, 85].
[16] Исключением, пишет Соснора, являются только гении живописи, музыки и письменности, у которых «концентрация красок, звуков и словесности идет по древнему принципу (знают они это или нет — неважно) — по 3 вертикалям». Но они ничего не могут поменять, потому что, когда в единицах, надгениях, происходит оживление древней памяти, это воспринимается как сумасшествие. Они, как носители «древнего (подлинного) времени интуиции», как люди вертикали, становятся объектом ненависти. Именно этим Соснора объясняет ненависть, которую «вызывают поэты везде, всегда, у всех народов и рас».
[17] Некоторые из исследователей «Книги перемен» склоняются к мысли, что древнейший текст китайской книги «был построен на основании символов, состоявших из пяти и менее черт, но не из шести» [Щуцкий 1993: 181].
[18] Основной текст «Книги перемен» разделяется на три слоя: первый слой — названия гексаграмм и мантические формулы; второй слой — афоризмы при гексаграммах (со включением цитат из первого слоя); третий слой — афоризмы при отдельных чертах (со включением цитат из первого и второго слоя) [Щуцкий 1993: 187].