Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №167, 2021
Евгения Самостиенко (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, кафедра философии физического факультета, научный сотрудник; Институт филологии и журналистики, преподаватель)
Eugenia Samostienko (Senior Lecturer; Department of Russian Literature, Institute of Philology and Journalism Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University)
Eugenia Samostienko (Eugenia Suslova). From the Guest Editor
Поэзия, будучи специфической культурной практикой, сегодня (впрочем, как и всегда до этого) остро ставит вопрос о зонах, в которых функционирует язык, а также о том, как он транслирует смыслы. Это место не так однозначно. Сегодня поэзия оказывается в окружении различных теоретических подходов: теории медиа и софта, теории аффекта, нейрофилософии, STS, акторно-сетевой теории и других. Интегральные цифровые биосемиотические объекты (например, снимки МРТ) сообщают нечто о нас самих, делают тело насквозь значимым [Joyce 2008]. Поэзия занимает специфическое место между mind и brain и осуществляет свой вклад в решение трудной проблемы сознания, предлагая особый доступ к феноменологической реальности. Скорость связи и жажда новой — технологической — связности мира указывают на изменение режимов переживания и коммуникации, а значит, и изменение способов самоопределения субъекта и того, к кому он обращен.
Надстройка в виде кода, пронизывающего существование в мире и взаимодействие с другими, меняет модус поэтической речи, чутко реагирующей на информационные и технологические изменения. Речь не идет об использовании технологий в роли нового носителя, как это происходит в электронной литературе или медиаискусстве, иногда работающем с поэтическими текстами как материалом. Речь также не идет о литературе, ориентированной на соблюдение формальных принципов, как это происходит, например, в комбинаторной поэзии. Чтобы схватить новые эпистемологические и языковые диспозиции, следует посмотреть на техносоциальные отношения как на отношения, которые буквально изображаются в принципах развертывания текста, в его структуре. Верно и обратное: чтобы понять, почему современное стихотворение выглядит определенным образом, стоит обратиться к системе отношений между технологическим и когнитивным.
Норберт Винер в своей классической работе «Кибернетика и общество» пишет: «Прежние машины — в особенности это верно для ранних попыток сконструировать автоматы — действительно функционировали по принципу замкнутого часового механизма. Но современные автоматические машины, например управляемые ракеты, неконтактные взрыватели, автоматы для открывания дверей, управляющее оборудование на химических заводах и прочие составляющие нынешнего арсенала автоматических машин с военными или промышленными функциями, обладают органами чувств, то есть наделены рецепторами, которые принимают сообщение извне» [Винер 2019: 24].
Чем более разомкнута система (а современные технологии разомкнуты куда более, чем те, о которых писал Н. Винер), тем бóльшую роль начинает играть не технологический объект со своими внешне предъявляемыми функциями, а его внутренняя коммуникационная система. Он перестает восприниматься как гомогенный — и тем важнее становится обратная связь. Технический объект размещается в сложной сети нашего опыта и встает в специфическое отношение к языку.
Поэтому неслучайно, что сегодня в исследованиях поэзии технологическая метафора занимает существенное место. «Кибернетический» взгляд позволяет обновить проблематику 1960-х годов с привлечением работ современных теоретиков (Л. Паризи [Parisi 2016], Л. Сачмен [Сачмен 2019], С. Маласпина [Malaspina 2018] и др.). Александр Гэллоуэй пишет об интрафейсах, возникающих как особые организованные среды между интерфейсами [Galloway 2012: 40]. Это же определение применимо и к языку. Это сложное многослойное целое, и в каждом из слоев функционируют объекты различной структуры. Поэзия высветляет промежуточные зоны, работая с переходностью этих объектов, населяющих различные слои, и технологии, будучи, при всей своей материальности, флюидными и сложноуловимыми, включаются в этот смысловой обмен в качестве смутного структурного остатка.
Екатерина Захаркив, обращаясь к прагматике цифрового континуума и его семиотической связи с поэтическим текстом, показывает, что современные поэтические тексты невозможно описать с помощью классической триады адресант—сообщение—адресат, пришедшей из теории коммуникации. Атопичность и децентрализованная природа интернета, а также изменение канала связи приводят к глубокому сдвигу коммуникационного характера современной поэзии: на месте объекта теперь оказывается отношение, а вместо линейно данного смысла — сеть распределенных перцептивных микроданных, возникающих каждый раз заново в новом контексте. Поэзия больше не направлена на себя, не обладает автореференциальным характером, как это было ранее, а становится своего рода сквозным объектом, который, не имея фиксированной формы, может быть схвачен только в потоке отношений.
Анна Родионова вводит в рассмотрение поэзии проблематику шума и определяет его (вслед за С. Маласпиной, автором книги «Эпистемология шума» [Malaspina 2018]) как крайнюю форму неопределенности. На примере поэтической практики Ники Скандиаки автор статьи говорит о шуме как о факторе, меняющем внутреннюю смысловую структуру современного поэтического текста. Тенденция гомогенизации поэтического письма, жест стирания смысла через рассогласование означаемого и означающего выводит на первый план отношение «полезного сигнала» и «шума», где последний занимает место первого. Поэзия рассматривается как информационная практика, предлагающая особый опыт коммуникации, где неопределенность создает вариативность, а та, в свою очередь, позволяет трансформировать представление о выборе как базисе интерпретации.
Сабина Бусарева, вслед за Витгенштейном, ставившим вопрос о «нелингвистическом способе общения» и переизобретении знака [Wittgenstein 1967], рассматривает принципы семиозиса идеографической коммуникации, обращаясь к поэтическим текстам визуального характера. Новые формы символизации, одной из которых и является визуальная коммуникация в интернете, позволяют уловить тенденции изменений в естественном языке, где они присутствуют в распыленном виде. Автор показывает, что коммуникационные технологии на границе языка и компьютерных интерфейсов позволяют схватить только возникающие сегодня возможности чтения и письма. Новые типы визуальных и эпистемологических объектов в свернутом виде содержат в себе социальные, политические, культурные узоры и направляют развертывание поэтического высказывание, преломляя желание отдельного автора, подвергающего сомнению свои границы.
Ирина Миронова ставит вопрос о новых режимах «объективности», возникающей вместе с распространением цифровых технологий. Изменение границы видимого и невидимого (на экранах становится доступно то, что ранее всегда находилось в смутной зоне внутреннего опыта или было доступно только воображению) является местом действия политики: то, что мы видим на экранах МРТ, энцефалографа и других приборов, требует чтения и интерпретации. Автор статьи показывает на примере нейропоэзии, нейрооперы и работ из сферы медиаискусства, как визуализация нейроданных влияет на структурное изменение поэтического опыта и как не символизирумый ранее слой нашей активности трансформирует возможности языка.
В статье Евгении Самостиенко поэзия рассматривается в контексте цифровых инструментов и технологий, направленных на контроль невербальных слоев опыта. По мнению автора, одной из наиболее существенных особенностей поэзии можно считать изменение отношения между категориями состояния и знания. Пытаясь оцифровать внутренний опыт, технологии оказываются в очень сложном и близком отношении к поэзии, которая не только позволяет увидеть констелляции когнитивных функций на том или ином историческом срезе, но и обозначает возможную значимость периферийных когнитивных функций в будущем.
[Винер 2019] — Винер Н. Кибернетика и общество / Пер. с англ. В. Желнинова. М.: АСТ, 2019.
(Wiener N. The Human Use of Human Beings: cybernetics and society. Moscow, 2019. — In Russ.)
[Сачмен 2019] — Сачмен Л. Реконфигурация отношений человек — машина: планы и ситуативные действия / Пер. с англ. А.С. Максимовой; под ред. А.М. Корбута. М.: Элементарные формы, 2019.
(Suchman L. Human-Machine Reconfigurations. Moscow, 2019. — In Russ.)
[Galloway 2012] — Galloway А. The Interface Effect. Cambridge; Malden, Massachusetts: Polity, 2012.
[Joyce 2008] — Joyce K.A. Magnetic Appeal: MRI and the Myth of Transparency. 1 ed. Ithaca, New York: Cornell University Press, 2008 (muse.jhu.edu/book/25037 (accessed: 19.05. 2020)).
[Malaspina 2018] — Malaspina C. An Epistemology of Noise. London: Bloomsbury, 2018.
[Parisi 2016] — Parisi L. Automated Thinking and the Limits of Reason // Cultural Studies. Critical Methodologies. 2016. Vol. 16(5). P. 471— 481.
[Wittgenstein 1967] — Wittgenstein L. Lectures and conversations on Aesthetics, Psychology and Religious Belief. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1967.