Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №117, 2012
А ведь она так и могла остаться неграмотной нянькой, терпевшей грубость и сексуальные домогательства, если бы не чуткость секретаря парткома Марии Сергеевны, которая не только убедила девушку обучиться грамоте, привела ее на фабрику, но и поддержала в трудный момент, дав возможность поставить производственный рекорд. В эту радостную минуту Таня не забывает о той роли, которую сыграла в ее жизни представительница партии: «Не волшебница седая подавала мне совет, и не фея молодая, а товарищ средних лет». И теперь юная женщина с уверенностью смотрит в будущее: «Таня, погляди ты, все дороги, все просторы нам открыты».
Музыкальная комедия «Светлый путь» (1940) — жизнеутверждающая история советской Золушки (именно так называлась пьеса В. Ардова, которая легла в основу фильма). Золушка — «образ судьбы, в которой торжествует справедливость»[1]. Но метаморфоза Тани Морозовой — это не просто волшебная сказка, а пример, пусть и значительно приукрашенный, социальной мобильности, существовавшей в сталинскую эпоху. Путь от няньки до депутата Верховного Совета героиня Орловой проделывает под чутким руководством партии, «личным примером утверждая, что смысл жизни в том и состоит, чтобы включиться в структуру» (в отличие от Анюты из кинофильма «Веселые ребята» 1933 года, где благодаря стечению обстоятельств домработница становится звездой эстрады)[2]. Хотя о жизни Тани до работы «в услужении» не рассказывается, о ее крестьянском происхождении говорят жалобы хозяйки, недовольной тем, что домработница делает «все по-своему», «как принято у них в избе». Таким образом, «светлый путь» Тани — это путь от крестьянки до инженера текстильной фабрики, а работа в качестве прислуги — промежуточный этап между «крестьянским» прошлым и «рабочим» будущим.
Путь из крестьянки в домработницы показан и в другой советской комедии — черно-белой ленте Б. Барнета «Дом на Трубной» (1928). Девятнадцатилетняя Параня (В. Марецкая) приезжает в Москву к своему дяде, который, как выясняется, уже вернулся в деревню. Блуждая по городу, несчастная девушка встречает своего земляка Семена, который помогает ей устроиться домработницей к соседу-парикмахеру. История Параши заканчивается победой профсоюза над незаконно уволившими ее хозяевами-эксплуататорами, однако дальнейшая ее судьба туманна: профсоюзная активистка Феня только обещает Параше найти ей работу через местком, а отношения с Семеном находятся на стадии первого поцелуя. Фильм вышел на закате нэпа, отражал реальность и идеологический посыл двадцатых годов, агитируя за вступление в профсоюз и участие в выборах, а не обещая героине головокружительной карьеры от «кухарки» до депутата Верховного Совета.
Так или иначе, обе картины повествуют о судьбе домашней работницы. До недавнего времени историки уделяли мало внимания этой социальной группе советского общества. Среди западных исследователей к ней обращались классик ревизионистской школы Ш. Фицпатрик[3], специалист по социальной истории У. Голдман[4], британский историк С. Дэвис[5] и канадская исследовательница Р. Спаньоло (она — единственный зарубежный автор диссертации и статей, посвященных советским домашним работницам[6]. В отечественной историографии работ на эту тему крайне мало. Можно отметить статью в «Энциклопедии банальностей» Н.Б. Лебиной[7], а также ряд публикаций о повседневной жизни Ленинграда[8].
Между тем советские домработницы — уникальная социально-профессиональная группа, изучение которой позволяет увидеть новые, ранее ускользавшие от анализа аспекты функционирования советского общества. Практика частного найма домашних работниц не вписывается в картину тотального огосударствления экономики в сталинскую эпоху и свидетельствует об определенной ее многоукладности. Пока сложно дать однозначный ответ на вопрос, можно ли рассматривать наличие прислуги как архаическую черту, генетически связанную с дореволюционной и даже дореформенной традицией, или же институт домработниц является естественным следствием индустриализации и урбанизации и мало чем отличается от института частной прислуги в капиталистических странах. В любом случае сам факт легального существования наемного домашнего труда в СССР подтверждает тезис британского исследователя Дж. Хоскинга о том, что советское общество, задуманное как эгалитарное, на деле являлось иерархическим[9].
Наличие иерархической структуры в обществе подразумевает возможность (или невозможность) вертикального движения по социальной лестнице. В нашей работе институт домашних работниц рассматривается именно как канал социальной мобильности, позволявший представительницам наименее престижных социальных категорий (колхозницам, «бывшим») стать «работницами», то есть частью формально доминирующей социальной группы. При этом многие из них не смогли полностью пройти этот путь и, преодолев лишь миграционный этап, на всю жизнь остались «в домработницах». Проблема домашней прислуги также смыкается с проблемой социокультурной интеграции «новых горожан».
Как известно, одно из важнейших качеств прислуги — умение быть незаметной. Эта «незаметность» домработниц определила основные группы источников по этой теме. Прежде всего, это источники личного происхождения: мемуары, автобиографии и устные интервью самих домработниц и тех, в чьих семьях они проживали. Большинство интервью (двадцать записей) были собраны автором статьи, еще четыре цитируются по работе М. Витухновской[10]. Вторая группа — это материалы Гарвардского проекта, политико-социологического исследования, проведенного сотрудниками Центра русских исследований Гарвардского университета в 1948 году, в рамках которого было опрошено более 2000 бывших граждан СССР, увезенных немцами во время войны и не пожелавших вернуться на родину.
Третья группа источников — архивные материалы, связанные с деятельностью профсоюзов, в которые входили домашние работницы (до 1930 года это был профсоюз работников народного питания, затем — профсоюз рабочих коммунального хозяйства). Материалы периодических изданий, прежде всего газеты «Труд» и журнала «Работница», достаточно обширны, если речь идет о 1920-х — начале 1930-х, однако в изданиях более позднего времени домработницы практически не упоминаются.
* * *
Хождение девочек из бедных семей, а также вдов и сирот в «чужие люди» было распространенным явлением в дореволюционной деревне. Согласно переписи 1897 года, на территории Российской империи проживало чуть более двух миллионов лиц, относившихся к «прислуге», из которых 63,3% составляли женщины[11]. Однако стоит заметить, что критерии включения в эту группу не совсем ясны. В понятие «прислуга» входили три основные группы: прислуга в учреждениях (а также на фабриках, заводах и усадьбах), домовая прислуга (швейцары, дворники, ночные сторожа) и домашняя прислуга (лакеи, горничные, повара, няни). Последняя была наиболее многочисленной (1 556 987 человек[12]) и в наибольшей степени сохраняла дореформенные черты.
Согласно исследованиям, одним из основных мотивов найма в качестве домашней прислуги было стремление девушек заработать на приданое, обзавестись семьей и, по возможности, снова вернуться в сельское хозяйство[13]. Распространен был и другой сценарий, по которому девушка выходила замуж за кого- то из слуг-мужчин или городских жителей низшего сословия. Определенный процент женщин на всю жизнь оставался в услужении, а самые несчастные пополняли ряды городских проституток[14]. Таким образом, хождение «в прислуги» было некой женской альтернативой мужскому отходничеству, то есть для значительной части женщин не являлось безвозвратной миграцией и тем более не рассматривалось как способ улучшения своего социального статуса.
Со сменой государственного строя в 1917 году потребность в домашней прислуге не исчезла. В 1920-е годы массовая миграция из деревень привела к появлению в городах тысяч неквалифицированных мужчин и женщин, пытавшихся найти работу в городе. Высокий уровень безработицы и страх большевиков перед «непролетарскими элементами» на производстве определяли политику государства, делавшего ставку на кадровых рабочих-мужчин и старавшегося оградить рабочие места от крестьянских мигрантов и женщин[15]. «Служба» в качестве домашней прислуги оказалась для бывших крестьянок едва ли не единственным способом трудоустройства.
Стремление профсоюзов защитить права домработниц порождало парадоксальную ситуацию: наниматели не желали заключать трудовые договоры и платить взносы в профсоюз, что приводило к массовой безработице домработниц—членов профсоюза. По данным профсоюза Нарпит, в 1926 году из 119 773 домработниц—членов союза 27 % страдали от безработицы «затяжного и устойчивого характера»[16] из-за «широкой возможности для нанимателей найма приезжающих в большом числе из сельских местностей и поступающих на любые условия»[17]. Власти были серьезно обеспокоены ростом проституции среди домашних работниц. По данным Центрального совета по борьбе с проституцией, 32% женщин легкого поведения советской Москвы составляли действительные и бывшие члены союза Нарпит. В целом, «домашние работницы среди прочих групп безработных женщин давали наиболее высокий процент проституток»[18].
Однако не только легкость, с которой любой желающий мог найти себе прислугу через «факторку» (подпольную биржу труда), но и самовольные увольнения домработниц приводили к росту безработицы среди этой категории женщин. Причины, побуждавшие домработниц оставлять свои места, в источниках формулируются в том числе так: «надоела домашняя работа» и «хочу на государственную службу (то есть на предприятие)»[19]. И все же, несмотря на «тягу домработниц в производственные предприятия»[20], случаи увольнения в связи с переходом на производство были достаточно редки.
В условиях слабого развития промышленности и избытка неквалифицированной рабочей силы в городах возможность трудоустройства вчерашних крестьянок на производстве была минимальна. Институт домашних работниц во времена нэпа стал важным миграционным каналом и механизмом производственной адаптации мигрантов, однако изменение их социального статуса было незначительным.
Ситуация изменилась в конце 1920-х годов, с началом индустриализации в промышленности и коллективизации в сельском хозяйстве. Большинство исследователей сходятся на том, что в годы первой пятилетки миграция крестьян в города достигла беспрецедентных масштабов. Так, Фицпатрик приводит следующие данные: за период с 1928 по 1932 год из деревни в город переселилось в общей сложности около 12 млн. человек[21]. Специалист по социальной истории России Х. Кесслер, обращая внимание на изменение доли городского населения с 17,9 % в 1926 году до 29,9 % в 1939 году, подчеркивает, что «отлив сельского населения был сконцентрирован в годы первой пятилетки, с "пиком" в 1931 году»[22]. С одной стороны, кардинальные изменения в деревне выталкивали в город массы крестьян, не желавших вступать в колхозы, с другой — нехватка рабочих рук на производстве стимулировала трудовую миграцию в промышленные центры.
Неудовлетворенная потребность в рабочей силе в годы первой пятилетки заставила власти по-новому взглянуть на домашних работниц. Основной задачей секции домработниц профсоюза рабочих городских предприятий и домашних работниц стала «мобилизация домработниц на ликвидацию среди них неграмотности и малограмотности, детальное изучение их труда и проведение на этой основе в жизнь мероприятий, направленных на пополнение этой группой промышленных кадров»[23]. В соответствующем постановлении, разосланном в январе 1932 года по всем секциям домработниц, говорилось следующее: «Одним из огромнейших источников рабочей силы является стотысячная армия домработниц. Внедрение женского труда в производство является общегосударственной задачей, задача нашего союза заключается в том, чтобы эта огромная армия вливающихся в промышленность была поставлена на такую работу, которая обеспечила бы рост удельного веса квалифицированных работниц». Далее предлагалось «для плановой передачи домработниц в промышленность немедленно учесть возможность передачи домработниц в промышленность в 1932 году и на основании выявления возможностей составить контрольную цифру и дать сведения в ЦК не позже 10.02.1932 г.»[24]
Сведения, предоставленные республиканскими и областными комитетами союза, позволяют оценить приблизительные масштабы внедрения домашних работниц в производство (к сожалению, требуемую информацию дали далеко не все регионы). Так, по данным профсоюза, за первое полугодие 1932 года в промышленность было передано 3 606 домработниц[25]. В первую очередь это касалось тех женщин, которые уже проявили себя в профсоюзной работе, овладели грамотой и достигли соответствующего культурного уровня, — то есть возможность перейти на завод была своего рода поощрением, наградой.
Для того чтобы подготовить домработниц к работе на производстве, были созданы различные курсы и обучающие программы. Например, в Ижевске профсоюз заключил договор с металлургическим заводом и фабрикой-кухней на подготовку домработниц для производства. В результате за первые два месяца 1932 года из 1 200 домработниц—членов союза на новую работу перешли 85 человек[26]. Если предположить, что такие темпы сохранялись в течение двенадцати месяцев, то получается, что почти каждая вторая домработница Ижевска имела возможность в течение года уйти на производство.
Любопытно, что при переводе домработниц на производство учитывались не только их заслуги, но и положение нанимателей. Так, в Ленинградской области в первую очередь снимались домработницы у тех нанимателей, «которые не имеют высокой квалификации или совсем не работают»[27]. В целом же местные организации отмечали, что «отражений на рабочую семью в связи с уходом домработниц в предприятия не встречалось, так как пополнение идет из деревень за счет колхозниц и батрачек (беднячек)»[28].
Еще одной причиной, по которой домашние работницы стремились найти другую работу, было их неполноценное положение в контексте гендерных установок сталинского общества. Домашняя работница не имела шансов стать советской женщиной в полном смысле этого слова, так как не могла выполнить гендерный контракт «работающая мать»[29], лежавший в основе сталинской гендерной политики. Проживая в семье у нанимателей, домработница не могла не только завести семью, но и содержать уже имеющихся детей. В разгар дискуссии об абортах врач московской женской консультации Шестакова выступила с характерным предложением: «Наряду с расширением детских садов и яслей надо увеличить количество домов матери и ребенка, двери которых должны быть широко раскрыты для матери — домашней работницы... при приеме детей в ясли домработниц уравнять в правах с работницами промышленных предприятий»[30]. На практике никаких шагов в этом направлении сделано не было, матерям-домработницам оставалось либо возвращаться в деревню, либо отдавать ребенка родственникам или в детский дом.
Несмотря на очевидные преимущества работы на производстве (более высокая заработная плата, большая независимость, нормированный рабочий день, социальные гарантии и т.д.), не все домработницы соглашались уходить от своих хозяев. Основной причиной отказов было отсутствие жилья[31], хотя в источниках упоминаются случаи, когда женщины не шли на производство даже при наличии мест в общежитии. В той же Ленинградской области две домработницы заявили, что «на текстильной фабрике мало зарабатывают — 60—70 рублей, а у меня остается в домработницах все жалование, а там не хватит на существование»[32]. Тем не менее большинство домашних работниц соглашались на предложение профсоюза.
Несмотря на то что определенных статистических данных о том, сколько всего домашних работниц было переведено на производство в годы первой пятилетки, на настоящий момент не обнаружено, по другим источникам видно, что именно в этот период институт домашних работниц сделался важным каналом социальной мобильности, позволявшим бывшим крестьянкам найти работу в городе, вступить в профсоюз, а затем получить направление на производство.
На протяжении 1930-х годов официальная пропаганда постоянно подчеркивала, что работа у частных нанимателей — это временный этап. Главный лозунг политики государства в этой области звучал так: «Домашним работницам — все условия для учебы, для продвижения вперед!»[33] Со страниц журналов и газет бывшие домработницы рассказывали, как хотели стать работницами не «домашними», а настоящими. Вспоминая свою жизнь у хозяйки, одна из них искренне говорит, что все время «спала и видела, что [оказалась] на заводе»[34]. В биографиях успешных советских женщин периодически упоминалось, что свой путь в городе они начинали как домашние работницы[35]. Групповые комитеты отчитывались о проделанной работе по внедрению домработниц в промышленность и о том, что «многие из них уже стали стахановками и ударницами на производстве»[36].
Счастливой советской домработнице противопоставлялся образ эксплуатируемой прислуги из капиталистических стран: не выдержав «эксплуатации хозяев-сионистов», Люба Вассерман — персонаж очерка в журнале «Работница» — решает уехать из Палестины в Биробиджан[37]. Героиня рассказа, напечатанного в другом номере этого журнала, американская горничная Мери Смит, приходит к выводу, что «лучше жить на маленькой бедной ферме, чем быть прикованной и униженной, быть рабыней»[38]. Но самым тиражируемым образом несчастной служанки предвоенного десятилетия был, безусловно, образ Анны из фильма М. Ромма: пережив обман и унижения со стороны хозяев, потеряв брата-революционера, она пешком уходит из захолустного городка на Западной Украине на территорию Советского Союза, устраивается на завод и возвращается на «малую родину» лишь после «воссоединения» в 1939 году украинских земель. Тиражируя подобного рода представления и образы, власть пыталась легитимизировать институт домашней прислуги, который еще Маркс заклеймил за «непроизводительное употребление» части рабочего класса, вытесненной с производства машинами и чрезвычайно возросшей производительной силой капиталистических предприятий[39]. В советском обществе укоренялась идея о том, что, становясь домашней работницей, домашняя прислуга перестает быть эксплуатируемой, так как ее труд регулируется «справедливым советским законодательством», а сама она активно участвует в строительстве социализма.
В 1941 году советское правительство достаточно круто изменило свое отношение к институту домашней прислуги. После собрания домработниц Московской области в Колонном зале Дома союзов в центральных изданиях были опубликованы «программные» статьи, в которых уточнялись обязанности домашних работниц. Отныне главная их задача заключалась в том, чтобы обеспечивать «производительность труда нанимателя», так как на них лежала ответственность за питание, чистоту жилища, отдых и воспитание детей. Не менее важной обязанностью домработницы провозглашалась «бережная охрана социалистической собственности»: жилищного фонда, газа, воды. Идеальная домработница состоит в профсоюзе, участвует в общественной деятельности, а главное, она — профессионал. В пример приводятся домработницы, «проработавшие в семье нанимателя по 10—15 и более лет»[40]. Таким образом, домработница с точки зрения государства должна была превратиться в профессиональную прислугу. В последующие годы в советской прессе этот вопрос не освещался — он ушел из сферы публичного обсуждения.
Возможно, этот поворот был приметой государственного курса на союз с вновь созданным средним классом. Речь шла о новой системе ценностей, которую американская исследовательница В. Данхем назвала «большой сделкой»[41]. Государство было заинтересовано главным образом в «производительности труда нанимателя», а домашняя работница должна была стать одним из элементов комфортной жизни новой элиты, обеспечиваемой ей в обмен на лояльность режиму.
Какое место занимала домашняя работница в социальной структуре сталинского общества? Само понятие «домашняя работница» было введено в официальный лексикон в годы нэпа в противовес понятию «домашняя прислуга»; так подчеркивалась принадлежность нянек и кухарок к рабочему классу[42]. Однако ряд формальных и неформальных признаков позволяет утверждать, что домработницы все-таки не считались полноценными пролетариями. Например, для них была введена особая форма прописки, которой они, по всей видимости, лишались, если теряли место[43]. И в повседневной речи, и в официальных документах часто употреблялось идеологически устаревшее слово «прислуга». Показательно, что нарком внешней торговли А.И. Микоян в 1939 году на встрече с участниками XVIII съезда партии заявил, что в советской стране «так выросла зажиточность населения, что нельзя найти людей в достаточном количестве, которые бы согласились быть прислугой»[44]. И факт, упомянутый наркомом, и использованная им лексика свидетельствуют о существенном расслоении сталинского общества.
Цитируемые А.И. Микояном слова «жены ответственного работника» о том, что стало невозможно «найти прислугу», на самом деле говорили не о зажиточности советских граждан, а о сложностях, связанных с введением паспортной системы. Стремление государства контролировать внутреннюю миграцию и оградить города от наплыва неквалифицированной рабочей силы из сельской местности, с одной стороны, серьезно ограничивало женщин из деревни в возможности покинуть колхоз и попытать счастья в городе. С другой стороны, необходимость получения городской прописки превратила институт домашних работниц в практически единственный миграционный канал (не считая продолжения учебы в фабрично-заводских школах и техникумах) для женщин. Как показывает Фицпатрик, колхозницам было особенно трудно уехать из деревни, так как, во-первых, женщины были привязаны к детям и приусадебному участку, а во-вторых, молодые мужчины после службы в армии получали паспорта, что облегчало их трудоустройство в городе[45]. В целом, мобильность (то есть готовность к миграции) женской части населения деревни была значительно ниже мужской. Для мужчин было также открыто гораздо больше миграционных каналов.
По-видимому, наем колхозниц в домашние работницы происходил так же, как отходничество у мужчин. Большинство селянок искали работу в городе сами или через родственников и знакомых. Иногда потенциальные наниматели обращались к председателям колхозов с просьбой дать им девушку в домработницы. Как и в случае оргнабора мужчин на производство, представители нанимающей стороны давали взятку председателю. Вот как описывает процесс найма домработницы один из респондентов Гарвардского проекта: «Они (домработницы) дешевы, но их трудно достать. Я приезжал в колхоз и выбирал девушку — любая девушка была счастлива бросить тяжелую жизнь в колхозе и уехать в город, — а потом нужно было говорить с председателем колхоза. Он, конечно, не хочет терять работницу, но, если у тебя есть блат, ты получишь свою прислугу»[46].
Определенный процент среди искавших места домработницы составляли девушки и женщины из семей раскулаченных и прочих неугодных режиму. Так, именно домработницей устроилась работать мать автора знаменитого дневника, сына раскулаченного крестьянина Степана Подлубного[47]. Еще одно тому свидетельство — интервью Беллы Давыдовны Котковской, в 1930-е годы учившейся в Институте химии при Академии наук Украины. Вот что она вспоминает о своей домработнице, деревенской девушке Гале: «Ее родители приезжали в Киев, привозили продукты. Ну и в один прекрасный день мать ее... И когда отца расстреляли, она пришла и плачет. А я Вику родила, в декрете. И моя мама говорит: так ты отдай ее к нам! Пусть она в нашей семье и живет! И так она пришла ко мне, всю жизнь и прожила со мной»[48].
Устроившись к частному нанимателю, девушка получала гордое звание «работницы», а также право на расчетную книжку, отпуск, выходной день, пособие при временной потере трудоспособности и другие социальные гарантии в соответствии с законодательством о труде. Одним из основополагающих документов по этому вопросу было постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 февраля 1926 года «Об условиях труда работников по найму, выполняющих на дому у нанимателя (домашние работники) работу по личному обслуживанию нанимателя и его семьи». Для многих домработниц их права оставались на бумаге, так как далеко не все наниматели заключали договоры и соблюдали трудовое законодательство. Об этом, в частности, с негодованием писала жительница Винницкой области в газету «Труд», сообщая, что хозяева «бесцеремонно эксплуатируют работниц, не предоставляя им выходных дней, не выплачивая зарплаты, увольняя их без всяких причин и т.п.»[49]
Важнейшая часть миграционного процесса — его заключительная фаза, адаптация мигранта на новом месте проживания. По мнению демографа Л.Л. Рыбаковского, приспособление новосела носит двусторонний характер. «С одной стороны, происходит процесс приспособления к новой социально- демографической среде, установление новых родственных связей, знакомств и т.д. С другой — постепенное ослабевание старых родственных, земляческих, имущественных и иных связей»[50]. Насколько успешно проходил процесс социально-бытовой адаптации девушек, устроившихся домашними работницами, зависело от целого ряда факторов, главным из которых, как нам кажется, был личностный. Под ним понимается как отношение нанимателей, так и установка женщин «на вхождение в новую среду, стремление усваивать новые для себя культурные навыки и установки, заместить ими традиции, вынесенные из дома, из своей семьи, из родного социума; потребность учиться, повышать профессиональный уровень»[51].
Таким «ориентированным на интеграцию мигрантом», судя по воспоминаниям воспитанницы, была няня в семье видного архитектора из Молотова: «Значит, у меня была нянечка, Зоя ее звали. Она была. очень интересный человек. В том плане, что она была очень такой человек любознательный. Ей было интересно все вокруг!»[52] Такие девушки, как Зоя, безусловно, имели больше шансов на успешную интеграцию в городе, чем их более консервативные коллеги.
Невозможно недооценивать значение семьи нанимателя, во многом внутри которой происходила социально-бытовая адаптация домашних работниц, шло освоение практик, соответствующих новому образу жизни. Основываясь на интервью, взятых у респондентов, в семьях которых в 1930—1950-е годы жили домработницы, можно сделать вывод о том, что многие наниматели «обучали» девочек из деревни необходимым социально-бытовым навыкам, например приготовлению пищи: «Где-то вот так вот в глубине отложилось, что вот мама говорит: "Фая, вот смотри, вот это так, вот это готовится так". Она ее еще и готовить учила. Ну, все как в любой нормальной семье»[53].
Здесь важно упомянуть о господствовавшей на протяжении всего сталинского периода концепте «культурности», который, с одной стороны, служил «повседневным "мягким" инструментом дисциплинирования новых горожан, оформляя и нормализуя, согласно образцам культурности, их обыденную жизнь», а с другой — был «одним из средств интеграции "низов" в систему квазиэлитарных ценностей»[54]. Для того чтобы лучше адаптироваться к городской среде, девушкам было важно выглядеть и разговаривать в соответствии с тамошними стандартами. И в этом вопросе нанимательницы часто оставались главными советчиками: «Тася, она, конечно, из деревни приехала, но она старалась как-то по-городскому [выглядеть]. И с мамой, я думаю, они обсуждали, как одеваться. Моя бабушка, в общем, она педагог такой была настоящий, и она, в общем, ей помогала очень, поправляла постоянно, как нужно говорить правильно»[55].
Некоторые наниматели принимали активное участие в дальнейшем устройстве своих нянек. Так, одна из респонденток помогла няне своих детей получить образование: «Мы решили, что надо ее учить в школе, раз она не кончила даже десять лет. Она у меня кончила школу, вечернюю, после этого поступила в институт и почти кончила его. Мы ей помогали учиться с мужем, делали ей всякие работы. Мы с ней иной раз ночами сидели, готовили ее дела. Муж мой все чертил, делал ей, помогал, а я ей решала математику»[56]. Даже будущую профессию для девушки выбрала нанимательница: «Почему на географический факультет? Потому что я посчитала, что ей не преодолеть барьеры на другие факультеты. Я не видела у нее никаких таких способностей»[57].
Такое отношение к домработницам в первую очередь говорит о человеческих свойствах конкретных нанимателей. Не менее важную роль играла миссионерская установка на «окультуривание» девочек из деревни, на «передачу образования и культуры отсталым массам», которая, как показывает В.В. Волков, была свойственна либерально настроенной интеллигенции еще дореволюционной России[58]. Если о повышении культурного уровня работниц на производстве заботились руководство предприятия, профсоюз и активистки движения общественниц, то приобщение домашних работниц к нормам и ценностям советского общества практически полностью ложилось на плечи хозяев.
В то же время домашние работницы транслировали свои, деревенские, социокультурные и бытовые практики. Как отмечает итальянская исследовательница Р. Сарти, прислуга на протяжении многих веков была «каналом передачи культуры между различными социальными классами» и слуги выступали в роли «учителей» для детей своих хозяев[59]. Об этом свидетельствует забавный эпизод, рассказанный одной из респонденток: «Праздновала тут чей-то день рождения, и одна из нянечек решила, чтобы я поздравила гостью, у которой был день рождения. Собралась довольно высокопоставленная публика дома, я вышла и сказала: "Будь здорова, как корова, будь счастлива, как свинья". За что мне очень досталось»[60]. Очевидно, что няня научила свою воспитанницу деревенской присказке, восходящей к традиционному крестьянскому приветствию «Будь здорова, как корова, плодовита, как свинья»[61], включенному В. Далем в сборник пословиц русского народа 1862 года.
Безусловно, далеко не всем домработницам везло с нанимателями. Часто хозяева не только не помогали им в освоении новых культурных навыков, но и грозились уволить рвущуюся к знаниям прислугу. Показательна в этом плане история домработницы-студентки Зои Кашинцевой, покончившей с собой из-за того, что тяжелая работа не позволяла ей справляться с нагрузкой в техникуме[62].
Особенно драматичны были ситуации, когда домработницы становились жертвами сексуального домогательства со стороны членов семьи нанимателя, как в случае, рассказанном респондентом из Симферополя: «Ну и у Вовки была домработница. Хорошая, обеспеченная семья, богатая и все. Ну и как. и домработница у них была из деревни. Как-то уж они ее склонили. Ну и Вовка пользовался, и она потом забеременела. А родители были высокопоставленные и все. Они ее в деревню сплавили»[63]. Эти травматические аспекты требуют отдельного исследования, равно как и проблема домашнего насилия в советских семьях.
Материалы интервью, взятых у бывших нанимателей и членов их семей, дают много примеров успешной адаптации к городской жизни юных домработниц при активном участии хозяев. Однако со сменой круга респондентов картина меняется. Возвращаясь к статье М. Витухновской, нельзя не согласиться с исследовательницей в том, что адаптация многих домработниц к новой социально-демографической среде была затруднена тем, что девушки были «замкнуты в рамках домашнего обихода», а «средой общения домработниц являлись "им подобные"»[64]. Судя по приведенным в работе отрывкам из интервью, респондентки не имели установки на интеграцию: «.я чего-то не интересовалась, чтобы так — подружиться с кем-нибудь ленинградцами. У нас своя компания была и все, насмешек я не хотела»[65]. Однако стоит отметить, что многие домработницы все же сумели приспособиться и принять новую реальность — в первую очередь те, кому удалось перейти с работы на дому на производство или в сферу обслуживания.
Институт домашних работниц, живших в семье нанимателя, просуществовал в Советском Союзе до начала 1970-х годов и постепенно сошел с исторической арены в связи с улучшением условий жизни в деревне, развитием сети дошкольных учреждений и распространением бытовой техники. За это время в город переселились сотни тысяч крестьянских женщин. Для некоторых из них это была трудовая миграция с целью уклонения от принудительного труда в деревне. Для многих же работа на дому у нанимателя стала переходным этапом, социальным каналом, благодаря которому колхозницам удавалось приобрести новый, более привлекательный статус — статус работницы. Те, кто в результате собственного упорства, помощи хозяев или профсоюзной организации влился в «стройные ряды» советского пролетариата, получили не только социальные гарантии, но и возможность более полной интеграции в городской социум.
Однако субъективное измерение переживаемой мигрантами вертикальной мобильности требует более детального рассмотрения. В советском кинофильме шестидесятых годов «Короткие встречи» (1967, режиссер К. Муратова) в гости к главной героине — ответственному работнику Валентине Ивановне — заходит ее бывшая домработница Зина. Теперь девушка работает на производстве, живет в общежитии, у нее городское платье и модная прическа, внешне она — пример успешной адаптации мигранта. При этом Зина угловата и потеряна и на вопрос о том, почему же она так и не вышла замуж, с горечью отвечает, что не может найти себе пару: «.от своего круга отбилась, а к вашему не прибилась». Очевидно, что вопрос об успешности миграционной или социальной стратегии во многом лежит в плоскости субъективного, и пытаться измерить эту успешность только по формальным признакам — значит упростить проблему. Необходим более полный междисциплинарный анализ, который, как нам кажется, возможен при максимальном привлечении различных «субъективных» материалов — источников личного происхождения.
[1] Кутерницкая Е. Золушка и ее сказка // Нева. 2009. № 7 (http://magazines.russ.ru/neva/2009/7/ku22.html).
[2] Стишова Е.М. Приключение Золушки в стране большевиков // Искусство кино. 1997. № 5. С. 99—107.
[3] Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М.: РОССПЭН, 2001.
[4] Goldman W. Women at the Gates: Gender and Industry in Stalin's Russia. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
[5] Davies S. «Us against Them»: Social Identity in Soviet Russia, 1934—1941 // Stalinism. New Directions / Ed. by Sh. Fitz- partick. N.Y.: Routledge, 2000.
[6] Spangolo R. When Private Home Meets Public Workplace: Service, Space, and the Urban Domestics in 1920s Russia // Everyday Life in Soviet Russia: Taking the Revolution Inside / Ed. by Ch. Kiar and E. Naiman. Bloomington: Indiana University Press, 2006.
[7] Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: контуры, символы, знаки. СПб: Дмитрий Буланин, 2006.
[8] Измозик В.С., Лебина Н.Б. Жилищный вопрос в быту ленинградской партийно-советской номенклатуры 1920— 1930-х гг. // Вопросы истории. 2001. № 4. С. 98—110; Витухновская М. «Старые» и «новые» горожане: мигранты в Ленинграде 1930-х годов // Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России, 1920 — 1930-е годы / Под ред. Т. Виха- вайнена. СПб.: Нева, 2000.
[9] Hosking G. Rulers and Victims: The Russians in the Soviet Society. Cambridge: Harvard University Press, 2006. P. 122.
[10] Витухновская М. Указ. соч.
[11] Первая перепись населения Российской империи, 1897 г. Распределение рабочих и прислуги по группам занятий и по месту рождения на основании данных первой всеобщей переписи населения Российской Империи 28 января 1987 года / Под ред. Н.А. Тройницкого. СПб.: Паровая типо-литография Н.Л. Ныркина, 1905. С. V.
[12] Там же. С. VII.
[13] Button M. Russian and West European Women, 1860—1939: Dreams, Struggles, and Nightmares. N.Y.: 2001. P. 76.
[14] Проблема проституции среди домашней прислуги немало заботила дореволюционную общественность. См., например: Ленская Л.Н. О прислуге. Доклад, читанный во 2-м женском Клубе в Москве в феврале 1908 года. Типография Вильде, Малая Кисловка. Собственный дом., 1908.
[15] Goldman W. Op. cit. P. 8.
[16] ГАРФ. Ф. 5452. Оп. 10. Д. 48. Л. 16—18. (Протокол № 12 заседания Центрального совета по борьбе с проституцией.)
[17] Там же. Л. 9—14. (Инструкция ЦК Нарпит по регулированию условий труда работников на дому и о порядке назначения и выдачи пособий по временной нетрудоспособности.)
[18] Там же. Л. 16—18. (Протокол № 12 заседания Центрального совета по борьбе с проституцией.)
[19] Там же. Л. 16—18. (К проекту декрета ВЦИК об условиях труда для домработниц.)
[20] 2-й Пленум ЦК Нарпит // Труд. 1925. 7 мая. С. 3.
[21] Фицпатрик Ш. Указ. соч. С. 96.
[22] Кесслер Х. Коллективизация и бегство из деревень — социально-экономические показатели, 1929—1939 гг. // Экономическая история: Обозрение / Под ред. Л.И. Бо- родкина. Вып. 9. М., 2003. С. 77.
[23] ГАРФ. Ф. 5456. Оп. 20. Д. 1. Л. 42. (Положение о секции домработниц в союзе рабочих городских предприятий и домработниц.)
[24] ГАРФ. Ф. 5456. Оп. 20. Д. 67. Л. 9. (Постановления и сведения о выдвижении рабочих на руководящую работу и о внедрении домашних работниц в промышленность.)
[25] ГАРФ. Ф. 5456. Оп. 20. Д. 67. Л. 66. (Учет домработниц, переданных в промышленность за первое полугодие 1932 года.)
[26] ГАРФ. Ф. 5456. Оп. 20. Д. 2. Л. 63. (Домработницы.)
[27] ГАРФ. Ф. 5456. Оп. 20. Д. 67. Л. 29. (В ЦК Союза РГП и ДР.)
[28] ГАРФ. Ф. 5456. Оп. 20. Д. 67. Л. 52. (В ЦК Союза РГП и ДР.)
[29] См.: Здравомыслова Е, Темкина А. История и современность: Гендерный порядок в России // Гендер для «чайников». М., 2006. С. 64—69.
[30] Замечание врача // Труд. 1936. 3 июня. С. 2.
[31] ГАРФ. Ф. 5456. Оп. 20. Д. 67. Л. 49. (В ЦК Союза РГП и ДР.)
[32] ГАРФ. Ф. 5456. Оп. 20. Д. 67. Л. 29. (В ЦК Союза РГП и ДР.)
[33] Огромная тяга к культурной жизни // Труд. 1935. 18 октября. С. 3.
[34] Обязательство выполнено с честью // Работница. 1937. № 34. С. 7.
[35] Я — член правительства // Работница. 1936. № 27. С. 23; За работой и учебой // Работница. 1936. № 25. С. 11.
[36] Домашние работницы на производстве // Труд. 1938. 24 декабря. С. 3.
[37] Биробиджан // Работница. 1937. № 31. С. 12.
[38] Если бы я была президентом // Работница. 1938. № 15. С. 15.
[39] Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. Т. 1. С. 456.
[40] Домашняя работница // Работница. 1941. № 8. С. 19.
[41] Dunham V. In Stalin's ^me: Middleclass Values in Soviet Fiction. Cambridge: Cambridge University Press, 1979. P. 14.
[42] См.: Spangolo R. Op. cit. P. 235.
[43] По следам заметок // Работница. 1934. № 31. С. 16.
[44] Труд. 1939. 23 марта. С. 2.
[45] См.: Фицпартик Ш. Указ. соч. С. 97.
[46] Harvard Project on the Soviet Social System. Schedule A. Vol. 33. Case 338 / (NY) 1390 (interviewer G.A., type A4). Male, 52, Great Russian, Buyer of materials and supplies for factories. Widener Library, Harvard University. P. 8.
[47] См.: Козлова Н. Советские люди. Сцены из истории. М., 2005. С. 191; BellbeckJ. Revolution on My Mind: Writing a Diary under Stalin. Cambridge: Harvard University Press, 2006.
[48] Запись интервью от 15 января 2009 года с Б.Д. Котков- ской // Архив автора.
[49] Домработницы вне союза // Труд. 1934. 6 октября. С. 3.
[50] Рыбаковский ЛЛ. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. (Очерки теории и методов исследования.) М., 2001 // http://lib.socio.msu.ru (Электронная библиотека cоциологического факультета МГУ им. Ломоносова).
[51] Витухновская М. Указ. соч. С. 114.
[52] Запись интервью от 24 января 2009 года с А.Д. Энгаус // Архив автора.
[53] Там же.
[54] Волков В.В. Концепция культурности, 1935—1938 // Социологический журнал. 1996. № 1/2. С. 208.
[55] Запись интервью от 11 января 2010 года с И.Б. Облизи- ной // Архив автора.
[56] Запись интервью от 27 июля 2010 года с О.С. Поповой // Архив автора.
[57] Там же.
[58] Волков В.В. Указ. соч. С. 205.
[59] Sarti R. Dangerous Liaisons: Servants as «Children» Taught by Their Masters and as «Teachers» of Their Masters' Children (Italy and France, Sixteenth to Twenty-First Centuries) // Paedagogica historica. 2007. Vol. 43. № 4. P. 573.
[60] Запись интервью от 6 июня 2009 года с Т.А. Костаревой // Архив автора.
[61] Даль В. Пословицы русского народа. Том II. Спб.; М., 1987. Т. 2. С. 322.
[62] Человека не стало // Труд. 1935. 15 июля. С. 4.
[63] Запись интервью от 7 января 2009 года с А.И. Сайбель // Архив автора.
[64] Витухновская М. Указ. соч. С. 133.
[65] Там же. С. 134.