Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №117, 2012
«Чем больше я занимаюсь любовью, тем больше отдаю себя революции». Примерно так звучал популярный во Франции лозунг в самый пик студенческих бунтов 1968 года; тогда же радикалы украсили стены парижских домов надписями с требованием: «Оргазм без берегов!» А в Западной Германии в то время в ходу была поговорка: «Удовольствие, секс и политика неразделимы». У всех было ощущение, будто наступила заря новой эры. Британская феминистка Анджела Картер буквально так и отзывалась о конце 1960-х: «Поистине, казалось, мы живем в первый год новой эры»[1].
Однако связь между радикальной политической активностью масс и глубочайшими преобразованиями в сексуальном ландшафте Европы в 1960— 1970-е годы остается до конца не проясненной. Что же явилось причиной «сексуальной революции»? Слишком долго сексуальность во второй половине XX века мыслили в рамках простой парадигмы неуклонной либерализации общества и постепенного преодоления препятствий на пути к сексуальной свободе. В поисках причин ученые метались от предположений о связи сексуальной революции с ростом культуры потребления и изобретением в начале 1960-х противозачаточных пилюль к мысли о том, что революция стала логическим результатом самоотверженной деятельности социальных движений, боровшихся за сексуальную свободу, легализацию абортов и права лесбиянок и геев. И то, и другое предположение находит подтверждение в фактах, но при этом вопросы, касающиеся взаимодействия между силами рынка и политическим активизмом, остаются неразрешенными. Тем более сомнительно, что успех революции оба подхода склонны объяснять безоговорочно неотразимой привлекательностью сексуальной свободы. Между тем, процесс либерализации не был столь прост (а также столь однозначен). Словом, эта парадигма требует всесторонней и многоуровневой проверки.
Помимо всего прочего, парадигма либерализации и подкрепляющие ее посылки предоставляют нам мало средств, чтобы понять причины возврата к сексуальному консерватизму. Историкам не удалось объяснить механизмы возрождения сексуального консерватизма в первое десятилетие XXI века в некоторых ветвях европейского христианства и ислама (в какой-то степени и иудаизма тоже), равно как и внутренне противоречивого сосуществования этого религиозно окрашенного консерватизма с бесспорно перенасыщенной сексом публичной сферой. Действительно, посткоммунистические (и в своем агрессивном национализме и одержимости проблемами демографии во многом постмодернистские) формы христианства в странах бывшего Восточного блока, не важно, католических или православных, как и неофундаменталистские течения европейского ислама, нередко преподносят себя в качестве силы, представляющей необходимую альтернативу либеральной терпимости к распущенности и беззастенчивой эксплуатации секса, предположительно возобладавших в чрезмерно секуляризированных странах Запада, — причем как раз в тот момент, когда сам Запад стал куда более амбивалентным по отношению к ценности сексуальных свобод. Романтической широте либеральных взглядов, за которые так долго боролись народы постфашистской Европы, угрожает серьезная опасность.
РЫНОК ЖЕЛАНИЙ
Бесспорно, немалую роль в том, что эта революция наконец разразилась, сыграло формирование капиталистического общества потребления. Свой вклад в эти процессы внесли и средства массовой информации, и индустрия рекламы. Перенасыщение визуальных средств информации все более и более рискованными образами, наряду с увеличением площади основных периодических изданий, отдаваемой связанным с сексом сенсационным репортажам, способствовало тому, что старая культура лицемерия и запретов была сметена, рассыпалась, как карточный домик. Зазор между тем, что люди делали в частной жизни, и тем, о чем они желали заявить публично, драматически сужался. Что некогда было тайным, стало явным. Перемены, произошедшие в обществе между 1964 и 1968 годами, просто поразительны. Публичная демонстрация наготы, добрачный секс, супружеская неверность, клубы со стриптизом, особые, усиливающие остроту удовольствия техники секса — все это неожиданно явилось обильной пищей для средств массовой информации и публичных дискуссий. Везде бесконечно говорили о сексе, рекламируя его как самое вожделенное удовольствие в этом мире. Не вызывает сомнений, что эта новая, бросающаяся в глаза вездесущность сексуальных образов, наводнивших средства массовой информации, обнажила пропасть между все более свободным, если не сказать распущенным, поведением людей в обществе и унаследованными официальными нормами, все еще бережно охраняемыми законодательством, тем самым побуждая либеральных и радикальных интеллектуалов, политиков, художников, активистов требовать изменения законов. Но ни в коем случае нельзя забывать, насколько невероятно трудно было — несмотря на все это — преобразовать законодательство в каждой стране таким образом, чтобы сексуальные права и свободы людей были надежно защищены.
* * *
Не менее важно помнить, как много сексуальная революция принесла с собой в общество противоречий, неуверенности и смятения. В том числе и среди радикальных политиков, которым (подумать только!) вдруг открылось, что сама ненавистная капиталистическая система порождает для людей все новые сексуальные возможности. Упования на то, что, занимаясь любовью, ты делаешь революцию, довольно быстро развеялись как дым. Оказалось, что удовольствие, секс и политика вовсе не так уж нераздельны, коль скоро явное потворство все новым сексуальным экспериментам преспокойно уживается с поддержкой военных действий во Вьетнаме и с ориентированной исключительно на прибыль рыночной экономикой. Возможно, политика стимулирования сексуальной активности была на самом деле средством заставить низшие классы общества молчать. Многих радикалов увлекла теория философа Герберта Маркузе, который считал, что сексуальная революция, поощряемая потребительским капитализмом, выработала лишь «репрессивную десублимацию» — мнимую свободу с постоянным подогреванием сексуальной активности, призванную отвлечь внимание от политической борьбы в обществе, где человек человеку волк, и сделать тревоги будней для людей хоть немного более сносными. Эту мысль с едким цинизмом выразил Джон Леннон в песне «Герой рабочего класса» («Working Class Hero»): после того как в течение «двадцати с лишним лет» в голову молодому рабочему вдалбливали чувство неуверенности в себе («тебе внушают, что ты человек маленький», «they make you feel small»), посадив «на иглу религии, секса и телевидения», ему сообщают, что «место наверху» для него все-таки есть, но сначала он должен научиться «с улыбкой убивать»[2]. Одним словом, секс, быть может, никакой не путь к революции, а наоборот, противоядие от нее.
Второй источник противоречий имеет отношение к ответу на непростые вопросы: что в действительности означало освобождение желания и каковы границы такого освобождения? Как быть с жестокостью, агрессией и насилием над женщинами? А с детьми и их беззащитностью? Где заканчивается право одного человека на сексуальное самовыражение и начинается право другого и как можно обеспечить возможность сексуального самоопределения для каждого? Феминистское движение, возникшее вместе с сексуальной революцией, ставило своей целью в конечном счете не просто отмену законов, криминализирующих развод, контрацепцию и аборты, но и введение более строгих законов, наказывающих за изнасилование, защищающих права жертв насилия на частную жизнь, и выступало за широкое освещение в средствах массовой информации случаев сексуального насилия над детьми. Феминистки яростно критиковали эгоцентричные и зачастую женоненавистнические притязания, нередко наблюдаемые среди активистов «новых левых» мужского пола, как, впрочем, и среди представителей политического мейнстрима. Одновременно активисты движения за освобождение геев и лесбиянок разоблачали гетеронормативные предрассудки, очевидные не только в консервативных кругах, но и среди самозваных мнимых прогрессистов.
Тем не менее путающие общую картину противоречия сохранялись. Зачем, если разобраться, нам нужен секс? Глубокие разногласия, например, вызывал вопрос, как относиться к сексу, который покупается за деньги? Феминистки спорили, являются ли их сестрами по борьбе за сексуальное самоопределение, жертвами мужской развращенности или (по крайней мере, для гетеросексуальных женщин) соперницами, конкурирующими за внимание мужчин. Озадачивали женщин и другие формы деперсонализированного секса, например пип-шоу. Чем именно привлекал обезличенный секс, почему столь многие мужчины испытывали к нему тягу? Многих женщин (и некоторых мужчин тоже) не на шутку тревожил вопрос, не иллюзия ли пресловутая эмоциональная близость партнеров во время сексуального акта.
Вообще говоря, многие противоречия, вихрями возникающие в ходе сексуальной революции, довольно быстро перехлестнувшей границы контркультуры и накрывшей собой даже культуру мейнстрима, были связаны с эмоциональными сложностями, неизбежно возникшими с новыми свободами — и с новым гнетом, порождаемым этими свободами. Чем считать, например, сексуальную верность партнеру — давно устаревшим мелкобуржуазным идеалом или же законной и даже передовой практикой — теперь, когда некогда респектабельные, степенные люди с энтузиазмом и открыто экспериментируют со своими побуждениями к адюльтеру? Что делать, если кто-то хочет, чтобы ты с ним спала, а сама ты этого не хочешь и тогда тебя объявляют фригидной или скованной? И более того, что делать, если занимаешься сексом, а он не приносит тебе радости, которой ты от него ждешь, в то время как все кругом только и кричат о том, что секс — это потрясающе?
* * *
Не вызывает сомнения, что важнейшим фактором в изменении нравов стало изобретение и производство в начале 1960-х годов противозачаточных пилюль, а в последующие годы все более широкое их распространение — в большинстве стран сначала только среди замужних женщин, а потом, к концу 1960-х — началу 1970-х, при наличии рецепта от врача и среди незамужних. Хотя добрачные половые отношения после Второй мировой войны во всех странах были довольно часты (правда, в разных странах по-разному, в зависимости от национальных традиций, региональных различий внутри каждой нации и особенно классовой принадлежности), надежность пилюль значительно снизила страх забеременеть во время коитуса, и впервые женщина во время полового акта могла экспериментировать так же свободно, как раньше мог позволить себе только мужчина.
Первоначально возникла надежда (ожидания действительно были очень большие), что эти пилюли, как «естественный», а не механический способ предотвратить зачатие, будут одобрены Ватиканом и это облегчит муки совести миллионов католичек. В 1964 году, например, на площади Святого Петра в Риме исполненные оптимизма демонстранты несли плакаты с призывами: «Да противозачаточным пилюлям!», «Нет взрыву демографической бомбы!» В 1965 году нобелевские лауреаты в количестве восьмидесяти одного человека обратились к папе с петицией признать необходимость контроля за рождаемостью, вызванную демографическим кризисом, трудностями, с которыми сталкивается «нежеланный ребенок», а также на том основании, что родители должны иметь право произвести на свет «такое количество детей, которое они в состоянии вырастить и воспитать»[3]. Однако, несмотря на мощную поддержку противозачаточных пилюль влиятельным католическим духовенством, папа Павел VI в своей энциклике 1968 года «Humanae Vitae» («О человеческой жизни») еще раз подтвердил, что католическая церковь отвергает любую контрацепцию, кроме периодического воздержания.
Тем не менее применение противозачаточных пилюль ширилось. В Италии они поступили в продажу уже в 1964 году, правда, сначала как лекарство против менструальных расстройств; до 1971 года их распространение врачами считалось противозаконным деянием. Однако к 1969 году, по оценкам Министерства здравоохранения Италии, оральные контрацептивы принимала каждая десятая женщина. Во франкистской Испании также, начиная с 1965 года, гинекологам было разрешено прописывать контрацептивы в качестве лекарства (хотя формально они были узаконены только в 1978 году, через несколько лет после смерти Франко).
Во Франции противозачаточные пилюли сначала были доступны только по предписанию врача с целью «урегулирования менструального цикла». Но уже к 1966 году французское Движение за планирование семьи (Mouve- ment fran§ais pour le planning familial, MFPF), начавшее свою деятельность в 1956 году, имело по всей стране двести центров, и члены его столь открыто игнорировали закон 1920 года, запрещающий контрацептивы, и даже пропагандировали их применение (чтобы обойти этот закон, надо было лишь вступить в эту организацию), что контраст между законодательством и реальной жизнью подсказал депутату-голлисту Люсьену Нойвирту мысль внести на рассмотрение парламента поправку, исключающую применение противозачаточных средств во Франции из числа уголовно наказуемых деяний. В 1967 году поправка прошла; помимо прочего, политиков убедил аргумент, что с распространением контрацепции уменьшится число незаконных абортов. В 1975 году, как только национальная программа страхования здоровья покрыла издержки и ограничения на их использование несовершеннолетними были сняты, добрая четверть француженок попробовала, что это такое.
В Западной Германии перемены были еще разительнее. В 1964 году всего лишь около двух тысяч западных немок пользовались противозачаточными пилюлями и большинство врачей отказывалось прописывать их незамужним. Разъяренные этими отказами, радикальные активистки превратили пилюли в cause celebre, продавая их на аукционах во время так называемых «партизанских театрализованных представлений», распространяя адреса врачей, готовых прописывать пилюли одиноким женщинам, и требуя свободной продажи пилюль в университетах. И очень скоро многие женщины сами приняли решение. Уже к 1968 году число западных немок, применяющих пилюли, перевалило за 1,4 миллиона и в дальнейшем продолжало расти. К 1975— 1977 годам треть способных к деторождению женщин Западной Германии сидели на этих таблетках; среди молодых женщин уровень был даже выше — около восьмидесяти процентов моложе двадцати лет.
* * *
И все же соблазн вступать в сексуальный контакт с живым человеком из плоти и крови, поддаться которому с противозачаточными таблетками стало гораздо проще, был не единственным импульсом, оказавшим влияние на трансформацию европейской сексуальной культуры; свою роль в разгуле сексуальной революции сыграла и порнография. В 1964 году в газетных киосках Британии появился вполне современный (и не какой-нибудь элитный или засаленный и грязный, из-под полы, а вполне себе глянцевый и вместе с тем общедоступный) порнографический журнал «Кинг». Год спустя стал выходить «Пентхаус» Боба Гуччионе, а еще годом позже «Мейфер», за которым в 1968 году последовали два приложения к «Пентхаусу» под названием «Форум» и «Лордз». Британский ученый Маркус Коллинз язвительно замечает, что новая атмосфера вседозволенности в 1960-е годы была порождена не просто «рядом либеральных законов, но и всенародным движением, поддержанным легионом мастурбаторов, потребителей "мягкого" порно»[4].
Именно волна общественного спроса на стимулирующие образы породила ситуацию, когда законы, карающие за непристойность, оказались неприменимыми. По законам, принятым в 1959 и в 1964 годах в Британии, если доказана художественная либо познавательная ценность эротического материала, его публикация не влекла за собой уголовного преследования. И хотя было очевидно, что к вышеперечисленным журналам эта оговорка неприложима, на торговцев подобной продукцией теперь просто смотрели сквозь пальцы. Вот что говорят цифры о распространении американского журнала «Плейбой»: в 1966 году в Европе было продано «полмиллиона из четырехмиллионного тиража этого ежемесячника; в Италии, например, "Плейбой" можно получить по почте, если ее не проверяет цензура. А как сосчитать тех итальянцев, добропорядочных отцов семейств, которые садятся в машину, едут к швейцарской границе и покупают "Плейбой" там?»[5]. Во Франции, несмотря на то что официальная декриминализация аналогичных законов произошла лишь в 1994 году, наблюдалась та же картина; в 1969 году один из обозревателей отмечал, что «порнографическая пресса, что во Франции, что за границей, открыто продается практически в каждом газетном киоске»[6].
Но лидером в официальной декриминализации порнографии стала крохотная Дания (литературная и другие формы вербальной порнографии были легализованы еще в 1967 году, а откровенные изображения — в 1969-м), и на несколько лет она стала самым крупным в мире экспортером этого товара. Уже в первые годы торговля порнографией принесла стране десятки миллионов долларов. В Дании также нашли себе приют около сотни секс-шопов, четверть посетителей которых составляли иностранные туристы. Вскоре примеру Дании последовали Швеция и Западная Германия: спустя всего несколько лет их законодательство изменилось в ту же сторону. Не случайно в 1969 году эти две страны были признаны самыми крупными производителями эротических фильмов. Но уже в 1968 году, когда порнография все еще была запрещена законом, Западная Германия вышла на первое место в мире по ее потреблению. И хотя об этом в то время мало кто знал, довольно многие респектабельные издатели и организации (в том числе и некоторые органы католической печати) удвоили свои мощности, печатая как разрешенный, так и запрещенный законом товар. Примерно в то же самое время широчайшее распространение получила изобразительная продукция в жанре мягкой эротики. Куда ни посмотришь, всюду видишь роскошную и соблазнительную обнаженную женскую грудь, она украшала даже обложки журналов для семейного чтения, ею можно было любоваться и в витринах каждого газетного киоска, и на городских рекламных тумбах, и на огромных рекламных щитах.
Ретроспективно может показаться, что женщины должны были опасаться безудержной коммерческой эксплуатации их обнаженного тела, что у них было больше причин для беспокойства, ведь новые свободы могли обернуться свободами главным образом для мужчин, предоставив им еще больше возможностей бесконечно множить число сексуальных партнеров, морально оправдывая свой промискуитет тем, что они, не жалея себя, борются с репрессивными установлениями и освященными традицией запретами. Но в действительности сомнения одолевали и многих мужчин. Социологические опросы в 1970-е годы в Британии показали, что почти половина молодых англичан высказалась против применения противозачаточных пилюль, в частности, потому, что женщины благодаря им обретают сексуальную свободу. Другие обозреватели, и таких тоже немало, были озабочены тем, что «все кругом только и говорят» о сексе, но остается совершенно неясно, сделал ли секс людей по-настоящему счастливыми. Не менее важной была и еще одна проблема: как мудро заметил один представитель западногерманской протестантской церкви, «выдержать груз недавно завоеванной свободы непросто, она несет с собой чувство неуверенности и потери твердой опоры под ногами». Более того, оказалось, что острое чувство неудовлетворенного желания может возникнуть не только в результате ханжеского сдерживания естественных побуждений, но «и в результате их реализации, не принесшей ожидаемого переживания»[7]. И тогда хит группы «Роллинг Стоунз» 1965 года «(Я не могу получить) удовлетворение» («(I can't Get No) Satisfaction») вдруг получает совершенно иной смысл. Если человек много занимается сексом, это вовсе не значит, что он по-настоящему удовлетворен. «Разве бесконечные разговоры про секс, про любовь, просветление могут удовлетворить живую потребность в этом людей, разве безумную страсть можно возбудить искусственно? — уже в 1968 году вопрошал один критически настроенный журналист. — Есть ли смысл призывать к революции, если она уже давно произошла? Разве желания и страсти пробуждаются лишь в коммерческих интересах?»[8] Кроме того, продолжал автор, стыд у людей никуда не девался, просто из сферы секса (где все табу давно уже сняты и ничего не значат, и ничего нового об этом уже не скажешь) стыд переместился в сферу чувств более глубоких, таких как любовь и страдание, сильные желания и страсти. Глубокое чувство, страсть к конкретному, единственному человеку — вот о чем разговаривать стало очень непросто.
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ
У активистов движения «новых левых» были свои сомнения насчет коммерческой эксплуатации сексуальных желаний, но они уж точно не считали слишком большую сексуальную свободу проблемой. Напротив, они на все лады теоретизировали о том, насколько важным политическим фактором является сексуальная свобода. «Занимайся любовью, не ходи на войну» («Make Love Not War») — самый популярный лозунг эпохи был не только призывом посвятить себя занятию более достойному и приятному, чем истребление себе подобных с риском при этом лишиться собственной жизни, не важно где, во Вьетнаме или в другом месте. В нем заключалась еще и целая теория о природе человека, основанная на глубоком и горячем убеждении, что тот, кто много занимается любовью, никогда не сделает больно другому, а уж тем более не станет его убивать.
Важнейшим фактором, освящающим это мировоззрение своим моральным авторитетом, была заново открытая антикапиталистическая и одновременно секс-радикальная традиция периода между двумя мировыми войнами, и особенно труды 1920—1930-х годов австрийского фрейдиста марксистского толка Вильгельма Райха. Книги Райха «Сексуальная революция», «Функция оргазма», «Психология масс и фашизм», переведенные на многие языки, стали переиздаваться массовыми тиражами, отпечатанные ли на ротаторе, или в мягкой обложке, в Лондоне и в Копенгагене, в Париже, Амстердаме и Берлине, а также в небольших университетских городках. Выдержки из текстов Райха и обилие цитат из его трудов публиковались в ранних руководствах и «библиях» студенческого движения, в том числе в специальном выпуске на французском журнала «Партизаны» («Partisans») под заголовком «Сексуальность и репрессия» («Sexualite et Repression», 1966), а также в «Цитатнике сексуальной революции» («Le Petit Livre Rouge de la Revolution Sexuelle», 1969). Главным образом, его идеи будоражили воображение всех, кто страстно верил, что борьба за социальную справедливость и стремление к удовольствиям — вещи взаимно дополняющие и усиливающие друг друга. Эта вера во многом опиралась на центральную идею Райха, что «жестокие черты характера» проявляются в человеке «в условиях хронической сексуальной неудовлетворенности», в то время как «генитально удовлетворенные люди» отличаются «мягкостью и добротой нрава»[9]. Сексуальная эмансипация — вопрос не тривиальный и не простой, обрести сексуальную свободу означало теперь стать добрее, лучше и, возможно, даже влиться в ряды бесстрашных борцов с фашизмом.
Идеи Райха были подхвачены и в Восточной Европе. В 1971 году югославский кинорежиссер Душан Макавеев снял картину под названием «В. Р.: Мистерия организма» (буквы В. Р. означают не что иное, как «Вильгельм Райх»); эксцентричная смесь художественного и документального кино, этот фильм рассказывает о девушке Милене, рабочей из Югославии, соблазняющей русского конькобежца по имени Владимир Ильич, который, будучи не способен испытать наслаждение, в конце концов ее убивает. Эта история перебивается кадрами интервью с людьми, лично знавшими Райха, и некоторыми другими личностями, например с гуру мастурбации Бетти Додсон, призывающей зрителя учиться технике достижения глубокого оргазма. Не последнюю роль играет имя героя, совпадающее с реальным именем Ульянова-Ленина: неспособный удовлетворить свои желания русский мужчина олицетворяет в фильме репрессивную форму социализма, а сам фильм, разумеется, представляет собой резкую критику советской политической системы, которая неспособна стать лучшей или хотя бы адекватной альтернативой западному капитализму. Диалоги в фильме ведутся на сербохорватском и английском языках, и, хотя на родине Макавеева, в Югославии, фильм так и не вышел на экраны, он очень скоро стал культовым, породив в Соединенных Штатах и в Западной Европе волну споров и дискуссий.
В Западной Германии увлечение работами Райха было особенно пылким — молодые радикалы, ощущавшие острую необходимость осмыслить и преодолеть наследие нацистского прошлого своей страны, надеялись, что Райх даст им ключ к пониманию причин участия поколения их родителей в преследованиях и убийствах европейских евреев. Одновременно они с восторгом приняли совет Райха относиться к сексуальности своих детей не как к явлению опасному, заслуживающему лишь безжалостного подавления, но как к нормальному проявлению здорового организма, помогающему предотвратить формирование у ребенка фашистского типа личности. Как сформулировал эту мысль в 1969 году социолог из «новых левых» Дитрих Генш, классовая ненависть при капитализме, фашизм и жестокости войны суть три продукта «генитальной слабости», возникающей у людей, чьи естественные влечения были насильственно искажены и подавлены, и им пришлось выработать угнетающие человеческую свободу понятия чести, долга и самоконтроля[10]. Правила воспитания детей, предложенные Райхом, казались ясными и понятными. Детей ни в коем случае нельзя бить. Мало того, им следует предоставить полную свободу в выборе игр, позволять гулять нагишом и трогать свое тело и тело своих товарищей. Запрещая ребенку заниматься мастурбацией, учил Райх, мы делаем первый шаг к тому, чтобы из него выросло существо хилое и слабое, восприимчивое к идеям авторитаризма и к условиям демократического общества не приспособленное.
Во Франции Райх был особенно популярен за критику добрачного воздержания и идеального моногамного брака, который длится всю жизнь. Группа радикальных французских учащихся старших классов в своем наделавшем много шума манифесте «Пятнадцать тезисов сексуальной революции» утверждали, что секс — это «занятие, необходимое каждому человеку», что освященный законом и длящийся долгие годы брак является разновидностью «отчуждения»: «Отношения собственности, учрежденные между двумя партнерами, суть та же кража, на которой зиждется капиталистическая собственность»[11]. В той же Франции радикалы свято верили в теорию Райха, в то, что зависимость между жестокостью и наслаждением обратно пропорциональна. «Власть или всласть?» («La puissance ou la jouissance?») — задавали риторический вопрос в рифму французские секс-радикалы в талантливой и очень смешной карикатуре, помещенной в специальном выпуске журнала Жан-Поля Сартра «Tout!», опубликованного 23 апреля 1971 года и посвященного сексу и «свободному распоряжению нашими телами» (см. рис.).
Предпочтение авторов карикатуры в предложенных ими альтернативах очевидно; рядом с изображениями призывающих ближнего к «порядку и послушанию» представителей власти, которые при этом злоупотребляют ею (полицейские избивают, духовенство и политики оскорбляют и унижают людей), помещены рисунки, где те же самые люди делают со своими жертвами то, что втайне желали бы делать с ними на самом деле (во всяком случае, по мысли авторов карикатуры), — пользуются ими для получения колоссального сексуального наслаждения, как гомосексуальным, так и гетеросексуальным способом. Показательно, что радикалы не считали консерваторов людьми неисправимыми. Напротив, мы видим здесь, что даже американский президент Ричард Никсон очень даже не прочь, чтобы его поимел Супермен. Смысл карикатуры в том, что сексом можно излечить даже самый тяжелый случай заболевания «правизной».
* * *
Но существовали и другие способы объединить в одну теорию секс и политику. Одни теоретики считали, что секс уже сам по себе есть акт политический. Активисты гей-движения, например, с гордостью говорили: «Наши задницы — революционны». Другие утверждали, что секс пробуждает политическую активность масс — героиня фильма Макавеева Милена решительно заявляла: «Социализм без секса — скучища, мухи дохнут». Порой сексуальная и политическая активность расценивались как явления одного порядка. Западногерманские «новые левые» советовали быть «с полицаем жестким, а в постели нежным». С другой стороны, и самим полицейским можно было предложить решать иные задачи. Например, активисты анархистского движения «Provo» в Нидерландах призывали полицейских «разоружиться и стать социальными работниками будущего», раздающими куриные ножки с апельсинами голодным и противозачаточные средства всем желающим[12]. Иногда в запальчивой защите моральной ценности сексуального наслаждения прибегали к аналогии: «Целомудрие — не большая добродетель, чем недоедание». А иногда скорее педантично напоминали о том, что о политике следует думать не меньше, чем о сексе: «Братья и сестры, / взявшие в толк, / в бой с капитализмом / зовет нас долг».
Иногда леваки признавались, что они просто ищут подходящего сексуального партнера, что им надоело удовлетворять себя унизительным (в их глазах) детским способом, то есть с помощью мастурбации. «Долой рукоблудие!» — провозглашали в 1969 году двое «красных» рабочих в подпольной западногерманской газете, поместив в ней частное объявление: «Двое товарищей срочно нуждаются в немедленном восстановлении сексуального равновесия. Помогите им, товарищи женщины»[13]. Но чаще всего людьми владела искренняя убежденность в том, что непосредственное выражение сексуальности станет тем спусковым крючком, который запустит политические перемены. Участник движения британской контркультуры, врач по профессии Мэтью Расселл самокритично и вместе с тем смущенно вспоминал: «Оглядываясь на прошлое, я понимаю, каким все это было фантастически-наивным и невежественно-невинным. В то время мы искренне верили, что наши подвиги должны изменить мир, что если в долине Катманду в день рождения Будды ты трахаешь соседку с большими сиськами, которая тебе очень нравится, то это твое деяние столь велико, что способно уничтожить все запасы ядерного оружия в мире. Мы и в самом деле не сомневались, что это так. Наивное, конечно, но вполне невинное и здоровое экспериментирование с сексуальностью... Многие тогда верили в то, что стоит только снять трусы, и ты сможешь вдребезги сокрушить ненавистное государство»[14].
Разумеется, консерваторы повсюду вынуждены были защищаться, опровергая эти доводы новой морали, в которых сексуальная политика объединялась с политикой иного рода, но не менее яростно им приходилось отбиваться от растущего хора голосов, настаивавших на том, что поиск сексуального наслаждения — дело «естественное» и «здоровое». Вот что писал в 1970 году в своей статье «Энергия игры: исследуя интернациональный андеграунд» первый редактор австралийского, а потом британского сатирического журнала контркультуры «Оз» Ричард Невилл: «Тысячи молодых людей по всему миру втайне совершают подлинную сексуальную революцию, даже не подозревая об этом». И далее: «Парень знакомится с девушкой, и уже через несколько минут они потихонечку дрейфуют куда-нибудь в укромный уголок, где он может радостно залезть ей под юбку, и тотчас же, вцепившись друг дружке в ягодицы и забыв обо всем на свете, они начинают с восторгом сосаться и трахаться».
Так, утверждал он, они осуществляют «тотальный обмен информацией с помощью осязания... Если их влечет друг к другу лишь биологически, ничего не потеряно, кроме нескольких жалких миллионов сперматозоидов, и оба любовника преспокойно разбегаются в разные стороны. Если же влечение глубже, их отношения становятся богаче, равно как и их сексуальный опыт. Путь к сердцу девушки лежит через ее »[15].
Молодые люди не только игнорировали унаследованные правила поведения, но и бросали вызов старшим, утверждая, что именно консервативные традиции по-настоящему аморальны. В материалах исследования, проведенного в 1964—1965 годах среди девочек-подростков и девушек Милана, Турина, Рима, Палермо и их окрестностей, приводятся довольно бойкие, чтобы не сказать дерзкие и самоуверенные, высказывания о том, что они думают о сексе. Двадцать два процента из тысячи опрошенных девиц (от 13 до 19 лет) уже имели половые сношения; ни одна из них не признала, что добрачный секс — это нехорошо. Отвечая на вопрос: «Нравственно ли заниматься сексом до брака?», семнадцатилетняя Лаура заявила: «Да, — и недвусмысленно продолжила: — я делаю это, наверно, потому, что все делают, но я считаю, что это нужно делать. Сама природа хочет этого, а ждать, пока выйдешь замуж. это противоестественно». Но этим она не ограничилась и сказала буквально следующее: «Наши "предки" вели себя просто позорно. Женщин держали под замком, у них не было никакой надежды на секс, пока не выйдут замуж, а вот мальчикам, даже совсем юным, была полная свобода, они могли толпами ходить по борделям. А теперь девочки больше не хотят выходить за стариков, как и мальчики таскаться по борделям, а ваше общество кричит, что это позор, и обвиняет нас в безнравственности»[16]. (Лаура попала почти в точку в своем уничтожающем резюме женоненавистнического лицемерия, на котором строились ценности нашего общества до сексуальной революции. Еще одно исследование, проведенное в 1965 году среди более чем тысячи итальянских мужчин в возрасте от двадцати до пятидесяти лет, показало, что восемьдесят один процент мужчин с ностальгией вспоминает времена публичных домов, закрытых в 1959 году общими усилиями активисток феминизма и консерваторов; семьдесят один процент из них сами пользовались услугами проституток; семьдесят пять процентов высказались против добрачного секса у женщин, а шестьдесят шесть процентов заявили, что им, «в общем-то, важно», чтобы невеста была девственницей).
И все же ни революционные теории, ни тот факт, что молодые люди недвусмысленно голосовали собственным телом, сами по себе не привели к переменам в законодательных системах европейских стран. Эти изменения явились результатом невероятно тяжелых усилий разного рода активистов и публичных фигур, как на улицах, так и во дворцах и правительственных палатах. Ведь 1950-е годы, как-никак, были временем консолидации культуры консерватизма в сфере сексуальных отношений, очень мало кто тогда хотел или мог открыто идти против течения. То, как люди в действительности жили в первые два послевоенных десятилетия, разительно отличалось от того, что можно было открыто защищать в публичной сфере. Чтобы изменить законы, которым почти никто уже не подчинялся, потребовалось сложное сочетание разных факторов — и ораторская страсть активистов, и мужество готовых подвергнуть себя опасности людей, из числа как врачей-профессионалов, так и простых граждан (борьба за право на аборт, например, вывела на улицы десятки тысяч женщин); в ход шло любое оружие: и скандал, на который решались в стратегических целях преданные идее юристы, и призывы политиков смотреть на дело как можно более прагматично; не в последнюю очередь этому способствовал и углубляющийся раскол в отношении сексуальной политики в стане консервативных сил.
КРУШЕНИЕ ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ
Между тем, если кампании за право пользоваться противозачаточными средствами, а потом и за право на аборт завоевали широкую поддержку мужчин во всех европейских странах, само феминистское движение, активно участвовавшее в этих кампаниях, столкнулось с куда большим скептицизмом и даже с прямым сопротивлением. Слишком часто мужчины и женщины не ладили друг с другом, и не только на политических демонстрациях и митингах, но и у себя на кухне и в спальне. Многие британские феминистки жаловались, что в 1960—1970-е годы отношения между мужем и женой нисколько не изменились — как было в 1950-е, так и осталось: жена вечно должна быть у мужа на побегушках, «готовить еду, отвечать на телефонные звонки и вовремя скручивать своему господину косячок»[17].
Многие мужчины пришли в замешательство и в ярость, когда женщины вдруг стали требовать для себя каких-то прав (например, признания за ними интеллекта, равной оплаты труда или социального обеспечения детей за счет государственных фондов) и заявлять, что справедливость для женщин не менее важна, чем для пролетариата с его классовой борьбой. Беда в том, что, по словам членов итальянской феминистской группы «Демистификация власти» («Demistificazione autoritaria»), товарищи по борьбе мужского пола «никак не могут избавиться от мужской логики старой культуры, хотя сами утверждают, что эту культуру давно пора отправить на слом»[18]. Снова и снова женщины пытались донести до сознания мужчин-леваков серьезность своих требований, разными способами доказывая, что «женщины для мужчин — все равно что негры для всех остальных народов» (как в 1969 году утверждала Карин Шрадер-Клеберт) и что давно пора начать «процесс деколонизации женщины» (как в 1976 году провозгласила Симона де Бовуар)[19].
Многих мужчин ошеломила и атака на их сексуальные привилегии, причем как раз в тот момент, когда они только вошли во вкус открывшихся перед ними новых возможностей. Протесты феминисток принимали подчас забавные, а иногда и грубые формы. В 1970 году французские феминистки сорвали конференцию под названием «Женщина», проводившуюся руководством журнала «Elle», заменив анкету с вопросами о женском счастье, распространяемую организаторами конференции, своей собственной анкетой с издевательскими вопросами типа: «Пользуетесь ли вы косметикой (а) из ненависти к себе? (b) чтобы быть похожей не на себя, а на ту, какой вас хотели бы видеть?» и «Разговаривая с женщиной, должен ли мужчина обращать внимание на (a) ее и ножки? (b) попку и ? (c) только попку?»[20]. Как бы там ни было, число женщин, понимающих, что от компромиссов толку мало, росло. В Оксфорде на конференции организации «Освобождение женщин» («Women's Lib») феминистки развернули плакаты с надписями: «Фаллос — фашист» и «Долой диктатуру пениса!». В Западной Германии феминистки во Франкфурте-на-Майне распространяли листовку с изображением старой карги с огромным ножом в руке, а рядом на стене, в виде трофеев, висят отрезанные пенисы с табличками, на которых можно прочитать имена известных лидеров «новых левых». А сверху лозунг: «Освободим социалистический болт от его буржуазной гайки!»
Похоже, обращенный к женщинам лик сексуальной революции, в своей как контркультурной, так и управляемой рыночными механизмами ипостаси (одно от другого отделить здесь не так-то просто), оказался вовсе не таким уже привлекательным, как многие надеялись. Были, конечно, женщины, которым свобода и отсутствие эмоциональных сложностей нравились не меньше, чем самим мужчинам; как и мужчины, они с упоением предавались сексуальным экспериментам. Но большинство женщин пребывало в замешательстве: мужчины вновь обрели способность «трахать женщин хоть круглые сутки», а им самим секс не приносил никакой радости, оставляя в груди лишь странное чувство пустоты[21]. Словом, полигамия не столько дарила удовольствия, сколько несла огорчения. Оказалось, что благоприятные условия для спаривания женщинам вовсе не обязательно обеспечивают сплошное наслаждение. Популярный, оказавший глубокое воздействие на умы читателей роман Верены Стефан «Линька» («Hautungen»), явившийся одним из ключевых текстов, способствующих пониманию женского движения в Западной Германии, многое говорил женщинам такими вот описаниями гетеросексуальных свиданий: «Я делаю над собой усилие и начинаю ерзать под ним, как положено, пока у него не наступит оргазм»[22].
В 1970-е годы было собрано достаточно фактов, свидетельствующих о том, что женщине гораздо легче кончить, прибегнув к манипуляциям пальчиками, нежели занимаясь сексом с неумелым или думающим только о своем удовольствии мужчиной. Об этом говорят многие американские бестселлеры, такие как «Отчет Хайт» Шер Хайт, «Секс для одного» Бетти Додсон и «Для себя» Лонни Барбах; эти книги сразу же были переведены на европейские языки и вызвали волну откликов в прессе; негативная реакция мужского сообщества не заставила себя ждать. Не найдя ничего эротичного в том, что женщины наконец-то научились получать наслаждение без них, мужчины пригрозили тем, что вообще потеряют желание с ними спать, если те будут слишком много от них требовать. В западногерманской прессе публиковались статьи, в которых утверждалось, что феминистские бредни дурно сказываются на качестве гетеросексуальных связей, что «ожидание умелого исполнения акта» блокирует сексуальную потенцию мужчины (поскольку «страх есть злейший враг эрекции»); один из авторов заявил, что «женское движение снизило нашу потенцию почти до нуля»[23]. Британский порноимпресарио Пол Реймонд, возобновивший в 1970-е выпуск журнала «Только для мужчин» («Men only»), завоевавшего славу самого популярного мужского журнала, опубликовал «манифест о восстановлении мужского господства». По мнению Реймонда, «когда расцветает и выставляется напоказ женская чувственность, мужская равным образом чахнет и съеживается». Больший интерес женщин ко всяким вибраторам, чем к живому половому члену, полагает Реймонд, делает мужчин ненужными, лишает их мужественности «так же искусно и ловко, как ветеринар кастрирует барана»[24].
По мере того как гетеросексуальные конфликты — будь то самые банальные или серьезные — все громче обсуждались публично, открыто стали заявлять о себе и гомосексуалы, требуя признания и призывая покончить с дискриминацией. Движения за права лесбиянок и геев в начале 1970-х годов во многих европейских странах и в США возникали зачастую спонтанно и независимо друга от друга. Во Франции, где гомосексуализм среди совершеннолетних не был запрещен законом, но в обществе все еще сохранялась устойчивая гомофобия, поводом для мобилизации лесбиянок и геев послужила радиопередача, вышедшая в эфир в марте 1971 года под названием «Болезненная проблема: гомосексуализм». Воинствующие лесбиянки сорвали передачу криками «Это ложь, мы вовсе не страдаем!» и «Долой гетерокопов!». Позже один из лидеров будущей организации следующим образом кратко изложил свои цели: «Вы говорите, что общество должно интегрировать гомосексуалистов. Я же говорю, что гомосексуалисты должны дезинтегрировать общество»[25].
В Западной Германии после первых двух послевоенных десятилетий жестоких преследований гомосексуалистов декриминализация в 1969 году соответствующей уголовной статьи — при условии достижения совершающими акт двадцати одного года и взаимного согласия — явилась решающей предпосылкой для возникновения общественно заметного движения за права геев. Толчком послужила демонстрация в 1971 году кинофильма, снятого социологами Мартином Даннекером и кинорежиссером Холдером Мишвитски (больше известным под псевдонимом Роза фон Праунхайм) и озаглавленного «Извращен не гомосексуал, а ситуация, в которой он живет» («Nicht der Homosexuelle ist Pervers, sondern die Situation in der er lebt»). Этот фильм вовсе не призывал к терпимости по отношению к гомосексуалистам. Он был снят гомосексуалистами и для гомосексуалистов: авторы убеждали собратьев перестать скрываться в мучительных поисках партнера, потому что стыдиться им нечего. Создатели фильма возили свое детище по городам страны, и после каждого показа возникали бурные дискуссии и организовывались местные группы гей-активистов.
Отношения между освобождением гомосексуальности и сексуальной революцией оказались непростыми и даже парадоксальными. Если говорить более точно, различия между гетеросексуальностью и гомосексуальностью все больше размывались, и происходило это по многим причинам. Во-первых, с распространением доступных средств контрацепции и узаконенных абортов партнерам больше не грозила опасность зачать нежелательного ребенка, особенно при случайных гетеросексуальных контактах. В то же время практики, которые издавна ассоциировались с лесбийской и гомосексуальной любовью, скажем оральный или анальный секс, с удовольствием освоили и гетеросек- суалы. А главное, сексуальное желание и его удовлетворение вне брака рекламировались не только как приемлемые, но и как моральные блага сами по себе.
И тем не менее, как это, казалось бы, ни противоречило здравому смыслу, как раз тогда, когда различия между гетеросексуальностью и гомосексуальностью во многих отношениях стали исчезать, гомосексуалисты и лесбиянки начали отстаивать свою особую «сексуальную идентичность» и заявлять о своем «праве на отличие». В чем именно это отличие от гетеросексуалов заключалось, остается, однако, предметом серьезных споров. Вопреки возникшим в 1960—1970-е годы остроумным теориям о связи между сексом и борьбой за социальную справедливость (занятие любовью приравнивалось к революционной деятельности) общего согласия по вопросу, можно ли заниматься политикой из страсти, а если да, то как, так и не было достигнуто.
УХОД В СЕБЯ
В самом деле, по мере того как движение за права геев и лесбиянок превращалось в реальную силу, с которой приходилось считаться, а феминистское движение становилось одним из самых влиятельных социальных факторов в Западной Европе, сомнения в истинности идеи о том, что сексуальная эмансипация неизбежно способствует наступлению социальной справедливости, продолжали расти. Ретроспективно проблему резюмировала британская феминистка Линда Грант: «Для 1960-х годов был характерен оптимизм. Ни мужчины, ни женщины не сомневались в том, что способны свершить все, что им захочется: полететь на Луну, разрешить демографический кризис, покончить с голодом и неравенством. Они верили, что способны совершить сексуальную революцию, потому что верили в будущее. Потом верить перестали, но продолжали трахаться. Лишенный исторического контекста, чувства связи прошлого, настоящего и будущего, благодаря которому сексуальная свобода была глубоко личным выражением революционных перемен, секс превратился в изолированное событие, ушел, так сказать, в себя»[26]. Деполитизация секса, однако, отнюдь не вызвала у людей ощущения облегчения, наоборот, многие окончательно утратили почву под ногами и всякую ориентацию, не зная, как относиться теперь к своему телу, желаниям, эмоциям и связям.
Одновременно возникало все больше сомнений, действительно ли сексуальная революция сама по себе несет людям сексуальную радость. Влиятельный критический анализ, подводящий итог сексуальной революции, предложили французские философы Паскаль Брюкнер и Ален Финкелькраут в совместной книге, опубликованной в 1977 году под названием «Новое любовное расстройство» («Le nouveau desordre amoureux»). Вряд ли можно бросить авторам упрек, назвав их пуританами-моралистами, тем более что немецкий перевод книги издал «Плейбой». Как бы то ни было, но революцию они сочли весьма проблематичной. Авторы указывали на то, что, в отличие от запрещавших секс консерваторов-традиционалистов, секс-революционеры устанавливали новые нормы сексуальности, — но чем обернулись эти нормы, как не еще одним способом ограничить свободу индивида? Особенно они издевались над советами мудрых сексологов, пропагандирующих специальную технику секса, эту мешанину из идей «нью-эйдж» и Вильгельма Райха (массаж, глубокое дыхание, стимуляция сосков, руки женщины на ягодицах мужчины, пальцы мужчины в анусе женщины, с одновременным — сначала медленным — вводом члена, а потом быстрым и страстным возвратно-поступательным его движением); сколь многие пытали применить ее на практике в своей интимной жизни, дабы ускорить обретение этого, с позволения сказать, святого грааля — эффектного и захватывающего одновременного оргазма! По мысли авторов, все эти инструкции по интенсификации удовольствия на самом деле его разрушали, лишая людей, особенно мужчин, радостей секса. Механизация и функционализация малейшего движения, все эти придумки, якобы призванные привести к конечной точке оргазма, вызвали неожиданно противоположный эффект — в результате люди получили совсем не то, на что надеялись. Очень скоро у мужчин возникло глубокое чувство, что их просто предали. «Пресловутый пик блаженства, волшебная точка, вокруг которой вращается все остальное и ради которой тратятся все наши усилия», заметила австрийская журналистка Криста Карас в рецензии на книгу, показательно озаглавленную «Отвергая диктатуру оргазма», для большинства мужчин оказался довольно скучной и прозаической вещью. «И это все?» — спрашивали они себя. «Столько усилий, и все ради какой-то капельки спермы!»[27] Правы ли Брюкнер с Финкелькраутом или всего лишь оригинальничают в своем анализе, но они точно подметили все увеличивающееся чувство дискомфорта и разочарования: сексуальная революция оказалась совсем не тем, за что ее наперебой расхваливали.
Тревоги по поводу аномии и отчуждения проникли даже на страницы «Плейбоя». Карикатура в одном из номеров на немецком языке высмеивает одно из последствий, к которому привела сексуальная революция, а именно механистичность и обезличивание сексуальности человека. Глядя на рисунок, мы видим, что между партнерами вообще пропала всякая связь, и эмоциональная, и физическая. Мужчина с женщиной лежат в постели, но оба даже не касаются друг друга, уставившись куда-то в пространство. Тело женщины увешано электродами, а мужчина, собираясь щелкнуть выключателем, говорит: «Если хотите, фройляйн Гейгер, мы с вами сразу же перейдем к оргазму»[28]. В немецком журнале «Шпигель» перепечатывается еще одна карикатура, на которой женщина сравнивает мужчину, неспособного удовлетворить ее в постели, с сигаретой без никотина. Исчезла не только любовь, даже вожделения почти не осталось.
Карас следующим образом очертила проблемы, накапливающиеся как у женщин, так и у мужчин: «Многое говорит о том, что наслаждение стало для нас бременем. Сексуальная революция создала правила (любовью надо заниматься в любой позиции, генитально, орально, анально, вдвоем, втроем, вчетвером — и как можно чаще), и все же, каким бы длинным этот список ни казался, не менее тесны и его ограничения». Ибо «вместо собственного свободного сексуального воображения мы имеем набор предлагаемых на продажу удовольствий, готовые фантазии о предположительно возбуждающих трансгрессиях. Все это лишь звучит многообещающе, но оставляет после себя чувство ненадежности и неуверенности, поскольку прославленные чудодейственные приемы, увы, не оправдывают ожиданий, а разрекламированных восторгов мы так и не получаем». Карас соглашается с другими авторами в том, что единственная надежда — это привнести в страсть больше «непредсказуемости», возродить угасшие чувства, вернуть человеку его фантазии, а мужчинам-гетеросексуалам еще и кое-чему поучиться у бунтующих женщин и гомосексуалистов, у трансвеститов и проституток, у всех тех, кто оказался на обочине мира гигиенически-упрощенных манипуляций. Карас выражает надежду на то, что «человек должен снова научиться ласкать другого, ласкать просто так, без всякой цели, должен — без каких-либо невротических ожиданий — научиться делать то, от чего он просто получает удовольствие... придумывать и создавать собственные захватывающие переживания»[29].
* * *
На рубеже 1970—1980-х годов было еще неясно, сможет ли этот новый раскольнический романтизм победить дискомфорт, возникающий вокруг коммерциализированного секса, этого важнейшего фактора сексуальной революции на ее первом этапе. Но никто уже не сомневался, что дискомфорт нарастает, причем не столько в форме непрерывных атак консерваторов на сексуальные свободы, сколько в смутном чувстве неудовлетворенности, утраты убежденности в том, что секс дарит ощущение непокорной и волнующей силы, а не несет с собой множество затруднений.
К середине 1990-х, когда Западная Европа уже столкнулась со страшной пандемией СПИДа, ученые-сексологи подметили новую тенденцию: резкое, в разы, снижение страсти в отношениях между мужчинами и женщинами, как с той, так и с другой стороны. А к началу XXI века все более драматичные репортажи о предположительном исчезновении желания стало уже почти невозможно отделить от коммерческих интересов, связанных с растущим потреблением стимулирующих либидо эротических товаров. Некоторые наблюдатели отмечают в последнее десятилетие усиление «онанизации» секса, растущее число людей, более озабоченных опасностью превратиться в объект чьего-то эгоистичного и корыстного желания, чем возможностью испытать физиологический оргазм, — а если и испытывающих его, то, скорее, в качестве утешительного трофея в битве с чужим телом, а не доставляющего наслаждение побочного продукта общения с другим человеком, к которому пылаешь настоящей страстью. Все эти неопределенности снова сделали понятие сексуальных прав и свобод весьма уязвимым.
Одним словом, процессы либерализации нельзя упрощать; мы видели, какой сложной была картина борьбы за сексуальную свободу уже тогда, когда эта борьба только набирала силу. Достаточно лишь отметить новый подъем выступлений против абортов, волна которых прокатилась по Западной и Восточной Европе начиная с 2004—2005 годов, а также постоянные нападения на участников гей-парадов, особенно в крупных городах посткоммунистических восточноевропейских стран (самые недавние произошли в Белграде в 2010-м и в Будапеште в 2011 году), чтобы осознать, насколько оспариваемой вновь стала концепция сексуальной свободы. Более того, достаточно лишь обратить внимание на то, какое направление приняла продолжающаяся в 2010—2012 годах дискуссия вокруг запоздалого признания многочисленных случаев сексуального совращения детей среди римско-католического духовенства в ряде европейских стран в предыдущие десятилетия, чтобы увидеть, как быстро правые силы умеют переписать историю в своих собственных целях. Рвение, с каким представители церкви обвиняют не себя, а сексуальных революционеров 1960—1970-х в создании условий, якобы приводящих к злоупотреблениям (вместо того, чтобы признать опасности, присущие закрытым авторитарным учреждениям, руководство которых больше заинтересовано в защите преступников, чем их жертв), снова напоминает нам о том, как легко перетолковать либерализацию, представив ее проблемой, а не благородной нравственной целью, достойной того, чтобы ее отстаивать со всем упорством и страстью.
Пер. с англ. Вл. Кучерявкина
[1] Цит. по: Barker Paul. Angela Carter: Clever, sexy, funny, scary // The Independent. 2006. January 22.
[2] Lennon John. Working Class Hero // John Lennon/Plastic Ono Band (Apple/EMI), 1970.
[3] Cogley John. Nobel Laureates Petition the Pope // New York Times. 1965. June 22.
[4] Collins Marcus. Modern Love: Personal Relationships in Twentieth-Century Britain. Newark: University of Delaware Press, 2006. P. 134.
[5] Fallaci Oriana. The Egotists: Sixteen Surprising Interviews. Chicago: Henry Regnery, 1966. P. 115.
[6] Natanson Jacques. Education Sexuelle et maturite sociale // Revue franfaise de pedagogie. 1969. № 9. P. 15.
[7] Quenzer Wilhelm. Sexuelle Befreiung und Aggressivitat // Evangelische Zentralstelle fur Weltanschauungsfragen. 1971. № 47. S. 3.
[8] Hartlaub Geno. Leben fur den Sex (II) // Deutsches Allge- meines Sonntagsblatt. 1968. № 46. November 24. S. 17.
[9] Reich Wilhelm. Die Funktion des Orgasmus: Sexualoko- nomische Grundprobleme der biologischen Energie. Koln: Kiepenheuer & Witsch, 1969. S. 139 (репринт издания 1927 года).
[10] Haensch Dietrich. Repressive Familienpolitik: Sexualun- terdruckung als Mittel der Politik. Reinbek: Rowohlt, 1969. S. 12, 14, 66—67.
[11] Comites d'Action Lyceens // Quinze theses sur la revolution sexuelle (1968); цит. по: Natanson J. Education sexuelle... P. 15.
[12] Цит. по: Neville Richard. Play Power: Exploring the International Underground. New York: Random House, 1970. P. 28.
[13] Agit 883. 1969. № 41. November 20. P. 3.
[14] Цит. по: GreenJonathon. It: Sex Since the Sixties. London: Secker & Warburg, 1993. P. 11.
[15] Neville R. Play Power. P. 92.
[16] Цит. по: Marwick Arthur. The Sixties: Cultural Transformation in Britain, France, Italy and the United States, 1958— 1974. Oxford: Oxford University Press, 2000. P. 388.
[17] Жалобы приведены Дэвидом Уиджери (David Widgery) в: Fountain Nigel. Underground: The London Alternative Press, 1966—1974. London: Routledge, 1988. P. 106.
[18] Цит. по: I movimenti femministi in Italia / Spagnoletti R. (Ed.). Rome: Savelli, 1974. P. 49.
[19] Schrader-Klebert Karin. Die kulturelle Revolution der Frau // Kursbuch. 1969. № 17. S. 1; Beauvoir Simone de. Quand toutes les femmes du mond // Le nouvel observateur. 1976. March 1. P. 52.
[20] Цит. по: Duchen Clare. Feminism in France: From May '68 to Mitterand. London: Routledge & Kegan Pau, 1986. P. 10.
[21] Цит. по: Collins M. Modern Love. P. 176.
[22] Stefan Verena. Hautungen. Munich: Verlag Frauenoffensive, 1975. S. 25.
[23] Mild bis wild // Der Spiegel. 1977. March 7. S. 207; Stunde der Wahrheit // Der Spiegel. 1977. April 18. S. 231; также см.: Zander Conrad. Die Manner werden keusch: Schluss mit dem Sex // Der Stern. 1982. № 51. S. 50.
[24] Men Only. 1971. № 36. P. 23—25; цит. по: Collins M. Modern Love. P. 159.
[25] Цит. по: Martel Frederic. The Pink and the Black: Homosexuals in France Since 1968. Stanford: Stanford University Press, 1995. P. 18—19.
[26] Grant Linda. Sexing the Millennium: A Political History of the Sexual Revolution. New York: Harper Collins, 1993. P. 6.
[27] Karas Christa. Absage an die Orgasmusdiktatur // Arbeiter- Zeitung (Wien). 1980. April 12. S. 17.
[28] Карикатура из немецкоязычного «Плейбоя» (1980. № 2) воспроизводится в: Karas C. Absage an die Orgasmusdiktatur. S. 17.
[29] Karas C. Absage an die Orgasmusdiktatur. S. 17.