Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №117, 2012
Для 1917—1933 годов характерна двойственность: с одной стороны, гомосексуальность становится возможной, поскольку она более не подвергается уголовному преследованию, с другой — она вытесняется на «поля» культуры. Наконец, с 1933 по 1938 год происходит то, что мы называем «отрицанием» гомосексуала: существование его отвергается или, если в какой- то мере и признается, он предстает преступником или «паразитом» общества.
В нашем исследовании речь будет идти по преимуществу о мужской гомосексуальности, поскольку именно на нее в рассматриваемый нами период было направлено основное внимание властных и идеологических институций дореволюционной и сталинской России с их дискурсивными аппаратами и репрессивными машинами: существование лесбиянки практически игнорировалось. Ей как бы отказывалось в праве на существование вообще, тогда как гомосексуал в той или иной мере был «признан», пусть даже это признание носило негативный характер и было заключено в рамки криминальной сферы.
Согласно Пьеру Бурдьё, сексуальные отношения — это отношения «проникающего» и «проникаемой»: гомосексуал как бы нарушает их, феминизируя мужественность, и совершает кощунство тем, что переворачивает ситуацию — вместо доминирующего, «проникающего» становится «подчиненным», проникаемым[2]. Он играет роль «перебежчика», который подрывает «нормальные» отношения между полами.
Как отмечал Ю.М. Лотман, для русской культуры характерен жесткий дуализм: рай/ ад, старое/ новое, плохое/ хорошее и т.д.[3], тогда как в западной культуре наличествует представление о чистилище — промежуточном пространстве, связующем звене между раем и адом. Для сознания западного средневекового человека чистилище было тем местом, в котором различные феномены, не являвшиеся ни «добрыми», ни «злыми», ни «святыми», ни «грешными», получали право на существование. Таким образом, представление о чистилище создавало возможность появления третьего, нейтрального пространства, которое могло служить опосредующим элементом между тем, что рассматривалось как социально «низкое» и социально «высокое»[4]. Именно в этом промежуточном пространстве возникает и развертывается представление о теле, свойственное западной светской культуре, с присущим ей стремлением признать и понять или, по крайней мере, принять интимную, «частную» жизнь человека[5]. Средневековое представление о чистилище впоследствии сделало возможным реабилитацию в эпоху Возрождения «промежуточного» образа платоновского андрогина. Дуальная же модель, свойственная русской культуре и не допускающая существования такого переходного пространства, крайне некомфортна для гомосексуального субъекта, помещенного в конкретный исторический контекст, в большей степени способствующий практикам социального исключения.
Разумеется, властный жест исключения гомосексуальности характерен не только для России. Флоранс Тамань, следуя за Мишелем Фуко, в своем исследовании гомосексуальности в западноевропейской культуре (во Франции, Великобритании и Германии)[6] утверждает, что гомосексуальность имела место во все времена, тогда как сведение ее к гомосексуальной идентичности, то есть идентификация гомосексуала, происходит в определенный момент истории, а именно в XIX веке. Так, термин «гомосексуализм», используемый для обозначения полового «извращения», был выработан психиатрами только в 1869 году, при том что само понятие сексуальности появилось всего несколькими годами раньше — в 1846 году. Таким образом, гомосексуализм, понимаемый как отклонение, появился практически одновременно с самой нормой сексуальности.
По мысли Фуко, появление понятия «гомосексуализм» знаменовало новый этап восприятия гомосексуальных практик — этап, на котором мужеложство было десакрализировано и ограничено рамками гомосексуальной идентичности. «Если Ренессанс предоставил гомосексуальности свободу словесного выражения, — пишет Фуко, — то теперь она пребывает в молчании и переходит в сферу запретного, наследуя старинные формы осуждения от содомии, которая отныне утрачивает свой сакральный статус»[7]. Другими словами, начиная с XVIII века гомосексуальность воспринимается не как нечто «кощунственное», а как нечто включенное в социальное пространство — и одновременно исключенное из него посредством запрета.
В своем исследовании рациональной социальной нормы Фуко рассматривает сексуальность по аналогии с безумием. Фукианская интерпретация устанавливает связь между абстрактным принципом сознания, в философии Декарта принимающим форму cogito, которое исключает для мысли возможность быть безумной, и практикой физического заключения «чужого» ввиду его «безумия» и, следовательно, опасности для общества. Таким образом, согласно Фуко, в западной культуре возникает разрыв между неразумным, то есть асоциальным, поведением и поведением социально оправданным. Существование гомосексуалов, так же как, например, существование безумных и либертенов, стало интерпретироваться исходя из представления о том, что является «асоциальным». И только в XIX веке на смену сугубо социальному подходу к гомосексуальности приходит подход социально-психиатрический, в рамках которого к «асоциальности» гомосексуальности добавляется ее «болезненность». Этот подход появился в результате обращения государства и властных аппаратов к медицине психических болезней с целью обосновать различные практики исключения «чужого».
Историк гендерных отношений Гера Коке в своей известной книге, посвященной восприятию гомосексуалов на уровне законодательства в викторианской Великобритани[8], отмечает, что законодательное оформление гомосексуальности носило двойственный характер. С одной стороны, оно знаменовало первую попытку властей определить, ограничить какими-то признаками однополые отношения и официально преследовать людей, «уличенных в гомосексуальности». С другой стороны, кодификация гомосексуальности принесла ей признание и широкую огласку в прессе и в обществе. Кроме того, преследование гомосексуалов на практике натыкалось на препятствие, связанное с тем, что установить факт наличия у определенного лица гомосексуальности и доказать его было достаточно сложно. Проводилась также политика профилактики гомосексуальности для предотвращения «заражения» им общества.
Уголовное преследование гомосексуалов стало набирать обороты во второй половине XIX века с появлением медицины извращений и евгеники, которые в свою очередь можно связать с популярностью теории дегенерации, сформулированной в явном виде франко-австрийским психиатром Бенедиктом Огюстеном Морелем, согласно которой такие явления, как алкоголизм, психические заболевания и преступность, передаются по наследству[9].
На протяжении XVII—XIX веков российское законодательство постепенно, шаг за шагом интегрировало свойственное западной рациональности четкое разделение между разумным и неразумным, здоровым и болезненным, нормальным и анормальным. Вместе с введением Петром I в армейский устав, который был составлен по модели устава шведской армии, запрета на мужеложство в России произошло законодательное оформление преследования гомосексуалов. Оно было окончательно закреплено с появлением закона об уголовном преследовании гомосексуалов в Уголовном кодексе Николая I, инспирированном законами немецкого княжества Вюртемберг. Вслед за Западом в Россию на государственном уровне пришла гомофобия.
Вместе с тем, в XX веке гомофобное законодательство впервые было отменено именно в СССР, что послужило примером и для других стран. В Уголовном кодексе 1922 года отражено тогдашнее восприятие гомосексуальности, освобожденное от всех моральных и религиозных установок. Более того, из набора характеристик, которые даются в нем сексуальным преступлениям, было сознательно удалено всякое упоминание пола, будь то мужского или женского. В своем безразличии к половому различию это законодательство является свидетельством совершенно нового видения вопроса пола со стороны большевиков. Однако впоследствии — возможно, именно в силу устойчивости в российской культуре той самой религиозной дуальной модели «ад — рай» — рационализация привнесла лишь интенсификацию, а не коренное изменение подхода к мужеложству.
«ЗОЛОТОЙ» СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
К началу XX века в России, несмотря на преобладание крестьянского населения, существовали большие развитые города, что весьма способствовало формированию гомосексуальной «субкультуры». Флоранс Тамань понимает под «субкультурой» комплекс общих ориентиров и всеми разделяемых представлений[10] в относительно узкой среде, в нашем случае — в городах. Большая социальная неоднородность города допускает формирование своего рода публичных пространств для гомосексуалов: как общественных (баня, кафе, рестораны), так и частных (квартиры и дома).
Этому периоду в гомосексуальной и лесбийской городской субкультурах была свойственна эстетизация однополой любви в искусстве. Примерами подобной эстетизации в дореволюционной России могут служить соответственно «Башня» В.И. Иванова[11] и литературный лесбийский салон поэтесы С.Я. Парнок[12].
Если для западных гомосексуалов «золотой век» — это эпоха Возрождения, то для русских «золотой век» — это век Серебряный.
Переломным и политически и идеологически становится 1905 год: смягчается цензура, гомосексуальность более не является второстепенным вопросом и оказывается в фокусе внимания мыслителей и литераторов, порой превозносящих и даже идеализирующих ее. Еретические книги В. Розанова, в которых широко поднимается тема гомосексуальности, до сих пор вызывают споры. Многими Розанов воспринимается как ярый гомофоб, хотя в его книге «В темных религиозных лучах», подвергшейся цензуре сразу после выхода в свет в 1910 году, выражена весьма неортодоксальная точка зрения на гомосексуальность. В эссе «Люди лунного света», написанном по материалам этой книги, Розанов выступает в защиту гомосексуальности и отвергает безличные, схематические конструкции, при помощи которых ее пытаются объяснить в юриспруденции, медицине и Церкви. Он восхищается гомосексуа- лом, нарушающим и закон, и норму, в едином порыве утверждающим себя как человека: Розанов отказывается от разделения сексуальности человека на две части, то есть от механического, жесткого разведения гомосексуального и гетеросексуального. Он утверждает, что в каждом гетеросексуальном человеке есть место для некоего гомосексуального желания, и наоборот.
13 июня 1906 года, после встречи с М.А. Кузминым, еще один известный мыслитель того времени, В.И. Иванов, в своем дневнике выражает разочарование в отношениях между мужчиной и женщиной, обусловленных продолжением рода. По мысли Иванова, таким отношениям непременно присущи безликость и запрограммированность: «эстетика грубости и нигилизма» у мужчин и «тривиальные прелести» у женщин. То, как Кузмин преподносил свою гомосексуальность, показало Иванову, что она может выступать в качестве «гуманистической» альтернативы биологической «дикости» в отношениях между мужчиной и женщиной. Взгляд Иванова на гомосексуальность был обусловлен именно гуманизмом и эстетикой эпохи Возрождения, связанной с утверждением красоты как блага и обращением к древнегреческой культуре.
11 ноября 1906 года в «Весах» символиста В.Я. Брюсова были опубликованы «Крылья» Кузмина. Эта книга, ставшая своего рода манифестом для гомосексуалов, вызвала большой скандал и издавалась невиданными для гомосексуальной литературы тиражами вплоть до 1923 года. Кузмин не выходит за рамки понимания гомосексуальности, царившего в обществе, и «защиту» гомосексуальности в романе представляет, исходя из доводов ее противников. Например, он обосновывает превосходство гомосексуальности и мужской красоты над отношениями женщины и мужчины и женской красотой, причем осуждает женщину с моральной точки зрения, обвиняя ее в пошлости и греховности. Идея превосходства служит для героя романа, западника Струпа, принципом, руководствуясь которым он отделяет себя от других, испытывая снисходительность по отношению к невежественному «народу». Именно идеей превосходства ему удается «соблазнить» невинного мальчика Ваню, интересующегося духовными исканиями русских сект, когда Струп предлагает ему стать «новым», современным человеком, освободиться от традиционных предрассудков и тем самым обрести свободу. Противоречие, заключающееся в том, что свобода обосновывается Кузминым через идею превосходства и неравенства, — подорвало, на наш взгляд, всю идею романа и дало повод гетеросексуальным читателям навесить на Кузмина, оправдывающего, по их мнению, прозаический разврат красивыми словами, ярлык порнографа и «банщика». Дискурс Кузмина непосредственно обусловлен традиционными представлениями о гомосексуальности, и единственное, в чем он его преодолевает, — это идея, близкая идее Шарля Бодлера, о необходимости постоянно «изобретать» себя. И в этом отношении для гомосексуальной субкультуры Кузмин стал важным ориентиром, «петербургским Оскаром Уайльдом».
Неоднородна была реакция на роман и со стороны левых. Так, Максим Горький летом 1907 года в письме к Л.Н. Андрееву писал о Кузмине и Иванове, что они «путают» гомосексуальность с подлинной свободой и что они способны только на высвобождение пениса, но ни на что более. Так же прореагировал на роман и Троцкий. Интересно, что Джон Малмстад, американский исследователь Кузмина, изображает Троцкого как гомофоба[13], ссылаясь на его слова из статьи 1908 года «Эклектик Санчо-Панса и его мистический оруженосец Дон Кихот»: «...господин Кузмин законы естества упразднил, и то мироздание не свихнулось со своих основ»[14]. На самом деле, в этой статье Троцкий лишь иронизирует над Кузминым. Но в целом он отдает предпочтение «подлинности» Дон Кихота (то есть Кузмина) перед прагматичностью «эклектика Санчо-Пансы», имея в виду бывших марксистов, ставших мистиками[15].
В период с 1905 по 1907 год, согласно исследовательнице лесбийской субкультуры Ольге Жук, в отношении к гомосексуальности произошел качественный скачок. Под «скачком» Жук подразумевает переход от личных сексуальных предпочтений и эстетизированных практик к созданию гомосексуальной субкультуры с собственным образом жизни и мировоззрением, социальными и культурными потребностями. Пример «Крыльев» Кузмина, на наш взгляд, в этом отношении показателен. Автор совершил не только качественный, но и количественный скачок: этот роман был первой книгой, как на Западе, так и в России, которая откровенно осмысляла гомосексуальность и была при этом доступна широкому кругу читателей. Если у Оскара Уайльда речь идет об эстетизации гомосексуальности, то Кузмин еще до Марселя Пруста и «Коридона» Андре Жида поднимает рассмотрение гомосексуальности на новый уровень, говоря о ней как о «морально оправданной» любви. Его книга вполне заслуживает названия манифеста новой гомосексуальной субкультуры.
Важным признаком качественного скачка являлось появление различных подходов к восприятию гомосексуальности, часто входивших в противоречие друг с другом, но всегда взаимосвязанных и взаимообусловленных. К примеру, Л.Д. Зиновьева-Аннибал, написавшая в 1907 году (через год после опубликования «Крыльев») первый лесбийский роман «33 урода», имела смелость отказать дневникам Кузмина в способности претендовать на звание литературного произведения. Однако, несмотря на споры внутри гомосексуальной субкультуры, ее представители выработали относительно единую позицию, тогда как власть не была в состоянии придерживаться однозначной политической линии в отношении к однополой любви. Подтверждением тому служит история публикации романа Зиновьевой-Аннибал: в течение 1907 года роман был сначала допущен к публикации, через какое-то время запрещен, а затем снова разрешен, хотя законодательного запрета на лесбий- ство не существовало. Причем за год до этого Кузмин смог опубликовать «Крылья», несмотря на существование уголовной статьи за мужеложство. Таким образом, цензура делала очевидным отсутствие ясного, системного восприятия гомосексуальности со стороны власти.
Таким образом, еще до 1905 года зарождаются новые представления о сексуальности, но лишь позже, когда гомосексуальность начинает пониматься как всеобщая любовь на основе андрогинности, они находят свое полное развитие. Гомосексуалы как бы ведут подрывную деятельность, проникая в самое сердце дуальной модели русской культуры. Восприятие русского гомосек- суала в начале XX века отражает осознание пределов этой дуальной модели. Серебряный век находится в поиске «чистилища» для русской культуры и ищет его вне православной церкви — в сектантстве и даже католицизме.
Согласно А.М. Эткинду, Серебряный век содержал отсылки к опыту русских сект, более или менее очевидные, но так или иначе относящиеся к вопросу сексуальности[16]. Например, в воображении Мережковского[17], Бердяева и Н.А. Клюева, Христос, образ которого был центральным для культуры Серебряного века в целом, представал как «мужедева». Клюев, творчество которого насквозь пропитано старообрядческим духом, был первым в русской литературе, кто стал воспевать невинность тела. Для него Христос был гомо- сексуалом. И свою собственную гомосексуальность Клюев объясняет, ссылаясь на «Послание Св. апостола Павла», тем, что «любовь оправдывает множество грехов, что любовь — всемогуща». Кроме того, Клюев был близок к секте хлыстов, провозглашавшей дионисийский подход к познанию Христа, а именно: познание не через дух, но через плоть. Около двух лет он жил с Есениным по образу «купеческой» хлыстовской пары. Особенность такой пары заключалась в том, что один из гомосексуалов воспринимал себя как «старшего», «отца» для второго гомосексуала и после своей смерти завещал ему все свое имущество. Младший после этого сам становился «старшим» и избирал для себя нового, более молодого спутника. Таким «старшим» и воспринимал себя Клюев, называя Есенина в своих стихах то «сыном», то «женихом», то «братом». Для Клюева важно было чувствовать себя «избранным» и одновременно «творить», создавать избранного в лице своего друга. За несколько лет до Октябрьской революции Александр Блок, в будущем автор поэмы «Двенадцать», для которого фигура «грядущего» Христа к этому времени становится ключевой, встретился с Клюевым. «Христос среди нас», — сказал Блок после этой встречи[18].
МЕЖДУ ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ И ИСКЛЮЧЕНИЕМ
Легализация и десакрализация гомосексуальности в начале 1920-х годов привели к тому, что гомосексуал перестал играть «угрожающую» для общества роль, но и утратил свою «избранность»[19]. Теперь он стал восприниматься как часть старого мира, потерявшего связь с «новым пролетарским обществом»: как элемент «мистицизма, декадентства и эстетизма». Противоречие этого восприятия заключалось в том, что на самом деле в царское время известных и близких к власти гомосексуалов — декадентов, мистиков и эстетов — не сажали в тюрьму по статье «мужеложство». Под действие этой статьи в реальности подпадали именно простые люди: крестьяне и рабочие[20]. Тем не менее необходимо отметить, что со стороны власти единой «большевистской» позиции по отношению к гомосексуалам все так же не существовало. В начале 1920-х годов гомосексуал воспринимался как неизлечимо больной человек, не представляющий угрозы для общества. Но уже в середине 1920-х годов произошел перелом в понимании гомосексуальности. При том, что медицинский взгляд на гомосексуальность сохранялся, наметилась достаточно различимая идеологическая тенденция морального и социального осуждения, понимания гомосексуальности как личной вины и нежелания человека интегрироваться в общество.
Точных социологических данных о том, каким было в 1920-е годы отношение широких слоев населения к законодательным инициативам власти, отменяющим уголовное преследование гомосексуалов, не существует. Указание на то, как население относилось к сексуальности после Октябрьской революции, можно найти в книге Михаила Стерна «Сексуальная жизнь в СССР». Автор пишет, что с 1917 по 1923 год в Москве, Петрограде, Саратове, Одессе и других городах страны проходили демонстрации, на которых обнаженные люди шли с лозунгами «Любовь! Любовь! Долой стыд!», а в Украине существовали Лиги свободной любви. Вплоть до 1923 года А. Коллонтай, официально провозглашавшая: «Долой стыд! Долой стыдливость!», занимала высокие посты и имела в распоряжении все средства для распространения подобных идей в обществе. Большевиками проводилась широкая культурная политика и помимо правовых основ была разработана идеология, доступная и понятная широким массам. В этом выразилось принципиальное отличие большевистского подхода к проблеме сексуальности от подхода дореволюционного, которому, как мы видели, было свойственно стремление ограничить рассмотрение этого вопроса его обсуждением в узком кругу «посвященных». Вопрос сексуальности в дореволюционной культуре был ограничен эстетикой, моралью и религией и никогда не переводился на уровень политики.
Тем не менее новому подходу также была свойственна ограниченность, выражавшаяся в том, что вопрос о гомосексуальности не поднимался в том явном виде, в каком он поднимался в дореволюционных кружках «духоискателей». В большевистской идеологии центральное место занимали вопросы труда, поэтому под сексуальным равенством понимались равные социальные возможности для мужчин и женщин. Идея же свободной любви, и в том числе гомосексуальности, играла второстепенную роль.
Однозначная «линия партии» в отношении вопроса сексуальности в это время еще не наметилась. В. Райх[21], например, упоминает имена многих большевиков, в частности Я.С. Цейтлина, которые считали, что вопросы сексуальности являются вопросами первостепенной важности, поскольку это вопросы социальные и именно они способны привлечь внимание масс к политике.
Многие участники гомосексуальной субкультуры с воодушевлением приняли Октябрьскую революцию, по крайней мере в первое время после ее свершения. В их числе были Кузмин, Иванов и Клюев, который неоднократно виделся с Лениным и которому нравилось с ним беседовать.
Своего рода связующей фигурой между Серебряным веком и 1920-ми годами стал Г.В. Чичерин. Саймон Карлинский, первым из славистов обративший внимание на историю гомосексуальности в России, утверждает, что после того, как Чичерин стал большевиком, он потерял связь с известными гомосексуалами[22]. Но на деле все было не так просто[23]. С юности Чичерин был знаком с Кузминым и на протяжении долгого времени оказывал ему всевозможную помощь — материальную, психологическую и интеллектуальную. Будучи интеллектуалом, пропитанным идеями и эстетизмом Серебряного века, он знакомил Кузмина с образцами «высокого» искусства, в частности искусства итальянского Возрождения, пытался повлиять на его политические убеждения. Сам Чичерин страдал от своей гомосексуальности и, по воспоминаниям его брата[24], с 1925 по 1930 год периодически лечился в немецких психиатрических клиниках от своей так называемой «болезни». В 1926 году он встретился с Кузминым и возобновил с ним дружбу, прерванную на несколько лет после Октябрьской революции. К тому времени отношение к Кузмину в СССР было скорее негативным, его называли «декадентом» и «эстетом». Да и сам Кузмин очень быстро изменил свое отношение к революции с положительного на резко отрицательное. Чичерин сменил Троцкого на посту комиссара иностранных дел и успешно справлялся с этой работой вплоть до 1930 года. По официальной версии, он ушел с этой должности из-за проблем со здоровьем. Брат же Чичерина прямо говорит о том, что его уволили из-за его гомосексуальности, о которой знали все большевики. Впрочем, существуют и другие версии причин отставки Чичерина.
Момент встречи и возобновления дружбы между Чичериным и Кузминым в конце 1920-х годов символизирует изменения, происходившие в то время в СССР в отношении к вопросу гомосексуальности. Чичерин достаточно свободно переживал свою гомосексуальность в начале 1920-х годов. Конечно, она не способствовала карьере (как в случае Кузмина), но и особых сложностей, исходящих от его гомосексуальности, он не испытывал.
Кузмин же неприязненно относился к «материализму» большевиков, их сексуальной «уравниловке» и сведению любви к удовлетворению простейших потребностей, что выразилось в его эксплицитном отрицании знаменитой формулы Коллонтай о любви как «стакане воды»[25]. Но с Чичериным его сближало то, что, как представитель культуры Серебряного века, Кузмин нес в своем сознании то же отсутствие страха и ощущение свободы восприятия своей собственной гомосексуальности. Однако их встреча и общение в 1926 году происходят уже совсем при других обстоятельствах: и тот и другой уже осознают, что «безоблачные дни» закончились. Кузмин сталкивается с огромными трудностями при публикации своих произведений. Чичерин под давлением обстоятельств вынужден признать свою сексуальность «отклонением» и обращаться к врачам, чтобы стать «нормальным» членом общества, тем более что он является официальным государственным лицом.
В гомосексуальной субкультуре мало что изменилось после того, как разразилась революция. Теми же оставались места для встреч (парки, кафе, рестораны), теми же оставались и фигуры. В то же время гомосексуалы наталкивались на постоянные организационные и бюрократические препятствия: теперь для того, чтобы собраться в каком-то публичном пространстве (тех же кафе или ресторанах), им было необходимо получить разрешение властей, поскольку вся собственность была государственной. Понятно, что во время НЭПа эти сложности на некоторое время частично исчезли. Но все окончательно изменилось после XV съезда партии в 1927 году, когда Сталину была практически предоставлена вся власть и был провозглашен первый пятилетний план. Гомосексуалам в России пришлось уйти в подполье и скрываться в общественных туалетах. Последнее публичное проявление гомосексуальной субкультуры имело место в 1928 году и совпало с выступлением Кузмина в Институте истории искусства в Москве. В институт пришло много поклонников его творчества, к которым администрация института отнеслась с подозрением. Всем этим людям было около сорока лет, все они были люди «из прошлого», из Серебряного века. Итак, на исходе 1920-х годов гомосексуалы поняли, что в культуре у них наследников нет. Они были обречены на молчание.
Для ученых начала 1920-х годов гомосексуальность была загадкой, которую необходимо было разрешить. Очевидно, отношения между врачами и гомосексуалами принципиально отличались от отношений гомосексуалов с судьями в дореволюционной России. Во-первых, врачи в начале 1920-х годов были независимыми и не являлись представителями власти, а во-вторых, гомосексуалы сами добровольно обращались к ним за помощью. В эти годы большое распространение в медицине получили этиологические, или, иначе говоря, биологические, подходы к вопросу гомосексуальности. Она воспринималась как природное отклонение. Но после утверждения первого пятилетнего плана и провозглашения борьбы с «социальными аномалиями» биолого-этиологические подходы к поиску причин гомосексуальности были заменены социально-медицинскими. Этот переход не был моментальным. Вплоть до 1933 года некоторые врачи еще пытались защищать биологический подход к гомосексуальности как к трудноизлечимой болезни. Однако уже в 1929 году в Большой медицинской энциклопедии, а годом позже — в Большой советской энциклопедии наряду с биологическим подходом появляется подход к пониманию гомосексуальности как социальной психопатологии. В БСЭ было помещено две статьи на эту тему: первая, посвященная прогрессивности СССР в вопросах, относящихся к сексуальности, была написана в духе биологического подхода и даже ссылалась на теории гомосексуальности Фрейда и Магнуса Хиршфельда. Вторая была посвящена «отсталым» советским республикам Средней Азии и Закавказья и клеймила местные гомосексуальные традиции как пережитки якобы примитивных цивилизаций, «младших братьев» славянского народа. Магнус Хиршфельд, врач, лидер международного движения за сексуальную реформу, основавший Институт исследований сексуальности в Берлине, в 1926 году посетил Москву и отметил упадок научного интереса к гомосексуальности, а также преувеличенную стыдливость по отношению к ней. Стыдливость проявлялась не только в повседневной жизни людей, но и в молчании прессы и литературы. Хиршфельд не мог понять, почему «гомосексуальность не могла быть пролетарской».
И действительно, в это время все главы институтов и комиссариатов, связанных со здравоохранением, которые разделяли биологический подход, постепенно увольнялись или отстранялись от своих должностей. Вскоре в прессе были организованы настоящие кампании против фрейдистов, «попутчиков» и психиатров, придерживавшихся биологического подхода.
Изменения, произошедшие в положении гомосексуала, сходны с изменениями, произошедшими в положении проституток. В начале 1920-х проституток, большинство из которых происходили из бедных крестьянских семей, считали жертвами клиентов и сутенеров, ставшими таковыми с согласия капиталистического государства. К концу 1920-х годов уже было принято утверждать, что они сами не хотят измениться, что для этого их нужно поместить в трудовой лагерь. В 1929 году проблемой проституток стал заниматься не комиссариат здравоохранения, а комиссариат по социальным делам. То же касалось и гомосексуалов. В середине 1920-х годов их перестали воспринимать как больные и нуждающиеся в помощи «безвредные» элементы общества. Большинство психиатров приняло сторону власти, утверждая, что гомосексуальность является патологией, противоречащей социальному устройству общества, а сами гомосексуалы социально опасны и вменяемы, хотя и склонны к паранойе. Таким образом, признав гомосексуальность социальной патологией, психиатры как бы сняли с себя ответственность за судьбу гомосексуалов и передали их полностью в руки государства. Так свершился окончательный переход к новому официальному восприятию гомосексуальности, характерному для второй половины 1920-х и 1930-х годов. 1927-й был переломным еще и потому, что именно в этом году скончался самый авторитетный психиатр и защитник биологического подхода к гомосексуальности, В.М. Бехтерев. В целом же и в начале, и в конце 1920-х годов вопрос гомосексуальности находится в компетенции психиатров, и именно они больше всего говорят о гомосексуальности, тогда как голосов самих гомосек- суалов за этими спорами не слышно.
Отрицательное отношение Ленина к «отклонению», излишеству в сексе тех, кто болен «детской болезнью "левизны" в коммунизме», объясняется его опасениями, что революция потеряет свое первостепенное значение для молодого поколения, чересчур увлекающегося свободными сексуальными практиками[26]. Этим же можно объяснить и отвращение Ленина к декадентству, которое представлялось ему «буржуйским разложением», «опьянением» декадентов, исчерпавших свою сексуальность и энергию, утративших связь со здоровым «восходящим пролетариатом». Однако нельзя однозначно утверждать, что Ленин полностью исключал гомосексуальность, поскольку он считал, что отношения между полами не сводятся лишь к коллективной экономике и физической потребности. В целом, несмотря на расхождения во взглядах большевиков, в начале 1920-х годов власти опирались на медицинский взгляд, в рамках которого гомосексуалы воспринимались как замкнутые индивидуумы, которым нужно помочь интегрироваться в общество, в коллектив.
Отношение к лесбиянству в 1920-х годах отражает более общую тенденцию восприятия сексуальности, характерную для того времени. В 1920-е годы, как и в царское время, в России преобладал «фаллоцентризм» в восприятии сексуальности. Поэтому власть как бы игнорировала существование лесбиянства и оно не преследовалось ни в одной из республик союзного государства как до революции, так и после нее. Специалист в области квир-исследований советского пространства Дан Хили показал, что лесбиянок принимали на командные посты в армии, а в некоторых случаях разрешали официально указывать другой пол в своем паспорте и даже жениться[27]. Эти в целом остававшиеся фрагментарными практики могли ориентироваться на некоторые «официальные» примеры мужеподобности, например на образ Надежды Крупской, «твердость» которой можно интерпретировать как потерю женской сексуальности. Именно маскулинность служила той приоритетной основой, на которой идея равенства полов проводилась в жизнь, превращаясь, таким образом, в сексуальную «уравниловку». В то же время пример Александры Коллонтай показывает, что среди большевиков были женщины, которым удалось сохранить свою женственность и изысканность.
По мысли Дана Хили, женоподобность представлялась большевикам признаком отсталости, тогда как мужеподобность женщин считалась признаком модернизации общества[28]. Мужеподобные женщины обладали такими ценными для революции качествами, как компетентность и авторитет. Женственные лесбиянки, как и женоподобные гомосексуалы, не представляли интереса для революции.
В 1920-е годы в провинции, в целях борьбы с Церковью, большевики устраивали широкие кампании в прессе по дискредитации священников. Красной нитью в них проходила идея о том, что моральный дискурс священников расходится с их аморальной жизнью. Во многих процессах обвинение опиралось на распространенное мнение о том, что монашество создает «нездоровую» ситуацию, способствующую распространению гомосексуальности.
Таким образом, к концу 1920-х восприятие гомосексуальности как социальной психопатологии стало доминирующим. Внутри самого этого социально-психопатологического подхода обозначились два основных течения: a) «цивилизационное», применявшееся в рамках борьбы с «феодальными пережитками прошлого» и использовавшееся, например, в Средней Азии и Закавказье, и б) «ситуационное», применявшееся как один из инструментов для окончательного уничтожения врагов режима (например, по отношению к служителям Церкви).
КАТЕГОРИЧЕСКОЕ ОТРИЦАНИЕ
В 1930-е годы ключевым понятием, которое, на наш взгляд, будет определяющим для восприятия гомосексуальности в СССР, становится «паразитизм», обозначающий «буржуазные остатки», от которых новые власти «вынуждены» избавляться, «очищая» общество. В то же время в законодательстве гомосексуальность была обозначена именно как «мужеложство» — термином, употреблявшимся в царское время. Моей задачей является опровержение представления о том, что 1930-е годы были прямым продолжением 1920-х годов в отношении сексуальной политики, несмотря на всю «очевидность» этого для многих исследователей, например для упомянутых выше Карлинского и Малмстада. Воспринимая большевистскую политику начала 1920-х годов как гомофобную, они видят в сталинской политике логическое развитие политики ленинской.
Первая значительная книга о сексуальности в СССР в свете идеологических дискурсов вышла на Западе и была написана психиатром-диссидентом Михаилом Стерном[29]. Несмотря на хорошую фактологическую базу, она изобилует очевидными анахронизмами, по-видимому, связанными с идеологической установкой исследователя. Например, закон о мужеложстве 1934 года Стерн связывает с именем Ленина, а не Сталина, хотя к тому времени Ленин уже давно умер. Автор объясняет отношение большевиков к гомосексуальности тем, что многие из них были сыновьями священников. Стерн отмечает, что большевики относились к сексу с подозрением, и называет их коммунистическими пуританами. Он утверждает, что уже в 1920-х годах коммунисты руководствовались лозунгом «Секс против революции». Однако, к примеру, «Антисексус» убежденного большевика А. Платонова входит в противоречие с этим утверждением: в этом небольшом тексте, написанном в 1926 году, главным врагом секса объявляется именно капитализм, а не коммунизм. Вместе с тем, Стерн считает, что для понимания восприятия гомосексуальности в советское время конститутивными являются такие категории, как «нормальный» и «ненормальный», которыми все еще злоупотребляют в русском языке. Он указывает на двусмысленность определения гомосексуальности как «ненормальности»: с одной стороны, она безнравственна, а с другой — является «чистой патологией».
Десакрализация гомосексуальности большевиками, сведя «смертный грех» к строго научным рамкам, равным и абсолютным для всех, отрицательно сказалась на восприятии гомосексуальности, но не потому, что в дореволюционном обществе «лучше» относились к греху, а потому, что в царское время сам грех, как и зло, представлялся чем-то неискоренимым, неотъемлемой частью жизни. В сталинское же время возникло представление, что социальное «зло» можно искоренить. С конца 1920-х — начала 1930-х годов советское общество, мечтая создать «чистое» светлое будущее, пытается навсегда искоренить такие «болезни», как гомосексуальность, и теперь уже полностью отрицает ее право хоть и на преступное, но существование.
Ни до, ни сразу после принятия закона о мужеложстве в 1934 году внятных объяснений, зачем он нужен, не было. Официальная реакция была озвучена только через два года после принятия закона — в начале 1936-го, когда нарком юстиции Крыленко, еще в начале 1920-х годов одобрявший отмену статьи о мужеложстве, выступил с докладом о гомосексуальности, чтобы разъяснить с юридической точки зрения причины принятия этого закона[30].
Крыленко отождествляет гомосексуала с алкоголиком: оба они и вменяемы, и больны. Характерна его точка зрения на «западное» происхождение гомосексуальности. Крыленко называет гомосексуалов, с одной стороны, «господчиками», подразумевая их «буржуазность», «декадентство», а с другой стороны, «больными», указывая на их «болезненность», «опасность» для «здорового» общества. Политическую опасность гомосексуальности Крыленко объясняет тем, что «в тайных поганых притончиках и притонах» «часто происходит и другая работа — контрреволюционная работа».
Желание власти заниматься реабилитацией деклассированных элементов исчезло уже к 1927 году: проституток, «профессиональных» попрошаек, алкоголиков стали воспринимать в рамках понятия «социального отклонения» и привлекать к ответственности за «бытовые преступления». Из жертв прежнего социального строя они превратились в преступников. А преступников необходимо было перевоспитать трудовой терапией, что и было сделано с помощью трудовых лагерей.
В том же, 1934 году английский журналист Гарри Уайт, работавший в «Moscow Daily News», написал письмо Сталину с одним из основных для левых гомосексуалов того времени вопросов: «Достоин ли гомосексуал быть членом компартии?»[31]
Уайт решил написать письмо Сталину после личной трагедии, которую он пережил из-за закона о мужеложстве. Был арестован его русский друг. Поэтому Уайт, убежденный коммунист, решил написать Сталину и показать ему на своем примере, что гомосексуалы, которых в СССР миллионы, могут быть социально активными, честными коммунистами. Вместе с тем, он ни разу не упрекнул Сталина в трагедии его возлюбленного и даже не упомянул о нем. Его письмо выражало не личную просьбу всесильному вождю, а заботу о других гомосексуалах в СССР. По мысли Уайта, личная жизнь может быть никоим образом не связаной с политической, публичной жизнью. Гомосексуалы могут быть интегрированы в общество точно так же, как и другие угнетаемые социальные группы (например, евреи или женщины). Для подтверждения своих мыслей Уайт ссылается на статью о гомосексуальности в Большой советской энциклопедии. Он утверждает, что настоящее дело коммунистов — освобождать угнетенных, бороться за их свободу, а значит, бороться и против зма, антисемитизма, расизма и угнетения гомосексуалов. В своей аргументации в защиту гомосексуальности Уайт также опирается на высказывания Маркса, Энгельса, Ленина и даже самого Сталина (слова, произнесенные им в 1927 году об «уравниловке»).
При этом Уайт одобряет политические аресты ста тридцати гомосексуалов, которые провел Ягода в 1933 году, и поддерживает обвинение в адрес разделявшего коммунистические убеждения гомосексуала Ван Дер Люббе в поджоге Рейхстага. Немецкая компартия, которая на тот момент представляла сталинскую политическую линию, пытаясь защититься от обвинений фашистов в причастности коммунистов к поджогу Рейхстага, объясняла поступок Люббе тем, что он, так же как и нацист Рём, является гомосексуалом. В глазах немецких коммунистов его гомосексуализм служил доказательством не только того, что Люббе не может быть коммунистом, но и того, что он — фашист.
Райх отмечает, что преследования гомосексуалов при Сталине были связаны с кампанией против фашизма, развернутой немецкой компартией в 1932—1933 годы, в которой немецкие коммунисты пытались дискредитировать фашизм, ссылаясь на гомосексуальность Рёма. В советской прессе в этой связи также была организована кампания против гомосексуалов. В ней принимали участие такие известные журналисты и писатели, как М.Е. Кольцов и Максим Горький, называвшие гомосексуальность «дегенератством фашистской буржуазии». Статья Горького «Пролетарский гуманизм», опубликованная в «Правде» и «Известиях» 23 мая 1934 года, послужила своего рода ответом на письмо Уайта.
Первый довод Горького — довод политический — заключался в том, что гомосексуальность, равно как и антисемитизм, присущи фашизму. Главное обвинение Горького заключается в том, что гомосексуальность разлагает молодежь. Второй довод — культурный. Горький долго жил в Германии и был, по его мнению, хорошо знаком с немецкой культурой и ментальностью. Он отмечает, что немецкое общество страдает, среди прочего, от алкоголизма, истерии и сифилиса. Как одно из проявлений «дегенератства», гомосексуальность, на его взгляд, знаменовала «закат» немецкой культуры. В отличие от Германии, в СССР пролетариату удалось сохранить то чистое «варварство», которое может стать двигателем интеллектуального творчества. В своей статье Горький приходит к парадоксальному выводу: «Уничтожьте гомосексуалистов — и фашизм исчезнет!» В отличие от самих фашистов, Горький призывает не к оздоровлению русской расы, а к оздоровлению советского пролетариата... Важно отметить, что именно с этого времени образ врага, другого стал совпадать с образом фашиста, который, следуя официальной идеологии, может быть только иностранцем. Примечательно и то, что сами немецкие фашисты обвиняли русских в том, что гомосексуальность была «экспортирована» ими в Германию. На письмо Гарри Уайта Сталину не последовало никакого ответа. Тем не менее вождь народов внимательно прочел его и написал на полях: «идиот и дегенерат».
Судьба «гомосексуальной субкультуры» царских времен отразилась, естественно, и на судьбах тех людей, которые ее создавали. Знаменательным в этом отношении представляются примеры Кузмина и Клюева, чьи жизни непосредственно были связаны с историей «гомосексуальной субкультуры» начала XX века.
Анна Ахматова сказала про Кузмина, что его смерть была «благословенной» и постигла его «вовремя» (Кузьмин умер в 1936-м). О смерти писателя и его последних годах мы почти ничего не знаем, поскольку еще в конце 1920-х годов все литературные общества и кружки открестились от него. В ноябре 1933 года, через два месяца после арестов гомосексуалов, Кузмину удалось продать свой дневник за двадцать пять тысяч рублей, баснословную по тем временам сумму, директору Государственного литературного музея В.Д. Бонч-Бруевичу. В дневнике Кузмина запечатлен большой период его жизни: с августа 1905-го по декабрь 1931 года.
Бонч-Бруевич не случайно заинтересовался текстами Кузмина. Будучи близким соратником Ленина, он издавал газету «Рассвет» для агитации старообрядцев, к которым причислял себя и Кузмин. В стремлении найти у них поддержку отразилась идея большевиков, что необходимо сотрудничать со всеми угнетенными, включая мусульман и вообще всех «иноверцев». Можно предположить, что существовало какое-то «родство» между христианскими «революционерами-общинниками» и большевиками, которым был близок коллективизм старообрядцев. Большевики, возможно, видели в нем асексуальное братство, товарищество, хотя у старообрядцев коллективизм принимал зачастую гомосексуальный характер. Впрочем, среди большевиков представление о товариществе и коллективизме было порой неоднозначным. Например, у А.П. Платонова в рассказе «Иван Жох» и романе «Чевенгур» товарищество, как и старообрядческое братство, приобретает гомосексуальный оттенок[32].
Бонч-Бруевич оказался одним из немногих «старогвардейцев», кто до последнего не отступился от своих убеждений. В феврале 1934 года, через полгода после того, как он купил рукопись Кузмина, была организована его партийная «травля»: было начато следствие в отношении работы Литературного музея. В пояснительном письме к Ягоде и следователю Бонч-Бруевич пытался убедить товарищей в том, что этот дневник важен для понимания «буржуазного левого символизма». Однако ему не верят, и через некоторое время в музее производятся «чистки», а большинство сотрудников увольняется.
Трагичным образом оборвалась жизнь Клюева. В феврале 1934 года он был арестован и под пытками признался в предательстве Советского государства и участии в антисоветской организации. 13 октября 1937 года он был осужден по статье 58 УК о «контрреволюционной деятельности» и приговорен к расстрелу.
Н.М. Солнцева, опираясь на воспоминания И.М. Гронского о беседе М. Бахтина и В.Д. Дувакина, утверждала, что подлинным мотивом ареста и расстрела Клюева была его гомосексуальность. По версии Гронского, причиной ареста был его собственный донос на Клюева. Будучи редактором «Известий» и литературного журнала «Новый мир», где печатались стихи Клюева, Гронский уже в начале 1930-х годов убедился в гомосексуальной природе его лирики. В связи с этим он обратился к Сталину и Ягоде и обвинил Клюева в «разложении литературной молодежи»[33].
1930-е годы были отмечены всеобщим страхом перед правосудием: люди не знали, за что их могут посадить, а юристы не имели точного представления, на чем основываются те или иные положения законодательства. Дан Хили изучил восемь дел о мужеложстве, которые рассматривались судом в период между 1935-м и 1940-м годами, и обнаружил, что только на одном из них суд привел политические доводы, которые соответствовали принципам нового законодательства. В рамках этого дела, относящегося к 1935 году, закон о мужеложстве 1934 года трактовался не просто как закон о борьбе с «мужеложцами», то есть какими-то конкретными индивидами, в узком смысле этого слова, но как закон, противодействующий мужеложству как «антисоциальному проявлению сексуальных отношений между мужчинами»[34].
Невежество распространялось даже на тех, кто занимал высокие посты. Например, Пьер Эрбар в своей автобиографической книге «Линь де форс» пишет о том, что ни он, ни его друг-комсомолец не знали о существовании закона о мужеложстве еще три года после его принятия.
Эрбар работал в Москве редактором «Международного журнала» с 1935 по 1936 год. Именно он организовал поездку Жида в Москву в 1936 году. По словам Жида, Эрбар показал ему все то, что так тщательно пытались скрыть от него как «попутчика» высокопоставленные товарищи. Об этом он написал в «Возвращении из СССР», вызвавшем большой скандал в Европе. Из известного и желанного гостя — писателя, чьи книги советская компартия издавала миллионными тиражами, — после выхода «Возвращения...» Андре Жид в одночасье превратился в «декадентского эстета».
Эрбар упрекал Жида в том, что в «Возвращении... » о гомосексуальности было сказано слишком мало. Новую трактовку вопроса о гомосексуальности, как и вопроса об аборте, он упоминает только в одной из сносок и считает, что она предвещает формирование «новой консервативной рабочей буржуазии»[35].
Однако появление в сталинском СССР, равно как и в Италии или Германии, «демографического подхода» во второй половине 1930-х годов, связывавшееся с подготовкой к войне, — не единственное объяснение ужесточения политики в отношении гомосексуалов. Другое объяснение дает Е.И. Замятин в романе «Мы», когда заявляет, что в тоталитарном, полностью обобществленном государстве сексуальное желание и любовь остаются единственными возможными сферами сопротивления. Таким образом, гомосексуалы как бы становятся в негласную оппозицию к власти.
С одной стороны, политику неотрадиционализма можно определить как политику возрождения старых буржуазных моральных ценностей, воплощаемую новыми средствами и во имя новых идеалов. Сталинский неотрадиционализм проводил политику создания «нового человека» и ради этого был готов идти на сотрудничество со «старыми», традиционными институтами, такими, как семья и религия, при условии, что они переподчинят свои собственные интересы интересам государства. Политика проникала в семью и сексуальные отношения людей и была неотъемлемой их частью. Именно поэтому гомосексуал делал не только личный выбор, но и выбор политический.
В отличие от Жида, Эрбар открыто разоблачает преследование гомосексуалов. В книге «В СССР. 1936»[36] он пишет: «Я узнал, что гомосексуалы, читая Маркса в концлагерях, перерождаются (se regenerent)»[37]. Он упоминает «закон, принятый несколько лет тому назад» и «разъясненный» в «Правде» лишь спустя годы после его принятия, подразумевая закон о мужеложстве38. Упоминает он также одного комсомольца — друга одного из своих приятелей, — отсидевшего в лагере три года по этой статье, который после возвращения, чувствуя свою необоримую склонность, хотел донести на самого себя.
В книге Эрбар говорил только о том, что видел, и не описывал свои собственные личные переживания, связанные с пребыванием в СССР. Лишь незадолго до смерти Сталина он опубликовал повесть «Линь де форс», в которой в автобиографическом ключе рассказывал о годах, прожитых им в СССР, и в частности о трагической истории своей любви к одному студенту, убежденному комсомольцу. После возвращения во Францию Эрбару пришлось порвать со своим возлюбленным все связи, поскольку он боялся, что молодого человека могут посадить за это в тюрьму. Об этой опасности его предупреждал и Исаак Бабель, который посоветовал Эрбару «не оставлять заложников»[38].
Эрбар понимал, что уголовные преследования гомосексуалов носят политический характер, и, подчеркивая правовой абсурд сталинского режима, с иронией отчаяния говорил, что лучше попасть под меч сталинского «правосудия» за убийство, чем за «мужеложство»[39].
Таким образом, к середине 1930-х годов в СССР сложилось совершенно определенное понимание гомосексуальности: в контексте сталинского неотрадиционализма оно приобрело политический характер. При этом позиция советской власти была понятна далеко не всем. Многие гомосексуалы и даже судьи плохо представляли себе цели тех или иных запретов, не знали «правил игры», действовавших не для всех и не всегда. В «Архипелаге ГУЛАГ» А.И. Солженицын говорит о том, что закон о мужеложстве использовался не всегда «по назначению»: например, в качестве «грязного» обвинения против диссидентов. И, наоборот, гомосексуалам предъявлялись обвинения по таким статьям, как, к примеру, статья о контрреволюционной деятельности.
В 1939 году все газеты опубликовали признание в гомосексуальности второго человека в СССР — комиссара внутренних дел Ежова. Из предъявленных ему обвинений он признался только в гомосексуальности (статья 154а УК), а точнее, в собственном «морально-бытовом разложении». Создается впечатление, что этим признанием он хотел показать свою «болезненность», «недееспособность». И едва ли мы можем расслышать слова самого гомосек- суала в признании друга одного из приятелей Пьера Эрбара, собиравшегося донести на себя.
P.S. Дан Хили подсчитал, что в период с 1934 по 1991 год в СССР по статье «мужеложство» ежегодно осуждалось около тысячи человек41.
[1] Я хотел бы поблагодарить Сесиль Весье, которая поддерживала меня на протяжении нескольких лет и дала мне ценные советы; Алана Блума, моего научного руководителя, который поддержал меня в написании этой статьи, даже несмотря на то, что она выходит за рамки моей настоящей работы; Дана Хили за его доступность, открытость и тщательный анализ моего текста. А также Лину Цримову и Дениса Голобородько за помощь, оказанную в подготовке и обсуждении текста этой статьи на русском языке.
[2] См.: Bourdieu P. Quelques questions sur le mouvement gay et lesbian // Bourdieu P. La domination masculine. Paris: Seuil, 2002. P. 161 — 168.
[3] Лотман Ю.М., Успенский БА. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 414. Труды по русской и славянской филологии. Вып. 28. Литературоведение. Тарту, 1977. С. 3—36.
[4] Лотман Ю.М., Успенский БА. Указ. соч. С. 4.
[5] Там же. С. 5.
[6] См.: Tamagne F. Histoire de l'homosexualite en Europe. Berlin; Londres; Paris, 1919—1939. Paris: Editions du Seuil, 2008.
[7] Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 103—104 (перевод изменен. — А.К.). (Франц. изд.: Foucault M. Histoire de la folie a l'age classique. Paris: Gallimard, 1972. P. 102—103.)
[8] См.: Cocks H.G. Nameless Offences: Homosexual Desire in the Nineteenth Century. Londres, 2003.
[9] См., например: MorelB.-A. Traite des degenerescences physiques, intellectuelles et morales de l'espece humaine. Paris, 1857. Эта книга служила одним из источников мысли В.В. Розанова.
[10] См. в: Tamagne Florence. L'age de l'homosexualite, 1870— 1940 // Une Histoire de l'homosexualite. Sous la direction de Robert Aldrich. Paris: Editions du Seuil, 2006.
[11] Знаменитая «Башня Вячеслава Иванова» — дом на пересечении Таврической (№ 35, ранее — 25) и Тверской (№ 1) улиц возле Таврического сада. Здесь проводились «Ивановский среды», на которых присутствовал весь цвет Серебряного века русской культуры.
[12] См. об этом подробнее в: Жук О. Амазонки: История лесбийской субкультуры в России XX века. М.: Глагол, 1998.
[13] Малмстад Д. Бани, проституты и секс-клуб: Восприятие «Крыльев» М. Кузмина / Пер. А.В. Курта // Эротизм без берегов: Сборник статей и материалов. М.: НЛО, 2004. С. 128.
[14] Троцкий Л.Д. Литература и революция. М.: Политиздат, 1991. С. 236—237.
[15] Саймон Карлинский в свою очередь обвиняет Троцкого в том, что он вел широкую кампанию в прессе против Куз- мина и издевался над отношениями между Клюевым и Есениным. Но он забывает, что в тех же самых статьях, где Троцкий называл литературу Кузмина и Клюева «лишней», обращенной к узкому кругу читателей, далекой от социальных проблем и элитарной, он, в отличие от Горького, отдает дань их литературному дару.
[16] См.: Эткинд АМ. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Медуза, 1993.
[17] Вместе с З. Гиппиус они создали «церковь» трех, в которую включили Философова, чья гомосексуальность, как «женский дух», дополняла «мужской дух» Гиппиус и одновременно выполняла символическую роль андрогина- Христа. См. подробнее: Матич Ольга. Эротическая утопия. Новое религиозное сознание и fin de siecle в России. М.: НЛО, 2008.
[18] Солнцева И.М. Странный эрос: Интимные мотивы поэзии Николая Клюева. М.: Эллис Лак, 2000. С. 30.
[19] Легализация гомосексуальности, фактически произошедшая вслед за Октябрьской революцией, заключалась в том, что гомосексуалы получили право свободно придерживаться своей гомосексуальности, то есть социальное обоснование своего существования в качестве гомосексуалов.
[20] См.: Berberova N. Tchai'kovski: Biographie. Actes Sud. Edition, 1987. P. 24. (Рус. изд.: Берберова Н. Чайковский. Петро- РИФ, 1993.)
[21] В книге, впервые опубликованной в 1936 году на немецком языке под названием «Сексуальность в культурной борьбе. К социалистическому преобразованию человека» («Die Sexualitat im Kulturkampf. Zur sozialistischen Umstrukturierung des Menschen») и переизданной в 1945 году под названием «Сексуальная революция», Райх утверждает, что Кодекс 1922 года создал условия для сексуальной революции в России. По его мнению, государство относилось к вопросам брака, развода и гомосексуальности как к вопросам частной, личной жизни людей. При этом во время своей поездки в СССР, в конце 1920-х годов, Райх наблюдал начало «асексуализации». По его свидетельству, в этот период отношение масс к гомосексуалам было терпимое, хотя и «со смешком».
[22] Karlinsky S. Russia's Gay History and Literature (XI—XX Centuries) // Gay Sunshine. 1976. № 29/30. P. 1—7 (видоизмененную версию этой статьи см. в: Gay Roots. Twenty Years of Gay Sunshine / Winston Leyland (Ed.). San Francisco: Gay Sunshine Press, 1991. P. 81—104). См. также: Karlinsky S. Russia's Gay Literature and Culture: The Impact of the October Revolution // Hidden from History. Reclaiming the Gay and Lesbian Paste / Martin Bauml Duberman, Martha Vicinus, et George Chauncey (Eds.). КН.: New American Library, 1989. P. 348—364.
[23] Богомолов Н.А. Михаил Кузмин: Статьи и материалы. М.: НЛО. С. 64—65.
[24] См.: Karlinsky S. Russia's Gay Literature and Culture: The Impact of the October Revolution. P. 557. Карлинский ссылается на воспоминания Александра Мейерхофа «My cousin, Foreign Commissar Chicherin», опубликованные в журнале «Russian Review» за апрель 1971 года.
[25] Богомолов НА. Указ. соч. С. 154.
[26] Это опасение Ленина не являлось чем-то оригинальным. В «Истории сексуальности» Фуко упоминает понимание секса как растраты, приводящей к смерти, распространенное еще со времен античности.
[27] См.: Healey D. Homosexual Desire in Revolutionary Russia. The regulation of Sexual dissent. Chicago: The University of Chicago Press, 2001. (Рус. пер.: Хили Дан. Гомосексуальное влечение в революционной России. Регулирование сексуально-гендерного диссидентства. М.: Ладомир, 2008.)
[28] Healey D. Op. cit. С. 168.
[29] Stern M. La Vie sexuelle en URSS. Paris: Editions Albin Michel, 1979.
[30] См. в: Healey D. Op. cit. P. 195—196, а также в: Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубника на березке. М.: ОГИ, 1997. С. 153.
[31] Архив Президента РФ (Ф. 3. Оп. 57. Дело 37, 11.29.1945). Примечательно, что, как отмечает Дан Хили, этот документ находится в том же деле, что и записка Ягоды Сталину (см.: Healey D. Op. cit. P. 331).
[32] См. об этом, например: FlatleyJ. Affective Mapping: Melancholia and the Politics of Modernism. Harvard University Press, 2008. — Примеч. ред.
[33] Солнцева Н.М. Странный эрос: Интимные мотивы поэзии Николая Клюева. С. 105—106. На с. 179 в сн. 190 Солнцева ссылается на следующий архивный источник: Воспоминания М.И. Гронского (хранится, согласно ее ссылке, в: РГАЛИ. Ф. 13337. Оп. 3. Ед. хр. 45).
[34] Healey D. Op. cit. P. 192.
[35] Gide A. Retour de l'URSS // Gide Andre. Souvenirs et voyages. Paris: Gallimard, 2001. P. 772—773. (Рус. изд.: Жид Андре. Возвращение из СССР. Фейхтвангер Лион. Москва 1937. М.: Издательство политической литературы, 1990.)
[36] Herbart P. En URSS. 1936. Paris: Gallimard, 2008.
[37] Ibid. P. 16
[38] Herbart Pierre. La ligne de force. Paris: Gallimard, 1980. P. 105— 106.
[39] Ibid. P. 113.