Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №117, 2012
INTRODUCING THE NEW SEXUALITY STUDIES / Eds. S. Seidman, N. Fischer, C. Meeks. — 2nd edn. — L.; N.Y.: Rout- ledge, 2011. — XVI, 571 p.
Herzog D. SEXUALITY IN EUROPE: A Twentieth-Century History. — N.Y.: Cambridge University Press, 2011. — VIII, 230 p. — (New Approaches to European History. Vol. 45).
Johansson T. THE TRANSFORMATION OF SEXUALITY: Gender and Identity in Contemporary Youth Culture. — Aldershot: Ashgate, 2007. — VIII, 151 p.
Современная история сексуальности — как комплекса разнообразных проявлений человека в качестве сексуального (то есть испытывающего желание и стремящегося быть желанным) существа в их культурном, идеологическом, политическом, правовом и т.п. контекстах — настолько тесно связана с историей ее изучения, что рассматривать их порознь едва ли возможно. Под воздействием различных факторов сексуальность с начала XX в. трансформировалась на Западе определенным образом, и наука фиксировала и объясняла эти изменения; с другой стороны, наука о сексуальности сама стала фактором, активно влияющим на соответствующие представления и действия людей, и сыграла свою роль в так называемой сексуальной революции — одной из социальных революций, произошедших за последнее столетие. Понимать эту трансформацию лишь как «либерализацию» секса в науке и жизни было бы упрощением; точнее говорить о денатурализации понятия сексуальности в науке и о сложной, нелинейной трансформации сексуальности в повседневной жизни.
Исследование сексуальности в ее сегодняшнем понимании началось на Западе с поздневикторианской сексологии, занимавшейся сексуальными заболеваниями и описывавшей определенные типы сексуального поведения в категориях болезни (патологии). Сексуальность мыслилась в сугубо природном плане, как врожденное свойство человека, движимого сексуальным инстинктом, за которым стоят инстинкт продолжения рода или материнский инстинкт, а все остальное считалось отклонением от нормы, грехом, извращением или «грубой непристойностью», подлежащими лечению и/или уголовному преследованию. Как известно, именно за «грубую непристойность» с другим мужчиной был приговорен к уголовному наказанию Оскар Уайльд.
Следующей вехой стал психоанализ Зигмунда Фрейда, который начал было отделять эротизм от биологических механизмов, однако все же находился под влиянием теории наследственности, увлекавшей его предшественников — сексологов. Зато он оставил после себя влиятельные концепции эдипова комплекса и комплекса кастрации, а также «воли к смерти». Последняя имела большое значение для позднейших размышлений о желании как результате действия антагонистических сил — воли к жизни и воли к смерти, как безграничном источнике энергии, связанной с динамикой созидания/разрушения. За пределами науки интерес к этому предмету выразился в разнообразной культурной продукции на тему «смертоносности» секса. (К слову, характер этой «смертоносности» также претерпел трансформацию: если в конце XIX в. секс и смерть могли ассоциироваться через роды, нередко заканчивавшиеся летальным исходом для матери или ребенка, то в конце XX в. наглядным проявлением связи секса и смерти стал СПИД.)
Начатое Фрейдом продолжил Жак Лакан: он поместил желание в сферу сиг- нификации и, таким образом, отделил психоанализ от предшествующей научной традиции, объяснив, что сексуальность необходимо понимать отдельно от размножения, то есть что сексуальное желание не соответствует биологическому инстинкту сохранения рода. «Социализация» желания была по-своему продолжена Мишелем Фуко в знаменитой «Истории сексуальности» (1976—1984). Фуко показал, что сексуальность служит инструментом организации власти в обществе, что желания всегда заключены в систему подавления и освобождения. Акцент Фуко на дискурсивном конструировании эротизма и на его связи с производством и распределением властных отношений, а также субверсия оппозиции «гомосексуальный/гетеросексуальный» повлияли на феминизм и так называемую квир- теорию — скорее сексуально-политическое, нежели научно-теоретическое движение, расцветшее в начале 1990-х гг. (Джудит Батлер, Гейл Рубин, Ева Седжвик)[1].
Здесь-то и происходит — или, скорее, завершается — та «революция» в изучении секса, о которой говорится в предисловии к «Введению в новые исследования сексуальности» (2011) под редакцией Стивена Сейдмана, Нэнси Фишер и Чета Микса. Такие аспекты секса, как желание, удовольствие, идентичность, нормы сексуального поведения и т.д., «признаются сегодня ведущими учеными в этой области в качестве социальных явлений» (с. XV).
По словам редакторов сборника, новому пониманию сексуальности первоначально способствовали общественные деятели, которые утверждали, что традиционная трактовка женской сексуальности служит пониманию роли женщины в обществе как жены и матери. С получением женщинами большей социальной и экономической независимости после 1960-х гг. значительно разнообразнее стали и формы проявления их сексуальности: если для одних сексуальность по-прежнему означает обеспечение потомства, то для других это скорее чувственное удовольствие, не связанное с браком и детьми, к приобретению которых они могут и не стремиться. Наряду с женским движением, утверждающим социальную сконструированность женской сексуальной идентичности, развиваются движения геев и лесбиянок, доказывающих социальную и историческую сконструированность сексуальных идентичностей и ролей как таковых, то есть самой сексуальности. За общественными деятелями последовали ученые, занявшиеся социальными образцами сексуального поведения и сексуальных норм, но тогда, в 1970-е гг., еще не видевшие или не признававшие воздействия социальных сил на тело, желание и идентичность. Исследование этого воздействия, то есть глубоко социальная трактовка сексуальности, — вот принципиальное отличие новых исследований сексуальности от старых.
Первое издание «Введения...» вышло в 2006 г.; при переиздании состав книги был изменен. Она включает 77 статей, распределенных по одиннадцати тематическим группам. Первая часть сборника, «Секс как общественный факт», состоит из статьи С. Сейдмана о социальной природе сексуальности и двух интервью. Одно — с британским ученым Джеффри Виксом, одним из пионеров социологического подхода к сексуальности[2]; Викс вспоминает, как исследовал историю гомосексуальности в начале 1970-х гг., когда это еще было сомнительным с моральной точки зрения занятием, и развивал неэссенциалистское, социально-конструкционистское понимание сексуальности. Другое интервью — с Эдвардом Лауманом, одним из авторов книги «Социальная организация сексуальности» (1994), которая считается «наиболее полным исследованием сексуального поведения взрослых американцев со времен [Альфреда] Кинси», основавшего в 1947 г. Институт исследований секса (с. 20).
Дополнительное обоснование принятого в сборнике подхода дается в открывающей книгу статье С. Сейдмана «Теоретические перспективы»: хотя человеческие импульсы, побуждения и желания и имеют биологическую основу, но «именно социальные силы придают биологической реальности форму "сексуальности". Индивиды и группы наделяют значениями телесные ощущения и чувства, превращают эротические акты в идентичности и создают нормы, проводящие разграничение между приемлемыми и неприемлемыми сексуальностями» (с. 3). Выделив среди социологических подходов работу Джеффри Викса, марксизм и феминизм, Сейдман заключает: «Если дети должны вырасти гетеросексуалами, если мы должны связывать секс с любовью и браком, то это потому, что определенные группы устанавливают такие нормы» (с. 12). Как приходят к подобным убеждениям и каковы их последствия для человека и общества — вот, по мнению Сейдмана, важные вопросы для исследователя. Соответственно, следующая, вторая часть сборника посвящена смыслам, приписываемым сексу (путь к созданию семьи и производству потомства, инстанция власти, выражение любви, знак взросления и т.д.), и тому, как эти смыслы определяются данной культурой.
О том, как культура конструирует само наслаждение (и как наше переживание наслаждения отражает культурные ценности, господствующие убеждения, стандарты), рассказывает в статье «Сексуальное наслаждение» Келли Джеймс. Она показывает, что культурно обусловленными нормами определяются место поиска и способ выбора партнера, критерии привлекательности, сексуальные роли, сексуальное поведение и т.д. — вплоть до восприятия частей тела. Человек рано усваивает соответствующие нормы и начинает воспринимать одни части тела как «сексуальные», другие — как «несексуальные», одни — как «хорошие», «чистые», другие — как «плохие», «грязные». Соответственным образом маркируются и способы сексуального взаимодействия: хотя анальный секс «может быть обычной практикой <...>, но это действие не получает такой же нормативной поддержки, что и вагинальное проникновение». Причем здесь мы сталкиваемся с «одной из загадок сексуального наслаждения», когда «нам нравятся сексуальные действия, считающиеся в нашем обществе нежелательными» (с. 35). К статье К. Джонс тематически примыкает статья Джульет Рихтерс «Оргазм», кратко демонстрирующая, что «переживание оргазма значительно различается в разных культурах и в разные исторические эпохи» (с. 100)[3]. Есть в сборнике и статья (автор — Саймон Харди), специально посвященная «социальному конструированию» анального секса — его связи с равенством полов и сексуальных ориентаций, со столкновением «фаллической модели сексуальности» (нормативной и патриархальной) и различных «перверсивных» сексуальностей (с. 106). Среди других тематических групп статей, призванных отразить современные тенденции в исследованиях сексуальности, — «Гендер и сексуальность» (в этой части рассматриваются трансгендерность, транссексуальность, «квир» и т.д.), «Сексуальные идентичности» (гетеро-, гомо- и бисексуализм), «Сексуальные институции и сексуальная коммерция» (порноиндустрия, проституция и т.д.).
Не менее богатый по материалу и притом более цельный ответ на вопрос о трансформациях сексуальности в XX в. дается в работе «Сексуальность в Европе: История XX века» (2011) Дагмар Херцог — американского историка, круп
нейшего специалиста по сексуальности и смежным темам: гендеру, интимности и т.д.[4] В новой своей книге Херцог стремится показать сложность и противоречивость исследуемого предмета и истории его трансформации. Нарратив о либерализации секса, по мысли Херцог, есть вредное упрощение: сексуальная свобода амбивалентна, а защита сексуальных прав постоянно наталкивается на препятствия[5]. Одна из центральных сюжетных линий в ее рассказе — регулярные «откаты назад», постоянная обратная реакция против таких прав, как свободный доступ к контрацепции или свобода гомосексуальных отношений. При этом речь идет о процессах, связанных не только с политической властью и церковью, но и с движениями «снизу» и происходивших не только во времена национал-социализма в Германии, фашизма в Италии, Испании и Португалии и сталинизма в СССР, но и в начале XXI в. В самом деле: сексуальный консерватизм, или неофундаментализм, присущ современным европейским христианству, иудаизму и исламу, и насилие, с которым сталкиваются участники гей-парадов в посткоммунистической Восточной Европе (в том числе в России), свидетельствует о том, насколько спорным остается понятие сексуальной свободы.
Иные изменения, которые претерпела европейская сексуальность за последнее столетие и которые демонстрирует Херцог, разительны. Если, скажем, в начале XX в. идея предупреждения беременности воспринималась обществом враждебно, а власти поощряли проституцию как нечто полезное и даже необходимое для института семьи, то в конце века все иначе: проституция и аборты воспринимаются как более аморальные действия, чем контрацепция. Последняя, кстати, была одной из решающих причин сексуальной революции в Европе XX в., утверждает Херцог, — и этот тезис уже знаком заинтересованному читателю по «Трансформации интимности» (1992) Энтони Гидденса, который писал: «Возникновение того, что я называю пластичной сексуальностью, было решающим для эмансипации, имплицитно подразумеваемой в чистых отношениях, равно как и для притязания женщин на сексуальное наслаждение. Пластичная сексуальность — это децентрализованная сексуальность, освобожденная от репродуктивных потребностей. Она имеет свои источники в тенденции, берущей начало в конце XVIII в. и прямо связанной с ограничением размеров семьи; однако в дальнейшем она развивается как результат распространения современной контрацепции и новых репродуктивных технологий»[6]. Усовершенствованные способы контрацепции и изменение отношения к ней имели огромное значение прежде всего для интимной жизни женщин, чья «эмансипация» служит иногда синонимом «сексуальной революции». Этой традиционной теме[7] отведено немало места в книге Херцог, рассказывающей об отношении к женщине при фашизме и нацизме, влиянии двух мировых войн на гендерные отношения, сексуальной революции в конце 1960-х гг. и современных отношениях между полами. Однако она также касается вопросов, нередко обходимых стороной: мастурбации, лесбийской любви, проституции, секса в браке, — подчас обнаруживая при этом расхождения между господствующими нормами и частными, приватными практиками.
Если не сводить сексуальную революцию только к отмене «двойного стандарта» — признанию за женщиной права на обладание собственной сексуальностью и сексуальное наслаждение, то в общем ее можно определить так: секс был наделен небывалым значением, а сексуальность — переосмыслена. Никогда прежде секс не считали столь важным для индивидуальной идентичности. Именно это обстоятельство сделало возможным расширение прав женщин, геев и т.д. По убеждению Херцог, это не столько заслуга левых активистов, сколько следствие капитализма, при котором были эротизированы реклама, одежда и поп- культура. Именно возросшее до крайней степени напряжение между коммерцией и правовым сдерживанием привело к более либеральной политике (хотя, следует повторить, этот спор не окончен, и кое-где в Европе сохраняется религиозная и политическая оппозиция современным сексуальным нравам).
Возросшее значение секса и переосмысление сексуальности Херцог фиксирует уже в самом начале XX в. Это было обусловлено рядом факторов, прежде всего — вниманием прессы к проблеме проституции, связанным, в свою очередь, с распространением венерических заболеваний (в том числе в европейских колониях Европы), урбанизацией и проблемой занятости рабочего класса. Широкая дискуссия о проституции непредвиденным образом сказалась на жизни женщин из низших слоев общества — усложнила жизнь служанок, прачек, официанток и др., прежде имевших возможность заниматься проституцией «сезонно», в течение лишь нескольких лет, для дополнительного заработка, а затем благополучно переходить к семейной жизни или более респектабельной работе. Среди других причин (или признаков?) роста значения секса — поиск способов регулирования рождаемости, а также «возросший вуайеристский интерес общества к скандалам, связанным с однополыми связями, во многих из которых фигурировали высокопоставленные военные, представители аристократической элиты и знаменитости» (с. 6). Словом, секс приобрел политическое измерение, а развернувшаяся дискуссия о сексе повлияла на то, как его практиковали. Уже между 1900 и 1914 гг. появились феминисты и феминистки, настаивавшие на праве женщины быть сексуальным субъектом (а не только объектом), связывавшие секс не столько с деторождением, как это делала католическая церковь, терявшая в ту пору моральный авторитет, сколько с любовью и ратовавшие за применение контрацептивов в браке.
Столь же подробно рассматривает Херцог и последующие периоды: 1914—1945, 1945—1965, 1965—1980 и 1980—2010 гг. Как следует из этого изложения, трансформация сексуальности действительно не должна рассматриваться как поступательная эмансипация или либерализация[8]. Сексуальность испытывала влияние таких разных факторов, как развитие сексологии и попытки ученых заново определить желание, развитие рыночных отношений и научно-технический прогресс, соотношение сил в национальных правительствах (правые и левые, консерваторы и либералы и т.д.), смена поколений и военные конфликты. Херцог, разумеется, говорит и об ослаблении в 1930—1960-х гг. влияния церковных догм, касающихся секса; и о росте общественного внимания к проблеме сексуального насилия; и о поощрении сексуального самоопределения женщин и женском движении в 1970— 1990-х гг., — но она также показывает, что сексуальная политика в Европе XX в. была намного сложнее. В конце концов, дело было не только в повторяющейся реакции против либерализации, о чем было сказано выше, но и во внутренних противоречиях самой либерализации (для обоснования контрацепции прибегали к расизму и т.д.). Некоторые из этих противоречий актуальны сегодня: как относиться к коммерциализации сексуальности и сексуализации торговли (роль развития потребительского капитализма, медиа и рекламной индустрии в сексуальной революции обсуждается в главе о 1965—1980 гг.); как трактовать проституцию и вообще связь (или ее отсутствие) между любовью и сексом и др.
Реконструкция прошлых конфликтов, убеждена Херцог, полезна, поскольку способна расширить наш кругозор и заставить «быть скромнее» в попытках установить, что в сексе естественнее, что лучше, а что — нет (с. 2). Так, например, сегодняшняя обеспокоенность «распространением» безэмоционального секса, якобы связанным с широкой доступностью порнографии в Интернете, явно не учитывает истории сексуальности, которая говорит о том, что это намного более обычная практика, чем может казаться. Рассмотрев в книге не только то, что у европейцев считалось нормальным (с точки зрения бога, соседей или врачей), но и то, что они находили волнующим, Херцог приходит к выводу: секс стал таким мощным политическим и экономическим инструментом в Европе XX в. потому, что люди испытывали к нему столь сильные и столь разные эмоции. К слову, эти эмоции хорошо переданы в книге Херцог, содержащей немало иллюстраций: от фотографии группы работниц французского борделя начала XX в. до современной социальной рекламы — плаката на тему защиты от насилия в семье.
Об относительном характере либерализации сексуальности по-своему свидетельствует и книга шведского исследователя Томаса Йохансона «Трансформация сексуальности: Гендер и идентичность в современной молодежной культуре» (2007). Работа основана на проведенном в 2000—2001 гг. в Швеции крупном социологическом исследовании гендера и сексуальности в молодежной среде и имеет целью представить его результаты, поместив сделанные наблюдения в широкий научный контекст изучения этих вопросов (преимущественно в рамках англосаксонской традиции). Исследование показало, в частности, что, хотя способ думать о сексе и сексуальное поведение молодежи характеризуются сегодня экспериментированием и свободой, все же свобода и равноправие в проявлениях сексуальности мужчин и женщин по-прежнему не достигнута: молодые женщины во многом страдают от мужского зма, стремления к угнетению и доминированию и т.д. Исходя из концепций Норберта Элиаса («О процессе цивилизации») и Мишеля Фуко («История сексуальности»), автор ставит перед собой вопрос: как на самом деле регулируется сексуальная жизнь молодежи и что такое на самом деле сексуальная свобода?
Будучи социологом, Йохансон отвергает биологический детерминизм и разделяет мнение о том, что сексуальность имеет «культурную» природу. Ее конструируют, сознательно и бессознательно, сексологи, феминисты, журналисты, психологи и др.: их работа служит легитимации определенного взгляда на сексуальность, а также формирует наше сексуальное поведение. Особую роль автор отводит здесь средствам массовой информации и вообще медиа, будь то ток-шоу, документальные или художественные фильмы, не говоря о практических пособиях; во многих отношениях они заменили собой и науку, и сексуальное образование в школе, раскрыв перед нами возможности «гиперреального исследования сексуальности» (с. 11). Йохансон называет это медиаизацией сексуальности. Медиа в значительной степени определяют сегодня то, как мы думаем о сексе, говорим о нем и практикуем его; обсуждение сексуальности трансформировано теперь в «поток изображений и фантазмов, производимых и распространяемых различными медиа» (там же). Для осмысления этого феномена, считает Йохансон, полезен уже не Фуко, а Бодрийяр с его теорией, что симулированная реальность формирует реальность социальную, то есть наше восприятие и сознание. Отношения между двумя реальностями, однако, не столь однозначны, о чем свидетельствует обсуждаемое в книге шведское исследование. С одной стороны, медиа-репрезентации желания сказываются на конструировании гендера и сексуальности девушек и юношей, которые используют соответствующие модели, рассказывая свои истории и делясь своим опытом и своими чувствами. С другой стороны, несмотря на экспериментирование с сексуальностью в медиа, в молодежной среде было зафиксировано и культивирование традиционных концепций гендера и сексуальности.
Рассматриваемое в книге социологическое исследование[9] показало не только предсказуемые для Швеции (как страны, считающейся весьма либеральной в плане сексуальных ценностей) высокий процент разовых сексуальных связей, частую смену партнеров и «уменьшение различий между полами», но также и сохранение гендерных стереотипов в отношении к гомосексуализму и порнографии (с. 39). «Хотя либеральный взгляд на сексуальность имеет сильное влияние на позиции и поступки молодежи, это не значит, что "все позволено". Напротив, сексуальность остается такой областью, где существуют правила, нормы и стандарты» (с. 40). Так, хотя порнография и может интерпретироваться в феминистском ключе как обладающая для женщин «освобождающим» эффектом, но все же более распространена интерпретация, поддерживающая понятие о мужском господстве. Юноши часто не толерантны к гомосексуализму, причем в основном к мужскому. Девушки, напротив, не нуждаются в защите своих гетеросексуальных идентичностей и проявляют большую толерантность. Последнее наблюдение Йохансон объясняет тем, что гомофобия связана с традиционным гендерным порядком, а женщины часто выигрывают от его подрыва (с. 44).
В целом, как показали опросы (касавшиеся верности/неверности, любви, гомосексуальности, порнографии и идеала красоты), шведская молодежь активно признает создание и конструирование их собственной сексуальности, отдает себе отчет в установленных пределах и во влиянии на человеческую свободу таких факторов, как гендер, этническая и классовая принадлежность, но при этом, в большинстве своем, разделяет либеральную идею личной свободы самостоятельно определять свою сексуальность. Йохансон пишет: «В наши дни молодежь оказывается в поле напряжения между строгой сексуальной этикой и сексуальной либерализацией, между гендерным притеснением и сексуальным равенством, между оформлением новых типов сексуальных образцов и соответствием традиционным социальным формам» (с. 102). Зафиксированные изменения по сравнению с 1970-ми гг. при этом разнообразны. Большое значение для восприятия и конструирования собственной (например, бисексуальной) идентичности получили Интернет и создающиеся в нем сообщества. Изменились взгляды на постоянство, что, вероятно, связано с изменившимся ощущением времени, в результате чего сегодня не принято считать, что партнер в браке или работа выбираются на всю жизнь.
Любопытен эпилог под названием «Киберпространство, медиа и сексуальность», где Йохансон возвращается к вопросу о «медиаизации» — влиянии «медийных» репрезентаций сексуальности на конструирование позднемодерной сексуальности. Указав на чрезвычайную актуальность «Понимания медиа» (1964) Маршалла Маклюэна, Йохансон вновь вспоминает Бодрийяра и его теорию симуляции — автономизации знаковых систем в индустриальную эпоху и их превалирования над «природой» в эпоху постмодерна, когда такие социологические категории, как класс, гендер и этничность, уже не имеют былого значения, повседневная жизнь потеряла многие изначальные смыслы, а сексуальность, как и религия, утратила экстатичность и загадочность. Вместе с тем Йохансон неоднократно повторяет: до какой степени медиа повлияли на сексуальность, неизвестно. Даже если мы принимаем этот тезис, осторожно замечает он, «все же непросто установить ясные, наблюдаемые изменения в повседневной жизни. <...> Читая литературу о киберпространстве и медиаизации, мы сталкиваемся с образом полностью трансформированной социальной и культурной реальности. Очевидно, в подобного рода литературе присутствуют серьезные преувеличения» (с. 111). Кажется, что формирование идентичности происходит вне массовой культуры и медиасферы — если только подобное наблюдение не результат затрудненности изучения влияния медиа, оговаривает Йохансон. В заключение он замечает: «Может, и есть доля истины в том, что говорит Бодрийяр. Но точно так же, как мы можем обнаруживать знаки медиаизации, меняющейся реальности и симуляции, есть также множество знаков, указывающих на обратное — на новые способы производства значения, организации работы сообщества и конструирования, а не постоянных идентичностей. Бодрийяр рисует картину постэмоционального общества, но в то же время существует немало свидетельств существования <...> эмоционального общества. В современном западном обществе люди много говорят, работают со своими эмоциональными проблемами и уделяют внимание тому, как они чувствуют и проживают жизнь» (с. 115). Результаты опросов подтверждают тот факт, что Интернет «стал частью повседневной жизни и сексуальности» (с. 118), но влияние медиа тем не менее амбивалентно. С одной стороны, мужчины и женщины изображаются в кино, рекламе и т.д. стереотипно, как совершенно разные существа, и в силу этого мы усваиваем определенный взгляд на гендер; гетеросексуальные отношения строятся по моделям, основанным на медиаобразах счастливых пар и т.д. В конце концов, еще от того же Гидденса мы знаем, что «комплекс романтической любви» по-прежнему имеет большое значение в жизни юношей и девушек, а он зачастую поддерживается в медиа. С другой же стороны, в медиа часто рисуются утопические картины, показывается альтернативное положение вещей, в том числе — экспериментирование с идентично- стями. Таким образом, они и ставят под сомнение господствующий социальный порядок, и в то же время укрепляют его (с. 121).
Предложенная Йохансоном интерпретация результатов социологического исследования содержит больше вопросов, чем ответов. Возможно, это не случайно, и тезис Гидденса о том, что сексуальная революция не завершена[10], спустя 15— 20 лет все еще справедлив. Завершена ли она в науке — вполне ли оформился подход, пришедший на смену сексологическим и психоаналитическим попыткам установить «последнюю истину» о сексуальности? Марк Фенемор в обзоре новых работ, посвященных истории сексуальности в Германии XX в. (прежде всего в Третьем рейхе)[11], писал, что исследование сексуальности требует учета конкретной культурной среды (milieu-specific history of sexuality). Подобный ракурс поможет отказаться от редуцирующего разделения обществ на «просексуальные» и «антисексуальные» и прийти к «более точному определению "сексуальной либерализации"». Как представляется, эта цель во многом достигнута Дагмар Херцог в рассмотренной нами книге. Одним из важных объектов современного исследования сексуальности, продолжал Фенемор, должны стать молодежные субкультуры, репрезентируемые, например, в журналах для тинейджеров (обсуждение в которых одежды, моды и музыки, несомненно, связано с тем, как определяется, интерпретируется и переживается сексуальность), а эффективными инструментами — «повседневная, устная история и биографические подходы». Этим принципам отчасти соответствует работа Томаса Йохансона. Она и другие описанные выше книги по-своему отвечают задаче, сформулированной Фенемором как «многоуровневое и неоднозначное понимание сексуальности»[12].
[1] Так, в общем виде, описана история понятия сексуальности в кн.: BristowJ. Sexuality. L.; N.Y.: Routledge, 1997; ср.: Beasley C. Gender & Sexuality: Critical Theories, Critical Thinkers. L.: SAGE, 2005. О влиянии Фуко на квир-теорию см.: Spargo T. Foucault and Queer Theory. Duxford, N.Y., 1999.
[2] Наряду с Кеном Пламмером, заметившим однажды: ничто не является сексуальным, и лишь обозначая что-либо в качестве такового, мы его делаем таковым (см. с. 19).
[3] См. на эту тему: Мюшембле Р. Оргазм, или Любовные утехи на Западе: История наслаждения с XVI века до наших дней / Пер. с франц. О. Смолицкой. М.: НЛО, 2009.
[4] Предыдущие книги автора: Herzog D. Intimacy and Exclusion: Religious Politics in Pre-Revolutionary Baden. Princeton: Princeton University Press, 1996; Eadem. Sex after Fascism: Memory and Morality in Twentieth-Century Germany. Princeton: Princeton University Press, 2005; Eadem. Sex in Crisis: The New Sexual Revolution and the Future of American Politics. N.Y.: Basic, 2008.
[5] Этой теме посвящена статья Д. Херцог, вошедшая в настоящий тематический номер «НЛО». — Примеч. ред.
[6] Гидденс Э. Трансформация интимности / Пер. с англ. В. Ану- рина. СПб.: Питер, 2004. С. 31. Ср.: «Эффективная контрацепция означала больше, нежели просто возрастающие возможности ограничения беременности. В сочетании с другими вышеуказанными факторами, воздействовавшими на размеры семьи, она означала глубокий переход в личной жизни. Для женщин — а также для мужчин, хотя и в несколько ином смысле, — сексуальность стала <...> потенциальной "собственностью" индивида» (Там же. С. 54). Обе цитаты уточнены по оригиналу: Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love and Eroticism in Modern Societies. Stanford: Stanford University Press, 1992. P. 2; 27.
[7] Ср.: Allen A.T. Women in Twentieth-Century Europe. Basingstoke; N.Y.: Palgrave Macmillan, 2007; Wouters C. Sex and Manners: Female Emancipation in the West, 1890—2000. L.: Sage, 2004.
[8] Существует по меньшей мере еще одно изложение истории сексуальности XX в. как противостояния опасностей и радостей секса, демонстрирующее регулярную смену либерализации новыми ограничениями и новыми формами репрессивной сексуальной морали: McLaren A. Twentieth-Century Sexuality: A History. Oxford: Blackwell, 1999. В приводимых Херцог библиографических списках эта книга не упоминается.
[9] К сожалению, в книге не приводятся высказывания респондентов, а содержатся только описание опросов, интерпретация их результатов и размышления Йохансона о предмете исследования.
[10] См.: Гидденс Э. Указ. соч. С. 55.
[11] Fenemore M. The Recent Historiography of Sexuality in Twentieth-Century Germany // The Historical Journal. 2009. Vol. 52. № 3. P. 763—779.
[12] Ibid. P. 763.