Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Неприкосновенный запас » №132, 2020

Приключения и руины Роуз Маколей

[стр. 185—186 бумажной версии номера]

О Роуз Маколей (1881–1958) легче всего сказать, что это странная писательница – и тем самым от нее отделаться. Она родилась в семье филолога-классика, шотландца и очень дальнего родственника знаменитого историка Томаса Бабингтона Маколея, предками которого на протяжении многих поколений были протестантские священники, что, возможно, спровоцировало ее сложные и очень личные отношения с христианством. Она испытала влияние Вирджинии Вулф, и сама повлияла на Олдоса Хаксли, во всяком случае исследователи пишут, что ее антиутопия «Все что угодно» (1918) во многом предвосхитила «Дивный новый мир». Самый известный из романов Маколей – «Трапезундские башни» (1956), рассказывающий о путешествии странной и разношерстной компании из Стамбула в Трапезунд, – начинается описанием эксцентричной тетушки рассказчицы, возвращающейся с мессы верхом на белом верблюде. Дальнейший текст только усиливает впечатление странности: кажется, что и повествователь, и все герои сбежали из какой-то книги Г.К. Честертона – тем более что в «Охотничьих рассказах» последнего появляется священник, обладатель белого слона.

Впрочем, Роуз Маколей прожила дольше, чем Честертон, и видела больше – как в географическом смысле, так и в историческом, поскольку пережила Вторую мировую войну. Именно военным опытом и порождена та книга, отрывок из которой мы здесь публикуем: «Удовольствие от руин» (1953).

Нельзя не признать, что это удовольствие имеет отчетливый меланхолический, если не мазохистский, привкус: лондонский дом Маколей был разрушен немецкой бомбой, но пишет она об этом событии если не с холодком, то с известным остранением:

«То, что на прошлой неделе выглядело как скучный маленький домик, стало лестничным пролетом, круто взмывающим вверх между весело раскрашенных стен, отделанных плиткой туалетов, интерьеров комнат, узких и ярких, как на фламандской картине или в театральной постановке; лестница неустрашимо забирала все выше и выше к верхушке дома, лишенной теперь крыши, – и там она встречалась с небом» [1].

Однако «Удовольствие от руин» повествует о руинах совсем другого рода – от разрушенных античных храмов до опустевших и медленно исчезающих среди зарослей остатках готических монастырей. Рассуждения Маколей о варварском уничтожении монастырей и монастырской культуры во времена Реформации перекликаются не только с мыслями Честертона (напомним, что в его романе «Возвращение Дон Кихота» происходит восстановление монастыря, когда-то превращенного в поместье), но и с пламенными манифестами католического архитектора Огастеса Пьюджина (1812–1852), оплакивавшего разграбленные аббатства и метавшего громы и молнии в адрес протестантов времен Генриха VIII и Елизаветы I. Здесь (и слова Маколей только подтверждают это) разрыв с прошлым оказывается едва ли выносимым, а все средства, которые мы могли бы предложить самим себе и другим, в том числе и написание книг, посвященных удовольствию от руин, – лишь паллиативами. [Владислав Дегтярев]



[1] Перевод Кирилла Кобрина. Цит. по: Кобрин К. Меланхолия среди руин (https://postnonfiction.org/narratives/ mlnch/).

Архив журнала
№130, 2020№131, 2020№132, 2020№134, 2020№133, 2020№135, 2021№136, 2021№137, 2021№138, 2021№139, 2021№129, 2020№127, 2019№128, 2020 №126, 2019№125, 2019№124, 2019№123, 2019№121, 2018№120, 2018№119, 2018№117, 2018№2, 2018№6, 2017№5, 2017№4, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№6, 2007№5, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007№6, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба