Журнальный клуб Интелрос » Неприкосновенный запас » №136, 2021
В своих записных книжках художник Пауль Клее неоднократно настаивал – и демонстрировал на примерах, – что процессы генезиса и роста, порождающие формы в обитаемом нами мире, важнее самих этих форм. «Форма – это конец, смерть, – писал он. – Придание формы – движение, действие. Придание формы – это жизнь». Этот [принцип] в свою очередь лежит в основе его знаменитого «Творческого кредо» (1920): «Искусство не воспроизводит видимое, а делает видимым». Другими словами, оно устремлено не к репликации завершенных, уже устоявшихся форм, будь то образы в уме или объекты в мире. Оно скорее стремится примкнуть к тем самым силам, что вводят форму в бытие. Таким образом, линия вырастает из точки, приведенной в движение, подобно тому, как растение вырастает из семени.