Журнальный клуб Интелрос » Неприкосновенный запас » №138, 2021
Существует мнение, что православие сегодня в Латвии – религия русских. Это не так. В 1840-х произошло стихийное массовое обращение латышских крестьян в православие. Это стало моментом радикального поворота в религиозной истории Прибалтийского края Российской империи, а после основания Латвийской Республики – условием формирования потенциально конфликтной ситуации внутри и вокруг православной общины. С одной стороны, имелось значимое православное меньшинство, претендовавшее на защиту и поддержку своей церкви и способствовавшее закреплению влияния на этой территории Московской патриархии, которое в независимой Латвии рассматривалось и рассматривается как угроза национальной безопасности. С другой стороны, внутри общины образовались две этнические группы, а это в условиях двухобщинного государства чревато расколом вследствие стремления части верующих покинуть московскую юрисдикцию. Латвийской православной церкви (ЛПЦ) удалось сохранить единство и канонические связи с Московской патриархией как в Первой республике (за исключением последних пяти лет перед утратой независимости), так и во Второй в основном благодаря личным усилиям двух ее предстоятелей: архиепископа Иоанна (Поммера) и нынешнего главы – митрополита Александра (Кудряшова). После гибели первого ЛПЦ ушла под омофор Константинополя. В связи с преклонным возрастом второго такой сценарий снова актуализируется.