Журнальный клуб Интелрос » Неприкосновенный запас » №1, 2007
Впрочем, прежде чем сокрушаться по поводу обстоятельств, от нас не совсем зависящих, стоит задаться важным вопросом: а поддается ли, в принципе, имидж нации фундаментальному усовершенствованию? Интересно, что все наши авторы - и те, кто приписывает нынешний, довольно неказистый образ родины целенаправленным усилиям русофобов, и те, по мнению которых инвективы в адрес зеркала в принципе бесполезны, почти единодушны: добиться любви всего человечества, полагаясь только на пропагандистскую машину, невозможно. Иными словами, о нас думают плохо не только (и не столько) из-за интриг темных сил, завидующих могучему русскому гению и изрядному количеству находящихся в его распоряжении боеголовок и скважин, а оттого, что ведем себя соответствующим образом. Наличие такого своеобразного консенсуса не может не радовать. Оно означает, что просвещенная Россия в целом хорошо знает цену своей отчизне; просто одна ее часть зарабатывает на жизнь, убеждая власти, будто эту цену можно искусственно "взвинтить", а другая часть этими вещами не занимается - в силу тех или иных соображений.
На протяжении веков многие страны стремились выглядеть лучше, чем они были в действительности. Россия либо считала себя слишком великой, чтобы интересоваться, как ее воспринимают со стороны, либо же не могла позволить себе тратиться на столь отвлеченные цели. Сейчас звезды расположились так, что и денег у нас с избытком, и список перворазрядных стран мы, похоже, надолго покинули. Поэтому тема восприятия родины за рубежом неожиданно - хотя и закономерно - вышла на первый план. Но, если наши авторы правы, эти хлопоты окажутся вполне тщетными; воистину, родина не продается (или плохо продается) - ибо кто же ее, такую, купит? Сказанное, однако, не отменяет главного открытия всех предпринимаемых ныне имиджевых инициатив и программ: чтобы выглядеть лучше, стоит попробовать изменить манеру поведения. [НЗ]