Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Неприкосновенный запас » №2, 2017

Виктор Шнирельман
Князь Святослав и политика памяти

[стр. 35 – 50 бумажной версии номера]

 

Виктор Александрович Шнирельман – главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

[1]

 

«Нео-Хазария» и радикальная политика

Символическая политика, о которой много пишут специалисты[2], используется в России не только властью[3]. Сегодня в центре общественно-политических дискуссий находится экспансия образов Сталина (его портретов, памятников и музеев)[4]. При этом в тени остается экспансия образов другого героя русской истории, князя Святослава.

Действительно, особым примером культивации исторической памяти является деятельность русских радикалов, представленных как неоязычниками, так и православными фундаменталистами. В этих кругах вот уже более четверти века популярен образ «иудейской Хазарии», которую они демонизируют, изображая вековым врагом России, пытающимся подорвать ее могущество и закабалить ее население. В контексте этого мифа начиная с конца 1990-х сама Россия представляется как «Нео-Хазария», с которой национал-патриотам надлежит бороться[5].

Образ «Нео-Хазарии» служит питательной почвой для создания образов исторических событий и их героев, призванных мобилизовать массы для борьбы со смертельной опасностью. Важнейшим из этих образов служит фигура князя Святослава, который воспевается как выдающийся русский полководец, отразивший первый натиск «злобных хазар». Его пропаганде служит кампания по возведению памятников, которая началась около пятнадцати лет назад.

Аргументы русских радикалов таковы. Во-первых, князь Святослав является незаслуженно забытым русским героем, чьи боевые подвиги могут поспорить со славой Александра Македонского и Юлия Цезаря. А во-вторых, важны не только эти подвиги, но и само значение его великой победы, которая, по мнению национал-радикалов, спасла Русь и русский народ от неминуемой гибели. Если бы не князь Святослав, русская история могла бы закончиться, даже не начавшись[6]. Чтобы подчеркнуть эту роль его победы, национал-радикалы делают все возможное для демонизации Хазарии. Она сплошь и рядом выступает в виде некой «хищной паразитической силы». При этом уместно напомнить, что термины «паразит», «паразитический» издавна использовались антисемитами для стигматизации евреев[7].

Одни авторы сетуют по поводу «иудейского гнета» и рабского положения славян в Хазарском каганате, а также алчности его «торгово-ростовщической верхушки»; другие подчеркивают, что самым страшным было не это, а «духовное угнетение», идущее от иудаизма[8]. В своей патетике отдельные авторы доходят до утверждения, что от действий Святослава зависела судьба «многих племен и народов Европы и Азии»[9]. Некоторые самодеятельные историки исходят из того, что хазары «фактически подчинили своему влиянию средневековую Европу»[10]. А авторы-неоязычники, выступающие от имени «славяно-ариев», убеждают нас в том, что «уничтожение этого паразитического государства надолго нарушило планы иноземных врагов по истреблению всего Человечества»[11] или, как минимум, «белой расы», – то есть «славяно-ариев» с их «ведическим мировоззрением»[12]. При этом походы Святослава изображаются как «освободительная война» против «международного сионизма»[13].

В кругах национал-радикалов современная Россия вот уже около двадцати лет выступает в образе «Новой Хазарии», которую якобы хотят восстановить евреи, опираясь на исторический прецедент. Историческое воображение некоторых национал-радикалов приписывает большевикам начала 1920-х планы по учреждению Хазарской советской республики[14]. В наше время «идея противостояния Руси и Хазарии стала вновь актуальной для отечественного общественного сознания», поскольку «хотя такой страны, как Хазария, сейчас нет на карте мира, но как мощная мировая сила она будет посильнее любого государства»[15].

К разряду подрывной деятельности национал-радикалы относят и чересчур краткие сведения о Хазарии (или вовсе их отсутствие, что неверно. – В.Ш.), содержащиеся в школьных учебниках истории. В связи с этим они пишут о некой «жидовской цензуре», заставляющей ученых скрывать сведения о Хазарии, и в частности о «хазарском иге», от широкой общественности[16].

Поэтому национал-радикалы всеми силами пытаются информировать общество о «запретных страницах» истории древних славян. За последние десять лет они выпустили несколько книг, посвященных князю Святославу. Его победа над «паразитической» Хазарией обсуждается на православном миссионерском портале[17] и Народном славянском радио. Тексты, раскрывающие «истинную сущность» Хазарии, переполняют Интернет – их особенно много на неоязыческих, а также на праворадикальных и проимперских сайтах. Причем авторы таких сообщений, как правило, распространяют один и тот же текст, давая его то с сокращениями, то с дополнениями или некоторыми изменениями.

Русские и украинские художники, симпатизирующие неоязычеству, создают целую галерею живописных портретов князя Святослава[18]. А языческие рок-группы («Иван Царевич», «Калинов мост», «Butterfly Temple», «Dub Buk», «Pagan Reigan») исполняют музыкальные произведения, посвященные его подвигам.

В 2015 году в Интернете появилось немало новых сайтов, посвященных 1050-й годовщине разгрома Хазарии. Летом 2016-го поисковый запрос «день победы князя Святослава» давал уже более 50 тысяч такого рода ссылок. Но этим дело не ограничивается.

 

Памятники князю Святославу

В 2005 году в селе Холки Белгородской области появился памятник князю Святославу, восседающему на коне, топчущем хазарского воина (илл. 1). Памятник сразу вызвал ряд вопросов. Например, известно, что именно кочевники-хазары воевали на конях, в то время как славянское войско выступало в пешем строю. Поэтому памятник, казалось бы, изображает сюжет, прямо противоположный задуманному. Однако это только на первый взгляд. Знатокам памятник напомнил известный христианский сюжет о том, как Георгий Победоносец заколол змея. В изначальном церковном символизме всадник означал святого или государственную власть, представленную царем/императором, в коне видели веру, а змей однозначно означал антихриста из колена Данова[19].

Илл. 1. Памятник Святославу в селе Холки Белгородской области. Скульптор Вячеслав Клыков.

 

Случайна ли эта аналогия? Как языческий князь мог превратиться в Георгия Победоносца, а хазарский воин – в язычника или даже антихриста? Каждый, кто знаком с особенностями национал-патриотического хазарского мифа, прекрасно понимает, в чем здесь дело. Ведь некоторые национал-радикалы отождествляют Змея-Горыныча со «Змеем с горы Сион», якобы олицетворявшим Хазарию[20].

Как бы то ни было, воображение национал-радикалов рисует князя Святослава едва ли не величайшим русским полководцем, слава которого должна сохраниться в веках. Для этого ему ставятся памятники и в честь него вводится новый праздник[21]. В мечтах национал-радикалов все это со временем должно получить общенациональное значение. При этом новый праздник вводится без какой-либо санкции государства, а памятники часто ставятся, хотя иной раз и при поддержке местных властей, но на спонсорские деньги.

В 2004 году правые организации, среди которых видное место занимал возглавляемый скульптором Вячеславом Клыковым «Международный фонд славянской письменности и культуры», составили программу празднования годовщины победы над Хазарией и приступили к его подготовке. В этой программе, в частности, говорилось:

 

«Как тогда Русь стонала под гнетом Хазарского каганата, так и теперь Россия стонет под игом режима власти, который воспроизводит основные черты Хазарского царства. Но при всем том у нас имеется исторически оправданная надежда на избавление. Весной 965 года князь Святослав совершил поход на Хазарский каганат и нанес ему такой удар, после которого он уже в те времена не оправился. И наш священный долг – торжественно отметить юбилей этой победы»[22].

 

Годовщина разгрома Хазарии Святославом обычно празднуется 3 июля. В декабре 2004 года православные национал-радикалы решили к этой дате возвести памятник Святославу. За работу над ним взялся скульптор Клыков, вошедший в оргкомитет по подготовке торжеств. Памятник планировалось установить в Белгородской области. В его первоначальном варианте щит хазарского воина, которого топтал конь Святослава, украшала звезда Давида (илл. 2), тогда как на щите Святослава красовался языческий «коловрат» (то есть восьмилучевая свастика) (илл. 3). Клыков был уверен в том, что имеются археологические данные об использовании шестиконечной звезды в государственной символике Хазарии[23], хотя звезда Давида стала востребованной иудеями в качестве символа только с XIII–XIV века. Все же после протестов со стороны ряда еврейских организаций, усмотревших в этой идее явный антисемитский подтекст, администрация Белгородской области предложила скульптору убрать со щита изображение шестиконечной звезды и поставить памятник не в городе, а в селе Холки Чернянского района[24].

Поначалу Клыков от этого отказался, считая, что без звезды Давида терялся и смысл образа Святослава. Он видел в иудаизме «христоненавистническую религию» и полагал, что язычник Святослав сражался за христианские ценности[25]. Во всех этих начинаниях Клыков получал безусловное одобрение со стороны русских православных фундаменталистов и национал-радикалов[26]. Статуя некоторое время оставалась на складе в Москве, но все же незадолго до смерти Клыков согласился поставить памятник рядом с монастырем в селе Холки, убрав звезду Давида со щита хазарина, но оставив изображение «коловрата» на щите Святослава.

Илл. 2, 3. Варианты щитов хазарского воина и Святослава.

 

Это не единственный памятник князю Святославу, поставленный в начале XXI века. Первый памятник ему появился на Украине 29 августа 2003 года перед входом на территорию киевской Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП), чей ректор Георгий Щекин отличался патологическим антисемитизмом. Расизм и антисемитизм появились в идеологическом арсенале Щекина в начале 2002 года после того, как в сентябре 2001-го он стал участником скандальной «Всемирной конференции по борьбе с расизмом» в Дурбане (Южная Африка). А после «оранжевой революции» он поддерживал политика-радикала Олега Тягнибока, главу праворадикальной партии «Свобода»[27]. В декабре 2005 года тогдашний президент Украины Виктор Ющенко осудил МАУП и ее ректора за антисемитизм и ксенофобию[28].

На памятнике, сооруженном скульпторами Олесем Сидоруком и Борисом Крыловым, красовалась надпись: «Святославу Хороброму – Переможцю Хозарії від вдячних нащадків» («Святославу Храброму – победителю Хазарии от благодарных потомков»). Князь был изображен опирающимся на меч и гордо осматривающим окрестности (илл. 4). Другой памятник Святославу те же скульпторы возвели в селе Старые Петровицы под Киевом.

Илл. 4. Памятник Святославу в МАУП (Киев) работы Олеся Сидорука и Бориса Крылова.

 

После этого на Пейзажной аллее, в Киеве, на месте былого подворья князя в 2004 году скульптором Алексеем Пергаменщиком и архитектором Антониной Пергаменщик был поставлен еще один памятник, где князь побеждал, правда, не хазарина, а змия. Примечательно, что второй памятник был возведен по распоряжению президента Украины, которым на тот момент был Леонид Кучма.

А 15 октября 2005 года в Воскресеновском парке, в городе Запорожье, напротив острова Хортица, где, по легенде, погиб князь Святослав, ему был установлен памятник работы все того же скульптора Клыкова. Здесь князь представал пешим воином, якобы передающим меч потомкам. В 2012 году один из активистов партии «Свобода» выступил с планом возведения такого памятника в Бердянске, уроженцы которого с 2007 года регулярно проводили тризны по князю Святославу.

А в декабре 2015 года памятник Святославу был открыт в Мариуполе. Скульптура была установлена на постаменте, где ранее возвышался памятник Ленину, причем сегодня Святослав воспринимается на Украине как «один из самых успешных и самых воинственных украинских правителей»[29]. Поэтому инициаторами установки памятника были добровольцы из батальона «Азов», устроившие по этому случаю факельное шествие «Иду на вы!». Однако в этом контексте памятник символизировал борьбу не с «хазарами», а с сепаратистами и с «русским миром» в целом. Он также служит «символом украинской нации», а князь Святослав рассматривается как «герой обретенной государственности»[30]. Ни о каких хазарах здесь речи нет, и стоящий твердо на земле князь зорко смотрит на восток, опираясь на меч. Впрочем, в 2016 году батальон «Азов» провел марш Святослава в Мариуполе, и там звучали уже знакомые «антихазарские» лозунги[31].

Если антисемитский подтекст белгородского памятника был виден невооруженным глазом и в России на это моментально отреагировали еврейские организации, то реакция на Украине была более вялой. Там лишь немногие выступили против памятника Святославу в Киеве, указав на антихристианские настроения князя и авантюрность его походов[32]. Однако ответом им были гневные отповеди, в частности со стороны язычников[33]. В результате памятник все же был установлен.

В России история увековечения памяти князя Святослава имела свои особенности. В 2012 году неоязыческое движение «Рарог» выступило с инициативой по установке памятника ему в районе Кавказских Минеральных Вод. При этом язычники расценивали победу над Хазарским каганатом наравне с победой в Великой Отечественной войне и мечтали о том, чтобы князь Святослав стал национальным героем. Они доказывали, что «уничтожение Хазарии было очень важно для будущего всей нашей цивилизации». Памятник планировалось поставить к 3 июля 2012 года – «Дню Победы русского войска над Хазарией». Однако ни местные власти, ни представители Русской православной церкви этой инициативы не поддержали, квалифицировав ее как исходящую от русских националистов. Это, разумеется, вызвало гнев последних, воспринявших этот запрет как «плевок в лицо русского народа, на его многовековую культуру и историю»[34]. Причем реакция со стороны местных русских националистов показала, что они видели в памятнике символ защиты не только от евреев, но и от кавказцев.

В 2011–2013 годах неоязыческий клуб «Радогост» выступал с идеей поставить памятник в Самаре, а в 2014 году активисты «Общественного совета псковского гражданского общества» требовали поставить такой памятник во Пскове, но это не нашло поддержки у местных чиновников.

Зато установка памятника Святославу работы скульптора Василия Селиванова осуществилась в Серпухове (илл. 5) без каких-либо эксцессов и почти без общественных обсуждений[35]. Его торжественное открытие состоялось при поддержке русских националистических фондов «Русский витязь» и «Светославъ», занимающихся популяризацией русской традиционной (то есть языческой) культуры и здорового образа жизни. Примечательно, что это событие состоялось 4 ноября 2014 года при поддержке главы города Павла Залесова, положившего тем самым начало «Скверу русской славы». Здесь предполагалось установить серию памятников, символизирующих единство Руси-России. Впрочем, и Залесов не удержался от того, чтобы не упомянуть о «позорной дани каганату», от которой Святослав освободил славян[36]. В торжествах активное участие принимали более сотни неоязычников-«русичей» в национальных славянских костюмах, со свастикой и трезубцами. С криками «Слава Святославу!», «Слава Роду!», «Слава богам!» они потрясали мечами и топорами и требовали дать «родноверию» официальную регистрацию[37].

Илл. 5. Памятник Святославу в Серпухове. Скульптор Василий Селиванов.

 

После этого неоязычники из группы «Славянское объединение и возрождение» предлагали установить памятник князю Святославу работы скульптора Владимира Суханова в Севастополе. Примечательно, что это были родноверы-язычники, принимавшие участие в войне на стороне ДНР. По их замыслам, памятник должен был быть установлен к июлю 2014 года[38]. Таким образом, сегодня некоторые из участников этого кровавого конфликта воюют друг с другом, будучи поклонниками князя Святослава, но понимая его образ диаметрально противоположным образом.

Впрочем, открытие памятника Святославу в Серпухове вызвало серьезные разногласия и в неоязыческой среде. Одни осуждали его, видя в князе завоевателя местных земель, обложившего местных жителей тяжелой данью; другие были готовы ему все простить за разгром Хазарии и считали его образ важным символом, направленным против «Третьей Хазарии»[39].

Недавно профессиональный путешественник и язычник Виталий Сундаков выказал желание поставить памятник Святославу на территории созданного им культурно-исторического комплекса «Славянский Кремль» в Подольском районе Московской области. При этом он резонно подчеркнул, что «Святослав никогда не воевал против иудаизма как религии и не воевал против евреев как нации». Сам он видит в князе прежде всего «собирателя русских земель», а хазар рассматривает как «кочевые банды», беззастенчиво грабившие благонамеренных купцов в интересах «международных посредников». Но и он не удержался от актуализации истории и провел параллель между хазарскими купцами и США[40]. В последние годы Сундаков проводит тризны по князю Святославу, сопровождаемые турнирами по «варяжскому многоборью».

 

Образ князя Святослава и политический радикализм

Сегодня князь Святослав, по сути, стал таким же символом ультраправого движения в России, каким фигура Зигфрида когда-то служила германским националистам и каким давно уже служат образы Жанны Д’Арк французскому «Национальному фронту» Ле Пен, а короля Карла XII – шведским неонацистам. Не случайно один из современных язычников называет Святослава «самым сильным и беззаветным поборником древней веры»[41]. А другой автор изображает Святослава «величайшим полководцем Древней Руси»[42]. Язычники-инглинги мечтают о том близком времени, «когда наш Великий предок – Светлый Воин Киевский князь Светослав по прозвищу Храбрый будет объявлен национальным героем как в России, так и в Украине!»[43].

Как уже отмечалось выше, символический смысл образа Святослава и его воинских подвигов для русских национал-радикалов не является секретом. Так, неонацисты из «Славянского союза» Дмитрия Демушкина как-то заявили: «Все прекрасно понимают, каких хазар топчет конь Святослава. Придет время, и танки новых Святославов проедут по синагогам – это только вопрос времени»[44]. Столь же определенно высказывается редактор расистского журнала «Атеней» Павел Тулаев, объяснявший, что интерес к Святославу мотивируется его «победой над Хазарским каганатом, под которым в современном контексте имеется в виду иудео-коммунистический режим и его постсоветская разновидность». Свои рассуждения на эту тему он завершает таким пассажем: «Ведь все понимают, с кем и ради чего воевал великий князь»[45]. Другие националисты также задаются вопросом о том, «появится ли новый Святослав, который “загонит новых хазар обратно в их дикие степи”»[46]. Некоторые из них уверены в том, что «подвиг князя Святослава должен вдохновлять русских на борьбу с жидовским монстром-вампиром».

Бессменный руководитель православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич идет еще дальше и провидит, как «Святослав уже скачет на бурятском коне в сбруе со свастиками, летит в небе над страной, возглавляя клин белых аистов, и незримо проводит спецоперацию вежливых “зеленых человечков” в одной из цитаделей Хазарии – древней скифской Тавриде»[47]. А сегодня в Донбассе некоторые активисты встречают «День победы над Хазарией» с лозунгом «Не забыть и повторить»[48]. Прихода Святослава ждет и Александр Дугин, но он стоит особняком в этом ряду, так как для него Хазария ассоциируется с ненавистными ему США[49].

Пассивно ожидать желанной победы князя Святослава русские радикалы не собираются, и с 2005 года они регулярно празднуют «День победы над Хазарским каганатом». Праздник важен национал-радикалам прежде всего как медийное событие, позволяющее заявить о своем существовании и своей позиции. Поэтому он отмечается, во-первых, установкой баннеров с изображением князя Святослава, во-вторых, пикетами и, в-третьих, демонстрациями и маршами с участием нескольких сот человек.

Обычно для таких плакатов используется образ князя, изображенного художником Лео Хао (настоящее имя Алексей Шамровский) в виде сурового воина, грозящего врагам и готовящегося к трудной битве (илл. 6). На некоторых плакатах воспроизводятся памятники, установленные Клыковым, где еще отчетливее проявляется готовность князя к бою и четко обозначается главный враг. Иной раз накануне «Дня победы над Хазарией» россияне обнаруживают в своих почтовых ящиках красочную открытку, напоминающую им о трех знаменательных победах: над фашизмом в 1945 году, над хазарами в 964 году и… над Китаем 7523 лет назад(!). Примечательно и то, что теперь в список побед попадает и присоединение Крыма в 2014 году (илл. 7).

Илл. 6, 7. Плакаты к «Дню победы над Хазарским каганатом».

 

Сегодня неоязычники занесли «День памяти князя Святослава» в список своих обязательных праздников[50]. Иногда его представляют «незаслуженно забытым древним русским праздником»[51]. А некоторые празднуют его не 3 июля, а в начале июня. Этот праздник в России становится все более популярным – сегодня в Интернете соответствующими сайтами интересуются около 115 тысяч пользователей. Недавно еще одно радикальное политическое движение, ПЗРК «Русь», так же выступило в поддержку этого праздника. При этом каганат был назван «чужеродным и паразитическим государственным образованием, постепенно пожиравшим русскую цивилизацию»[52]. Победу князя Святослава прославляет и Национально-освободительное движение (НОД) Евгения Федорова[53]. У некоторых энтузиастов подвиг князя Святослава вызывает «арийский восторг» по поводу поражения иудейского «Чуда-Юда»[54].

В России праздничные ритуалы сопровождаются своеобразной атрибутикой, среди которой почетное место занимает образ памятника, созданного Клыковым. Его репродукция используется в качестве заставки Союзом казачьих войск России и Зарубежья, возглавляемым атаманом Виктором Водолацким. Изображение памятника в его исконном виде присутствует также на обложке популярной книги Татьяны Грачевой «Невидимая Хазария»[55]. Его любят и авторы праворадикальных сайтов, завороженные подвигом князя Святослава и не устающие ежегодно его чествовать. Во всех этих случаях памятник показан в первозданном виде, то есть с шестиконечной звездой на щите хазарина.

Кроме того, на таких сайтах постоянно присутствуют репродукции картин художников, симпатизирующих язычеству и изображающих князя Святослава в самых разных образах, а также плакат Лео Хао, посвященный Дню победы над Хазарией. В последние годы радикалы отмечают этот день как «общенародный русский праздник», который, по их мнению, способен сравниться с 9 мая.

 

Выводы

Рассмотренные нами материалы говорят о символической борьбе, апеллирующей к далекому прошлому. Ведь установка памятника или введение праздника всегда актуализируют историю, обращаясь к тем или иным историческим деятелям или историческим событиям. Речь идет не столько о канувших в Лету страницах истории, сколько об их интерпретациях, прочно связывающих прошлое с настоящим и будущим. Такое актуализированное прошлое должно помочь вовремя обнаруживать опасность, выявить коварного врага, мобилизовать людей на борьбу с ним, придать им мужества и заразить верой в победу, опирающуюся на пример героических предков.

Речь идет о символической политике, проводимой национал-радикалами. Создаваемые ими образы отличаются амбивалентностью, так как наделены богатой палитрой самых разнообразных смыслов, выбор которых открывает поле для разнообразных интерпретаций. В результате тот или иной исторический образ может как сплачивать, так и раскалывать общество. Интересующий нас образ Святослава имеет разные смыслы для язычников и православных, для русских и украинцев. Если многие язычники подчеркивают его храбрость, боевое искусство и рыцарское благородство, опирающиеся на поддержку языческих богов, то многих православных смущает его языческая вера в безграничную силу меча и его гонения на христиан. Если сегодня украинским националистам Святослав представляется символом борьбы за свободу и независимость, то для ряда русских радикальных организаций он предстает фигурой, призванной сплачивать соседние братские народы. Кроме того, русские радикалы используют хазарский миф для конспирологических построений и поиска третьей силы, которая искусно вбивает клин между близкими народами.

Если одним язычникам Святослав видится символом сплочения славян, то другие, напротив, обвиняют его в насилии над отдельными славянскими племенами. Если одни христиане усматривают в нем прежде всего язычника и поэтому не склонны использовать его как безоговорочно позитивный символ, то другие готовы забыть о его язычестве во имя консолидации и успешного выступления против общего врага. Иными словами, происходит постоянная реинтерпретация исторического образа, призванная привязать его к текущим политическим интересам.

Напротив, образ врага отличается гораздо большей определенностью. Хазария представляется общим недругом, независимо от понимания образа Святослава. Ее демонизации служит целый набор маркеров, рисующих ее коварной и беспощадной силой. Этими маркерами служат понятия «паразит», «паразитарный», «хищничество», «химера», «хазарское иго», «иудейские захватчики», «торгово-ростовщическая верхушка» (в соответствии со сложившимся стереотипом Хазария отождествляется только с транзитной торговлей товарами и работорговлей). Иногда Хазарии приписываются планы, отсылающие к пресловутым «Протоколам сионских мудрецов» («уничтожение человечества»), или к нацистскому мифу («уничтожение белой (арийской) расы»). В современном дискурсе образ Хазарии получает и расширительную трактовку, в ее символическое пространство включаются и обитатели Северного Кавказа, и мигранты, и США. Так что на сегодняшний день хазарский миф исправно обслуживает ксенофобию, являясь одним из ее основных символических орудий.

 

[1] Исследование проведено при поддержке РНФ, проект 15-18-00143.

[2] Edelman M. The Symbolic Uses of Politics. Urbana: University of Illinois Press, 1967; Idem. Politics as Symbolic Action: Mass Arousal and Quiescence. Chicago: Markham Publishing Company, 1971; Kaufman S.J. Modern Hatreds: The Symbolic Politics of Ethnic War. Ithaca: Cornell University Press, 2001.

[3] Историческая политика в XX веке / Под ред. А. Миллера, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

[4] Алехина М. За вождя ответят? На организаторов акции «Автобус Победы» могут завести уголовное дело за портрет Сталина на маршрутках // Новые Известия. 2013. 25 февраля; Бакунина Я. Россия: возвращение Сталина // ИноСМИ. 2015. 7 октября; Колесников А. Сталинизм как норма // Ведомости. 2015. 7 июля; Курилла И. «Возвращение Сталина»: как понять новую историческую политику? // РБК. 2016. 2 июня.

[5] Шнирельман В.А. Хазарский миф: идеология политического радикализма в России и ее истоки. М.: Мосты культуры – Гешарим, 2012. С. 217–220.

[7] Bein A. «Der Jüdische Parasit». Bemerkungen zur Semantik der Judenfrage // Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte. 1965. Vol. 13. № 2. S. 121–149.

[8] Подробно см.: Шнирельман В.А. Хазарский миф...

[9] Коляда. 3 июля – День Победы Руси над Хазарским каганатом1050 лет победы русского войска над Хазарским каганатом // Русский вестник. 2014. № 14.

[13] Коляда. Указ. соч.

[17] День победы русского войска князя Святослава над Хазарским каганатом // Православие.инфо. 2015. 3 июля (pravoclavie.info/index.php?newsid=1402).

[18] Шнирельман В.А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. М.: ББИ, 2012. С. 175–177.

[19] Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998. С. 336–339.

[20] Карпец В.И. Виндзоры против Рюриковичей // De Aenigmate. О тайне. Сборник научных трудов. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2015. С. 166–167.

[21] Подробно см.: Шнирельман В.А. «День победы над Хазарией»: праздник и памятник // Труды по еврейской истории и культуре. Материалы XXIII Международной ежегодной конференции по иудаике. Академическая серия. Вып. 54. М.: Сэфер; Институт славяноведения РАН, 2017. С. 327–355.

[22] Программа Всероссийского и Всеславянского празднования 1040-летнего юбилея победы благоверного князя Святослава над Хазарским каганатом. М.: Век книги, 2004. С. 3.

[24] Григоренко О., Алексеева О., Козенко А. У неразумных хазар изъяли звезду // Коммерсант. 2005. 23 ноября.

[25] Клыков В. «Пришло время, когда русский народ должен позаботиться о себе сам».

[27] См.: https://goo.gl/UM5Ksh.

[31] О неонацистских настроениях в батальоне «Азов» см.: Умланд А. Добровольческие вооруженные формирования и радикальный национализм в послемайданной Украине: некоторые особенности возникновения полка «Азов» // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. 2016. № 1.

[33] За что Святославу ставить памятник (День, Киев) // Русская линия. 2004. 19 февраля (rusk.ru/st.php?idar=1001388).

[35] Но см.: Тольская Т. Почему в Серпухове нет места памятнику погибшим горожанам? // Серпуховский эксперт. 2014. 18 апреля; Коваленко Д. Не в силе Бог, а в правде // Выбирай в Серпухове. 2014. 1 декабря.

[37] Коваленко Д. Указ. соч.

[38] Мальцев В. Языческий реванш национал-демократов // НГ-религия. 2015. 5 августа.

[41] Озар (Прозоров Л.Р.). Святослав Хоробре: Иду на вы! М.: Белые альвы, 2006. С. 292.

[42] Поротников В.П. Князь Святослав. «Иду на вы!» М.: Яуза, 2009.

[43] 3 июля – День Победы над Хазарским каганатом! // Стихия. 2011. 7 июля (stihiya.org/news_3516.html).

[44] См.: demushkin.com/engine/?module=news&a=print&id=1125397482.

[45] Тулаев П.В. Святослав – победитель Хазарии // Атеней. 2006. № 7.

[46] Балин Д. Указ. соч.

[55] Грачева Т.В. Невидимая Хазария. Рязань: Зерна, 2009. 



Другие статьи автора: Шнирельман Виктор

Архив журнала
№130, 2020№131, 2020№132, 2020№134, 2020№133, 2020№135, 2021№136, 2021№137, 2021№138, 2021№139, 2021№129, 2020№127, 2019№128, 2020 №126, 2019№125, 2019№124, 2019№123, 2019№121, 2018№120, 2018№119, 2018№117, 2018№2, 2018№6, 2017№5, 2017№4, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№6, 2007№5, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007№6, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба