Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Неприкосновенный запас » №1, 2011

Ольга Свешникова
Православие + современные технологии = «Мир»

«Сплав православия, лучших традиций царской и советской России, а также современных технологий» - так сформулирована философия научно-производственного объединения «Мир». НПО «Мир» было создано в 1991 году в Омске. Предприятие производит системы автоматизированного учета энергоресурсов, системы управления энергообъектами, измерительные приборы и электротехническое оборудование. В настоящее время на предприятии работает около 600 человек. В 2008 году НПО «Мир» получило премию правительства России в области качества.

Компания представляет себя как «российское высокотехнологичное предприятие, возрождающее традиции русского предпринимательства, мощь и славу России»[1]. Базовые ценности: православие, патриотизм, возрождение и развитие лучших традиций российских предпринимателей и инженеров, интересы заказчика, качество[2]. Именно в такой последовательности. Руководитель НПО «Мир» Александр Беляев[3] говорит:

 

«Мы идем по той колее, которую русские люди - наши предки - проложили давно: брать все лучшее от царской России и от советской страны и быть православным»[4].

 

Как работает компания, когда в ее управлении «есть ключевой момент - православная вера»[5], я попытаюсь описать в настоящей статье.

 

Как это выглядит?

Попадая на территорию НПО «Мир» или на его сайт, сразу же чувствуешь необычную организацию предприятия. На территории - храм, здание управления (круглое с иконой Пресвятой Богородицы над входом), в холле здания - фонтан в форме раковины с жемчужиной[6]. В кабинетах чисто: полки с однотипно подписанными папками, на столах - только канцелярские принадлежности. Женщины одеты в юбки - это правило, негласное, но довольно строго соблюдаемое. «Как считает наш Александр Николаевич [Беляев. - О.С.], православная женщина должна ходить как женщина, - в юбке»[7].

С периодичностью примерно раз в две недели проводятся молебны. Присутствие на них не обязательно, но желательно:

 

«Генеральный директор как говорит: вот у нас молебен идет за окончание года, будь добр, спустись вниз. Веришь в Бога, не веришь, веришь в другого Бога - ничего страшного. Постой, просто поприсутствуй. Ради этого дела ты внес лепту свою, будь добр поблагодари. То есть тебя не заставляют молиться, но твое присутствие обязательно»[8].

 

На предприятии есть сотрудники, принадлежащие к другим конфессиям, но и они посещают молебны:

 
Исследователь: А вы на службы ходите?

Информант: Хожу. Но не молюсь.

Исследователь: А из каких соображений тогда ходите?

Информант: Ну, из соображений того, что руководство компании туда ходит, и для того, чтобы сохранять командную структуру, лучше там быть тоже. Потому что команда - когда в разных местах вместе. Поэтому я туда прихожу, слушаю. И, в общем, то, что там происходит, не противоречит моим убеждениям. И, если там просят, чтобы был кто-то здоров, если это поможет, - вперед и с песней[9].

 

Молебны бывают традиционные (об окончании и начале года, в связи с церковными праздниками) и по случаю:

 

«Год тому назад, в марте, грипп такой сильный был. Я в отделе одна осталась… все болели. И сама уже на грани, почти с температурой… И генеральный узнал, что на заводе многие болеют. Он пригласил отца Савватия[10], чтобы осветил кабинеты. Я помню, сижу, работаю - раз, заходит отец Савватий со свитой, с иконами: окропил, помолился. Вот даже такие моменты»[11].

 

Главные праздники на предприятии - Рождество, Крещение, Пасха, неделя жен-мироносиц. О каждом из них следует рассказать подробнее.

Год начинается с Рождественского бала[12]. Для проведения этого мероприятия арендуют помещение какого-либо Дома культуры и примерно 10 января проходит торжественный вечер с награждением лучших сотрудников по итогам года, концертом, разнообразной культурной программой. Бал открывается полонезом, который танцуют сотрудники, - и в первых парах генеральный директор и главный инженер. «У нас проходят Рождественские балы. Какая женщина не хочет надеть бальное платье? Вот я, например, каждый год на Рождественский бал - новый наряд»[13]. На праздник принято приходить с семьями, посещение его является обязательным.

 

«Рождественский бал устраивает генеральный директор, он приглашает, он мой работодатель, и, по большому счету, как я могу ему отказать, не прийти? [...] На Рождественский бал не пойти - это у нас кощунственно»[14].

 

Важным корпоративным мероприятием является выезд на Крещение Господне в пригородный мужской монастырь, где традиционно оборудуется иордань.

 

Информант: Мы обычно туда в восемь приезжаем, полдевятого утра, а в город приезжаем часа в 3-4. Автобусы есть. В эти дни даже, если ты туда поехал, тебе проставляют рабочий день. Если не поехал, то на работе.

Исследователь: А генеральный директор тоже принимает участие?

Информант: О, самое главное. Купается с нами и во главе крестного хода[15].

 

Многие сотрудники принимают участие в выезде, но не в погружении в иордань. Пасха отмечается сравнительно скромно. Проходят праздничные молебны в храме на территории компании. В конце пасхальной недели сотрудникам дарят освященные куличи.

 
Информант: Все сотрудники несут домой куличи. С радостью причем.
Исследователь: А если сотрудник, допустим, не православный человек?

Информант: У нас же есть казахи, есть татары, есть евреи. И я не видела такого, чтобы кто-то отказался от кулича[16].

 

Самым красивым событием, по словам сотрудников, становится празднование недели жен-мироносиц[17]. С 8 марта тоже могут поздравить, но официально руководством праздник не поддерживается: «8 марта - это праздник эмансипированных женщин», тогда как «неделя жен-мироносиц - это праздник женщин, преданных, верных своей семье и своим близким»[18]. «Вся неделя для нас - это праздник. Есть вот зал - кафе такое, где все обедают, - там концерт проходит, чаем нас поят, угощают, мужчины нам поют песни»[19]. Каждое утро пятидневной рабочей недели руководство компании встречает сотрудниц цветами. «В течение недели каждый день каждой женщине дарится цветок. Роза. И у них к концу недели букетик скапливается, они в пятницу забирают его домой»[20].

23 февраля считают в компании праздником, основанным «на братоубийстве»:

 

«По сути, день советской армии, день красной армии, когда белые против красных, красные против белых бьются. Это брат против брата. Что за праздник 23 февраля, посвященный просто дате?»[21]

 

Мужчин чествуют 6 мая, в день святого Георгия Победоносца[22]. В свою очередь женщины организуют концерт и чаепитие сотрудникам-мужчинам, выходит праздничная газета с рассказом об истории праздника. Так же отмечаются день Петра и Февроньи и Рождество Пресвятой Богородицы, совпадающее с днем создания компании[23].

 

Что об этом говорится?

Большое внимание уделяется в НПО «Мир» описанию того, как следует «жить и работать по-русски»[24]. Эта тема постоянно освещается в корпоративной газете, в интервью генерального директора предприятия Беляева; среди рекламных материалов компании - наряду с проспектами о продукции - распространяются брошюры «Российский путь»[25] и «Русское дело»[26], был даже проведен творческий конкурс для сотрудников «Как я понимаю философию предприятия НПО “Мир”»[27]. Остановимся подробнее на том, что выделяется как базовые ценности.

Православие. Каждая публикация генерального директора, каждая корпоративная газета содержат риторический православный компонент. Первая мысль - «трудись и молись»[28]. Молитва и работа объединены, как правило, в одну формулировку и выступают как естественное состояние русского человека.

 

«Как и подобает представителям русского народа, вместе мы молились за Россию, вместе трудились и вместе встретили трудности кризиса»[29].

 

Вторая мысль – «все от Бога, и не надо приписывать себе лишнего»[30].

 

«Это просто жизнь русского человека, которой управляет Господь: приходят свыше слова, мысли - а мы их просто воплощаем на Земле. Не может быть успеха без Бога»[31].

 

Третья составляющая - «добрые дела». Под ними подразумевается, прежде всего, строительство храма (часовни и сейчас церкви[32] рядом с ней) и пожертвования Русской православной церкви, а также помощь нуждающимся: детский дом, онкологический диспансер и так далее.

 

«Я благодарю вас за добрые дела для жителей Омской области, за установку четырех поклонных крестов вокруг города Омска, за помощь Большекулаченскому монастырю при постройке келейного корпуса, за помощь детским домам, больницам, школам»[33].

 

Символика предприятия (товарный знак[34], архитектурное решение здания управления[35] и прочее) так же объясняется через православные традиции. Например, корпоративными цветами являются золотой, пурпурный, белый и голубой. Продукция НПО «Мир» голубого цвета.

 

«Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного, мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, выполнены небесной синевой»[36].

 

Патриотизм. В истории предприятия выделяют три этапа, первый из которых называется «Свой труд России посвятим»[37]. На стендах вывешен текст гимна России, гимн исполняется на ежеквартальных собраниях отделов и торжественных линейках. В корпоративной газете ведется рубрика «А знаете ли вы, что…», рассказывающая о знаменитых русских ученых и изобретателях. В целом же патриотизм неразрывно связан (и даже соподчинен) православной религии.

 

«Православные традиции, которые подразумевают любовь к Родине, умение жертвовать, помогать нуждающимся. Сила русского характера и традиций, помноженная на мощь современных технологий, - вот формула успеха НПО “Мир”»[38].

 

Возрождение и развитие лучших традиций российских предпринимателей и инженеров - компонент наиболее сложный для реконструкции. Постоянно говорится о былом величии русского купечества и его возрождении (при этом в значительной мере под «купеческими» понимаются православные традиции), но понять, в чем именно оно заключалось, довольно сложно.

 

«Лучшие российские традиции - это та организация бизнеса (или, как раньше называлось, дела), которой в свое время учили весь Запад в России, то есть это купечество российское»[39].

«Русская традиция - это строительство храма. Все русские предприниматели начинали свое дело со строительства храма. Строительство вот этой территории началось со строительства храма. Сначала построили храм, а потом стали строить вот это здание»[40].

 

Другая составляющая «купеческой традиции» - умение держать слово:

 

«Миллионные сделки заключали купцы и предприниматели дореволюционной России без подписания бумаг, на честном слове. “Ударили по рукам” - и вперед!»[41]

 

 

Как это работает?

В организации труда широко используется опыт японской компании «Toyota Motor Corporation». Это принцип так называемого «бережливого производства»[42] и система упорядочения S5, которая в НПО «Мир» получила название «Кристалл»[43]. Последняя призвана обеспечить порядок на рабочих местах. Все документы хранятся в однотипно подписанных папках, во всех компьютерах предприятия единое древо каталогов, личные вещи могут находиться только в специально выделенных для этого ящиках. Еда и напитки в кабинетах не допускаются, существуют специально оборудованные места для перерыва на чай и обед. Кроме того, используется так называемая «система контрольных точек». Ее суть - выявление мест в производственном процессе, «где с наибольшей вероятностью встречаются несоответствия, приводящие к отказам изделий, серьезному сбою производственного процесса или осложнениям в отношениях с партнерами и контролирующими инстанциями»[44]. Отношения между подразделениями регулируются специально разработанными регламентами. Существует единая информационная система «Надежда», с помощью которой осуществляется передача заданий и контроль за их исполнением.

Основной системы мотивации сотрудников наряду с премиями за выполнение работ является соревнование.

 

«У нас проводится ежеквартальная оценка работы подразделений, где награждаются лучшие работники подразделений. Этим работникам вручаются грамоты и сувениры. Раньше это были кружки НПО “Мир”, часы с фотографиями... Это раз в квартал. Награждаются около 30 сотрудников за правильное производственное поведение, за достижение каких-то результатов. У нас награждаются сотрудники за поддержание особого порядка на рабочих местах. У нас награждаются сотрудники, которые вносят какие-то предложения, направленные на улучшение по качеству, - это раз в квартал. Что касается годовых, мы с 2002 года награждаем сотрудников в номинациях. Раз в год на торжестве - у нас Рождественский вечер, мы награждаем там 10-20 человек, сейчас уже 20 человек. Номинации - это у нас традиционно: лучший проект года, лучший разработчик года, лучший специалист года, лучший специалист в области качества, лучший молодой специалист и так далее. Этих специалистов мы награждаем, во-первых, дипломы у нас, есть золотые значки с бриллиантиком внутри»[45].

 

Рассказы о лучших работниках публикуются в корпоративной газете, для чего ведется специальная рубрика «Лучшие люди». Самими сотрудниками предприятия эта система рассматривается как наследие советского времени - «У нас соцсоревнования, они не соцсоревнования, а вот просто соревнования»[46].

До начала экономического кризиса число сотрудников предприятия постоянно росло (от 30 человек в 1991 году до 750 в начале 2008-го), и существовала проблема адаптации новых работников к организационной культуре компании. Решение ее шло двумя путями: через систему наставничества и «Школу корпоративной культуры».

 

«Когда новый сотрудник приходит в НПО “Мир”, ему назначается наставник, который помогает новичку не только включиться в профессиональную деятельность подразделения (и предприятия в целом), но и войти в коллектив, познакомиться с коллегами»[47].

 

Наставник - это опытный сотрудник предприятия, призванный разъяснять новичку правила поведения и содержание работы, он же пишет отчеты о его деятельности. Наставничество считается дополнительной обязанностью и потому оплачивается дополнительно. Так же при поступлении на работу каждый сотрудник получает буклет «НПО “Мир”: философия и ценности», в котором в форме интервью с начальниками управлений предприятия изложены основные принципы и успехи компании. «Школа корпоративной культуры» выросла из эпизодических занятий с новыми сотрудниками, посвященных тому, «что такое деловой этикет, как надо одеваться сотрудникам, как надо вести себя в компании, как надо вести себя вне компании для того, чтобы повысить узнаваемость наших сотрудников даже по культуре поведения где бы то ни было»[48]. Постепенно занятия стали систематическими: два раза в неделю, в рабочее время, с сентября по май. В целом, образование сотрудников компании и обучение заказчиков считается одним из приоритетных направлений развития компании. «Мы понимаем высокую ценность хорошо обученных сотрудников. В НПО “Мир” процесс обучения хорошо выстроен и непрерывен»[49].

Корпорация поддерживает семьи сотрудников, что носит как символический, так и материальный характер.

 

«Встреча молодоженов - это тоже обряд. Когда к нам приезжают сюда молодожены, у нас все сотрудники выходят под купол, все кричат “горько”, поздравляют... У нас звучит всегда одна и та же песня - “Я люблю тебя до слез”»[50].

 

К свадьбе так же, как и к другим значимым датам, предприятие делает материальный подарок. Женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, выплачивается пособие, сопоставимое с их заработной платой. В целом следует отметить социальный или, как здесь его называют, «компенсационный», пакет: доставка сотрудников служебными автобусами из нескольких точек города, дотации на горячее питание в офисной столовой, санаторно-курортное лечение и так далее.

Организационная культура НПО «Мир» представляет собой интересный феномен. Это соединение православной риторики, японских технологий и традиций «передового советского производства». Система организации предприятия постоянно развивается, к ней добавляются все новые элементы[51]. Корпоративная культура НПО «Мир» привлекает к себе внимание обывателей[52] и партнеров, постепенно превращаясь в бренд предприятия. Для самих же сотрудников предприятия работа в корпорации дает не только средства к существованию, но и формирует их поведение, идеологически мотивированные привычки и представления.

 
___________________________________________________
 

1) Цит. по: www.standard.ru/public/publications-txt24.phtml.

2) См. на официальном сайте НПО «Мир»: www.mir-omsk.ru/about/philosophyandvalues.

3) Подробнее о нем см. на сайте компании (www.mir-omsk.ru/news/2381.html), а также на сайте Клуба православных предпринимателей (http://kpp-russia.ru/?p=166).

4) Генеральный директор НПО «Мир» Александр Николаевич Беляев. Нам 18 лет. Возраст совершеннолетия // Наш мир. Корпоративно-клиентское издание ООО «НПО “Мир”». 2009. № 3(21). С. 2.

5) Рулить по-русски: Особенности национального управления по версии генерального директора НПО «Мир» А.Н. Беляева // Омское слово. 2010. 8 ноября (www.omskoeslovo.ru/wordpress3/?p=1536).

6) Дизайн фонтана разработан по специальному заказу: он символизирует Богородицу, которую издревле называли «сокровищем», «жемчужницей», рождающей «жемчуг» - Спасителя.

7) Интервью с Д., женщина, инженер производства, 2009 год. Все интервью приводятся здесь анонимно. Тексты цитируются в соответствие с правилами грамматики. Часть материалов, используемых в настоящей статье, были собраны И.В. Бабкиной, которой я выражаю искреннюю благодарность.

8) Интервью с К., мужчина, инженер, 2009 год.

9) Интервью с С., мужчина, административно-управленческий персонал, 2008 год.

10) Отец Савватий - игумен Свято-Никольского мужского монастыря Омско-Тарской епархии.

11) Интервью с Д.

12) См.: Рождество Христово // Наш мир. 2009. № 1(19). С. 2; Рождественский вечер НПО «Мир» // Наш мир. 2009. № 4(22). С. 2; От Рождества до Рождества // Там же. С. 7; а также фотоальбомы «Рождественский бал» (www.mir-omsk.ru/about/photoalbums/2008/xmasball2008); «Рождественский бал НПО “Мир”» (www.mir-omsk.ru/about/photoalbums/2009/rodestvenskii_bal_2009).

13) Интервью с Д.

14) Интервью с К.

15) Интервью с Д.

16) Интервью с А., женщина, административно-управленческий персонал, 2009 год.

17) См. также: Два долгожданных праздника // Наш мир. 2009. № 2(20). С. 2; Неделя роз // Наш мир. 2010. № 1(23). С. 3; фотоальбом «Неделя празднования святых жен-мироносиц» (www.mir-omsk.ru/about/photoalbums/2010/nedelja_gen-mirinosiz%20).

18) Интервью с А.

19) Интервью с Д.

20) Интервью с С.

21) Интервью с А.

22) См.: В день Георгия Победоносца // Наш мир. 2010. № 2(24). С. 3.

23) См.: Наш мир. 2009. № 3(21). С. 2.

24) Беляев А.Н. Жить и работать по-русски // Наш мир. 2010. № 1(23). С. 2.

25) См.: www.mir-omsk.ru/upload/iblock/a8d/NPO_MIR_Russkii_put.pdf.

26) См.: www.mir-omsk.ru/upload/iblock/df7/NPO_MIR_Russkoe_delo.pdf.

27) «Философия - импульс для постоянного прогресса» // Наш мир. 2010. 2(24). С. 6.

28) Работать на благо Отечества // НПО «Мир»: философия и ценности. 2007. С. 43.

29) Беляев А.Н. Технологии сокращают затраты // Наш мир. 2009. № 1(19). С. 1.

30) НПО «Мир»: философия и ценности. С. 43.

31) Рулить по-русски…

32) См.: Возрождение святынь // Наш мир. 2010. № 2(24). С. 8; фотоальбом «Строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы (август-сентябрь)» (www.mir-omsk.ru/about/photoalbums/2010/stroitelstvo_hrama_01).

33) Беляев А.Н. Технологии сокращают затраты. С. 1.

34) Ремесленник В. Наш товарный знак // НПО «Мир»: философия и ценности. С. 14.

35) Сокина И. Почему здание НПО «Мир» круглое // Наш мир. 2009. № 3(21). С. 7.

36) Ремесленник В. Наши корпоративные цвета // НПО «Мир»: философия и ценности. С. 14; Он же. Наш товарный знак // Там же. С. 7.

37) Ишутченко Н.И. МИР - к мировым стандартам // Там же. С. 20.

38) Рубан Д.А. «Мир» в России // Там же. С. 17.

39) Интервью с С.

40) Интервью с А.

41) Цит. по: www.mir-omsk.ru/upload/iblock/a8d/NPO_MIR_Russkii_put.pdf.

42) См.: www.mir-omsk.ru/quality/instruments/lean_manufacturing.

43) См.: www.mir-omsk.ru/quality/instruments/crystal.

44) См.: www.mir-omsk.ru/quality/instruments/control_points_system.

45) Интервью с А.

46) Интервью с Д.

47) Цит. по: www.mir-omsk.ru/stuff/career/stuff_policy.

48) Интервью с А.

49) Беляев А.Н. Суворовская стратегия // Наш мир. 2010. № 2(24). С. 2.

50) Интервью с А.

51) Сейчас, например, это «суворовская военная стратегия планирования», см.: Беляев А.Н. Суворовская стратегия. С. 2.

52) На различных форумах регулярно и с большим оживлением обсуждается специфика организационной культуры НПО «Мир», см., например, «НПО “Мир” - все ли так красиво?» (http://rabota55.ru/theme-4372-1.html), «НПО “Мир” (обсуждение)» (http://forum.omsk.com/viewtopic.php?p=1074398&gue=1164043317c9d4d43243c74f3c5193c3).



Другие статьи автора: Свешникова Ольга

Архив журнала
№130, 2020№131, 2020№132, 2020№134, 2020№133, 2020№135, 2021№136, 2021№137, 2021№138, 2021№139, 2021№129, 2020№127, 2019№128, 2020 №126, 2019№125, 2019№124, 2019№123, 2019№121, 2018№120, 2018№119, 2018№117, 2018№2, 2018№6, 2017№5, 2017№4, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№6, 2007№5, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007№6, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба