Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Неприкосновенный запас » №2, 2008

Илья Калинин
Добро пожаловать в детство, в которое посторонним вход воспрещен

«Неприкосновенный запас» не впервые обращается в теме советского прошлого и того интеллектуального, культурного, политического наследия, носителями которого -- независимо от нашего желания -- все мы являемся[1]. И тот интерес к советскому, очередная волна которого прокатывается в последние годы по отечественным и зарубежным гуманитарным штудиям, связан уже не с необходимостью идеологической идентификации, или требованиями холодного военного времени, или выстраиванием негативной идентичности в случае эмиграции. Хочется надеяться, что этот интерес связан не с возвращением вытесненного (по крайней мере не только с этим вечным возвращением), но с внутренней потребностью в проработке исторического опыта, травматичность и парадоксальная притягательность которого ощущается как теми, кто жил по эту сторону железного занавеса, так и теми, кто находился по ту его сторону, как теми, кто родился до 1980-го, так и теми, кто видел улетающего ласкового мишку только по «Ретро ТВ». И потребность в такой аналитической проработке становится тем актуальнее и даже политически настоятельнее, чем сильнее этот вытесненный в 1990-е опыт определяет современное массовое сознание и становится основой для манипуляций. И речь идет не о том, что необходимо определиться с позицией: все было плохо или, наоборот, хорошо. Речь идет о том, что это все до сих пор не дифференцировано, опыт советского прошлого присутствует как целостный и неразложимый, а потому не поддающийся разъятию на отдельные элементы с соответствующей ценностной маркированностью. Советский опыт, являясь опытом прошлого, приобретает ностальгические черты памяти о детстве: и не потому, что «социализм -- это юность мира», а потому, что юность многих прошла именно при социализме. В этом отношении феномен «советского детства» несет в себе определенную тавтологию, сочетание «детское» и «советское» образует не только фонетическую, но и смысловую рифму.

Покровительственное отношение государства к обществу -- явление по сути своей не советское. Патерналистская забота со стороны государства и инфантилизация масс хотя и стали эффектом реального социализма, изначально не входили в идейную конструкцию советского проекта. Советский человек не мыслился в качестве большого ребенка, безвольно ожидающего государственной заботы и опеки. Хотя именно таким нашла его либеральная критика эпохи перестройки и первой половины 1990-х. И была не очень далека от истины. Однако проблематика детства, точнее -- проблематика воспитания и перевоспитания, наследственности и возможности ее корректировки, пронизывала советский антропологический эксперимент с самого начала. Ведь речь шла не просто о построении новых производственных отношений и социальных связей. Грядущая перспектива бесклассового общества неизбежно упиралась в вопрос о новом советском человеке и о необходимости сознательных усилий для его воспитания. Система представлений о детстве как периоде, которому свойственна максимальная степень психологической и интеллектуальной пластичности, во многом стала моделировать культурную и воспитательную политику советской России. С другой стороны, особую важность приобрели научные и практические разработки в области педагогики, детской психологии и медицины. В этой связи можно вспомнить и о педологических теориях Арона Залкинда, и об исследованиях становления человеческой психики Льва Выготского и Александра Лурия, и о военизированной практической педагогике Антона Макаренко, вплоть до «социалистической» евгеники. Парадокс, однако, заключался в том, что если взрослый человек определялся властью как объект просвещения и совершенствования, то к ребенку, наоборот, предъявляли повышенные, «взрослые» требования (идейная сознательность, призыв к трудовому и боевому подвигу, снижение возраста уголовной ответственности и так далее[2]).

Очевидно, что такая постановка вопроса страдает схематизмом, простительным только в рамках жанра редакционного введения. Материалы номера показывают, как трансформировались представления о детстве на протяжении советской истории и как оно могло быть счастливым независимо от заботы партии и правительства. Но все же в центре нашего внимания оказались государственные институты, ответственные за воспитание «гармоничного советского человека»: детские организации, учреждения опеки и пенитенциарная система, школа и детская литература. (Особую благодарность за помощь в сборе материалов номера хотелось бы выразить проекту «Антропология советской школы», который на протяжении нескольких лет ведет исследования и организует конференции, посвященные советской школе и советскому школьному учебнику.)

Что значит быть ребенком в СССР, учиться в советской школе, быть адресатом советской литературы для детей? Кто этот «кроха», задающий вопрос о том, что такое хорошо и что такое плохо? Это с одной стороны. А с другой -- какие ответы давали на этот вопрос советские учителя и врачи, психологи и воспитатели детских домов, сотрудники органов опеки и детские писатели? Какие дисциплинарные практики структурировали пространство советского детства и какие способы уклонения от них были возможны? Какие институты были ответственны за наше счастливое детство и какие идеологические ставки разыгрывались в процессе воспитания маленьких советских граждан? Это вопросы, к которым вновь и вновь будут возвращаться исследователи даже после того, как собственную память уже невозможно будет использовать в качестве аналитического подспорья.

Советское детство прошло и, скорее всего, никогда не вернется. С этим нужно смириться, чтобы не выглядеть одновременно смешно и устрашающе. Вернуться в детство, вновь стать ребенком -- желание понятное и простительное. До того момента, пока его не пытаются реализовать, особенно применительно к тем, у кого такое желание отсутствует. У взрослого возраста есть свои преимущества, и их слишком много, чтобы перечислять. Одно из них -- возможность превращать детский опыт, свой или чужой, в предмет изучения. Результатом такого превращения и стал данный номер «НЗ».



[1] См. специальный номер «НЗ» «Длинные 1970-е: советское общество в 1968--1984 годы» (2007. № 2(52)) и тематические блоки «С вами говорит телевизор, или Советский человек у телеэкрана» (2007. № 3(53)), а также «1970-е, или Выносимая серость бытия» (2007. № 4(54)).

[2] Даже в случае с позитивным примером работы созданного Маршаком Детгиза мы имеем адресованную детям литературу авангарда.

Архив журнала
№130, 2020№131, 2020№132, 2020№134, 2020№133, 2020№135, 2021№136, 2021№137, 2021№138, 2021№139, 2021№129, 2020№127, 2019№128, 2020 №126, 2019№125, 2019№124, 2019№123, 2019№121, 2018№120, 2018№119, 2018№117, 2018№2, 2018№6, 2017№5, 2017№4, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№6, 2007№5, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007№6, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба