Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Неприкосновенный запас » №1, 2010

Александр Кустарев
Между тривиальностью и провиденциализмом. Комментарий к статье Араша Абизаде

Редакция «НЗ» просила меня ограничиться кратким комментарием к статье Араша Абизаде. Поэтому я не буду развивать подробно свои представления о способах конструирования понятий, тем более что они скорее интуитивны, чем продуманны, и, если бы я захотел привести их в порядок, мне пришлось бы писать большую статью. Я замечу лишь, что рассуждения автора о понятиях «расы» и «этноса» как социальных конструктах показались мне довольно сумбурными. В них недостаточно осознана разница между конструированием понятий и их дальнейшим использованием, равно как и между операцией конструирования «соционимов» (групповых определений и самоопределений) и отнесением каждого конкретного индивида к той или иной социальной группе. Попросту говоря, сам факт наличия метисов и индивидов с неопределенной культурной самоидентификацией не делает менее определенными понятия «расы» и «этноса». Насколько вообще это осознано, обдумано и оговорено в нынешней «релятивистской» и «социально-конструктивистской» литературе на соответствующие темы, я судить не берусь, хотя то, что попадалось мне на глаза, как правило, оказывалось в этом плане маловразумительным.

Так или иначе, из этой части статьи Абизаде я не извлек для себя ничего нового и интригующего. Тем не менее, в ней есть кое-что, о чем можно было бы поговорить серьезно.

Автор полагает, что патологическая практика расизма может быть по-настоящему изжита только в том случае, если само понятие «расы» будет изжито из общественного обихода. Активный антирасистский дискурс (пропаганда и законодательство), как совершенно справедливо замечает Араш Абизаде, парадоксальным образом, вопреки всем благим намерениям, также льет воду на мельницу расизма, поскольку упорно напоминает всем, что есть такая вещь, как «раса», и каждый из нас так или иначе принадлежит к одной из рас[1].

Выбраться из этой ловушки нелегко. Рекомендации, даваемые Арашем Абизаде, однако, слишком абстрактны и, пожалуй, все-таки тривиальны. Они нисколько не противоречат здравому смыслу. Ну, конечно, чтобы забыть о «расе», нужны духовные и эмоциональные предпосылки, иные привычки. Столь же естественно предположить, что какие-то группы могут быть лидерами в соответствующей индоктринации, воспитании чувств и выработке соответствующих модусов отношений между людьми.

Вероятно, такие лидеры уже есть среди нас. Но кто они? Несколько неожиданно ближе к концу статьи Абизаде называет в этой связи вполне маргинальное, и я даже сказал бы, несколько курьезное религиозное движение бахаев. И тут обнаруживается самое слабое место в эссе Араша Абизаде. Дело в том, что про бахаитов мы ничего не знаем и ждем тонкого анализа их доктрины и габитуса (в дискурсивном стиле, скажем, «Протестантской этики» Вебера), что позволило бы нам судить о том, насколько они отвечают идеалу, предложенному автором. Но, к сожалению, именно здесь автор краток и не информативен. Было бы лучше, если бы он резко сократил -- до размеров резюме с более обильными отсылками -- первую часть своей статьи, где он варьирует не очень продуманные тривиальности релятивистской критики понятий, и сильно расширил бы описание бахаитского габитуса.

То, что инициатива бахаитов так в самом деле исторически значительна, как вроде бы предлагает нам считать Араш Абизаде, я, честно признаться, сомневаюсь -- но чем черт не шутит? Старые религии, пожалуй, мертвы, а перспективы возникновения новых интригующе не ясны. Все новое сначала возникает на периферии и долго остается незамеченным.


[1] См. об этом статью Александра Осипова: Осипов А. Нужно ли глотать сомнительное лекарство? Антирасизм как средство борьбы с расизмом // Неприкосновенный запас. 2009. № 1(63). С. 137--146.



Другие статьи автора: Кустарёв Александр

Архив журнала
№130, 2020№131, 2020№132, 2020№134, 2020№133, 2020№135, 2021№136, 2021№137, 2021№138, 2021№139, 2021№129, 2020№127, 2019№128, 2020 №126, 2019№125, 2019№124, 2019№123, 2019№121, 2018№120, 2018№119, 2018№117, 2018№2, 2018№6, 2017№5, 2017№4, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№6, 2007№5, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007№6, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба