Журнальный клуб Интелрос » Отечественные записки » №2, 2012
На протяжении предыдущего десятилетия все замеры показывали, что абсолютное большинство россиян убеждены в неискоренимости коррупции в нашей стране. Доля пессимистов неизменно и значительно (иногда в полтора раза, но чаще – вдвое) превосходила долю оптимистов. И вдруг в 2012 году ситуация изменилась: эти группы почти сравнялись. Речь тут, подчеркнем, идет исключительно о принципиальной возможности справиться с коррупцией – в оценках текущей ситуации признаки оптимизма не обнаруживаются.
Любопытно, что с прошлого замера, то есть менее чем за два года, наиболее радикальные перемены произошли в представлениях москвичей: доля полагающих, что с коррупцией можно совладать, выросла в столице вдвое – с 28 до 55%, а доля их оппонентов сократилась с 60 до 37%. Вряд ли можно считать случайным совпадением, что сдвиг этот воспоследовал после смены московского градоначальника. В других мегаполисах, а также крупных и средних городах доля «оптимистов» выросла тоже значительно, но все же примерно вдвое меньше, чем в Москве: с 26–27% до 40–43%. Не столь ощутим – хотя и бесспорен – прирост числа верящих в возможность победы над коррупцией в малых городах (до 50 тыс. жителей) и селах: с 25 до 34% и с 29 до 35% соответственно.
Отметим также, что очень радикально – сильнее, чем по стране в целом, – изменились ответы людей, имеющих высшее образование. В 2010 году, незадолго до экстремальной жары и пожаров, 26% обладателей вузовских дипломов верили, что коррупция в России может быть побеждена, а 62% – что искоренить ее невозможно. Холодная весна 2012-го фиксирует паритет мнений: 44% высокообразованных россиян верят, а 46% – не верят в это.
Трудно сказать, с чем сопряжена подобная перемена в общественном настроении и не является ли она кратковременной, случайной аберрацией. Увидим. Но если это серьезно, если фаталистическое представление о неискоренимости коррупции в России действительно ослабевает, то для российских властей данная тенденция обернется не только некоторым шансом на мобилизацию общественной поддержки их антикоррупционных инициатив, но и огромными репутационными рисками. Тут все просто: когда ты выходишь на бой с заведомым фаворитом и проигрываешь, поражение воспринимается твоими сторонниками хоть и с сожалением – но как должное. Когда же ты проигрываешь, считаясь фаворитом, – тебя освистывают….