Журнальный клуб Интелрос » Отечественные записки » №4, 2012
Школьный вопросъ у насъ въ послѣднее время какъ будто опять возродился; его стали открыто обсуждать, хотя эти обсужденія идутъ далеко не въ той мѣрѣ и полнотѣ, которыхъ онъ заслуживаетъ вслѣдствіе громаднаго своего значенія. Споры и разсужденія сосредоточены болѣе всего на значеніи классицизма и реализма при воспитаніи, слѣдовательно, на умственномъ развитіи молодого поколѣнія, оставляя обыкновенно въ сторонѣ физическое его развитіе. На самомъ дѣлѣ, не трудно убѣдиться, что въ школьномъ вопросѣ, какъ умственное, такъ и физическое развитіе должны насъ одинаково занимать и должны исходить изъ совершенно одинаковыхъ основаній; только въ такомъ случаѣ можно надѣяться достигнуть болѣе гармоническаго цѣлаго, авмѣстѣ съ этимъ и большей стойкости и послѣдовательности въ проявленіяхъ воспитываемаго лица. При воспитаніи, какъ умственномъ, такъ и физическомъ, не слѣдуетъ тянуть воспитываемаго по какому-либо направленію, или искоренять якобы врожденное его зло, а только поставить его въ условія, при которыхъ онъ могъ бы свободно развиваться. Физіологическій законъ, положительно установленный для развитія физическихъ силъ человѣка, имѣетъ также полное свое приложеніе въ отношеніи развитія и умственныхъ его силъ. Оказывается, что физическія силы развиваются толъко при по-степенномъ и послѣдовательномъ ихъ возбужденіи; безъ возбужденія органы этой силы теряютъ свою способность дѣйствовать, истощаясь также при чрезмѣрпой дѣятельности. Послѣдовательно увеличиваемое возбужденіе усиливаетъ ихъ дѣятельность, увеличиваетъ, слѣдовательно, ихъ производительность. При физическомъ развитіи требуется, однакожъ, нетолько развитіе силъ, но также умѣніе управлять ими, т. е. сознательное отношеніе къ этимъ силамъ. Новорожденный младенецъ не въ состояніи управлять своими движеніями; первыя его движенія — безсознательны, рефлекторны, и только мало по малу онъ научается управлять ими и примѣнять ихъ сознательно. Задача воспитанія состоитъ въ томъ, чтобы гармонически развить и научить управлять всѣми существующими въ человѣческомъ организмѣ органами движенія, смѣняя дѣятельность одного дѣятельностью другого, сколько возможно чаще, но не доводя каждый изъ нихъ до утомленія; тогда для произведенія извѣстнаго эффекта, воспитываемый употребитъ только тѣ органы, которые для этого эффекта необходимы, и часто, такъ сказать, оттѣнками движенія онъ достигаетъ того же результата, для котораго человѣкъ, неразвитый физически, употребитъ несоразмѣрно большую силу. Говоря короче, задача физическаго воспитанія состоитъ въ томъ, чтобы научить наименьшимъ трудомъ въ извѣстный промежутокъ времени производить наибольшую работу.