Журнальный клуб Интелрос » Отечественные записки » №6, 2012
Данные опроса весьма ярко демонстрируют, что Россия еще недавно была крестьянской страной. Только 10 % наших сограждан уверены, что за последние сто лет у них в роду крестьян не было. У 40 % опрошенных крестьянами были родители (или один из них), причем даже в Москве и иных мегаполисах таковых довольно много: 21 и 22 % соответственно. И уже большинство столичных жителей (57 %) сообщают о принадлежности хотя бы одного (одной) из своих дедушек или бабушек к крестьянству. В других мегаполисах этот показатель, кстати, заметно ниже: 44 %.
Распределение ответов красноречиво говорит о темпах урбанизации России в прошлом веке: крестьяне были среди родителей у 56 % пожилых респондентов (старше 55 лет), у 46 % респондентов среднего возраста (36—54 года) и лишь у 23 % молодых (18—35 лет).
Но и сейчас почти половина россиян либо относят себя к крестьянам (19 %), либо имеют родственников крестьян (27 %). Причем такие родственники, отметим, есть у трети москвичей (31 %) и четверти жителей других мегаполисов (25 %).
Как явствует из приведенной ниже таблицы, большинство россиян склонны признавать за крестьянством социокультурное своеобразие, общность ментальных и/или поведенческих характеристик. Причем интересно, что уверенность в таком своеобразии тем выше, чем дальше респондент от естественного «ареала обитания» крестьян: если в селе разделяющих данную точку зрения примерно в полтора раза больше, чем не согласных с ней, то в Москве — почти вшестеро.
|
Население в целом |
Тип населенного пункта |
||||
Москва |
мегаполис |
большой город малый город |
село |
|||
Как Вам кажется, есть ли у крестьян какие-то общие черты характера, поведения, отличающие их от большинства других людей, или таких особых черт характера, поведения у крестьян нет? |
||||||
Есть |
56 |
73 |
65 |
57 |
53 |
50 |
Нет |
29 |
13 |
24 |
34 |
27 |
35 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
14 |
10 |
10 |
20 |
15 |
Всех участников опроса, согласных с тем, что у крестьян есть общие, отличающие их от прочих черты (то есть 71 % респондентов), попросили эти черты, особенности описать. Коллективный образ крестьянина, нарисованный респондентами, получился весьма позитивным, во многом идиллическим. Ровно половина ответивших на вопрос (28 % респондентов) говорили о трудолюбии, усердии крестьян («любят работать», «усердие, трудолюбие», «трудоголики», «всегда работают, труженики»). К числу добродетелей, особенно часто приписываемых крестьянству, относятся любовь к земле («преданность земле», «тяга к земле», «землелюбие») — 6 %, доброта и отзывчивость («душевнее народ в деревне», «добрее», «более отзывчивые, чем другие жители») — 6 %, простота, скромность («без амбиций, простые люди», «скромность») — 5 %, а также практичность («домовитость», «бережливость и расчетливость», «хозяйственность, практичность»), основательность («они делают все на совесть», «они более фундаментальна!», «ответственность») и приветливость, радушие («доброжелательные, открытые», «общительные», «приветливые», «гостеприимство») — по 3 %. Картину дополняют такие черты, как целеустремленность («настойчивость», «хватка мертвая»), уравновешенность («спокойные, смирные люди», «не такие дерганые, как горожане, более уравновешенные»), простодушие («бесхитростность», «врать не могут», «доверчивость»), выносливость («более терпеливые», «мы можем перенести любые трудности») — по 2 %, а также мудрость («очень умные», «необычная для горожан мудрость»), порядочность («справедливость», «честные они», «совесть у них еще не потеряна»), богобоязненность («чтят праздники христианские», «более религиозные») — по 1 % и т. д.
Критических высказываний при этом очень немного: 2 % опрошенных упомянули лень и пьянство («пьют много», «лень», «пьяницы и бездельники в селах сейчас остались»), 1 % невысоко отозвались о культурном уровне крестьянства («менее цивилизованные люди», «серость», «неграмотность, дубы»).
В целом же, как видим, к крестьянству российские граждане склонны относиться с глубочайшим почтением — скорее всего, впрочем, не вполне отождествляя эту социально-историческую общность с реальным сегодняшним сельским населением. Причем к этому почтению подмешивается изрядная доля сочувствия: принадлежность к крестьянству прочно ассоциируется с бедностью.
Тут очень показательно, что даже в селе (а половина сельских жителей, как мы видели ранее, считают себя крестьянами) 53 % опрошенных уверены, что большинство крестьян живут беднее, чем они, и лишь 9 % — что богаче. Это однозначно свидетельствует о том, что бедность воспринимается очень многими как устойчивая характерологическая черта крестьянства, как один из видообразующих признаков данной общности.
Это, разумеется, нисколько не мешает нашим согражданам признавать сегодняшнее крестьянство «хранителем национальных традиций». Причем показательно, что в селе это мнение распространено практически в той же мере, что и в городах.
И обязательно следует обратить внимание на то, что представители разных поколений склонны признавать крестьянство носителем национальных традиций примерно в равной мере: среди относительно пожилых эту точку зрения разделяют 57 % опрошенных, среди людей среднего возраста — 55 %, среди молодежи — 53%. А ведь, как мы могли убедиться, старшие намного ближе к крестьянству, чем молодежь. Следовательно, стереотип об особой социокультурной роли крестьянства вполне успешно воспроизводится по мере социализации новых возрастных когорт. И если крестьянство признается молодежью носителем национальных традиций, то это означает, что актуальный образ данной социальной группы как-то «работает» в потаенных механизмах формирования и воспроизводства национальной идентичности. А раз так, то говорить о России как о крестьянской стране в прошедшем времени не совсем корректно.