Журнальный клуб Интелрос » Политический журнал » №11, 2008
«Не хвастаясь, могу сказать, что, когда Володя ударил меня по уху и плюнул мне в лоб, я так его схватил, что он этого не забудет. Уже потом я бил его примусом, а утюгом я бил его вечером. Так что умер он совсем не сразу. Это не доказательство, что ногу я оторвал ему еще днем. Тогда он был еще жив. А Андрюшу я убил просто по инерции, и в этом я себя не могу обвинить. Зачем Андрюша с Елизаветой Антоновной попались мне под руку? Им было ни к чему выскакивать из-за двери. Меня обвиняют в кровожадности, говорят, что я пил кровь, но это неверно: я подлизывал кровяные лужи и пятна – это естественная потребность человека уничтожить следы своего, хотя бы и пустяшного, преступления. А также я не насиловал Елизавету Антоновну. Во-первых, она уже не была девушкой, а во-вторых, я имел дело с трупом, и ей жаловаться не приходится. Что из того, что она вот-вот должна была родить? Я и вытащил ребенка. А то, что он вообще не жилец был на этом свете, в этом уж не моя вина. Не я оторвал ему голову, причиной тому была его тонкая шея. Он был создан не для жизни сей. Это верно, что я сапогом размазал по полу их собачку. Но это уж цинизм – обвинять меня в убийстве собаки, когда тут рядом, можно сказать, уничтожены три человеческие жизни. Ребенка я не считаю. Ну хорошо: во всем этом (я могу согласиться) можно усмотреть некоторую жестокость с моей стороны. Но считать преступлением то, что я сел и испражнился на свои жертвы, – это уже, извините, абсурд. Испражняться – потребность естественная, а, следовательно, и отнюдь не преступная. Таким образом, я понимаю опасения моего защитника, но все же надеюсь на полное оправдание».
Даниил Хармс. «Реабилитация»
Царские дети: похоронены и забыты |
Тем не менее, в действительности происходит именно это.
Убийцы Царской Семьи – как заказчики, так и исполнители, несмотря на всю чудовищность и очевидно ритуальный (отнюдь не только политический!) характер своего преступления, до сих пор не осуждены. Зато прославленные в лике святых Русской православной церковью, зверски убитые, претерпевшие до самой смерти и после нее, продолжающие терпеть насмешки, клевету и глумление и по сию пору, простившие своих убийц, но не прощенные до сих пор внуками и правнуками этих убийц, Царь Николай, Царица Александра, Цесаревич Алексей, Великие Княжны Ольга, Мария, Татьяна и Анастасия 1 октября 2008 г. реабилитированы Президиумом Верховного суда России.
Это известие сколь радует, столь и озадачивает. Кто-то воскликнет: наконец-то реабилитированы! Кто-то спросит: а зачем?
С одной стороны, реабилитировать очевидных жертв совершенно излишне. Жертвенная кровь (тем более кровь – Царская) смывает все – даже если при жизни жертва и была в чем-то виновна. Но в данном случае речь не может идти о вине убитых. Царь (и тем более Его Семья) искупали не свою вину. Можно сказать, что Они были убиты ради того, чтобы убийцы и их дети продлили свои дни, продолжали жить на земле. Подобно тому, как крестная смерть Господа Иисуса Христа продлила дни народа Израиля, который был обречен на бесследное растворение в эллинистическом море, вплоть до наших дней, так и смерть последнего Русского Царя мистически отсрочила конец истории и, значит, еще немного отдалила Страшный Суд, на котором убийцам Царя, равно как и убийцам Христа, придется пожинать, что посеяли. Потомки убийц еще могут успеть покаяться за себя и своих отцов. Именно в такой перспективе и хотелось бы рассмотреть данное незаурядное решение Президиума Верховного суда России.
Итак, Царь (и тем паче – Его Супруга и Дети), убитые с особой жестокостью, невиновны, невинны. Если бы над ними состоялся суд (хотя что такое земной суд над Самодержцем?), и этот так называемый «суд» вменил бы что-либо в вину Царю и приговорил бы Его к смерти, при всей юридической ничтожности этого «суда» и его «приговора», можно было бы добиваться «реабилитации», то есть оправдания, снятия вины – пусть и условных.
Однако Царь так и не был судим. Неподсудным Он ушел в мир иной, и это обстоятельство не может не радовать тех, кто понимает, о чем речь: так, Христос был судим иудейским Синедрионом и признан виновным, и это беззаконное решение (над паки грядущим со славою судити живым и мертвым!) собрало горящие уголья на головы горе-архиереев.
Очень может быть, Россия и возродилась вновь, и существует до сих пор вопреки всему, только потому лишь, что последний Русский Царь не был судим. Он был просто убит, без суда и без следствия, при весьма и весьма запутанных, темных и таинственных обстоятельствах. Что дает возможность возложить вину за эту жертву на темные и таинственные силы. Которые только и продолжают запутывать. Прячут концы. Итак, Царь не был осужден, но принесен в жертву. В этом наша главная надежда и упование на грядущее возрождение Царской России.
Тогда что же нам остается? Суда не было, но преступление, злодеяние было совершено. Значит, должно вестись следствие. И следствие должно разобраться, как, за что и почему был без суда убит Царь, Его Супруга и Их невинные Дети. То есть, должен быть признан факт преступления, и в этом контексте реабилитация может стать – пусть и странным, но шагом именно в эту сторону. С чего-то же надо начинать.
С другой стороны, юридическая реабилитация как бы признает, что суд над Царем состоялся, и суд этот был неправым. То есть косвенно признается сама возможность гражданского суда над Царем. И вместе с тем Царственные Мученики встают в один ряд со своими палачами – осужденными и реабилитированными в конце 80-х гг. революционерами – Бухариным, Зиновьевым, Каменевым… По этой логике можно реабилитировать и зарубленного Троцкого – если кто-нибудь обратится с иском в Верховный суд РФ.
Тем временем либеральные и коммунистические СМИ рады воспользоваться фактом реабилитации для своих идеологических целей. «Совершенно очевидно, что реабилитация Николая II – это политическая акция, никакого отношения к праву и закону не имеющая», – безапелляционно утверждает обозреватель «Полит-НН.ру» Владислав Егоров. «Лучше бы реабилитировали Степана Разина и Емельяна Пугачева, они хоть за народ выступали, – полагает зампред ЦК КПРФ Владимир Кашин. – Надо забыть Кровавое воскресенье, Ленский расстрел рабочих? Я считаю, что царь в реабилитации не нуждается, надо оставить его душу в покое». С коммунистами солидарен и небезызвестный Михаил Барщевский: «Я не согласен с решением президиума ВС, потому что нельзя реабилитировать того, кто не был осужден. Царскую семью расстреляли без приговора, поэтому это уголовное убийство… Суд принял политическое решение, а не правовое».
Образ святого мученика царя Николая II |
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что для России реабилитация семьи Романовых – имиджевый шаг: государство лишний раз подчеркнуло уважение к своей истории. Важно также, что решение было принято в момент, когда политические игры с использованием монархической темы потеряли актуальность. «История царской семьи все больше становится интересной для историков», – резюмирует Макаркин.
Хору ответственных государственных мужей, осуждающих как большевизм, так и монархизм, вторит и официальный голос Церкви: «Народ сбросил с совести груз вины за расправу, учиненную безбожными властителями», – так считает протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС РПЦ МП.
Подборка самых разнящихся мнений о реабилитации в газете «Комсомольская правда» (среди прочих, и мнение бессмертного Иосифа Кобзона о том, что Царю-де уже все равно, лучше бы реабилитировать Ленина) завершается (то есть как бы резюмируется) полуанонимным высказыванием некоей OLGA, читательницы сайта KP.RU – разумеется, из Екатеринбурга: «Трагическая судьба России связана с неумением исправлять ошибки прошлого. Вот эта реабилитация – «работа над ошибками» целого государства. Осталось только похоронить по-человечески Ленина, и мы закроем эту страницу истории. Она не будет нас мучить и отягощать».
Параллельно во всех крупных печатных изданиях тема реабилитации прочно увязана с темой так называемых «останков» Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии, которых, якобы, надо похоронить вместе с остальными частями в Петропавловской крепости. Публикация на портале агентства «Интерфакс» к тому же сопровождена красноречивым постановочным черно-белым кадром со ссылкой на ИТАР-ТАСС: драпированный стол, на котором стоит фотография Царственных Страстотерпцев, а перед ней выставленные в ряд пять полуистлевших черепов, разумеется, никакого отношения к Ним не имеющих. Называться, наверное, это должно «дорисуй картинку – сколько черепов не хватает?» Хотелось бы в таких случаях знать фамилию автора сомнительного «креатива».
Все это наводит на совершенно определенные мысли. Смысл нынешней реабилитации можно выразить двумя словами: «похоронить и забыть». Да, в нашем прошлом были допущены ошибки. Но мы реабилитируем Царя, потом Ленина и «закроем эту страницу истории». Так сказать, избавимся от своих «скелетов в шкафу» и «мертвецов на плечах». И станем жить «долго и счастливо».
Но так ли это? И того ли хотят от нас укором глядящие с икон лики святых?
Вся общественная дискуссия вокруг реабилитации сводится, таким образом, опять к спору либералов и коммунистов. Либералы реабилитируют одних, коммунисты хотели бы реабилитации других. Реабилитация Царя не означает реабилитации Царства. В свое время, прославляя Царственных Мучеников, официальные лица Церкви тоже на разные лады повторяли эту формулу: «канонизация Царя не означает канонизации монархии». Спрашивается: неужели тем, кто добивался юридической реабилитации, безразлична монархическая идея? «Наконец дана квалифицированная оценка происшедших событий в июле 1918 г., – комментирует адвокат императорского дома Герман Лукьянов. – Это решение имеет историческое значение, всему миру показано, что Россия осудила красный, кровавый террор не на словах, а на деле». По его словам, цель реабилитации – «восстановить честное имя императора, которого обвиняли в насилии по отношению к русскому народу».
Еще ранее адвокат Лукьянов объяснял иск о реабилитации следующим образом: «Великая княгиня Мария Владимировна полагает, что реабилитация царственных мучеников необходима, прежде всего, для того, чтобы на смену бесконечной гражданской войне в Россию пришел наконец гражданский мир, чтобы никогда больше в нашей стране не было предпосылок для возникновения тоталитаризма, кровавых диктатур».
Спору нет: очищение светлого имени Императора, осуждение нелепой и незаслуженной Им клички «Кровавый» было бы крайне нужным и достойным делом. Но разве произошедшая реабилитация способна на это? Ведь смысл акции, подчеркнутый адвокатом Императорского Дома, – «осудить кровавый террор», не допустить «тоталитаризм»! Однако террор в русской истории начался не в 1918 г., а, как минимум, в 1881 г., но можно в этой связи вспомнить и убийство Павла I, и Петра III и – дальше, вплоть до святых князей Бориса и Глеба. Почему бы и их не реабилитировать? – как справедливо задается вопросом главный редактор АПН Константин Крылов.
Совершенно очевидно, что Царь и Его Семья нуждаются в реабилитации вовсе не как «жертвы террора», но как сакральные фигуры Русского Мира, о которых сказано в Писании «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104: 15). Координатор движения «Народный Собор» Владимир Хомяков замечает совершенно резонно: «Состоялось совершенно спланированное убийство. Причем, согласно новейшим исследованиям, в нем присутствуют все признаки ритуального убийства… Таким образом, есть все основания полагать, что в данном случае мы имеем дело со спланированным политическим убийством, реабилитировать жертв которого незачем и не за что – это само собой разумеется. Зато актуальным является возбуждение уголовного дела против тех, кто осуществил это убийство, – пусть это и будет посмертное осуждение».
Но этого-то как раз и не происходит! И глава Императорского Дома почему-то вовсе этого не добивается. Принц Георгий Михайлович Романов, названный той же «Комсомолкой»: «Великий князь, наследник царского престола» (видимо, иронически, поскольку ниже журналист откровенно ерничает, говоря о «справке на царя-батюшку»), отвечая на вопрос о возможности восстановления монархии, говорит буквально следующее: «Мы являемся гражданами современной России. Мы, естественно, верим в наши идеалы, продолжаем их придерживаться и считаем монархию наилучшей формой правления. Но решение об этом может принять только наш народ. Сейчас рано об этом говорить…»
Итак, во-первых, «Великий князь» согласен быть «гражданином», монархия, во-вторых, для него «идеал» и «наилучшая» (по Аристотелю), а не единственная законная форма правления и, наконец, решение о монархии отдано народу. То есть, нынешние Романовы стоят на тех же позициях, что и последние – В. кн. Михаил Александрович, отрекшийся в пользу «учредиловки», и Кирилл Владимирович, дедушка нынешней главы императорского Дома, признавший Февральскую революцию.
Икона новомучеников и исповедников российских |
Итак, истинные монархисты называются адвокатом Российского Императорского Дома (sic!) людьми «очень недалекими», и вместо реального и законного восстановления самодержавия нам опять подсовывают какую-то абстрактную «духовность» – «духовку», по выражению одного ныне полузабытого писателя конца ХХ века.
С жестким комментарием в связи со всем этим выступил историк права, убежденный монархист Владимир Карпец: «Судебная «реабилитация» в данном случае уравнивает Царскую Семью с рядовыми гражданами республиканских государств и закрепляет за ней кощунственное февральское именование их «гражданами Романовыми». Тем самым современное государство закрепляет за собой статус наследников Февраля, в чем его активно поддерживают некоторые круги Московской патриархии, официально осудившие коммунизм, но при этом не осудившие Февраль... Уравнивание Царя и Его Семьи с реабилитированными Зиновьевым, Каменевым, Бухариным и другими, по сути, является оскорблением величества».
Другие консерваторы, наоборот, в целом согласны с тем, что акция является политической и приветствуют такую политику, в которой им видится пробуждение монархизма: «Судебная власть в данном случае выполнила установку власти верховной. Это очень хороший сигнал не только монархистам и сторонникам традиционных ценностей, но всем гражданам России, который желают видеть свою страну суверенной, – утверждает Виталий Аверьянов. – Официальная реабилитация Царской семьи, признание репрессий против нее необоснованными – это акт, который предоставляет возможность начать процесс восстановления прочной правопреемственности по отношению к исторической России».
С Аверьяновым парадоксальным образом соглашается оранжевый депутат Верховной рады Украины Тарас Стецкив из пропрезидентской фракции «Наша Украина – Народная самооборона». Он полагает, что Романовы не будут претендовать на дворцы в Крыму, но новая Российская империя будет претендовать на всю Украину: «Путин формирует новую российскую идентичность. Реабилитация Романовых – это ее элемент. Суть этой идентичности будет состоять в том, что Россия – это наследница Российской империи. Россия не будет претендовать на замки в Крыму, она будет претендовать на всю Украину».
Как видно, даже украинские «оранжевые» смотрят гораздо дальше, чем представители Дома Романовых! Но если задуманная и реализованная РИДом реабилитация поведет российскую политику в направлении, о котором говорят Аверьянов и Стецкив, то этому, конечно, можно только порадоваться. Однако, пока факты говорят о прямо обратном. Чего стоят, как всегда, заголовки: «Его реабилитированное величество» и «Николай Кровавый – жертва кровавого режима». Последнее – просто кощунство, но, тем не менее, тут верно схвачена проблема. И едва ли так уж неправы историки, пишущие на сайте КПРФ: «Чем больше те или иные политические силы кричат о «злодеяниях большевиков» в связи 90-летием расстрела семьи последнего российского императора, тем отчетливее понятно, что речь идет о совсем другом… Попытка перехода на новые, дореволюционные основания для обоснования легитимности нынешней Российской Федерации – это акт государственного самоубийства, отсечения последних живых исторических корней, удерживающих сегодняшнюю Российскую Федерацию на ногах, как в международном, так и внутриполитическом плане».
Итак, необходимо не новое осуждение «кровавого режима», но юридическое обоснование сакральности Царской власти. А до такой постановки вопроса, похоже, еще очень далеко. Ведь для тех, кто истинно виновен в смерти Царственных Мучеников, и Царь, и большевики, и вообще все святое для русского народа по-прежнему является предметом глумления. Случайно ли, что непосредственно в день реабилитации в театре «Геликон-опера» шел печально знаменитый балет «Распутин», против которого в свое время активно выступала православная общественность. Ее уж ныне нет как нет, а балет идет себе, и его с удовольствием посещает, как пишут, даже Эльдар Рязанов – вечный, как Иосиф Кобзон. В рецензиях на это действо, уверенно занявших место на полосах «Коммерсанта», «Известий» и других газет с миллионными тиражами, подробно и с соответствующими фото описываются эти акты глумления. Вот что пишет журналист и одновременно заместитель председателя правления общественного фонда «Гласность» с говорящей фамилией Ойвин: «Особо надлежит сказать о сценографии действа. Основа декорации – увеличенная до размеров сцены упаковка из папье-маше – в такой таре нынче перевозят куриные яйца. Ну а на сцене в гигантских ячейках – увеличенные муляжи половинок яиц Фаберже, в которые периодически прячутся персонажи спектакля – и участники хлыстовского радения, и персонажи последующей оргии, и великосветские «наложницы» Распутина, и он сам, и лица из персонажей кабаре… Совершенно уморителен финал оперы – когда близ самого задника, из очередного открывшегося яйца Фаберже, выскакивает, как deus ex machine, крошечный Ленин при огненно-рыжей эспаньолке, наряженный в красный костюм, подсвеченный красными прожекторами, с кепкой в сжатом кулачке и начинает выкрикивать самые что ни на есть подлинные фрагменты из собственных сочинений».
Неправда ли, в самом деле, «уморительно»? И кто-то после такого откровенного глумления над всей русской историей, русской трагедией, русской жертвой – станет еще утверждать, что святые Царственные мученики в Росийской Федерации реабилитированы? Если реабилитация – это начало серьезного государственного расследования катастрофы 1917 г., если, действительно, как считает философ Виталий Аверьянов, теперь, после реабилитации, «порочный круг сговора «февралистов» и «октябристов» разорван», это можно только приветствовать. Если же это попытка поставить точку и «закрыть тему», то она принесет только вред. Потому что на главные русские вопросы – кто виноват и что делать – ответов все еще нет. А значит, гражданская война и смута в умах все еще продолжаются.