Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политический журнал » №11, 2008

Приговорены к реабилитации

«Не хвастаясь, могу сказать, что, когда Володя ударил меня по уху и плюнул мне в лоб, я так его схватил, что он этого не забудет. Уже потом я бил его примусом, а утюгом я бил его вечером. Так что умер он совсем не сразу. Это не доказательство, что ногу я оторвал ему еще днем. Тогда он был еще жив. А Андрюшу я убил просто по инерции, и в этом я себя не могу обвинить. Зачем Андрюша с Елизаветой Антоновной попались мне под руку? Им было ни к чему выскакивать из-за двери. Меня обвиняют в кровожадности, говорят, что я пил кровь, но это неверно: я подлизывал кровяные лужи и пятна – это естественная потребность человека уничтожить следы своего, хотя бы и пустяшного, преступления. А также я не насиловал Елизавету Антоновну. Во-первых, она уже не была девушкой, а во-вторых, я имел дело с трупом, и ей жаловаться не приходится. Что из того, что она вот-вот должна была родить? Я и вытащил ребенка. А то, что он вообще не жилец был на этом свете, в этом уж не моя вина. Не я оторвал ему голову, причиной тому была его тонкая шея. Он был создан не для жизни сей. Это верно, что я сапогом размазал по полу их собачку. Но это уж цинизм – обвинять меня в убийстве собаки, когда тут рядом, можно сказать, уничтожены три человеческие жизни. Ребенка я не считаю. Ну хорошо: во всем этом (я могу согласиться) можно усмотреть некоторую жестокость с моей стороны. Но считать преступлением то, что я сел и испражнился на свои жертвы, – это уже, извините, абсурд. Испражняться – потребность естественная, а, следовательно, и отнюдь не преступная. Таким образом, я понимаю опасения моего защитника, но все же надеюсь на полное оправдание».

Даниил Хармс. «Реабилитация»

alt

Царские дети: похоронены и забыты

Я позволил себе привести столь длинную цитату, поскольку данный текст Хармса, при всей кажущейся его гротесковости, на самом деле почти документально точен. Приблизительно так могли бы выступать на суде (если предположить, что он когда-либо мог состояться) те, кто в ночь на 18 июля 1918 г. совершил ритуальное цареубийство. И насколько странным (вполне в духе этого текста) выглядело бы решение суда оставить без внимания действия маньяка, совершившего очень похожее (вплоть до «собачки») убийство с той же сатанинской жестокостью, и реабилитировать его жертв – Володю, Андрюшу, Елизавету Антоновну и безымянного ребенка!

Тем не менее, в действительности происходит именно это.

Убийцы Царской Семьи – как заказчики, так и исполнители, несмотря на всю чудовищность и очевидно ритуальный (отнюдь не только политический!) характер своего преступления, до сих пор не осуждены. Зато прославленные в лике святых Русской православной церковью, зверски убитые, претерпевшие до самой смерти и после нее, продолжающие терпеть насмешки, клевету и глумление и по сию пору, простившие своих убийц, но не прощенные до сих пор внуками и правнуками этих убийц, Царь Николай, Царица Александра, Цесаревич Алексей, Великие Княжны Ольга, Мария, Татьяна и Анастасия 1 октября 2008 г. реабилитированы Президиумом Верховного суда России.

Это известие сколь радует, столь и озадачивает. Кто-то воскликнет: наконец-то реабилитированы! Кто-то спросит: а зачем?

С одной стороны, реабилитировать очевидных жертв совершенно излишне. Жертвенная кровь (тем более кровь – Царская) смывает все – даже если при жизни жертва и была в чем-то виновна. Но в данном случае речь не может идти о вине убитых. Царь (и тем более Его Семья) искупали не свою вину. Можно сказать, что Они были убиты ради того, чтобы убийцы и их дети продлили свои дни, продолжали жить на земле. Подобно тому, как крестная смерть Господа Иисуса Христа продлила дни народа Израиля, который был обречен на бесследное растворение в эллинистическом море, вплоть до наших дней, так и смерть последнего Русского Царя мистически отсрочила конец истории и, значит, еще немного отдалила Страшный Суд, на котором убийцам Царя, равно как и убийцам Христа, придется пожинать, что посеяли. Потомки убийц еще могут успеть покаяться за себя и своих отцов. Именно в такой перспективе и хотелось бы рассмотреть данное незаурядное решение Президиума Верховного суда России.

Итак, Царь (и тем паче – Его Супруга и Дети), убитые с особой жестокостью, невиновны, невинны. Если бы над ними состоялся суд (хотя что такое земной суд над Самодержцем?), и этот так называемый «суд» вменил бы что-либо в вину Царю и приговорил бы Его к смерти, при всей юридической ничтожности этого «суда» и его «приговора», можно было бы добиваться «реабилитации», то есть оправдания, снятия вины – пусть и условных.

Однако Царь так и не был судим. Неподсудным Он ушел в мир иной, и это обстоятельство не может не радовать тех, кто понимает, о чем речь: так, Христос был судим иудейским Синедрионом и признан виновным, и это беззаконное решение (над паки грядущим со славою судити живым и мертвым!) собрало горящие уголья на головы горе-архиереев.

Очень может быть, Россия и возродилась вновь, и существует до сих пор вопреки всему, только потому лишь, что последний Русский Царь не был судим. Он был просто убит, без суда и без следствия, при весьма и весьма запутанных, темных и таинственных обстоятельствах. Что дает возможность возложить вину за эту жертву на темные и таинственные силы. Которые только и продолжают запутывать. Прячут концы. Итак, Царь не был осужден, но принесен в жертву. В этом наша главная надежда и упование на грядущее возрождение Царской России.

Тогда что же нам остается? Суда не было, но преступление, злодеяние было совершено. Значит, должно вестись следствие. И следствие должно разобраться, как, за что и почему был без суда убит Царь, Его Супруга и Их невинные Дети. То есть, должен быть признан факт преступления, и в этом контексте реабилитация может стать – пусть и странным, но шагом именно в эту сторону. С чего-то же надо начинать.

С другой стороны, юридическая реабилитация как бы признает, что суд над Царем состоялся, и суд этот был неправым. То есть косвенно признается сама возможность гражданского суда над Царем. И вместе с тем Царственные Мученики встают в один ряд со своими палачами – осужденными и реабилитированными в конце 80-х гг. революционерами – Бухариным, Зиновьевым, Каменевым… По этой логике можно реабилитировать и зарубленного Троцкого – если кто-нибудь обратится с иском в Верховный суд РФ.

Тем временем либеральные и коммунистические СМИ рады воспользоваться фактом реабилитации для своих идеологических целей. «Совершенно очевидно, что реабилитация Николая II – это политическая акция, никакого отношения к праву и закону не имеющая», – безапелляционно утверждает обозреватель «Полит-НН.ру» Владислав Егоров. «Лучше бы реабилитировали Степана Разина и Емельяна Пугачева, они хоть за народ выступали, – полагает зампред ЦК КПРФ Владимир Кашин. – Надо забыть Кровавое воскресенье, Ленский расстрел рабочих? Я считаю, что царь в реабилитации не нуждается, надо оставить его душу в покое». С коммунистами солидарен и небезызвестный Михаил Барщевский: «Я не согласен с решением президиума ВС, потому что нельзя реабилитировать того, кто не был осужден. Царскую семью расстреляли без приговора, поэтому это уголовное убийство… Суд принял политическое решение, а не правовое».

alt

Образ святого мученика царя Николая II

Однако участники принятия решения настаивают, что оно было именно правовым, а не политическим: «Это не политическое, а именно правовое решение, – говорит пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов. – Президиум обстоятельно разобрался в деле и решил, что согласно законодательству возможно признать царскую семью репрессированной, так как существуют косвенные доказательства в репрессиях против них». А политолог Леонид Поляков не видит противоречия между правовым и политическим смыслами реабилитации: «Государство добавило еще одну важную черточку к решимости расстаться с коммунистическим прошлым. Понятно, что это болезненно, оно режет по живому. Но мы выбрали другой путь. Там, где таится неопределенность, должен быть наведен порядок. Нынешним решением власть демонстрирует ориентацию на правовое государство».

Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что для России реабилитация семьи Романовых – имиджевый шаг: государство лишний раз подчеркнуло уважение к своей истории. Важно также, что решение было принято в момент, когда политические игры с использованием монархической темы потеряли актуальность. «История царской семьи все больше становится интересной для историков», – резюмирует Макаркин.

Хору ответственных государственных мужей, осуждающих как большевизм, так и монархизм, вторит и официальный голос Церкви: «Народ сбросил с совести груз вины за расправу, учиненную безбожными властителями», – так считает протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС РПЦ МП.

Подборка самых разнящихся мнений о реабилитации в газете «Комсомольская правда» (среди прочих, и мнение бессмертного Иосифа Кобзона о том, что Царю-де уже все равно, лучше бы реабилитировать Ленина) завершается (то есть как бы резюмируется) полуанонимным высказыванием некоей OLGA, читательницы сайта KP.RU – разумеется, из Екатеринбурга: «Трагическая судьба России связана с неумением исправлять ошибки прошлого. Вот эта реабилитация – «работа над ошибками» целого государства. Осталось только похоронить по-человечески Ленина, и мы закроем эту страницу истории. Она не будет нас мучить и отягощать».

Параллельно во всех крупных печатных изданиях тема реабилитации прочно увязана с темой так называемых «останков» Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии, которых, якобы, надо похоронить вместе с остальными частями в Петропавловской крепости. Публикация на портале агентства «Интерфакс» к тому же сопровождена красноречивым постановочным черно-белым кадром со ссылкой на ИТАР-ТАСС: драпированный стол, на котором стоит фотография Царственных Страстотерпцев, а перед ней выставленные в ряд пять полуистлевших черепов, разумеется, никакого отношения к Ним не имеющих. Называться, наверное, это должно «дорисуй картинку – сколько черепов не хватает?» Хотелось бы в таких случаях знать фамилию автора сомнительного «креатива».

Все это наводит на совершенно определенные мысли. Смысл нынешней реабилитации можно выразить двумя словами: «похоронить и забыть». Да, в нашем прошлом были допущены ошибки. Но мы реабилитируем Царя, потом Ленина и «закроем эту страницу истории». Так сказать, избавимся от своих «скелетов в шкафу» и «мертвецов на плечах». И станем жить «долго и счастливо».

Но так ли это? И того ли хотят от нас укором глядящие с икон лики святых?

Вся общественная дискуссия вокруг реабилитации сводится, таким образом, опять к спору либералов и коммунистов. Либералы реабилитируют одних, коммунисты хотели бы реабилитации других. Реабилитация Царя не означает реабилитации Царства. В свое время, прославляя Царственных Мучеников, официальные лица Церкви тоже на разные лады повторяли эту формулу: «канонизация Царя не означает канонизации монархии». Спрашивается: неужели тем, кто добивался юридической реабилитации, безразлична монархическая идея? «Наконец дана квалифицированная оценка происшедших событий в июле 1918 г., – комментирует адвокат императорского дома Герман Лукьянов. – Это решение имеет историческое значение, всему миру показано, что Россия осудила красный, кровавый террор не на словах, а на деле». По его словам, цель реабилитации – «восстановить честное имя императора, которого обвиняли в насилии по отношению к русскому народу».

Еще ранее адвокат Лукьянов объяснял иск о реабилитации следующим образом: «Великая княгиня Мария Владимировна полагает, что реабилитация царственных мучеников необходима, прежде всего, для того, чтобы на смену бесконечной гражданской войне в Россию пришел наконец гражданский мир, чтобы никогда больше в нашей стране не было предпосылок для возникновения тоталитаризма, кровавых диктатур».

Спору нет: очищение светлого имени Императора, осуждение нелепой и незаслуженной Им клички «Кровавый» было бы крайне нужным и достойным делом. Но разве произошедшая реабилитация способна на это? Ведь смысл акции, подчеркнутый адвокатом Императорского Дома, – «осудить кровавый террор», не допустить «тоталитаризм»! Однако террор в русской истории начался не в 1918 г., а, как минимум, в 1881 г., но можно в этой связи вспомнить и убийство Павла I, и Петра III и – дальше, вплоть до святых князей Бориса и Глеба. Почему бы и их не реабилитировать? – как справедливо задается вопросом главный редактор АПН Константин Крылов.

Совершенно очевидно, что Царь и Его Семья нуждаются в реабилитации вовсе не как «жертвы террора», но как сакральные фигуры Русского Мира, о которых сказано в Писании «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104: 15). Координатор движения «Народный Собор» Владимир Хомяков замечает совершенно резонно: «Состоялось совершенно спланированное убийство. Причем, согласно новейшим исследованиям, в нем присутствуют все признаки ритуального убийства… Таким образом, есть все основания полагать, что в данном случае мы имеем дело со спланированным политическим убийством, реабилитировать жертв которого незачем и не за что – это само собой разумеется. Зато актуальным является возбуждение уголовного дела против тех, кто осуществил это убийство, – пусть это и будет посмертное осуждение».

Но этого-то как раз и не происходит! И глава Императорского Дома почему-то вовсе этого не добивается. Принц Георгий Михайлович Романов, названный той же «Комсомолкой»: «Великий князь, наследник царского престола» (видимо, иронически, поскольку ниже журналист откровенно ерничает, говоря о «справке на царя-батюшку»), отвечая на вопрос о возможности восстановления монархии, говорит буквально следующее: «Мы являемся гражданами современной России. Мы, естественно, верим в наши идеалы, продолжаем их придерживаться и считаем монархию наилучшей формой правления. Но решение об этом может принять только наш народ. Сейчас рано об этом говорить…»

Итак, во-первых, «Великий князь» согласен быть «гражданином», монархия, во-вторых, для него «идеал» и «наилучшая» (по Аристотелю), а не единственная законная форма правления и, наконец, решение о монархии отдано народу. То есть, нынешние Романовы стоят на тех же позициях, что и последние – В. кн. Михаил Александрович, отрекшийся в пользу «учредиловки», и Кирилл Владимирович, дедушка нынешней главы императорского Дома, признавший Февральскую революцию.

alt

Икона новомучеников и исповедников российских

Ранее адвокат Дома Романовых Герман Лукьянов высказывался еще более откровенно: «Только очень недалекий или предвзятый человек будет утверждать, что реабилитация Николая II и его близких может означать реставрацию монархии, самодержавного строя. На самом деле речь идет лишь о восстановлении элементарной исторической справедливости по отношению к жертвам бессмысленного и жестокого русского бунта – трагедии, стоившей жизни миллионам наших сограждан, первыми из которых стали члены царской семьи, убитые в ночь на 18 июля 1918 г. в Екатеринбурге. Думаю, восстановление исторической справедливости в деле последнего императора станет еще одним шагом на пути к духовному выздоровлению нашей нации».

Итак, истинные монархисты называются адвокатом Российского Императорского Дома (sic!) людьми «очень недалекими», и вместо реального и законного восстановления самодержавия нам опять подсовывают какую-то абстрактную «духовность» – «духовку», по выражению одного ныне полузабытого писателя конца ХХ века.

С жестким комментарием в связи со всем этим выступил историк права, убежденный монархист Владимир Карпец: «Судебная «реабилитация» в данном случае уравнивает Царскую Семью с рядовыми гражданами республиканских государств и закрепляет за ней кощунственное февральское именование их «гражданами Романовыми». Тем самым современное государство закрепляет за собой статус наследников Февраля, в чем его активно поддерживают некоторые круги Московской патриархии, официально осудившие коммунизм, но при этом не осудившие Февраль... Уравнивание Царя и Его Семьи с реабилитированными Зиновьевым, Каменевым, Бухариным и другими, по сути, является оскорблением величества».

Другие консерваторы, наоборот, в целом согласны с тем, что акция является политической и приветствуют такую политику, в которой им видится пробуждение монархизма: «Судебная власть в данном случае выполнила установку власти верховной. Это очень хороший сигнал не только монархистам и сторонникам традиционных ценностей, но всем гражданам России, который желают видеть свою страну суверенной, – утверждает Виталий Аверьянов. – Официальная реабилитация Царской семьи, признание репрессий против нее необоснованными – это акт, который предоставляет возможность начать процесс восстановления прочной правопреемственности по отношению к исторической России».

С Аверьяновым парадоксальным образом соглашается оранжевый депутат Верховной рады Украины Тарас Стецкив из пропрезидентской фракции «Наша Украина – Народная самооборона». Он полагает, что Романовы не будут претендовать на дворцы в Крыму, но новая Российская империя будет претендовать на всю Украину: «Путин формирует новую российскую идентичность. Реабилитация Романовых – это ее элемент. Суть этой идентичности будет состоять в том, что Россия – это наследница Российской империи. Россия не будет претендовать на замки в Крыму, она будет претендовать на всю Украину».

Как видно, даже украинские «оранжевые» смотрят гораздо дальше, чем представители Дома Романовых! Но если задуманная и реализованная РИДом реабилитация поведет российскую политику в направлении, о котором говорят Аверьянов и Стецкив, то этому, конечно, можно только порадоваться. Однако, пока факты говорят о прямо обратном. Чего стоят, как всегда, заголовки: «Его реабилитированное величество» и «Николай Кровавый – жертва кровавого режима». Последнее – просто кощунство, но, тем не менее, тут верно схвачена проблема. И едва ли так уж неправы историки, пишущие на сайте КПРФ: «Чем больше те или иные политические силы кричат о «злодеяниях большевиков» в связи 90-летием расстрела семьи последнего российского императора, тем отчетливее понятно, что речь идет о совсем другом… Попытка перехода на новые, дореволюционные основания для обоснования легитимности нынешней Российской Федерации – это акт государственного самоубийства, отсечения последних живых исторических корней, удерживающих сегодняшнюю Российскую Федерацию на ногах, как в международном, так и внутриполитическом плане».

Итак, необходимо не новое осуждение «кровавого режима», но юридическое обоснование сакральности Царской власти. А до такой постановки вопроса, похоже, еще очень далеко. Ведь для тех, кто истинно виновен в смерти Царственных Мучеников, и Царь, и большевики, и вообще все святое для русского народа по-прежнему является предметом глумления. Случайно ли, что непосредственно в день реабилитации в театре «Геликон-опера» шел печально знаменитый балет «Распутин», против которого в свое время активно выступала православная общественность. Ее уж ныне нет как нет, а балет идет себе, и его с удовольствием посещает, как пишут, даже Эльдар Рязанов – вечный, как Иосиф Кобзон. В рецензиях на это действо, уверенно занявших место на полосах «Коммерсанта», «Известий» и других газет с миллионными тиражами, подробно и с соответствующими фото описываются эти акты глумления. Вот что пишет журналист и одновременно заместитель председателя правления общественного фонда «Гласность» с говорящей фамилией Ойвин: «Особо надлежит сказать о сценографии действа. Основа декорации – увеличенная до размеров сцены упаковка из папье-маше – в такой таре нынче перевозят куриные яйца. Ну а на сцене в гигантских ячейках – увеличенные муляжи половинок яиц Фаберже, в которые периодически прячутся персонажи спектакля – и участники хлыстовского радения, и персонажи последующей оргии, и великосветские «наложницы» Распутина, и он сам, и лица из персонажей кабаре… Совершенно уморителен финал оперы – когда близ самого задника, из очередного открывшегося яйца Фаберже, выскакивает, как deus ex machine, крошечный Ленин при огненно-рыжей эспаньолке, наряженный в красный костюм, подсвеченный красными прожекторами, с кепкой в сжатом кулачке и начинает выкрикивать самые что ни на есть подлинные фрагменты из собственных сочинений».

Неправда ли, в самом деле, «уморительно»? И кто-то после такого откровенного глумления над всей русской историей, русской трагедией, русской жертвой – станет еще утверждать, что святые Царственные мученики в Росийской Федерации реабилитированы? Если реабилитация – это начало серьезного государственного расследования катастрофы 1917 г., если, действительно, как считает философ Виталий Аверьянов, теперь, после реабилитации, «порочный круг сговора «февралистов» и «октябристов» разорван», это можно только приветствовать. Если же это попытка поставить точку и «закрыть тему», то она принесет только вред. Потому что на главные русские вопросы – кто виноват и что делать – ответов все еще нет. А значит, гражданская война и смута в умах все еще продолжаются.

Архив журнала
№2, 2010№1, 2010№5-6, 2009№3-4, 2009№1-2, 2009№13, 2008№12, 2008№11, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№34, 2007№33, 2007№31, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба