Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политический журнал » №1, 2008

Социальный заказ Путина

Госдума пятого созыва начала свою работу. Теперь можно поближе рассмотреть этот новый политический продукт с точки зрения конкурентоспособности (субъект в системе разделения властей), развития демократии (возможны ли здесь политические дискуссии) и общественной значимости (чьи интересы представляет). Тогда можно будет ответить на вопрос – сможет ли Дума стать «социальной»?

На днях президент Путин объявил об уточнении своего плана: страна должна двигаться в новом векторе развития внутренней политики – пора не на словах, а на деле формировать современную социальную среду. Что послужило этому причиной – начало кампании по выборам президента или инстинкт самосохранения власти, неважно. Изрядная доля риторики и популизма (чем в последнее время активно занимается Путин) не должна слишком сильно помешать повороту государства к социальной сфере.

Конечно, этот поворот нужно было сделать еще вчера, а сегодня придется, плюс ко всему, не только разгр завалы, но и пытаться исправлять многочисленные ошибки, но лучше поздно, чем никогда. То есть лучше малофинансируемые нацпроекты по-медведевски, чем их полное отсутствие. К тому же, как заметил президент, выступая перед сенаторами, 10% средств, выделяемых на нацпроекты, работают гораздо эффективнее, чем 90% финансирования отрасли (это при том, что Генпрокуратура выявила тысячи нарушений в реализации нацпроектов).

«Этих 90% почти не видно, а 10% дают реальный практический результат», – подчеркнул Путин. Если речь в данном случае не шла только о пиаре Медведева, то вывод из сказанного можно сделать только один: ответственные за «социалку» и сельское хозяйство министерства, как минимум, нуждаются в постоянном контроле со стороны Счетной палаты и Генпрокуратуры. Тем более что Путин предложил превратить нацпроекты в полноценные госпрограммы.

Говоря о новой политике социального развития, президент сообщил, что ответственность за ее воплощение ляжет не только на федеральное правительство, но и на регионы, и на бизнес. Что касается власти законодательной, то от нее Путин ждет максимальной разумности (в первую очередь от Совета Федерации). Парламент, по его словам, не должен принимать законы, не обеспеченные ресурсами и разорительные для бюджета. Впрочем, поскольку львиная доля законопроектов в Думу идет из правительства, а правительством намерен руководить сам Путин, задача для депутатов облегчается. Они и раньше не особо вникали в суть документов, приходящих из Белого дома, а теперь можно и вовсе голосовать автоматически.

Меж двух огней

Конфигурация нынешней Думы с ее абсолютным парламентским большинством «единороссов» и минимальным вкраплением представителей трех других партий – это плод усилий хорошо продуманного политического моделирования с дальним прицелом. Когда по всей стране шла бесцеремонная, невиданная по масштабам применения пропаганды и административного ресурса выборная кампания, многие не могли взять в толк, зачем власти так «подставляться», если «Единая Россия» и так вне конкуренции.

На самом деле всеобщая мобилизация нужна была не столько партии власти, сколько самому Путину. После выборов он не раз подчеркивал особую легитимность нового парламента: «Если прежний состав опирался на 70% избирателей, то пятый созыв будет опираться на 90% (...). Это один из самых высоких показателей в Европе – такая широкая база поддержки представленным в парламенте партиям».

Разумеется, этот рекордный показатель легитимности в первую очередь относится не к парламенту, а именно к президенту, вставшему на время выборов во главе партии. Он был необходим для утверждения легитимности перехода Путина на новую роль – главы правительства. В демократических странах так, собственно, и происходит: лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром и формирует кабинет.

С правовой точки зрения все было сделано практически безупречно, поэтому резкая критика со стороны Запада (известный американский политолог Николай Злобин, например, назвал возможный переход Путина в премьеры «конституционным мошенничеством» и «дешевым политическим шулерством») выглядит не совсем обоснованной. «Не совсем» – потому что некая доля подлога, здесь, конечно, существует.

Подлог, в частности, видится в том, что Путин, перемещаясь из одного кресла в другое, может и не расстаться с абсолютной, по сути, властью. Что бы он ни говорил сегодня о том, что готов, как премьер, полностью сосредоточиться на решении социально-экономических задач, не вмешиваясь в деятельность нового президента, никто не верит даже в формальную подчиненность Путина Медведеву. Все твердят об «ученике и учителе», о «замечательном тандеме», не думая о реальной опасности двоевластия.

Но, судя по всему, Путина уже мало волнует формальное устройство системы власти и ее институтов. И совсем не волнуют мнения западных критиков, обвиняющих его в политическом манипулировании и властолюбии. Он просто верует в то, что должен выполнить особую миссию, и поэтому определил лично для себя место председателя правительства с широкими политическими полномочиями. Теперь власть заботит только одно: чтобы легитимность Медведева (процент голосов избирателей, полученных в результате голосования на президентских выборах) была достаточно высокой. Преемника уже называют «социальным президентом», правительство в этом контексте тоже можно назвать «социально ориентированным», а Думу – «социально озабоченной».

alt

От законодательной власти Путин ждет максимальной разумности

Между тем в самой Думе поддержка Медведева далеко не очевидна, в отличие от поддержи Путина. И если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения разделения властей, то картина вырисовывается любопытная: если Путин станет премьером, зависимость парламента от правительства будет беспрецедентной. То есть если раньше Дума была «отделом администрации президента» (имеется в виду ее полная подконтрольность Кремлю), то теперь она станет просто министерством. Подразделением исполнительной власти, где штампуют законы, подготовленные правительством же. Получится такой замкнутый производственно-бюрократический цикл, в котором исполнительная и законодательная ветвь власти составят единое целое.

Однако формула «власть там, где Путин», на которой держится вся наша политическая система, выглядит фундаментально только сегодня. Завтра она может оказаться миной замедленного действия. В «переподчинении» парламента теоретически заложен вариант интриги. Не исключено, что в скором времени часть депутатского корпуса, исходя из своих политических интересов или следуя элементарной логике, станет ориентироваться не на премьера Путина, а на президента Медведева. Разделение на «путинцев» и «медведевцев» может быть даже полезным для Думы, но неизвестно, насколько прочным при таком испытании окажется предполагаемый тандем «учителя и ученика».

Парадный портрет

В цифрах новая нижняя палата парламента выглядит так: 315 депутатов представляют партию «Единая Россия», 57 – КПРФ, 40 – ЛДПР и 38 – «Справедливую Россию». Больше половины думцев старше 50 лет, 67 человек старше 60, 11 – моложе 30. Подавляющее большинство – 86% – мужчины; женщин –14%, то есть 62 человека. Самая «мужская» фракция – КПРФ (4 женщины из 57 депутатов), самая «женская» – «СР» (11 женщин из 38 депутатов). Высшее образование имеют 440 парламентариев, у 10 человек – среднее специальное. В органах государственной власти работали 309 депутатов, в том числе 3 человека – в Совете Федерации, 40 депутатов – генералы и офицеры различных силовых структур. В Думе около 70 топ-менеджеров, представляющих строительную, металлургическую, нефтегазовую, химическую, торговую, транспортную отрасли. Наконец (это, видимо, «дыхание» Сочи-2014) в парламенте оказалось более 20 спортсменов, пять из них – олимпийские чемпионы.

В Думе уже зарегистрированы четыре фракции – по числу партий, но, возможно, их будет больше. Депутат Виктор Водолацкий, атаман Всевеликого Войска Донского, заявил, что создаст в парламенте неформальную и межпартийную «казачью фракцию», ведь 57 депутатов приписаны к различным казачьим обществам Дона, Кубани, Терека и Забайкалья. По его словам, эта фракция поможет укрепить российскую государственность и защитить интересы казачества.

«Единороссы» в новом политическом сезоне проявили удивительную щедрость, отдав 6 думских комитетов (по два на каждую партию) из 32 своим соперникам. Коммунисты Юрий Маслюков и Валентин Купцов возглавили соответственно комитет по промышленности и комитет по делам национальностей. Главой комитета по науке стал «эсер» Виталий Черешнев, а его коллега по партии Елена Мизулина взяла на себя руководство комитетом по делам женщин, семьи и детей. Алексей Островский (ЛДПР) стал председателем комитета по связям с СНГ, другой представитель партии Жириновского – Павел Тараканов, помощник президента Чечни, возглавил комитет по делам молодежи.

Символический акт политического благоразумия был неожиданно продемонстрирован партией власти и на пленарном заседании, где формировали повестку дня Думы. «Единороссы» по привычке хотели завалить законопроект «эсеров» о строительных сберегательных кассах. Но депутат Дмитриева потребовала проверить заключение профильного комитета. Выяснилось: никаких возражений не было, к тому же Путин и Медведев уже публично поддержали эту идею. В результате спикер Грызлов предложил своим товарищам включить проект в повестку дня.

Еще большее сопротивление парламентского большинства пришлось на законопроект «эсеров», предоставляющий малому бизнесу приоритетное право на выкуп арендованных помещений. «Единороссы» протестовали, забыв даже о том, что перед выборами сами же голосовали за этот документ. Мироновцам опять помог Грызлов. Возможно, в этот день у спикера было просто хорошее настроение, но не исключено, что Грызлову порекомендовали в Кремле лояльнее относиться к разумным предложениям от «Справедливой России».

Вообще в весеннюю сессию до 13 июля депутатам предстоит рассмотреть 650 законопроектов, 37 из которых – приоритетные (при таких масштабах законотворчества Дума действительно превращается в «штамповочный цех»). По словам премьера Зубкова, это в основном документы о пенсионной реформе и добровольном финансировании пенсий (закон должен действовать уже в 2008 г.), о повышении в полтора раза зарплат бюджетникам, о предоставлении земельных участков для строительства новых объектов и налоговые поправки. Шесть законопроектов касаются государственного и конституционного строительства, восемь – бюджета, еще восемь – обороны и безопасности.

У депутатов, между тем, свои приоритеты. Например, Мельников (КПРФ) пытается внести в повестку дня разработку законов о противодействии коррупции и о введении прогрессивного налога на сверхдоходы. Жириновский, который записался в думский аграрный комитет, возмущен тем, что никому нет дела до сельского хозяйства. Он грозится в мае отправить в отставку министра Гордеева, который, видимо, не сможет выполнить обещания Медведева сделать Россию великой аграрной державой. Гудков предложил ввести для депутатов тест на юридическую грамотность и сдать тест на IQ. По его мнению, это поможет сделать из думцев профессионалов. Но Думе приказано быть «социальной». Все остальное – потом.

Ярмарка тщеславия

Благодаря тому, что партийные «паровозы» – министры, губернаторы, их первые замы, главы региональных правительств, мэры городов, спикеры заксобраний – не пошли в депутаты, думский корпус серьезно обновился. Лидером такого «обновления», разумеется, стала «Единая Россия», где 114 человек отказались от своих мандатов. У «Справедливой России» 7 отказников. На места заметных персон пришли люди неизвестные, но, видимо, кому-то очень нужные. Как заметил обозреватель РИА-Новости Дмитрий Шушарин, «фактически депутатский корпус обновляется не в ходе ритуальных выборов, а в результате предварительного отбора, проведенного, если разобраться, неким политическим анонимом». В результате новая Госдума «состоит из безликих исполнителей воли высшей олигархии, сформированной по земляческому и ведомственному принципу».

Разобраться в земляческих и ведомственных связях депутатского корпуса попытались эксперты Института национальной стратегии, подготовившие доклад «Олигархия и государство». Они отмечают, что накануне выборов по личному указанию Путина многие представители крупного бизнеса были исключены из партийных списков «Единой России». Это, в частности, Сулейман Керимов, Сергей Богданчиков, Владимир Крупчак, Саид-Салам Гуцериев, Андрей Самохин и другие капиталисты-«единороссы». Но новая Дума не стала от этого менее «олигархичной» и лоббистской, чем предыдущая.

Больше всего бизнесменов провели в парламент партии «Единая Россия» и ЛДПР. В результате, как пишут эксперты ИНС, крупный капитал, имеющий свои политические интересы на федеральном уровне, представлен в Думе «обильно и выпукло». Здесь и сами представители бизнеса, и агенты влияния корпораций. Вывод делается такой: влияние олигархии на власть будет по-прежнему весьма значительным, а по некоторым вопросам – решающим.

Биографии депутатов, подробно изложенные в докладе, действительно говорят о прямых деловых, семейных и дружеских связях некоторых партийных избранников: известный сочинский «авторитет», недавно сменивший свою фамилию; известный питерский «авторитет»; бывшая жена нынешнего кремлевского чиновника; друг еще одного кремлевского чиновника, продюсировавший когда-то его поэтическо-музыкальный проект; друг губернатора; креатура известного миллиардера... Этот список можно продолжать долго.

Узнать партийных избранников поближе помогают и официально представленные в ЦИК сведения об их имуществе на праве собственности и данные об источниках доходов. Первое, что можно сказать после изучения этого любопытного документа: депутаты – люди отнюдь не бедные. Многие из них богаты, некоторые – очень богаты. Изрядное количество новых думцев (независимо от их партийной принадлежности) – «латифундисты», то есть имеют в собственности не один-два, а часто десять и более солидных земельных участков. Чаще всего – в Московской области и Краснодарском крае.

alt

Что депутаты– миллиардеры, спрятавшиеся в своих особняках на Рублевке, понимают в нуждах народа?

Кроме того, они являются собственниками нескольких домов, нескольких квартир и нескольких иномарок, а также гаражей и нежилых помещений. Самые популярные машины – «Мерседес-Бенц», «Лексус», БМВ и «Ауди» 2006–2007 гг. выпуска. Часто встречаются «Мицубиси», «Порше-Кайен», «Ягуар», реже «Мини-купер» и «Майбах». Возможно, что таким образом депутаты пытаются сохранить и приумножить свои накопления, но иногда кажется, что они просто коллекционируют движимое и недвижимое имущество. Госдума похожа на ярмарку тщеславия.

Вот, например, депутаты от «Справедливой России». Василий Урбан: 21 земельный участок в Московской области, квартира и дом в Московской области, квартира в Москве, 13 иномарок плюс снегоходы, мотосани и прочая «мелочь». Александр Терентьев: два жилых дома плюс квартира в Москве (300 кв. м.) и четыре иномарки. Эльмира Глубоковская: 2 участка и дом в Московской области (394,5 кв. м.), 4 квартиры в Питере, в Приморском крае и 2 в Москве, 3 иномарки. Леонид Левин: 8 участков в Московской области и Краснодарском крае, дом в Московской области (542 кв. м.), квартира в Москве (236,9 кв. м.), иномарка. Виктор Тюхин: 7 земельных участков в Саратовской области, 3 жилых дома, 4 иномарки. Александр Ляшенко: 2 участка в Московской области, 2 – в Саратовской, дом в Саратовской области, дом – в Московской, 2 квартиры в Москве, 4 иномарки. Вадим Харлов: 4 земельных участка и дом в Ульяновской области, 7 иномарок, 2 мотоцикла «Харлей Дэвидсон», катер, гидроцикл. Сергей Вершинин: 46 земельных участков в Нижегородской области и дом там же плюс 4 иномарки. На этом фоне забавно смотрится Александр Бабаков, который, видимо, переписал все свое имущество на родственников, и в результате нет у него ни участка, ни дома, ни дачи, ни квартиры, ни автомобиля. Ничего нет, кроме депутатского мандата!

В ЛДПР картина та же. Игорь Лебедев: 2 участка и 2 дома в Московской области, 4 больших квартиры в Москве, 3 иномарки. Владимир Брюханов: 2 земельных участка, 3 дома и 50 квартир в разных областях России. Дамир Шадаев: 6 больших участков в Ленинградской области, 3 дома и квартира в Питере, 3 иномарки, три мотоцикла, 2 катера, 2 гаража, конюшня, овчарня, спортзал и пр. Михаил Мусатов: 3 участка в Московской области, 1 – в Краснодарском крае, 2 дома и 2 квартиры в Московской области, 2 – в Краснодарском крае, 10 иномарок.

Про «Единую Россию» и говорить нечего. Асанбуба Нюдюрбегов: 6 участков и 4 больших дома в Калининградской области, большое нежилое помещение там же, мотоцикл и 4 автомобиля БМВ. Сергей Шишкарев: участок и дом в Московской области (560 кв. м), 2 квартиры в Краснодарском крае, 4 иномарки, мотоцикл «Ямаха», квадроцикл, катер. Григорий Аникеев: 10 земельных участков и 5 домов во Владимирской области, 6 квартир (4 – в области, 2 – в Москве), гаражи, нежилые помещения, 4 иномарки. Отари Аршба: 4 участка и 3 дома в Московской области, 2 участка и дом в Грузии, квартира в Москве, 2 гаража, 6 иномарок. Олег Еремеев: 4 участка и дом в Московской области, две квартиры в Москве, 1 – в области, 6 иномарок и мотоцикл «Ямаха». Александр Шишкин: 2 дорогих иномарки и вертолет. Этот список «единороссов»-собственников слишком велик, чтобы его продолжать. Впрочем, многие из них оказались такими же хитрыми, как Бабаков.

Коммунисты от своих богатых коллег по парламенту отличаются не только малым количеством земельных участков и квартир, но и, по депутатским меркам, их скромным метражом. У них чаще встречаются отечественные автомобили и старые иномарки. Хотя Сергей Собко, например, владеет 7 земельными участками и 2 большими домами в Московской области, 2 квартирами в Москве, 2 дорогими иномарками. Сергей Муравленко – обладатель «Порше» и «Майбаха», Евгений Бражников – владелец двух автомобилей БМВ, «Мини-купера» и мотоцикла БМВ, пенсионер Виктор Видьманов имеет в своем гараже «Мерседес-Бенц», «Мицубиси-Диамант» и «Мицубиси-Галант».

Нельзя не отметить одну очень важную деталь: наиболее состоятельными выглядят отнюдь не бизнесмены средней руки, не заслуженные спортсмены, а бывшие депутаты Госдумы, депутаты местных заксобраний и люди, поработавшие в органах исполнительной власти. У них самые большие квартиры и дома (не говоря уже об их количестве), самые «навороченные» машины, мотоциклы и прочие средства передвижения, самые лакомые куски земли. То есть быть во власти – дело не только почетное, но и очень прибыльное.

Ни на что не намекаю, но как-то не слишком верится, что деньги на землю и дома в Подмосковье и Сочи, на огромные квартиры в Москве и шикарные иномарки были получены ими из госбюджета. Если это действительно так, то мы с вами явно переплачиваем народным избранникам и чиновникам за их услуги. А на пенсии и зарплаты бюджетникам денег у государства почему-то всегда не хватает. И любая прибавка в 100 рублей к детским пособиям «вызывает инфляцию». Такая вот получается борьба с бедностью.

Огромная пропасть между нынешней властью и народом лучше всего просматривается именно на примере новой Госдумы. И в доходах, и в интересах. Сможет ли такой парламент быть социально направленным – большой вопрос. Не исключено, что рано или поздно у обалдевших от шальных денег коллекционеров «Майбахов», «Мазератти» и «Мини-куперов» однажды случится синдром Марии Антуанетты. Она как-то сказала о своих голодных подданных: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». Что случилось с французской королевой, помнят все.

  • gfr5

  • 27 октября 2008
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
Архив журнала
№2, 2010№1, 2010№5-6, 2009№3-4, 2009№1-2, 2009№13, 2008№12, 2008№11, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№34, 2007№33, 2007№31, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба