Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политический журнал » №1, 2008

Эдуард ГЕВОРКЯН. Запущенный космос

Несколько лет тому назад правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная космическая программа РФ (ФКП) на 2006–2015 гг. Сразу же после ее принятия некоторые аналитики объявили ее недостаточно амбициозной. На это были основания. В программе речь не шла о таких, например, проектах, как экспедиция на Марс, создание орбитальных поселений или лунной базы. Но ФКП зафиксировала весьма важный аспект российской космонавтики – период выживания завершился, и начинается этап развития. Что немедленно привело к довольно-таки жесткой конкуренции проектов – одни из них вполне реалистичны, другие, на первый взгляд, словно заимствованы из фантастических романов. Разумеется, если сравнить бюджеты, выделенные на планы и проекты США, Китая и даже Индии, с российскими, то и сейчас, в относительно денежные времена, наша программа может показатьcя весьма скромной. Но не так давно она вообще была в одном шаге от коллапса.

Глава Российского космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов в интервью, размещенном на сайте Федерального космического агентства, сообщил, что в 2007 г. на реализацию Федеральной космической программы России выделено 24,4 млрд руб., а на подготовку, постройку и вывод на орбиту навигационных спутников ГЛОНАСС – 9,88 млрд руб. Суммы, на первый взгляд, не впечатляющие. Космический бюджет 2008 г. миллиардов на десять больше. Россия уступает по финансированию своих космических проектов США, Европейскому космическому агентству, Японии и Китаю. Но если учесть, что, например, в Ракетно-космической корпорации «Энергия» не так давно средняя зарплата составляла 400 долл. в месяц, то наблюдается очевидное изменение ситуации в лучшую для российской космонавтики сторону.

Что касается амбициозных проектов на обозримое будущее, то их вектор направлен скорее всего на формирование общественного мнения, нерезистентного к финансированию космической программы за счет налогоплательщиков. Здесь следует отметить, что частный сектор, активно задействованный в прикладных областях космонавтики (например, в сфере телекоммуникаций, навигации и др.), в последние годы проявляет осторожный интерес и к более масштабным проектам.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система» Россия собирается к концу 2009-го – началу 2010 г. иметь орбитальную группировку системы ГЛОНАСС в составе 24 космических аппаратов. Причем приблизительно тогда начнутся летные испытания спутников следующего поколения «ГЛОНАСС-К» и «ГЛОНАСС-М». Система ГЛОНАСС, как известно, предназначена для определения местоположения и скорости перемещения любых объектов. Имеет как гражданское, так и военное назначение. В настоящее время монополистом в этом сегменте космического бизнеса является американская навигационная система GPS. По мнению некоторых экспертов, объем доходов мирового рынка глобальной навигации приближается к 20 млрд евро в год. Предполагается, что конкурентные преимущества ГЛОНАСС позволят не только быстро компенсировать бюджетные траты, но и выйти на реальную прибыль в кратчайшие сроки. В этой связи характерен интерес Казахстана, одного из лидеров по темпам экономического роста среди стран СНГ, к этой программе. Во время прошлогоднего майского визита Владимира Путина в Казахстан руководители этой страны официально заявили о своем намерении присоединиться к программе.

Не исключено, что к инвестициям в ГЛОНАСС будут допущены в том числе и компании, в которых государство не обладает контрольным пакетом акций. А пока недавний вывод на орбиту еще трех аппаратов позволит в ближайшее время использовать эту навигационную систему наравне с американской. Правда, на подходе европейская и китайская навигационные системы, но когда речь идет о военной компоненте, то не до жиру.

Отдельная тема – проект «Клипер». Предполагалось, что шестиместный многоразовый корабль будет создан в РКК «Энергия» на базе испытанного десятилетиями корабля «Союз» и в итоге вытеснит его с позиций пилотируемой космонавтики. Следует отметить, что «Клипер» не является «наследником» «Бурана» или Space Shuttle, намечалось принципиально иное решение комплексного типа: многоразовым фрагментом 15-тонного корабля должна была стать шестиместная кабина, тогда как отделяемый агрегатный отсек сгорает в атмосфере. То есть будут сочетаться лучшие качества «Союза» и многоразовых кораблей, а именно – технологическая преемственность, высокая надежность и универсальность использования в различных программах. Несмотря на то что размеры «Клипера» и его грузоподъемность уступают американским многоразовым кораблям, экономические показатели затрат на единицу выводимого на орбиту груза могли сделать его серьезным конкурентом «шаттлам».

alt

Презентованный макет «Клипера» у инвесторов энтузиазма не вызвал

Европейское космическое агентство (ESA) поначалу проявило большой интерес к проекту «Клипер». Предполагалась его поддержка, что позволило бы не позднее 2011 г. использовать российский многоразовый корабль для доставки людей и грузов на Международную космическую станцию. Более того, в обозримой перспективе намечалось использование «Клипера» в качестве основного транспортного-грузового средства для создания лунной базы, а затем и в марсианской программе. Но ESA отложило принятие решения по вопросу о поддержке проекта до 2008 г. К этому времени, как заявил в одном из своих интервью руководитель РКК «Энергия» Николай Севастьянов, инвесторам будет представлено экономическое обоснование. Кроме того, Севастьянов рассчитывал на поддержку государства, хотя ранее работы над проектом были приостановлены по решению Роскосмоса из-за недостатка финансирования. Впрочем, может, оно и к лучшему – даже макет кургузого «Клипера» не вызывал особого энтузиазма с первого же взгляда.

А что у нас в сфере международного сотрудничества? Очевиден повышенный интерес со стороны Пекина и Дели к российским проектам. В этом смысле участие России в китайском проекте по запуску автоматического зонда к Луне с высадкой лунохода носит в большей мере знаковый характер. Со своей стороны, Китай проявил интерес к ранее замороженной российской программе «Фобос-грунт». Что касается Индии, то о серьезности сотрудничества говорит такая деталь: до конца 2008 г. Индийское космическое агентство в рамках своей программы международного сотрудничества запустит на коммерческой основе два российских спутника для орбитальной группировки навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Кроме того, Индия активно приглашает Россию принять участие в своей амбициозной лунной программе. Время от времени звучат многообещающие заявления наших руководителей о совместных проектах (на индийские деньги, разумеется).

Что касается лунной программы, то в последние годы у неподготовленной аудитории могло возникнуть впечатление о скорой и неизбежной массовой высадке на Луну с целью промышленной добычи и доставки на Землю гелия-3. Речь идет об изотопе, который, как уверяли в публикациях и заявлениях некоторые ученые и лица, имеющие отношение к реализации космических программ, может служить источником термоядерной энергии. Причем теоретически источником более перспективным, чем изотопы водорода дейтерий и тритий. Здравый смысл заставляет судить о таких заявлениях, причем не только в российских, но и в западных средствах массовой информации, как о своеобразной PR-акции, цель которой – заставить свои правительства уделять большее внимание перспективным разработкам. В таких акциях, кстати, имеет место своего рода разделение труда: одни пугают «кнутом» – неминуемой гибелью человечества от астероида, другие манят «пряником» – решением всех энергетических проблем. Но несмотря на обещания энергетического рая, в ближайшие десятилетия дешевое и экологически чистое «лунное электричество» так и останется в планах. К тому же проекты реакторов на гелии-3 находятся в эмбриональной стадии, а технические и экономические проблемы, связанные с доставкой оборудования для разработки лунного грунта, извлечения изотопа гелия и транспортировки его на Землю, сейчас выходят за границы реальности. Другое дело, со временем этот проект станет актуальным, и у кого в запасе будет больше наработок, у того и окажутся все козыри на руках. Так что в ближайшие годы возможны самые удивительные альянсы с долгоиграющими последствиями как для предотвращения астероидной угрозы, так и для освоения Луны. Ну и, разумеется, открывается широкий простор для авантюр. Кто помешает, например, американцам вывести на околоземные орбиты разгонные блоки с термоядерными боеголовками как бы для удара по астероидам? Международные договоры? Это даже не смешно…

Впрочем, даже с очередной лунной гонкой вообще-то происходят странные вещи. Так, в начале мая прошлого года представители NASA опровергли слухи о том, что Россия якобы предложила совместно разрабатывать проект освоения Луны. Речь шла о том, что официальных предложений от России не поступало. В свою очередь, как сообщили информационные агентства, Анатолий Перминов заявил о готовности сотрудничества с NASA по линии пилотируемых полетов, но американцы приняли решение о самостоятельной реализации лунной программы. Но насколько США готовы играть в одиночку в ситуации, когда исчезли политические и идеологические стимулы гонки, уместные в 60-е? И какова цена вопроса? Возможно, за такими заявлениями скрывается тонкая игра на выбивание ресурсов из собственных правительств. Но в итоге могут выиграть только китайцы со своими неограниченными ресурсами и непомерными амбициями. А для такого идеократического общества, каким является современный Китай, символические победы и достижения оправдывают любые средства.

alt

Существование МКС фактически утратило смысл

Аналогичная картина складывается и с марсианской программой. Несмотря на впечатляющие достижения марсоходов и орбитальных аппаратов, медленное и острожное исследование Красной планеты вряд ли в ближайшие годы удивит нас агрессивным рывком – пилотируемой экспедицией с высадкой на поверхность. Впрочем, тот, кто первым ступит на Марс, обретет такие дивиденды в геополитической игре, что любые затраты окупятся сторицей. Так что здесь не исключены сюрпризы.

А пока основные инвестиции идут во весьма прибыльные бизнес-направления, таким как телекоммуникационные орбитальные средства, навигационные системы и системы мониторинга, часть средств идет на запуск зондов к дальним планетам, к астероидам и т.п. В этом направлении у России есть что предложить. Идет обновление метеорологических спутников «Метеор», картографической системы «Ресурс», систем мониторинга и других орбитальных аппаратов. Научно-производственное объединение им. Лавочкина недавно испытало геостационарный гидрометеорологический космический комплекс «Электро-Л» – аппарат нового поколения.

В перспективе намечается создание пилотируемой орбитальной платформы, которая заменит МКС (срок работы последней истекает в 2020 г.). Эта платформа станет своего рода космической верфью и ой базой для продвижения на Луну и на Марс. Проект выходит за временные рамки Федеральной космической программы. Но следует учесть, что к 2014 г. российский сегмент МКС из восьми модулей будет завершен, а при наблюдаемой потере интереса к МКС со стороны такого крупного игрока, как США, могут открыться дополнительные возможности для частного сектора при соответствующем правовом обеспечении.

Возможно, кто-то готовится к неожиданному прыжку на рекордную высоту. Учитывая тенденцию все большего внимания государства к научно-практическим проектам, в том числе и в космонавтике, не исключено, что и Россия имеет шанс поставить еще один рекорд. Если, разумеется, соревноваться не в команде, а поодиночке. Возникает ощущение, что стремление российской космонавтики к международной кооперации – своего рода дань традиции, хороший тон да попросту инерция… Финансовые ресурсы сейчас позволяют реализовать достаточно амбиционные проекты и без привлечения внешних инвесторов. Но пока еще интеграционные процессы представляют определенный интерес для руководства страны, российская космонавтика, как представляется, будет вполне открыта для предложений.

Не так давно академик Борис Черток, один из «отцов» нашей космонавтики, сказал в одном из интервью о том, что России необходим мощный холдинг для решения крупных государственных задач в космонавтике. Свободный рынок в таких сферах не работает, пояснил Черток, поскольку во всем мире космонавтика является государственным делом. И вот на авиакосмическом салоне МАКС-2007 глава Роскосмоса Анатолий Перминов сообщил журналистам, что российские космические предприятия к 2010 г. будут объединены в 10–12 интегрированных структур, а к 2015 г. – в три-четыре холдинга. Впрочем, вокруг поста руководителя Главкосмоса сейчас идет какая-то глухая возня, так что подождем немного.

alt

Принятие Федеральной космической программы изменило в лучшую сторону ситуацию в корпорации «Энергия»

Теперь – ложка дегтя. Казалось бы, дела медленно, но верно идут на лад: наша космическая программа развивается… Но есть ли она – космическая программа? Можно ли считать копошение на МКС – по большому счету никому не нужной – шагом вперед? Можно ли считать жизненно важные в быту навигационные системы, которые проектировались и строились десятилетия назад, принципиально новой разработкой?

Вот Япония запустила спутник для фотографирования Луны, вот на Марс и на Венеру опять собираются запускать автоматические станции… Такое впечатление, что пластинку заело, и все повторяется, как в прошлом веке. Кажется, будто присутствуешь на трековых велогонках: вот спортсмены медленно крутят педали, опасливо поглядывая друг на друга, вот делают ложные рывки... В конце концов кто-то бросается вперед – и срывает в итоге аплодисменты.

В свое время высадка американцев на Луну (или инсценировка, неважно, на самом деле) имела глубоко символический характер. Об этом только безрукий не писал и безъязыкий не говорил. Трещину в советской идеологии так и не удалось заделать, остальное приложилось. Сейчас противостояние носит конкурентный, то есть более острый характер. И успехи в космосе работают на капитализацию государственного бренда, как бы мы ни относились к их весьма затратной стороне.

Архив журнала
№2, 2010№1, 2010№5-6, 2009№3-4, 2009№1-2, 2009№13, 2008№12, 2008№11, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№34, 2007№33, 2007№31, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба