Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политический журнал » №3, 2008

Полумесяц у ворот Вены


В 1529 г. огромная армия султана Сулеймана Великолепного стояла под стенами Вены, готовая раздавить сопротивление австрийцев и распространить власть исламского полумесяца на всю Центральную Европу. Тогда Священной Римской империи западных христиан удалось отбросить врага на Восток. Пять веков спустя на наших глазах современный аналог Священной Римской империи – Европейский союз – своими руками создает у своих границ исламистское государство. Зачем?

altЭндшпиль (февраль 2008 г.)

3 февраля 2008 г. во втором туре президентских выборов в Сербии с перевесом в 3% голосов победу одержал действующий президент страны Борис Тадич. Его соперник, Томислав Николич, выступал за сближение Белграда с Москвой и даже предлагал России разместить на территории Сербии российские военные базы. На следующий день после избрания Тадича Европейский союз одобрил отправку в Косово судебно-полицейской миссии EULEX – 1800 полицейских и юристов, которые должны будут заменить там гражданскую администрацию ООН (UNMIK). Возглавлять миссию поручено нидерландскому дипломату Питеру Фейту. Фейт является работающим под дипломатическим прикрытием офицером разведки НАТО (в 1990-х гг. он был ближайшим помощником высокопоставленного офицера разведки в Объединенном комитете начальников штабов Джеймса Пардью, отвечавшего за поставки американской помощи боснийским мусульманам) и другом бывшего спецпредставителя генерального секретаря ООН Марти Ахтисаари.

А 17 февраля премьер-министр Косова, бывший полевой командир АОК Хашим «Змей» Тачи провозгласил независимость Косова. На следующий день ее признали США, Франция, Великобритания, Германия.

В Сербии не сомневаются, что, создавая в Косове новую международную администрацию, Европейский союз пытался максимально облегчить Приштине процесс обретения независимости. Сами же косовские албанцы ждут гостей из Европы без особого энтузиазма, полагая, что полицейские и судьи из EULEX посланы к ним в целях усиления контроля Брюсселя над Косовом. Между тем сотрудники нынешней, еще действующей в крае миссии ООН (UNMIK) уже получили инструкции, где предлагается избегать дорог, ведущих из Косова в Албанию, так как сразу после объявления независимости ожидается наплыв албанцев из этого государства. В этой же инструкции говорится о необходимости блокирования сербской границы и содержится требование глушить мобильную связь в сербских анклавах Косова.

Между тем в Сербии продолжается правительственный кризис, вызванный разногласиями между вновь избранным президентом и премьер-министром страны Воиславом Коштуницей. По требованию Коштуницы было отменено намеченное на 7 февраля заседание сербской Скупщины (парламента), на котором должен был обсуждаться вопрос о заключении договора с ЕС. Договор, на подписании которого настаивала Европа (в частности, спецпредставитель генсека НАТО Хавьер Солана), делает Сербию ассоциированным членом ЕС и облегчает визовый режим для тех, кто едет из Европы. На практике это автоматически подразумевает отказ Белграда от дальнейших попыток удерживать Косово в составе Сербии. Если бы Белград подписал этот договор до того, как Приштина провозгласила независимость, получилось бы, что Сербия первой согласилась на отделение края (солидаризовавшись с позицией ЕС). Это не только лишило бы Сербию права на отстаивание своих интересов в Косове, но и сняло бы вопрос о том, является ли прецедентом признание международным сообществом независимости Косова.

Если независимость Косова – прецедент, то возможно повторение косовского сценария в Испании (Страна Басков), на Корсике, в Румынии, на Кипре и т.д. Кроме того, возможное признание Россией и ее союзниками «непризнанных республик» в зоне СНГ также увязывается с положительным решением вопроса о том, считать ли провозглашение независимости Косова прецедентом.

Именно сценарий признания независимости Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии в свое время удержал Вашингтон и Брюссель от принятия печально известного «плана Ахтисаари», продолжает он пугать западных лидеров и сейчас. Однако не подлежит сомнению, что Запад приложит все дипломатические и пиаровские усилия к тому, чтобы доказать, что случай Косова международным прецедентом считаться не может. Поэтому ясно, что одного использования «косовской карты» в игре на территории СНГ будет недостаточно.

Происходящие сейчас на Балканах процессы напоминают эндшпиль длинной и напряженной шахматной партии, приближающейся к своему финалу. Что же предшествовало этому эндшпилю и кто разыгрывает партию?

Дебют (1990-е)

EULEX – уже третья международная администрация, управляющая Косовом с момента принятия Совбезом ООН резолюции № 1199. Функции первой администрации фактически выполняла миссия ОБСЕ по контролю за выполнением резолюции, которая требовала от «всех сторон» конфликта в Косове немедленного прекращения боевых действий. К этому моменту ситуация в крае напоминала баланс сил в Чечне перед захватом Буденновска: федеральным силам удалось вытеснить терроризировавшие Косово бандформирования так называемой Освободительной армии Косова (ОАК) в горы. До окончательного разгрома ОАК оставались считанные месяцы, но тут в дело вмешалось международное сообщество.

Миссия ОБСЕ, работавшая в Косове с конца 1998 г. по март 1999 г., действительно многое сделала для стабилизации обстановки в крае. В частности, при непосредственном участии сотрудников миссии были достигнуты договоренности между противоборствующими сторонами о сокращении объема патрулирования сербской полиции в крае и об отказе формирований Освободительной армии Косова от блокирования основных транспортных магистралей. В этот же период международные наблюдатели добились освобождения заложников, удерживаемых ОАК, а также способствовали процессу возврата беженцев к местам постоянного проживания. Но гораздо важнее было другое: миротворцы из ОБСЕ активно готовили почву для агрессии НАТО против суверенной Югославии.

Резолюция СБ ООН № 1199 была принята 23 сентября 1998 г., а уже на другой день, 24 сентября, НАТО предприняло первые формальные шаги, одобрив два чрезвычайных оперативных плана: один – по нанесению авиаударов, другой – по мониторингу и обеспечению соглашения о прекращении огня, если таковое будет достигнуто. Как известно, дело закончилось именно авиаударами. Еще в конце октября 1998 г. между НАТО и ОБСЕ в рабочем порядке были согласованы вопросы координации действий этих организаций при проведении операций НАТО по воздушному наблюдению за территорией Косова (условное наименование «Орлиный глаз»). На практике сотрудники ОБСЕ снабжали полевых командиров ОАК мобильными телефонами и приборами системы спутниковой навигации GPS, размещали на территории края радиомаячки для наведения на цель боевой авиации НАТО. Агентура ЦРУ в Косове, действовавшая под прикрытием ОБСЕ, тайно обучала боевиков ОАК военному делу. Сам глава миссии ОБСЕ Уильям Уолкер работал в тесном контакте с американской разведкой. Это выяснилось во время суда над бывшим президентом Югославии Слободаном Милошевичем. Отвечая в качестве свидетеля на вопросы бывшего президента Югославии Слободана Милошевича, Уолкер признал, что он «не сотрудник ЦРУ, но работал вместе с этим управлением».

Однако главной задачей миссии ОБСЕ было создание искаженной информационной картины происходящих в Косове событий. Умалчивая о нарушениях договоренностей о прекращении огня албанской стороной, сотрудники миссии вместе с тем обвиняли сербов в этнических чистках и репрессиях против гражданских лиц. Кадры найденных сотрудниками миссии общих могил якобы убитых сербами албанцев (например, у села Рачак) транслировались всеми ведущими западными телеканалами. Первая «международная администрация» Косова сделала все для того, чтобы склонить мировое общественное мнение к одобрению авиаударов НАТО по «агрессивной» и «ксенофобской» Сербии.

Если миссию ОБСЕ можно было назвать «администрацией» лишь с некоторой натяжкой (все-таки формально контроль над краем сохранял Белград), то гражданская администрация ООН, созданная после войны, обладала уже всей полнотой власти. В соответствии с резолюцией СБ ООН № 1244 от 10 июня 1999 г., временная администрация, «под управлением которой народ Косова может жить в условиях существенной автономии в составе Федеративной Республики Югославия», должна была обеспечить создание переходного правительства, создавая одновременно условия для развития временных институтов самоуправления и мирной и нормальной жизни всего населения Косова.

На практике за восемь лет деятельности администрации ООН произошло почти полное вытеснение сербского населения с территории края (сейчас немногим более 100 тыс. оставшихся в Косове сербов проживают лишь в трех муниципалитетах к северу от реки Ибар). Албанцы безнаказанно уничтожали православные храмы древней славянской твердыни, захватывали принадлежавшие сербам дома, убивали и насиловали сербских женщин – и все это при молчаливом попустительстве гражданской администрации ООН. Первый глава миссии ООН, впоследствии министр иностранных дел Франции Бернард Кушнер, не считал нужным скрывать свою антипатию к сербам. Еще одного главу международной администрации Косова Ханса Йенсена-Петерсена советник президента Сербии Бранко Радуйко прямо назвал «главным препятствием для политического диалога Белграда и Приштины».

Теперь гражданскую администрацию ООН заменит миссия EULEX. Военные силы НАТО (16 тыс. солдат и офицеров), выступающие в роли телохранителя гражданской администрации, останутся в крае. Дата начала миссии пока не согласована, для этого потребуется совещание министров иностранных дел стран – членов Евросоюза. Ближайшая такая встреча намечена на 18 февраля.

Зачем понадобилось менять шило на мыло? Да еще в ситуации, когда новый премьер Косова, бывший полевой командир ОАК Хашим Тачи вот-вот объявит о независимости края? Наиболее вероятно, что гражданская администрация ООН при всей своей ангажированности все-таки не слишком подходила для грядущей спецоперации по созданию независимого Косова. Хотя бы потому, что основополагающая резолюция СБ ООН № 1244 гарантирует территориальную целостность Сербии и не предполагает отделения Косова в качестве независимого государства. Обеспечивать окончательный «развод» Приштины и Белграда «голубые каски» не могут – это означало бы идти на открытое нарушение резолюции Совбеза, то есть их собственного начальства. А вот у эмиссаров Евросоюза таких обязательств нет, поэтому судебно-полицейская группа ЕС соответствует поставленной задаче куда лучше.

В качестве «бонуса» за потерю Косова ЕС предполагает принять Сербию в свои ряды. Шагом на пути в европейский рай на земле и должен был стать договор о сотрудничестве, который отказался подписывать премьер-министр Сербии Воислав Коштуница. Сразу же после демарша Коштуницы ЕС отложил намеченное на 7 февраля подписание договора о сотрудничестве с Сербией. Еврокомиссар по вопросам расширения Оли Рен заявил, что у правительства Сербии нет мандата на подписание этого документа из-за «политических препятствий».

Миттельшпиль (январь 2008 г.)

Вновь избранный президент Сербии Борис Тадич – один из главных сторонников подписания договора с ЕС. При этом он, разумеется, выступает против независимости Косова (в противном случае у него не было бы шансов одержать победу над Николичем). Однако положение Тадича выглядит сейчас довольно шатким – призывая Совет Безопасности ООН исполнить собственную резолюцию (№1244) и Устав ООН, гарантирующие территориальную целостность Сербии, и не признавая независимости Косова, он в то же время заявляет: «Я никогда не отрекусь ни от Косова, ни от европейского будущего Сербии». Более всего эта позиция напоминает попытку усидеть между двух стульев.

Предполагалось, что в случае избрания Тадича ЕС немедленно включит Сербию в так называемый белый список стран, гражданам которых не нужна виза для посещения государств Шенгенской зоны. А это для сербов очень важно – оказавшись в «белом списке», они смогут рассчитывать на получение работы в странах ЕС без официальной регистрации. Тут уместно напомнить, что без работы в Сербии остаются свыше 27% женщин и около 18% мужчин. Поэтому решение ЕС отложить подписание договора с Белградом уже после избрания Бориса Тадича можно оценивать как профилактический удар хлыстом: вы все еще пытаетесь сопротивляться отделению Косова? Ваш премьер саботирует подписание договора об ассоциированном членстве (то есть о фактическом признании независимости Приштины)? Ну так забудьте о «белом списке».

Уже одного этого было бы достаточно, чтобы усомниться в истинности примитивной схемы, согласно которой президентские выборы в Сербии были выбором между Европой и Россией. В действительности для Евросоюза победа Тадича была предпочтительней не потому, что нынешний президент – горячий сторонник евроинтеграции. Слишком уж легко прогнозировались ситуация правительственного кризиса, возможная отставка правительства во главе с Воиславом Коштуницей и досрочные парламентские выборы весной этого года. Именно во время максимального политического ослабления Сербии Приштина скорее всего и объявит о своей независимости.

Независимые наблюдатели все чаще говорят о том, что представление о «русскости» Николича и «западничестве» Тадича как главных маркерах обоих кандидатов не вполне соответствует действительности. Действительно, многим в Сербии и в Европе хотелось бы, чтобы выборы превратились в референдум за или против России. Однако этого не случилось: за сотрудничество с Россией выступали и Тадич, и Николич, оба они съездили в Москву (Тадич встречался с Владимиром Путиным, Николич – с Дмитрием Медведевым). При этом Тадич приезжал в Москву подписывать крупнейший энергетический договор между Россией и Сербией, определяющий контуры сотрудничества двух стран на несколько десятков лет вперед. Речь идет о строительстве трубопровода «Южный поток».

Контригра (конец января 2008 г.)

Во второй половине января болгарское правительство одобрило соглашение с Россией по строительству «Южного потока» – совместного проекта «Газпрома» и итальянского концерна ENI, который призван обеспечить диверсификацию поставок российского природного газа в Европу. Это стало принципиальным прорывом России на Балканах – поддержка Болгарией «Южного потока» значительно ослабила шансы альтернативного европейского проекта «Набукко», который должен был пройти южнее, по территории Турции, в обход России.

Оставалось, однако, непонятным, куда пойдет «Южный поток» дальше.

alt

Первоначально предполагалось, что вслед за Болгарией государственный договор с Россией подпишет и Сербия (это должно было произойти там же, в Софии, во время визита Путина и Медведева). Согласно этому варианту, ветка «Южного потока» пройдет через Сербию в Италию и Австрию. Однако начиная с декабря 2007 г. над этим проектом нависли грозовые тучи.

Понятно, что для Сербии, как для одной из стран-транзитеров, строительство «Южного потока» имело большое экономическое значение. Однако существовали и «запасные» проекты «Южного потока», согласно которым трубопровод должен был пройти севернее – через Румынию и Венгрию, или южнее – через Грецию и Албанию. Козырем Сербии в конкурентной борьбе с соседями был контрольный пакет сербского нефтяного концерна Naftna industrija Srbije (NIS). Его должна была купить дочерняя компания «Газпрома» – «Газпромнефть». Но именно вокруг продажи контрольного пакета NIS довольно неожиданно развернулась настоящая экономическая война.

Первое предложение «Газпрома» составляло 400 млн долл. Это предложение было отвергнуто сербской стороной, которая вдруг посчитала, что за 51% государственной корпорации можно получить гораздо больше. В западных СМИ появились сообщения о том, что немаловажную роль в отказе Сербии продать «Газпрому» контрольный пакет NIS сыграли закулисные переговоры министра экономики страны Младана Динкича с рядом высших функционеров ЕС. Газета Financial Times прямо пишет о том, что намерение «Газпрома» выкупить долю сербской компании вызвало активное недовольство в ЕС. «Россия хочет получить стратегические активы по смехотворно низкой цене», – заявили еврочиновники. Их поддерживали и сербские СМИ, принадлежащие европейским медиахолдингам. Они убеждали своих читателей в «непристойности и унизительности» российских предложений, не упоминая о том, что помимо 400 млн долл. за собственно контрольный пакет «Газпромнефть» предлагала еще 500 млн евро в качестве прямых инвестиций, а также брала на себя выплату долгов компании NIS в размере 600 млн евро.

Белград выдвинул встречное предложение: за 51% акций обремененной долгами корпорации NIS Сербия требовала 2 млрд евро. 15 января «Газпром», в свою очередь, согласился заплатить за контрольный пакет NIS 400 млн евро (плюс упоминавшиеся прямые инвестиции и выплату долгов).

Ожесточенную борьбу против сделки с «Газпромом» развернул Евросоюз. Его представители заявили, что сделка с Москвой фактически срывает запланированный тендер на акции NIS, в котором собирались принять участие европейские энергетические группы OMV (Австрия) и Mol (Венгрия). Эти группы заявили о том, что готовы заплатить за акции NIS «намного больше», однако конкретных цифр не назвали. Главной же причиной нервозности ЕС был тот факт, что проект «Южный поток» с участием Сербии означает фактический провал трубопровода «Набукко», в реализацию которого уже были вложены немалые средства.

«Очевидно, что Запад пойдет на все, чтобы сорвать инвестиционные планы «Газпрома». Дело в том, что в случае успеха переговоров Сербия станет независимой от посредников, снабжающих ее энергоносителями, – сейчас это компании Shell, MOL и OMV. Кроме того, Запад лишится и своего пропагандистского козыря в общении с сербами – тезиса о том, что Россия помогает Сербии лишь на словах, не вкладывая в нее деньги», – заявил глава консалтинговой компании GO! Саша Савичевич.

Приехав в Москву подписывать договор по «Южному потоку», Борис Тадич заручился поддержкой России (в лице «Газпрома») перед вторым туром президентских выборов. В итоге Кремль все-таки решил сделать ставку на «прозападного» Тадича. Это логично: для нынешней политической элиты России экономические факторы значат гораздо больше, чем патриотическая риторика. К тому же по основному вопросу балканской повестки дня – о независимости Косова – позиции Тадича и российских лидеров практически совпадают.

Цугцванг (весна 2008 г.)

На завершившейся недавно ежегодной конференции по вопросам мировой безопасности в Мюнхене Борис Тадич выступил с предостережением западным странам. По словам Тадича, предоставление независимости Косову и полное отторжение края от Сербии угрожает спокойствию и безопасности не только Балкан, но и всей Европы. Лишь демократическая, свободная Сербия может стать гарантом стабильности и процветания Косова, заявил Тадич. При этом он изо всех сил пытался заверить участников конференции, что современная Сербия покончила с наследием Милошевича, что в ней торжествует демократия, и европейским странам не следует ее опасаться. Идеальным вариантом разрешения проблемы Косова, с точки зрения президента Сербии, было бы членство Сербии и Косова как целостной единицы в Евросоюзе.

Тадича вежливо выслушали, но было ясно, что никто из главных лоббистов независимости Косова не собирается принимать в расчет его предупреждения. И Вашингтон, и Брюссель уверенно держат курс на признание независимости Косова без оглядки на протесты Белграда и Москвы, в обход соответствующих резолюций ООН. Итогом этой деятельности неизбежно станет создание в опасной близости от границ Европейского союза исламистского государства. И если само по себе Косово сейчас – это лишь небольшая территория, через которую проходит одна из основных европейских артерий наркотрафика, то через несколько лет оно вполне может превратиться в мост между Албанией и западными областями Македонии, где албанцы уже составляют этническое большинство. К этому мосту будут стремиться присоединиться албанские анклавы на юге Черногории, в Южной Сербии и, возможно, в северной Греции. А это означает реализацию вековой мечты шкиптарских националистов – Великой Албании с населением до 10 млн человек.

И тогда в не слишком отдаленной перспективе Европейский союз вновь столкнется с повторением ситуации 1529 г., когда под стенами христианской Вены грозно реяли зеленые знамена ислама.

Архив журнала
№2, 2010№1, 2010№5-6, 2009№3-4, 2009№1-2, 2009№13, 2008№12, 2008№11, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№34, 2007№33, 2007№31, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба