Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политический журнал » №5, 2008

До точки невозврата – один год?

Программные выступления Владимира Путина и Дмитрия Медведева находятся в центре внимания российской и мировой общественности. И неудивительно, поскольку в них обозначены перспективы развития России по крайней мере на ближайшие десять лет. Но мало сформулировать ориентиры, необходимо создать целостный механизм настройки поведения разных слоев бизнеса, населения и всех оргструктур власти на ускоренное достижение намеченных целей. А это предполагает сведение всех ориентиров к единому конечному результату и такое построение хозяйственного механизма, при котором сегодня и завтра каждому субъекту рынка должно быть выгодно только то, что послезавтра будет необходимо всем.

Это называется системной организацией всех сторон общественной жизни, которая предполагает, с одной стороны, всемерную активизацию экономической активности каждого, а с другой – настраивание этой активности на ускоренную реализацию закономерностей системной организации общества.

Бизнесу нужен поводок

Сказанное важно иметь в виду при установлении оптимальной области перевода бизнеса с разрешительного порядка взаимодействия с властью на уведомительный.

По старой российской привычке преклоняться перед Западом мы поверили тому, что конкуренция – это благо, и не хотим считаться ни с законом кибернетики: «Если каждая подсистема работает на максимум своей активности – вся система идет «вразнос», ни с сущностью рыночных отношений на основе частной собственности и конкуренции. А эта сущность по своей природе двойственна – постоянный поиск оптимального плана спекуляции на недостатках действующего хозяйственного механизма с целью извлечения личной выгоды, считаясь с интересами других лишь в той мере, в какой их игнорирование экономически невыгодно или физически опасно.

Вот это «в той мере» и является основой, на которой можно использовать положительные стороны рыночных отношений и превратить их недостатки в достоинства. Но для этого нельзя, чтобы экономическая политика в России строилась только по принципу стимулирования активности бизнеса, ибо в силу нелинейности экономических процессов стремление к индивидуальной выгоде способствует общественным интересам только при низком уровне удовлетворения отдельных потребностей. А дальше с высокой степенью вероятности погоня каждого за прибылью может вести к неэффективному отвлечению на себя ресурсов.

То же будет и с реализацией нового курса развития России. Нельзя забывать, что цель бизнеса – извлечение личной выгоды из наличия конкретной общественной потребности (а не удовлетворение всех общественных потребностей с минимальным потреблением ресурсов). Поэтому бизнес добровольно будет способствовать реализации плана процветания России лишь до тех пор, пока эти планы обеспечивают ему максимальную прибыль. А дальше он будет работать на собственный интерес, что приведет к срыву этого плана, если власть не введет такие регуляторы, при которых всякое сокращение вклада в общее дело будет вести к большему снижению прибыли, чем любой другой вариант поведения на рынке.

При этом и власть должна вести себя нравственно по отношению к бизнесу, четко соблюдая принцип эквивалентности взаимоотношений. Повышаешь ежегодно свой вклад в общее дело – 50% прироста этого вклада в денежном выражении получи обратно, чтобы в будущем году твой вклад был еще больше, и будь миллиардером. Но если сокращаешь свой вклад – обязательно будешь нищим.

Эффект Черномырдина

У нас же сегодня все сделано наоборот, и, судя по выступлениям политических лидеров и руководителей министерств, есть опасность попыток реализации нового курса на базе существующих стереотипов современной, научно несостоятельной либеральной теории управления социально-экономическим развитием территории. Эти стереотипы «вогнали» Россию во всеобщий все углубляющийся социально-экономический кризис, неизбежный для любой системы с постоянным эффектом Черномырдина (хотим, как лучше, а получаем, как всегда), хотя при этом темп роста ВВП может быть существенно выше среднемирового уровня.

В терминах кибернетики эффект Черномырдина – общесистемный ущерб, возникающий в целом по стране на каждый рубль ожидаемого эффекта от реализации конкретного инвестиционного проекта или их совокупности. И чем больше производственный потенциал, тем больше такой общесистемный ущерб. Это означает, что Россия является системой с преимущественно положительной обратной связью, а такие системы обречены на дестабилизацию, и после прохождения точки невозврата – на распад (но если «помогают» извне, то распад происходит и до прохождения точки невозврата, как это было с СССР).

Не случайно ЦРУ США объявило о предстоящем распаде Российской Федерации к 2015 г. Этот прогноз в России предпочитают игнорировать, тогда как он, к сожалению, является таким же закономерным следствием либерализации России, как гром после молнии. Вместо его игнорирования необходимо засучить рукава и в 2008 г., до прохождения точки невозврата в 2009–2010 гг., коренным изменением хозяйственного механизма подготовить почву для перевода России из системы с преимущественно положительной обратной связью в систему с преимущественно отрицательной обратной связью. А такие системы обречены на стабилизацию и ускоренный экономический рост.

Ведь в системе с преимущественно отрицательной обратной связью хозяйственный механизм таков, что он стимулирует разрабатывать инвестиционные проекты, ориентируясь на получение дополнительного общесистемного эффекта на каждый рубль вкладываемых средств. И как только мы это сделаем, отпадут все основания для прогнозирования катаклизмов на территории Российской Федерации. Вполне вероятно, что и само ЦРУ объявит о неактуальности своего прогноза.

Сегодня практически бесполезно говорить о том, что будет в 2020 г. Речь должна идти о точке невозврата, прогнозе ЦРУ и типе экономической политики федерального центра – на сохранение России как системы с преимущественно положительной обратной связью (и примитивными либеральными стереотипами); либо на скорейший перевод России в систему с преимущественно отрицательной обратной связью (на основе восьмикомпонентного комплексного геополитически-социо-эколого-экономико-демографо-географо-градо-кибернетического подхода), чтобы успеть осуществить такой перевод до прохождения точки невозврата.

Система идет вразнос

Из сказанного вытекает структура последующего изложения. Сначала в табличной форме будут показаны ключевые параметры, с помощью которых можно оценивать внутрисистемную разбалансированность России и направления ее изменения. Затем будет предпринята попытка сформулировать единый конечный результат управления России и вытекающие из него критерии эффективности управления страной, на соблюдение которых должно быть ориентировано все российское общество для обеспечения единства целей, единства воли и единства действий бизнеса, власти и населения. Без такого единства невозможно успеть превратить Российскую Федерацию в систему с преимущественно отрицательной обратной связью и обеспечить безусловное учетверение производительности труда к 2020 г.

Достижение такого темпа роста является неимоверно сложной задачей. Достаточно сказать, что в СССР за 25 лет удалось добиться лишь его утроения. Но именно поэтому СССР и развалился, ибо рост производительности труда отставал от роста потребностей населения. И если российское общество не хочет повторения такого печального опыта, оно должно спохватиться, одуматься, образумиться, научившись различать два состояния: «Я думаю» и «Я думаю, что я думаю», и сплотиться во имя учетверения производительности труда.

Говоря о переводе страны в систему с отрицательной обратной связью, следует различать:

геополитическую установку – превращение России в процветающую супердержаву;

главное условие реализации этой установки – ликвидация пространственной социо-эколого-экономической разбалансированности России (см. таблицу);

движущую силу создания этого условия – хозяйственный механизм экономически эквивалентных взаимоотношений с обеспечением личной материальной ответственности каждого за принятые и своевременно не принятые решения на основе оценок замыкающих затрат, что сделает экономически невыгодным и этически опасным не быть порядочным человеком;

главное средство ликвидации внутрисистемной разбалансированности – рост в 10–15 раз инвестиций в промышленность, сельское хозяйство и науку при пропорциональном развитии всех муниципальных образований страны; формирование и ежегодное возрастание фонда возмещения затрат отраслей инфраструктуры при разовом сокращении всех тарифов в 3–4 раза;

главные индикаторы создания эффективного (нравственного) хозяйственного механизма в современной России – соотношение средней зарплаты и рыночной цены 1 кв. м жилья; соотношение предельно допустимой и фактической финансовой (а не только фискальной) нагрузки на бизнес; отношение процентной ставки за кредит к уровню рентабельности основной массы предприятий; экономико-географический принцип частно-государственного партнерства; ограничение мировых цен только внешнеторговой сферой и введение расчетных цен.

Критерий – нравственность

Единым конечным результатом социально-экономического развития России, ее регионов и городов предлагается считать реализацию социального заказа на производство и построение хозяйственного механизма в стране и в каждом субъекте РФ для соблюдения геополитических интересов России, а главными индикаторами – сокращение заболеваемости населения; снижение числа детей с аномалиями умственного и физического развития; тестовые испытания учащихся, чиновников, политиков, деятелей культуры на нравственность по технологии ЕГЭ; оценка качества образовательных учреждений по результатам прохождения этих тестов на нравственность (Социальный заказ – совокупность ограничений, определяющих минимально необходимый уровень человечности среды проживания, и система платежей за нарушение этих ограничений).

Единым конечным результатом экономического роста России предлагается считать максимум роста производительности общественного труда, а главными индикаторами такого роста – сокращение удельного веса оборудования сроком службы более 5 лет; ежегодное снижение тарифов и внутренних цен (иначе повышение сбалансированности страны будет сопровождаться снижением ее конкурентоспособности); сокращение удельного веса крупных городов и их пригородов в общем количестве рабочих мест в стране, в общей численности населения (особенно в общей численности пенсионеров).

Соблюдение указанных подходов и обеспечивает создание необходимых условий для учетверения производительности труда, но этот перечень условий должен быть подкреплен системой узаконенных критериев оценки сравнительной эффективности принимаемых вариантов, автоматически настраивающих «поведение» разных слоев и территориальных групп населения на повышение своего вклада в максимизацию единого конечного результата.

Для высших федеральных органов власти интегральным критерием эффективности управления страной предлагается считать максимум роста нравственного, генетического и интеллектуального потенциала населения, при минимальном возрастании суммарной ресурсоемкости экономики и соблюдении хода геополитических, социальных и экологических процессов в каждом субъекте РФ в согласованном диапазоне. Или максимум экономического роста при соблюдении хода геополитических, социальных и экологических процессов в каждой местности в согласованном диапазоне; или минимум времени на реализацию федерального социального заказа на развитие производства и построение хозяйственного механизма при минимальном возрастании суммарной ресурсоемкости экономики.

Эти же формулировки интегрального критерия эффективности остаются в силе и для регионального и муниципального уровней, но меняются субъекты согласования. На региональном уровне – это муниципалитеты, на муниципальном уровне – органы территориального общественного самоуправления.

Интегральным критерием эффективности федеральных министерств и ведомств, госкорпораций, федеральных холдингов (включая частные) предлагается считать максимум удовлетворения внутренних и внешнеторговых потребностей страны в соответствующих товарах и услугах при выделяемых ресурсах, минимально необходимом уровне комплексности их использования и заданном размещении населения по типам населенных мест и систем расселения. Иначе все трудоспособное население будет стянуто в 200–300 городов и их пригородов, при полном оголении периферийных районов страны и каждого субъекта РФ.

*Теоретически это негуманно и чревато большими неприятностями. Но, во-первых, после 20 лет разгильдяйства нет другого средства приведения определенных слоев населения в чувство. Во-вторых, в основе этого ужаса должна лежать ответственность за нарушение принципа эквивалентности взаимоотношений между индивидом и обществом. В-третьих, необходимо понимать, что сущностью демократии является учет и согласование интересов разных слоев и территориальных групп населения с точки зрения оптимального сочетания текущих и долговременных общенациональных интересов (поддержание страны как системы с отрицательной обратной связью). Особенно важно любой ценой создать безусловную защиту людей, ставших уже продуктами цивилизации (они нравственно не способны поднять руку на честь, достоинство, имущество, здоровье и жизнь других), от людей, остающихся еще продуктами природы. Иначе превращение России в систему с отрицательной обратной связью может быть сорвано.
**ППС – паритет покупательной способности.
***Чем больше конкуренция внутри системы, тем меньше конкурентоспособность системы в целом. Нельзя учетверить производительность труда в России без межотраслевой гипермонополизации производства с последующим формированием ТНК в масштабах ШОС, при всестороннем, но цивилизованном контроле за их финансовой, инвестиционной, ценовой, технической, кадровой политикой (контроль должен влиять на имидж руководителей, а не на выпуск продукции и услуг).
****Если доля будет выше, то Россия не сможет иметь конкурентоспособную экономику.
*****Если не будет этих фондов, формируемых за счет эффекта от системной организации общества (а на первые 1–2 года – из резервов ЦБ РФ), в России не обеспечить стабильные тарифы и цены и не повысить социальную энергетику (пассионарность) своего населения.
******Будущим поколениям надо оставлять не обесценивающиеся бумажки и изгаженные ландшафты с руинами исторических памятников, а обновленные предприятия, сохраненные природные ресурсы (особенно водные, лесные, рыбные), природные ландшафты и памятники истории.

Интегральным критерием эффективности частных предприятий предлагается считать максимум увеличения налогооблагаемой базы (включая заработную плату) при соблюдении хода социальных и экологических процессов в месте своей дислокации в согласованном с местным самоуправлением диапазоне.

В свою очередь указанные критерии эффективности должны быть дифференцированы для каждого вида политики и для каждой организационной структуры (включая бизнес-структуры) на каждом уровне управления.

Ущербные нацпроекты

Особенно важно скорректировать критерии реализации национальных проектов, ибо принятый ведомственный способ реализации абсолютно правильного замысла ведет к нарастающему общесистемному ущербу от выделяемых ресурсов.

Так, ориентация проекта АПК на развитие мелких хозяйств ведет к роботизации сельской молодежи и чревато ее тотальным оттоком из села. К ликвидации социальной базы сельского хозяйства ведет ориентация проектов образования и здравоохранения на подушевой принцип финансирования, поскольку такой подход разрушителен даже при повсеместном увеличении численности населения, не говоря уже о его сокращении.

Проект стимулирования рождаемости ориентирован на максимум валовой рождаемости в стране и всемерную поддержку многодетных семей. Но это ведет к всплеску рождаемости в группах риска (алкоголики, наркоманы, дауны и т.п.) и к сокращению генетического потенциала населения и т.д. Проект должен ориентироваться на критерий максимума качественной рождаемости в стране с признанием аморальным иметь в экономически несостоятельных семьях более трех родных детей (без этого не будет возможности поддерживать многодетные семьи с приемными детьми и перекрыть их вывоз за границу, особенно девочек).

Проект совершенно не учитывает изреживания сети родильных домов введением родовых сертификатов и увеличения числа новорожденных, спасенных после клинической смерти, со всеми вытекающими последствиями, из стремления к минимизации детской смертности.

Национальный проект доступного комфортного жилья ориентирован на максимум числа расселяемых семей, способных участвовать в льготной ипотеке, с учетом молодых семей, военнослужащих, специалистов на селе. Но это ведет к концентрации жилищного строительства преимущественно в крупных городах и их пригородах, где и без того превышены все экономически, социально и экологически мыслимые пределы концентрации рабочих мест, населения, потребления воды и топлива, транспорта и загрязнения природной среды, при опустошении остальных муниципалитетов.

В условиях громаднейшей потребности в жилье ввод почти каждого нового жилого дома представляет собой трагедию для России, ибо, повышая социальную агрессивность населения и суммарную ресурсоемкость национальной экономики, он сокращает возможности развития страны, ослабляет экономические и психологические основы российского федерализма.

Ситуацию можно изменить только путем перевода жилищной политики с критерия максимума ввода жилья на максимум снижения социальной агрессивности (или максимум роста пассионарности) населения при минимальном возрастании суммарной ресурсоемкости национальной экономики.

Все нацпроекты будут способствовать скорейшему переводу страны в систему с преимущественно отрицательной обратной связью только при их ориентации на минимум времени для создания относительно человечной среды проживания в каждом муниципальном образовании в соответствии с федеральной концепцией размещения населения по разным типам систем расселения и типам населенных пунктов.

ПРОГНОЗ

Итак, федеральный центр стоит перед выбором. Или он по-прежнему будет следовать зарубежным стереотипам, игнорируя специфику России, принципы кибернетики и приближая точку невозврата. Или федеральный центр поймет, что нет проблемы перехода России к рынку на основе частной собственности и конкуренции (этот рынок себя уже исторически изжил); нет проблемы догнать цивилизованные страны (они уже давно находятся на стадии нравственного, генетического и интеллектуального вырождения, разоряя весь мир); что речь должна идти о переходе к оптимальному сочетанию государственных, муниципальных и рыночных рычагов гармонизации взаимоотношений бизнеса, населения и власти с помощью комплексного восьмикомпонентного (геополитически-социо-эколого-экономико-демографо-географо-градо-кибернетического) подхода.

А это означает переход от управления по принципу решения отдельных проблем с помощью отдельных математических моделей к управлению на основе поиска оптимального уровня нерешенности всех проблем по принципу целого, целостного и целесообразного для поддержания показанной в таблице сбалансированности страны в режиме упреждения и саморегулирования с помощью многоуровневой системы математических моделей.

Только так можно успеть остановить Российскую Федерацию перед точкой невозврата и, переведя ее в систему с отрицательной обратной связью, учетверить производительность труда и решить все наиболее вопиющие проблемы России, препятствующие ее процветанию, попутно опровергнув упоминавшийся прогноз ЦРУ.

Архив журнала
№2, 2010№1, 2010№5-6, 2009№3-4, 2009№1-2, 2009№13, 2008№12, 2008№11, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№34, 2007№33, 2007№31, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба