Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политический журнал » №31, 2007

Верные жены Кремля

Андрей ВЕЙМАРН

Государственный центральный музей современной истории России побаловал москвичей выставкой «Первые леди России XX века».

Выставка вышла далеко за отведенные ей рамки – выстроенное на западный манер ее гламурное название противоречило тому, о чем рассказывает экспозиция.

Ведь леди – это не просто жена состоятельного человека, в первую очередь это выработанный веками образ жизни женщины, воспитанной на традициях английской культуры. В применении к Надежде Крупской, Надежде Аллилуевой, Нине Хрущевой, Виктории Брежневой слово «леди» звучит жестокой насмешкой. Женами руководителей России в ХХ веке, слава Богу, были русские женщины, воспитанные в коммунистических традициях. Иначе их мужьям не удалось бы занять столь высокие посты.

На то, кто из руководителей Российского государства достоин, чтобы на выставке была представлена его жена, у создателей экспозиции был свой, особый взгляд. В их поле зрения не попали, видимо, как недостойные, жены Александра Керенского – Ольга Львовна, Георгия Маленкова – Валерия Алексеевна Голубцова. Странная, ничем не оправданная цензура. Героинями выставки стали императрица Александра Федоровна, Надежда Крупская, Надежда Аллилуева, Нина Кухарчук-Хрущева, Виктория Брежнева, Татьяна Андропова, Анна Черненко, Раиса Горбачева, Наина Ельцина, Людмила Путина.

Размещенные в хронологическом порядке, посвященные им экспонаты в сопоставлении друг с другом смотрятся весьма поучительно. Ибо интерес к личной жизни, внешности, привычкам, особенностям характера их хозяек неистребим. Как они одевались, что ели и чем себя украшали, с кем и как дружили. Любили ли они своих мужей, заботились ли о них, были ли счастливы, сколько детей у них было. Все это жители нашей страны обсуждают до сих пор, вынося свои суждения и оценки вне зависимости от того, живы ли или уже ушли из жизни эти люди. В России их личная жизнь была закрыта. Страна видела и знала о кремлевских женах лишь по кратким протокольным сообщениям. Выставка впервые приподняла завесу над частной жизнью хозяек Кремля.

Правда, сделала она это весьма половинчато. Так, императрица Александра Федоровна во время Второй отечественной войны (так называли в начале прошлого века Первую мировую) вместе с дочерьми работала сестрой милосердия в царскосельском госпитале, ухаживала за тяжелоранеными, ассистировала хирургу во время операций. Императорская семья была состоятельной настолько, что могла позволить себе буквально все, однако девочки воспитывались в строгости, они, как и их мать, сами штопали себе чулки и чинили одежду. В этом плане трудно понять, почему внутренний мир императрицы на выставке представляют ее очаровательная, очень дорогая кружевная накидка, ажурный зонтик и флакончик духов. Может быть, для того, чтобы подготовить зрителя к последним, самым современным экспонатам?

…Надежда Крупская посвятила свою жизнь организации комфортного быта и обеспечению охраны мужа. В личной жизни ее Ильич был ходок и конспиратор, он даже жениться на ней не хотел. Сознавая гениальность этого человека, Крупская старалась чувствовать себя счастливой, создавая ему условия для работы. Все, что касалось ее самой, для Надежды Константиновны было на втором плане. Суровый аскетизм в одежде лишал ее всяких шансов выиграть в глазах мужа сравнение с его другими женщинами.

Однако, представив личные вещи Крупской ее заштопанным строгим коричневым сарафаном, стоптанными полуботинками и бесформенным от долгого ношения портфелем, устроители выставки явно переборщили. И то, и другое, и третье она носила уже после смерти Ленина, когда участь ее стала крайне незавидной. Скромность Надежды Константиновны здесь была уже ни при чем.

Надежду Аллилуеву тоже не интересовала одежда. Разумеется, она следила, чтобы муж и дети были обстираны и накормлены, чтобы одежда у них была тщательно выглажена и не слишком заношена. Но главными были для нее дела поважнее. Аллилуева работала в Наркомате по делам национальностей, затем – в секретариате у Ленина, сотрудничала в редакции журнала «Революция и культура» и в газете «Правда». Было бы дико, если бы во всех этих местах она появлялась разодетой по последней моде. Этого не поняли бы ни ее коллеги, ни тем более муж.

Была ли она счастлива? Да, свидетельствует представленная на выставке ее переписка со Сталиным. И тот остался верен ей до конца своих дней.

Следующий зал посвящен Нине Кухарчук, спутнице Никиты Хрущева. Он, пожалуй, был одним из самых гармоничных в семейном плане кремлевских вождей. В 1918-м от тифа умерла жена Хрущева, оставив двоих детей – Юлию и Леонида. Вторая семья Никиты Сергеевича оказалась более счастливой. Его избранница Нина Кухарчук, на которой он так никогда и не женился, образованная, активная в партработе, разрывалась между работой и домом и, в конце концов, оставив карьеру, полностью посвятила себя большой семье, в которую, помимо двоих детей от первого брака Хрущева, входили трое собственных, многочисленные племянники, пасынки и внуки. Располневшая на домашней выпечке, для Хрущева она была идеальной женой. Ее милое добродушие в сочетании с внешностью и манерами мужа, который хоть и стучал ботинком в ООН, но, как и его супруга, выглядел забавным и добродушно-толстым, более чем наглядно продемонстрировало миру: Советский Союз стал другим. Из-за железного занавеса, которым столько лет была ограждена от прочего мира наша страна, стало проступать простое человеческое лицо. И так получилось, что это было лицо Нины Кухарчук.

Среди ее вещей на выставке представлены соломенная шляпка, вечернее платье из гипюра и наволочка с попугаем, вышитая самой Ниной Петровной. Стоит отметить, что семья Хрущевых, о которой так заботилась Нина Петровна, сохранила свою любовь к ней и поныне. Свидетельством тому стал гордо расхаживающий по залам правнук Никиты Сергеевича, единственный из потомков вождей, который пришел на открытие выставки.

Впрочем, к тому же «семейному кругу» следует, наверное, отнести и заглянувшим на выставку придворного брежневского фотографа Владимира Мусаэльяна, и руководителя ельцинского протокола Владимира Шевченко.

В следующем зале – экспозиция, посвященная Виктории Брежневой. За границу она не ездила (с ее диабетом это было бы проблемой), красиво одеваться и носить хорошие туфли не умела. Большинство даже не знало, как выглядит жена генерального секретаря, а выглядела она, как «тетя Мотя». В силу сложившихся в цивилизованном мире традиций Виктория Петровна по статусу должна была бы содействовать развитию культурных и гуманитарных контактов, используя свои возможности, осуществлять благотворительные и имиджевые проекты нашего государства. Но говорить об этом в силу упомянутых обстоятельств просто нелепо.

Наконец, выставка приводит посетителей к верной спутнице Михаила Горбачева – Раисе Максимовне. Пример изысканности и элегантности. Когда в стране было нечего есть, муж Раисы Максимовны, тайком от коллег, заводил за границей тайные счета, чтобы покупать ей туалеты от кутюр и норковые шубы. Михаил Горбачев передал музею некоторые вещи своей супруги, здесь можно увидеть платье, в котором Раиса Максимовна принимала в СССР чету Рейган.

Поучаствовала в создании экспозиции и Наина Ельцина. Она передала в музей костюм, в котором встречала королеву Англии. Торты, которые составили славу Наины Иосифовны в семье, на выставке, к сожалению, представлены не были. Да и королеву Великобритании она ими не угощала. А зря! Имидж России от этого только проиграл.

Замыкает выставку зал Людмилы Путиной. Здесь только фотографии, личные вещи пока нужны самой госпоже президентше. Видимо, отрабатывая за всех своих советских и постсоветских предшественниц, в плане имиджевой пропаганды Людмила Путина курирует процветание русского языка. Насколько удачно ей это удается, покажет будущее.

Итожа эти противоречивые впечатления, автор книги «Кремлевские жены» Лариса Васильева на открытии выставки сказала: «Женщина, которая стоит рядом с первым человеком страны, несет тяжкий груз». Наверное, так оно и есть. Но точно можно сказать: груз, который несут на своих плечах миллионы российских женщин, идущих по жизни рядом со своими не столь выдающимися мужьями, смотрится на этом фоне совсем уж неподъемным.

Архив журнала
№2, 2010№1, 2010№5-6, 2009№3-4, 2009№1-2, 2009№13, 2008№12, 2008№11, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№34, 2007№33, 2007№31, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба