Журнальный клуб Интелрос » Политик HALL » №45, 2008
17 лет нашей Независимости породили интересную политическую систему, которую, говоря компьютерным языком, изрядно глючит последние 5 лет. Перманентные экономические проблемы стали уже привычным явлением украинской жизни. На их фоне наши власть предержащие даже мировой финансовый кризис не сразу заметили. А значит, возвращаясь к языку программистов, системе нужен апгрейд. Обновление назрело как в системных подходах к реформированию политической конструкции государства, так и в ротации политической элиты. Появление новой генерации политиков, неотягощенных советским прошлым, могло бы реально открыть путь к европейским перспективам страны. Недавняя отставка спикера отечественного парламента снова актуализировала эту тему.
Кризис молодежного жанра
О смене элит и необходимости вливания молодой крови в систему государственной власти говорили со дня образования независимой Украины. Во многих политических партиях как обязательный элемент появились молодежные структуры. Они по планам партийных боссов должны были стать своеобразными инкубаторами будущих партийных лидеров. Вдохновляли примеры развитых демократий. Объединитель Германии, долгожитель немецкого политического олимпа Гельмут Коль начинал с молодежного крыла ХДС. Маргарет Тэтчер также в довольно юном возрасте обзавелась партийным билетом «тори». В некоторых «новых демократиях», например, в Венгрии использование молодежного бренда позволило прийти к власти новому поколению политиков.
Украина, как всегда, по-своему использовала передовой опыт. Созданные молодежные филиалы стали служить не питомником для молодых политических талантов, а скорее декоративным приложением, «чтоб не хуже, чем у людей». В итоге хватит пальцев одной руки, чтоб подсчитать, кто из политиков партийного «дубля» стал ярким форвардом «основы». Такими можно назвать Вячеслава Кириленко, который стоял у руля «Молодого руха», Виталия Хомутынника, руководившего «региональной» молодежью и бывшего «молодого социалиста» Юрия Луценко.
Еще печальней судьба отдельных молодежных проектов. Премьерой в этом жанре в свое время было молодежное объединение «Молодая Украина» Олеся Дония, которое в 1999 году преобразовалась в одноименную партию. Правда тут же отцы-основатели новоявленной партии Олесь Доний и Анатолий Голубченко рассорились. В результате судебных разбирательств партия досталась, наверное, «более молодому» Анатолию Голубченко. А Олесь стал независимым политологом и строителем баррикад (владельцем молодежного клуба «Остання баррикада»). В 2007-м он стал народным избранником вместе с «Народной самообороной» - ее Олесь со товарищи скреативил то ли с польской «Самообороны» Анджея Леппера то ли с «УНСО» Дмитрия Корчинского. Но кроме посещений парламента в свитере, Доний ничем не удивил, разве что парочкой очень злободневных законов о принуждении к миру футбольных фанатов и возвращении старых названий населенным пунктам Крыма. Ну, а из последнего от Дония – синхронное голосование (с критикуемым самообороновцами «Единым центром») за отставку спикера Арсения Яценюка.
Следующим молодежным проектом стала партия «Новая генерация» Юрия Мирошничено. Политическая сила, естественно, позиционировалась как абсолютно новое и прогрессивное поколение украинских политиков. К сожалению, мы так и не узнали их имен. Кроме основателя партии, который прошел таки в парламент, но в списке «Партии регионов».
Следующим junior-проектом c претензией на успех была партия «Пора», рожденная в преддверии Оранжевой революции. Она выражала интересы зарождающегося гражданского общества и имела реальные шансы на успех, ведь все ее лидеры, действительно, были выходцами из молодежных общественных организаций. Однако в результате непродуманной избирательной кампании 2006 года и последующих внутрипартийных разборок перспективный проект занял свою нишу среди маргиналов. В память о былых заслугах Владислава Каськива, который в судебном порядке отстоял свое лидерство в партии, взяли в список «НУНС».
Первый яппи на весь край
Украинский истеблишмент в основе своей – выходец из села. Все Президенты Украины, председатели Верховной Рады и большинство премьеров – уроженцы провинции. В большей ли, в меньшей ли степени, но это находит отображение в их политической деятельности. На первом этапе независимости такие исконно украинские черты как умеренность и толерантность были востребованы сполна, что позволило уберечь страну от социальных и национальных конфликтов.
Но во времена стремительного развития, глобализации процессов в мировой политике и экономике стране нужны лидеры нового формата, способные ответить на вызовы времени. А среди украинских политиков очень трудно найти подходящие кандидатуры. Сегодняшняя система прочно законсервировала кадровый status quo.
Если присмотреться, то только Арсений Яценюк имеет шансы претендовать на статус модерного украинского политика европейского образца. Экс-спикер подавал реальные декларации о доходах и летал в служебные командировки рейсовыми самолетами. Он свободно владеет иностранными языками, хорошо ориентируется в вопросах экономики и геополитики и даже в официальных списках записывает себя не по рангу, а по алфавиту (убедился в этом на Киевском форуме безопасности).
Арсений Петрович – типичный яппи. Получив хорошее юридическое образование в престижном Черновицком университете, он добавил к нему диплом экономиста. На формирование личности киндер-сюрприза украинской политики наверняка повлияла сама атмосфера родного города: столица Буковины обладает абсолютно европейской аурой, прекрасной старинной архитектурой и поликультурной городской общиной.
С таким бекграундом Яценюк сделал блестящую карьеру «белого воротничка». Начиная с 1996 года, перспективный политик сумел побывать в роли и руководителя собственной юридической фирмы и банкиром, затем – поруководить экономикой Крыма и Одесской области, побывать в двух министерских креслах, и кресле заместителя руководителя секретариата президента. В конце концов, он занял должность спикера – впечатляющий результат блиц-рывка в большую политику. В свои 34 года Яценюк состоялся как незаурядный управленец и подошел к своеобразной дилемме: или влиться в команду одного из старых политических проектов и подносить патроны в чужих баталиях, или дерзко и стремительно сыграть в свою игру. Конечно, кто рискует, может проиграть, но тот, кто не рискует, проиграет обязательно.
Бьют волны, а мне прикольно
Яценюк это понимает и анонсирует создание новой политической силы. Главный посыл лидера – в первой десятке не будет людей, мелькающих в телевизоре. Это правильный подход: политики, которые годами сидят в эфире на проектах а ля Савик Шустер, вызывают стойкую аллергию у наших граждан. Набрав таких «сбитых летчиков» с непомерными амбициями, о каких-либо серьезных проектах можно будет забыть. Яркий пример этого – нынешняя фракция нашего героя «НУНС». Возможно, учитывая этот опыт, еще год назад Арсений Яценюк учредил собственный фонд «Open Ukraine», в рамках котрого проводит отбор молодых лидеров.
Отсутствие известных имен нужно компенсировать креативной и суперинтенсивной промо – кампанией. Тем более что время играет на руку политику. По данным опросов Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова, еще в сентябре 2007 года Яценюка не знали 30% опрошенных украинцев, а в декабре 2007-го - только 6,5%.
Сейчас волны мирового финансового кризиса и внутриполитической смуты накрывают старые политические силы, создавая в душах украинцев ощущение пустоты. А значит, есть возможность засиять новым звездам. Яценюку, рейтинг которого в некоторых регионах по соцопросам опережает президентский, есть с чем идти к людям, политическим партнерам, спонсорам etc. Что он явит, народу скоро станет известно: Арсений Петрович через месяц обещал презентовать свой проект.