Журнальный клуб Интелрос » Политик HALL » №37, 2007
Об экономике было говорено немало в июне – начале июля. Можно с большой долей вероятности предполагать, что это не отголоски задушевных бесед "за жизнь" на Банковой, а как раз отображение реальных процессов в тех сферах, субъекты которых решают судьбы Украины. Судя по последним веяниям, битва крупных капиталов переходит в эндшпиль. И на этом этапе всяческий флер только затрудняет действия.
На исходе июня политики все же решили взять тайм-аут и подлатать нервы, порядком поистрепанные за несколько месяцев перманентного кризиса. Кое-кто сладко замер, предвкушая неделю-две блаженного "отруба" от политики…. Ан нет! Порешав политические вопросы, главные герои рьяно бросились разбираться с экономикой. Экономические инициативы были, пожалуй, предсказуемы, покуда речь шла о традиционном социальном пакете. Ну, пенсии повысить, ну, зарплаты, молодым мамам подбросить деньжат "детям на мороженое" – это все еще куда ни шло. Но замахиваться – ни много ни мало! – на структурные модели, обсуждать основополагающие принципы… И пошла малопонятная для электората жаркая дискуссия! Так что же происходит за кулисами?
Все на слом
Ничего необычного: крупный капитал разочаровался во властной модели в Украине, поэтому всерьез надумал ломать каркас этой модели. Поводы для недовольства есть, и весьма серьезные.
Во-первых, эксперимент с перераспределением полномочий с треском провалился, главным образом потому, что стабильная двухпартийная система никак не складывалась, а лидеры политсил откровенно начали играть свою игру. Терялся смысл усечения президентских прерогатив. И лидеры ФПГ поняли, что если хочешь что-то сделать хорошо, – сделай это сам.
Во-вторых, так исторически сложилось, что властная структура и политический процесс у нас – единое целое. В принципе, это хорошо, но до определенного момента. Таким моментом стали, очевидно, массовые перебежки и "перекраски" в политическом стане. Представьте себе некоего мистера Х, который стоит за партией Х, и наблюдает, как родная партия стремительно меняет позицию. Что с этим можно поделать? Гарантий от запуска "своей игры" как не было, так и нет. И это очень осложняет жизнь нашим доморощенным олигархам, ведь крупные партии и существуют-то в основном для того, чтобы лоббировать интересы своих ФПГ. Традиционно сильный президент также занимал не последнее место в силовом раскладе. И хотя глава государства обычно пригревал ФПГ-победителя, расставлять свои кадры на посты и следить за их верностью становилось все накладнее и сложнее. Между тем, бизнес-структуры в стране стремительно легализировались и рвались на мировые рынки. Однако для того, чтобы там чувствовать себя уверенно, необходимо было иметь надежные тылы. А надежности-то как раз и не было.
Вряд ли получится подлатать и отремонтировать существующую модель. Скорее всего, речь идет о полном апгрейде, и ключевую роль в обновленной Украине будут играть как раз лидеры ФПГ. Если, конечно, у них получится.
Лица крупного капитала начали активно светиться еще в "оранжевую революцию", сейчас же они раскручивают себя по полной. Чего стоит Виктор Пинчук, барским жестом дарящий бесплатный концерт Элтона Джона, или таинственный Ринат Ахметов, вполголоса дающий "добро" на досрочные выборы (после чего, заметим в скобках, стороны конфликта быстренько договорились о дате)! Разве что Игорь Коломойский скромно держится в закулисье, но о нем частенько упоминают и президент, и премьер. Поэтому есть основания предполагать, что акулы капитализма будут представлены в новой системе, о некоторых элементах которой уже сейчас можно судить с высокой долей вероятности.
Сувениры "нового реализма" – ценности "старого" прагматизма
Система эта складывается буквально на глазах. Прежде всего, в новой реальности (или, как выразился Виктор Андреевич, "новом реализме") таки будут незыблемые ценности, трогать которые ни в коем случае не позволят ни одной из сил. В рамках текущего момента это курс нацвалюты и банковская система, бастионом сохранности которых выступает Нацбанк. Ревальвация гривни в 2005 году вызвала экстаз разве что у тех капиталистов, которые имели навар с импорта, но отнюдь не у экспортеров. А именно экспортеры наполняют живыми деньгами бюджет, и не только бюджет, но – что важнее – экономику страны. Поэтому сейчас в НБУ зорко следят за поползновениями и держат гривню в рамках. Стабильная нацвалюта выгодна практически всем участникам схватки за реальную власть в стране, так что относительно ее судьбы опасаться не стоит. Правда, есть ползучая инфляция, на которую можно списать некоторую девальвацию. Тем не менее, резких рывков курса не будет до зимы, хотя колебания цен на потребрынке не исключены.
Еще одна ценность – темпы экономического развития (в цифровом выражении – прирост ВВП и рост производства). Эксперты удивляются: в стране который месяц политический кризис, а экономике хоть бы хны! Конечно, не совсем "хоть бы", есть и "хны" в виде замедления темпов роста, но все же стабильная динамика позитивных экономических процессов сохранена, а это главное.
Скорее всего, ФПГ установят некий статус-кво и в благородном деле приватизации. Реприватизацию еще в 2005-м заклеймили как вредоносное "робингудство". Что касается "тихих дерибанов", то до них не доходили руки. Но еще зимой текущего года был объявлен крестовый поход супротив рейдерства, а межведомственная комиссия Кабмина во главе с первым вице-премьером Николаем Азаровым напродуцировала гору документов. Вероятнее всего, к сентябрю основные "концы" будут зачищены, налеты приостановлены, а атаки осуществимы только "с санкции соответствующих органов". Проще говоря, отмашку на дерибан будут давать, как и прежде, ФПГ, но и отвечать придется им напрямую. А чтобы неповадно было, ужесточат законы.
Крупный бизнес получит если и не льготы, то условия для развития – обязательно. Господдержка, в том числе финансовая, контракты и договора на самом высоком уровне, законы и постановления, даже указы – все будет направлено на создание комфорта для внушительных капиталов. Уже сейчас глава государства лихо подписывает документы, относящиеся к благородному делу зарабатывания денег в особо крупных количествах, и недовольно ворчит из-за вялотекущей налоговой реформы.
Еще нужны выходы на мировой рынок, причем ФПГ заинтересованы как в паре РФ-СНГ, так и в ЕС, и в США. Судя по тому, как слаженно были приняты законопроекты "пакета ВТО" (и так же оперативно подписаны), все субъекты схватки за власть понимают, насколько важно удержать закордонных партнеров. Именно поэтому, едва расхлебав внутреннюю "кашу", оба Виктора рванули за границу. ГУАМ, ЕС, РФ, СНГ, ЕЭП, ОЧЕС – за две недели экстренного "чеса" по заморским странам удалось заворожить мир новыми идеями, застолбить некоторые перспективные бизнес-направления, и, что немаловажно – сохранить (или подлатать) реноме. Поскольку ФПГ явно желают сохранить, скажем так, экономическую многовекторность, во власти будут достаточно внушительно представлены и "западники", и "славянофилы". Иногда они будут вступать в потешные схватки, но никого эти пикировки не испугают, поскольку оба движения будут разве что обслуживать активируемый вектор.
А что же средний и мелкий бизнес, о котором так много говорили в 2005-м и в первой половине 2006-го? В 2004-м предприниматели среднего звена, а также те, кто имел значительный ресурс, но без доступа к власти, рьяно поддержали "оранжевую революцию", выступив единым фронтом против донецкой ФПГ. В результате ожидалось, что средний сегмент получит "суперприз" в виде мощного представительства во власти, но этого не произошло. Крупный бизнес восстановил свое присутствие во власти, мелкий и средний остался за бортом. Несмотря на некоторые отдельные улучшения, кардинально ситуация для начинающих предпринимателей не изменилась. Открыть свой бизнес в стране по-прежнему сложно, не всякий решится на это. И хотя дела в сегменте заметно оживились, развития, адекватного темпам экономического роста, не наблюдается.
Но вряд ли крупный капитал заинтересован в "додавливании" мелкого и среднего сегмента. Скорее, ФПГ предпочли бы контролировать средний бизнес, а не изничтожать его. В перспективе, видимо, в Украине начнут эффективно действовать бизнес-инкубаторы "под крыльями" влиятельнейших ФПГ. А пока предприниматели, имеющие амбициозные планы, идут в политические структуры.
И вот в этом-то и заключается кардинальный "пунктик" нового реализма. Сейчас схема роста бизнесмена выглядит примерно так: мелкий бизнес – средний бизнес – вхождение в партию, присоединение к одной из ФПГ – развитие бизнеса (до определенного предела) – приход во власть для "отбития" интересов. Если бы бизнесмены во власти не переходили из одного лагеря в другой, то ФПГ обладали бы мощной и разветвленной сетью структур до самого делового низа, что позволяло бы им контролировать все и вся. Но они переходят! Поэтому бизнес (мелкий и средний) от власти отделят. Каким образом, пока малопонятно, наверное, сделают мандаты непривлекательными (отмена неприкосновенности, обесценивание и тому подобное). Главное, чтобы представитель ФПГ во властных структурах знал один интерес – интерес своей ФПГ, и профессионально его лоббировал без демаршей и неожиданностей.
Так и получится, что во властные структуры придут профессиональные лоббисты, оттеснив бизнесменов, а сама система превратится в мощный инструмент, но не отбивки интересов ФПГ, как можно было бы подумать, а в механизм стабильности (стабилизации) при любых, даже самых экстраординарных, обстоятельствах. Разумеется, если между самими ФПГ будет достигнут паритет.
Подводные камни
Эта красивая схема может банально разбиться о быт. Первый опасный риф – поиск компромисса между самими ФПГ. Вроде как, перекраивая политсистему, стороны добиваются максимальной стабильности и управляемости ситуации, а также сводят "на нет" саму возможность "кидков" со стороны лидеров политсил. Тем не менее, в отличие от экономической, властная модель вырисовывается слабо.
Сегодня на доминирование претендуют три ФПГ: донецкая, "приватовцы", и альянс днепропетровских с киевскими. Новый расклад не может не вызывать тревоги у "донов" и "приватов": намечается альянс между президентскими соратниками и днепропетровско-киевским союзом. Усиление позиций Виктора Андреевича, по слухам, подтолкнуло "приватовцев" к размышлениям о том, а не поговорить ли с президентом по душам.
Имеется еще один "финт" от Банковой. Мало кто заметил, что Виктор Ющенко встречался с представителями Лакшми Миттала. Пресс-служба информацию выдала, но куцую и очень скромно, так что она прошла мимо внимания СМИ. Между тем, нюанс важный. Сказочно богатый Лакшми – дорогой гость в секретариате Президента. Припоминая, как продавалась "Криворожсталь", легко просчитать, кто для Миттала самый уважаемый человек в Украине. В принципе, это может быть и случайность. С другой стороны, активные контакты с иностранными бизнесменами – не что иное, как привлечение иностранного капитала, иными словами, стратегия, нацеленная на размывание влияния украинских ФПГ.
Здесь и кроется первый и самый крупный подводный камень. Дело в том, что политики в последнее время отвыкли от того, что им надо кого-то слушаться. Отдельное спасибо за это Александру Морозу, придумавшему такую политреформу, благодаря которой крупные политические единицы, опираясь на партии, могут считать себя самоценными. Виктор Ющенко действует сообразно. С одной стороны, сейчас он – единственный, кроме Виктора Януковича, гарант относительной стабильности, и вполне может этим шантажировать своих покровителей в Украине. С другой, ФПГ еще не определились, как дружить. Против кого – понятно. А вот с "окончанием военных действий" ситуация мутная, чем и пользуется Президент, поскольку в условиях "равновражеских" ФПГ необходим арбитр.
Не исключено, что глава государства ведет отдельную игру. Если Президент заинтересует премьера в совместной игре против патронов-ФПГ (а тем более если эта игра будет нацелена на перехват власти в "верховных структурах"), то у обоих Викторов неплохие шансы выиграть партию, а ФПГ – получить либо новых руководителей, либо новую внушительную группу влияния. Видать, оба политика всерьез надеются на то, что бизнесмены, привлеченные обилием рычагов власти, быстренько сформируют группу поддержки. Срыв плана ФПГ в пользу "плана двух Викторов" возможен до тех пор, пока ФПГ железно не договорятся. Вот для этого-то и нужны выборы, причем досрочные. Они хоть какие-то позиции зафиксируют.
Второй крупный подводный камень – неполадки самой системы, в каком бы виде она ни была реализована. Дело в том, что без поправок к Конституции, причем четких и недвусмысленных, почва для борьбы сохранится. То есть в любой момент одна из конкурирующих ФПГ может выйти на коврик и заявить, что все, баста, я так не играю, давайте правила менять. Поправки же реально принять только через парламент и политическую систему. Следовательно, придется идти на уступки сейчас, чтобы исправить недоделки потом. Когда наступит искомое "потом", неясно, так что какое-то время придется жить по одному из продуктов компромисса – латанной-перелатанной Конституции. Вряд ли всем будет комфортно там, где глубоко поработали пестрые "рабочие группы". Этот момент, видимо, предполагается отработать на уровне законов, постановлений и указов. Но это реально в условиях полного, скажем так, согласия (или еще лучше – согласованности) всех ветвей власти и крупных ФПГ, "причесать" которые должны очередные изменения в Основном законе. Далее – издержки компромиссного продукта и очередной раунд схватки. И так до победного конца.
Вряд ли это та стабильность, за которую подспудно ратовали ФПГ. Значит, остается только три варианта: госкапитализм, либерализм в спайке с диктатурой и, как ни странно, социализм со всеми его прелестями, задекорированный, безусловно, под самую демократическую из всех моделей.
Брак по расчету
Ну, а мы-то как? Есть ли в этих конструкциях место населению, столь часто стающему в последнее время электоратом? Да, есть, и немаловажное. Сейчас одни наблюдатели говорят, что фальсификации на досрочных выборах превысят все мыслимые и немыслимые пределы, другие (и президент в том числе) убеждены в неизменности результатов по сравнению с марафоном-2006. Вопрос не последний, потому что в случае честного выбора мы будем голосовать не столько за виртуальные идеи, сколько за свое благосостояние. При фальсификациях наше мнение не зачтется, да это и не существенно, поскольку, как ни крути, а спецам в экономике лучше знать, каким путем нас вести в светлое постиндустриальное будущее. Ведь выборы-2007 тем и уникальны, что, с учетом вышеизложенного, они не столько политические, сколько – экономические.
Для ФПГ важно все же иметь поддержку масс, причем реальную, а не нарисованную. Того же хотят и политики. Следовательно, на этот раз нас будут соблазнять не виртуальными идеями и абстрактными понятиями, щедро утрамбованными в несколько засвеченных персон, а конкретными перспективами. Уже сейчас "НУ" и ПР подготовили грандиозные экономические планы. Однако не стоит заблуждаться: прагматизм в такой тонкой сфере как воздействие на массовое сознание возник не сразу и не из воздуха.
Еще в 2004 году, во время "оранжевой революции", экономические лозунги и идеи зазвучали наравне с политическими и даже – явление для украинского социума нехарактерное! – с идейно-духовными. Для сравнения, в 2002 году во время парламентской кампании лидировали призывы духовно-политические ("моральные политики", "восстановление справедливости"). Спустя два года впервые были дезавуированы интересы среднего и малого бизнеса. И если до тех пор вся экономика для избирателя укладывалась в соцпакет, то 2006-й год показал, какие именно идеи вышли на первый план. Партия регионов выступила с экономическими обещаниями – и выиграла ("Улучшение жизни уже сегодня"), во многом за счет пропаганды своего плана экономического развития, читавшегося как увлекательный научно-фантастический роман. Отличающийся всеобщим критицизмом БЮТ провел грандиозную по затраченным усилиям подготовку и пришел к финишу вторым ("Справедливость есть"). Наконец, апеллировавший к светлому прошлому ("Не зрадь Майдан!") и историческим ценностям НСНУ получил третий результат. Правда, "Наша Украина" тоже предложила план развития, но в нем было много "воды" и деклараций. По части аргументации регионалы явно обскакали "наших".
Синхронно с этим социологи регистрировали стремительную девальвацию идей в обществе (вплоть до религиозных) и ценностный вакуум. Естественно, идеологическая пустота заполнялась тем, что во все века оставалось ценным для каждого человека – собственное благополучие. Для этого важно знать, что будет завтра, и иметь хоть какое-то влияние на это "завтра".
Вот так и совпало, что экономические лозунги пали на подготовленную общественную почву. С этой точки зрения правы все те многочисленные американские психотерапевты и российские целители, которые утверждают, что мы получаем то, чего хотим.
Президент уже стартовал, запустив скандальный ролик "социальной рекламы".
Партия регионов и партнеры (а мы подозреваем, что в качестве сателлитов к ПР примкнут коммунисты, сохранив, впрочем, формальный суверенитет) реанимируют государственный капитализм и плановое хозяйство, смягченные в соответствии с последними экономическими веяниями. Государство остается и мощным игроком, и верховным распорядителем. Ставка на тяжпром сохраняется, равно как и экономическая дружба с РФ. Но по сравнению с 2004-м добавился и евроинтеграционный вектор. ФПГ, стоящая за ПР, уяснила, что с Россией удобнее разговаривать, имея мощного альтернативного партнера. Также и в ЕС куда проще излагать свои идеи и отстаивать интересы, намекая на хорошие отношения с РФ. Официальная Москва сейчас стремительно наращивает экономическое влияние, так что ссылка на дружбу с ней впечатляет. Кроме того, эксклюзивом ПР остается стабильность. Ринат Ахметов лично добавил к этому "социально ответственный бизнес". Налоговая реформа и развитие высоких технологий в Украине завершают экономический пакет от ПР, где и волки сыты, и овцы целы, что крайне существенно для мелких бизнесменов.
Главные оппоненты Партии регионов – НСНУ и БЮТ – весьма расходятся в экономических моделях. Если Виктор Ющенко (неформальный лидер НСНУ) остается ярым приверженцем либеральной модели, то Юлия Тимошенко ратует за жесткий государственный капитализм. Столкновение моделей имело место в том самом 2005-м году и завершилось изгнанием Юлии Владимировны из Кабмина. Апеллируя к социально незащищенным слоям населения, она в то же время держит в уме модель, выгодную прежде всего крупному капиталу. Поэтому версии о возможном альянсе БЮТ и ПР не так уж безосновательны. НСНУ по-прежнему делает ставку на мелкий и средний бизнес, на который и рассчитаны прелести либеральной модели. В экономическом разрезе четко просматривается соперничество ПР+БЮТ против НСНУ.
Есть и еще один момент. Дело в том, что мы с вами (электорат) сейчас действительно дороги и ФПГ, и политикам, и даже – страшно признать! – полубандитским коррупционным формированиям, которые рвутся к власти на местах. Население для влиятельных и состоятельных фигур – это громадный депозитный счет, очень прибыльный. Вы заметили, что темпы роста ВВП у нас лишь слегка ниже, чем уровень инфляции? Оба показателя варьируют от 7 до 12%. Предположим, что некий крупный капиталист Х вкладывает один миллион долларов в предприятие. Окупится – несомненно, но вряд ли быстро. А если в население? Деньги оседают в кошельках ненадолго, они возвращаются к производителям и импортерам, потому что граждане, как правило, на добавочные гривни имеют привычку покупать дополнительные товары или пользоваться большим спектром услуг. При условии роста цен прибыль составит ту самую разницу между ростом ВВП и уровнем инфляции. Так что, щедро разбрасывая предвыборные деньги (соцвыплаты) и создавая более-менее внятные условия для обогащения населения (в разумных пределах), крупные промышленники фактически субсидируют сами себя, накручивая на нас как минимум 3% годовых. По большому счету, при такой растущей экономике инфляция в 10-12% – нонсенс, но ее, родимую, старательно поддерживают на должном уровне как раз для прибыльности "депозита". Однако это выгодно прежде всего чисто украинским ФПГ. Российский и зарубежный капитал заинтересован как раз в обратном: чем ниже социальный уровень – тем дешевле рабочая сила. Понимаете, не так ли? А поскольку в чистом виде у нас ФПГ практически не существуют, капитал везде хоть немного да смешанный, то и коктейль из устремлений налицо.
От нас потребуется проголосовать. Результат утрясется в полном соответствии с последними на тот момент договоренностями. Но кто знает, как сложится ситуация и не придется ли нам в самом деле в ближайшем будущем самим выбирать собственное будущее, на самом деле? Так что не лишне всерьез задуматься об экономической модели и научиться, как в старушке-Европе, голосовать за партии не по велению сердца, а с калькулятором в руках, высчитывая, насколько лично тебе выгоден приход к власти той или иной силы.