Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политик HALL » №38, 2007

Наталия ВОЛКОВА. Владимир Яцуба: ХВАТИТ ДЕРЖАТЬ СТРАНУ НА СЫРЬЕ!
Просмотров: 2179

Перед интервью министр регионального развития и строительства Владимир Яцуба не просил меня выслать ему подготовленные вопросы к нашему интервью. Я была удивлена и отсутствием долгих и нудных расспросов, зачем мне это нужно. Спросил только о конкретной теме. Однако к моменту встречи успел позабыть тему беседы. Оправдываясь, обвел рукой огромный стол со стопками бумаг: "И спасение от этого только одно – надо научиться периодически стряхивать их. Но потом они начинают расти снова". Я скромно призналась, что не он первый придумал этот метод организации труда – мне порой приходится поступать так же. Контакт был налажен.

Изменились ли проблемы регионов с эпохи Леонида Кучмы?
– Несомненно. Будем говорить об экономической составляющей. Президенты Леонид Кравчук и Леонид Кучма заложили фундамент реформирования экономических отношений. Они создали структуры управления экономикой, уходя от социалистического образца. Этот процесс зашел уже настолько глубоко, что мы рано или поздно придем к такому состоянию, которое существует во всем цивилизованном мире. Будет так же, потому что экономика строится у нас на тех же принципах. Политические бури бушуют, а экономика тем временем развивается. Возможность развиваться для экономики – это и есть то главное, ради чего, в принципе, реформировалась страна в целом. Это закладывалось не одним человеком – и депутатами Верховного Совета прошлых созывов, и президентами, и правительствами, и премьерами. Каждый из них привносил (вместе со своим кабинетом) что-то новое, и в результате постепенно выстраивалась новая система управления и развития экономики. Вспомните, с чего мы начинали в 1994 году? С купонов, невыплаченных зарплат за 3-4 года… Я пом-ню, как мы с Леонидом Кучмой ездили по регионам, и он предлагал молодым бизнесменам: "Купите завод. За 10 гривен, только выплатите людям зарплату и организуйте производство!" Это сегодня расцвело рейдерство и грызня за такие же предприятия, а тогда они никому не нужны были! Трудно было найти таких смелых, кто повесил бы огромное предприятие на свою шею, решился отлучить от кормушки тысячи посредников… Например, я знаю, как тот же Олег Дубина пришел на Криворожсталь. Сегодня такое не принято вспоминать. А пришел он с автоматчиками, и две с половиной тысячи посредников за короткий промежуток времени были отлучены от этой металлургической соски. И только после этого Криворожсталь стала Криворожсталью. То же происходило на всех заводах Донбасса. У нас на глазах приходит к власти третье-четвертое поколение бизнесменов, так называемые "олигархи". Считаю, что они сделали для нашей страны не меньше, чем руководители страны или чиновники. Может быть, мы с вами еще доживем до того времени, когда их оценят по достоинству. Ведь это действительно неординарные люди, которые в сложнейших условиях смогли построить что-то. Я хорошо знаю, что значит отвечать за заработную плату пятитысячного завода. И это каждый месяц. И это живые люди нашей страны. Сколько их благодаря уму, инициативе и умениям наших "олигархов" получили возможность содержать свою семью! С уважением отношусь к таким людям. И несправедливо утверждать, что заслуга реформирования и подъема экономики принадлежит кому-то одному. Конечно, роль руководителей страны огромна, но это делали все вместе.
Не слишком ли замедлен этот процесс реформирования экономики?
– Вообще невероятно, что мы выползли из той страшной ямы, в которую страна попала после 1985 года. Стремительно менялись общественные отношения и экономические отношения. Но так в жизни не бывает, чтоб одной ногой стоять в социализме, а другой – в капитализме. И если бы меня спросили, как Украина перешла на новые рельсы – быстро или нет, – я бы сказал, что мы сделали не просто прыжок, а прыжок с шестом на 10-метровую высоту. Вся Европа, да и Америка реформировались сотнями лет. А мы за 16 лет стали свидетелями радикальных перемен в мировоззрении людей, которые вчера еще говорили о победе социализма и о равноправии, хотя это равноправие означало лишь раздачу одинаковых пайков. Я хорошо это помню. Мне пришлось поработать на заводе. Я видел, как разный уровень квалификации оплачивался по одному тарифу, и голова у меня тогда болела о том, как заплатить грамотному спецу ту зарплату, которую он заслужил. А если по большому счету, то социалистическую экономику развалила именно уравниловка, то, что стали платить всем по кружке. Наряду с экономическими изменениями менялось и понимание тех политических, и даже геополитических процессов, от которых зависит жизнь всей страны. Поэтому, когда сегодня обвиняют руководителей и правительство, когда появляются пораженческие настроения и пожелания попроситься в какой-то союз, думаю, что это ошибочная позиция. Политический раздор в стране вредит общему делу, продвижению вперед. Не нужно никуда проситься, нужно продолжать начатое дело по реформированию страны и экономики. И тогда нас будут просить. Мы сегодня достигли такого уровня, который позволяет заняться "четвертым переделом", то есть высокотехнологичными производствами. Хватит держать страну на сырье! Рано или поздно мировая экономика предъявит нам серьезные счета. Нам нужны инвестиции. Мы сможем выжить только благодаря высоким технологиям и высокому авторитету наших товаров на мировом рынке. Если этого не сделаем в ближайшие десять лет, останемся сырьевым придатком и местом, куда будут сбрасывать свои товары и Европа, и Америка, и Азия. Во всяком случае, именно так сейчас происходит в легкой промышленности, в электротехнической, и некоторых других отраслях. У нас очень мало времени.
Каковы приоритеты работы вашего министерства? И чего ждут от министерства регионы?
– Я выделил бы две составляющие, которые можно определить, как основные. Во-первых, нам надо выстроить новые подходы, новые формы соотношения бюджетов: центрального и местных. Это больной вопрос не только в Украине, он существует и в развитых капиталистических странах, в частности, в Европе. Пришло время доверить формирование местных бюджетов местному самоуправлению. В этом твердо убеждены правительство Виктора Януковича, вице-премьера Владимира Рыбака, это также и мое убеждение. В этом мы получаем поддержку из регионов. Понятно, каждый хочет быть хозяином своих денег, никто не хочет отдавать деньги, чтобы потом выпрашивать. Это первый вопрос.
Второй касается использования денег. Через министерство регионального развития идут субвенции, и нам важно, чтобы не пропала ни одна копейка, вложенная в строительство. А это в основном (95%) школы, больницы, газопровод в сельской местности, спортивные сооружения. В этом никаких разногласий между руководителями регионов и министерством нет. Задача у нас одна: так организовать работу в этих условиях (ведь есть проблемы с тендерами, с заказчиками, с организационными вопросами), чтобы когда надо будет отчитываться 1-го января, нам не было совестно перед людьми.
Но ваше министерство курирует еще и строительство…
– Здесь все соответствует тому же положению, которое я обрисовал в отношении экономики страны в целом. Если десять лет назад мы ездили по городам и видели обветшалые дома, брошенные предприятия, развалившиеся объекты, то в последние десять лет меняется все на глазах. Это всем очевидно. Киев, Днепропетровск, Донецк, Львов меняются, старое преображается, и новое зачастую в десятки раз лучше прежнего. В областных центрах уже разобрали все недостроенные, брошенные, развалившиеся объекты. Что касается стройиндустрии, стройматериалов, – то цифры говорят: рост составляет где-то 20%. Мы приращиваем объемы производства строительных материалов, темпы организации нового производства и темпы развития. Стройматериалы востребованы в нашей стране, такими же темпами они идут в оборот. Вот показатели за первое полугодие этого года – 14,4% роста по всем видам строительно-монтажных работ в Украине. Это одно из красноречивых свидетельств, что страна развивается. Строиться – значит развиваться. Ведь недаром экономисты за рубежом оценивают темпы развития страны по темпам строительства. И особенно приятно понимать, что строительство – это не только развитие строительной базы и строительной индустрии, это развитие многих отраслей. За строительством идет металлургия (это арматура, это металлоконструкции). Что еще приятно – в нашей стране развитие происходит равномерно, может быть, за исключением Киева. Мониторинг показывает, что идет оно достаточно серьезными темпами. Если не мешать этому процессу, то через 5-10 лет увидим другую страну. Я только что приехал из Москвы, где встречался с Министром регионального развития Яковлевым. У них также идет бурное развитие, строительство, хотя показатели не такие ровные, как у нас.
Как строите отношения с губернаторами?
– Так сложилась моя судьба, что с губернаторами я очень давно работаю, уже с 1987 года, то есть двадцать лет. Мне понятны многие вещи, о которых они даже не говорят. В этих контактах у меня нет проблем. В первый же день работы в качестве министра я сказал, что мы будем выступать лоббистами местного самоуправления и региональной политики. Это позиция правительства, позиция премьер-министра. Виктор Федорович сказал это еще в 2003 году, когда проходила первая встреча с губернаторами, а я был на этой встрече в должности министра кабинета министров. С одними губернаторами чаще общаюсь, с другими реже. Есть губернаторы политически заангажированные, такие осторожно себя проявляют в общении. Но разговоры-то, как правило, касаются сугубо практических вопросов – квадратных метров, денег, организации работы. У нас очень хорошие отношения с Ассоциацией мэров городов. Эта ассоциация представляет мэров крупных городов, а еще есть Ассоциация малых городов Украины. И с ними тоже взаимодействуем.
Проблема кадров вас не беспокоит? И что можно противопоставить хаотичным перестановкам, связанным с политической конъюнктурой?
– Проблема кадров – это главная проблема. Она была и раньше. Я имел к ней самое непосредственное отношение: когда-то снимал и назначал губернаторов и глав районов. Инициировал снятие более 500 глав районов. Хотя цифра довольно внушительная, это нормальный процесс, не надо из этого делать нечто ужасающее. Если дело требует, то нужно снимать. Не скажу, что это приятно, всегда стараюсь к человеку относиться по-людски. Бывает, что чиновник не виноват в той ситуации, которая сложилась, ему недостает каких-то знаний, то есть он оказывается не готовым к должности. Или наоборот – когда человек устал, и ему пора идти на пенсию, или когда переоценил свои возможности, или кто-то за него их переоценил. Из опыта знаю, что от 7 до 10% смены руководителей – это нормальный процесс. Даже до 20% – это нормально. Но я категорически против того, чтобы бездумно, по политическим соображениям, скопом снимать людей с должностей. Это губит дело, губит тот темп, который набрала страна в своем развитии. В 2005 году 48,5 тысяч управленцев было просто выброшено, заставили людей уйти, хотя сказали Президенту, что таких всего 18 тысяч. Не нужно ради политических амбиций махать шашкой, это будет мало отличаться от кадровых перестановок 1937-го года, разве что тогда расстреливали, а сейчас выбрасывают на улицу.
Что касается Киева, то здесь кадровый потенциал большой, сюда едут из других регионов. А вот в малых городах, в сельской местности – ограниченные возможности. Бывало, в 2005 году заместителями глав областных администраций назначали сексопатологов… Пришлось работать с людьми, которые вообще не знали структуры сельсовета, специфики управления районом. Конечно, у толкового человека с высшим образованием есть шанс научиться, но для этого должно пройти время. А пока теряет дело, теряет район, теряет город.
Существуют целые программы подготовки управленцев во Франции, Швейцарии, Швеции. Мы с ними ознакомлены. 16 лет этим формам работы с персоналом. Работают по этим программам не только государственные структуры, но и банки, и крупные фирмы – все, кому нужны подготовленные кадры. Начинают спонсировать молодого специалиста в университете, в институте, а после окончания вуза забирают его работать к себе на фирму. Это один из инструментов развития бизнеса и экономики. Фирма "Ясу", которая находится в Донецкой области, забрала пять тысяч лучших специалистов из партийных органов. Почему? Это подготовленные, знающие люди, имеющие опыт работы.
Достигли ли мы в сфере региональной политики того же уровня слаженности, который был при СССР?
– Я работал и в той, и в этой системе, и не хотел бы возврата той системы. Во-первых, она была настолько централизована, что могла работать лишь при жесткой партийной дисциплине. Рушилась партийная система, рушилась и экономика, и по цепочке рассыпалось все. Это мы и наблюдали, начиная с 85-го года. То, что мы сейчас построили, – это совсем другие отношения. Когда я работал первым секретарем райкома, я вызывал директора, у которого были плохие показатели, и рассказывал, что ему надо делать. Сейчас, невозможно представить, чтобы глава районной администрации пригласил к себе хозяина предприятия и стал учить, как ему производить, к примеру, металл. Власть перестала вмешиваться в вопросы экономики, и мы даже не заметили, как это произошло. Власть интересуют только налоги в бюджет, и еще какие-то отдельные показатели, а все остальное делает бизнес.
Считаете ли нормальным, что политика в Украине строится по принципу клановости?
– Все происходит по Дарвину. Нельзя перепрыгнуть какие-то этапы развития. Политическую эволюцию я бы сравнил с приготовлением борща. Если бросить в борщ капусту не в конце варки, а в начале вместе с мясом, то это будет уже не борщ. То же и в политике. Современные политики уже не похожи на тех, что задавали тон в 1994 году. Появился европейский стиль. Можно судить хотя бы и по той презентации, которую мы увидели по телевидению перед самыми выборами. Это целое театрализованное представление, участвуя в котором политики становятся политиками. Теперь мы признаем, что политики делятся на говорящих и неговорящих, публичных и непубличных. Хотя считается, что украинские партии уже сформировались, я все-таки думаю иначе. Должно пройти еще немало времени, пока у нас будут четко определены идеологические приоритеты, и только тогда появятся настоящие партии. Пока же программы трудно отличить друг от друга. В Европе партии представляют собой такую силу, что они не позволяют политикам управлять массами, там массы управляют политикой. И еще: в развитых странах политика оказывает меньшее влияние на экономику. У них между базой экономики и руководителем экономики (кто бы ни был этим руководителем – президент, парламент или какой-то политический лидер), существует определенный баланс. А вертикаль управления государством не подвержена влиянию политической конъюнктуры. Там очень мощный авторитет государственной службы, она является настоящим стержнем власти. А у нас на каждом шагу склоняют чиновничество и бюрократию, начиная от головы сельсовета и заканчивая президентом. Хотя всем понятно, что без них управлять государством невозможно. Считаю, государственная машина у нас потеряла авторитет в те времена, когда в партию (партию власти!) принимали в основном рабочих, а служащих – только 10 процентов. По идеологическим мотивам грамотные спецы не могли двигаться дальше. С тех пор люмпены преобладают над профессионалами, потихоньку вытесняют их.
У нас принято критиковать недавнее прошлое, эпоху Кучмы. Как вы к этому относитесь?
– Прибегая к любой критике, думаю, следует посмотреть прежде в зеркало. Не приемлю, когда зарабатывают свой бизнес на отношениях с лидером, а потом этого же лидера всячески поносят. С рук кормленные политики слишком часто так себя ведут, к сожалению. А вы заметили, что Кучму все меньше и меньше в последнее время ругают? Видимо, начинают задумываться о том, что нам ходить по одной земле, и через пять придется самим писать мемуары. Так Леониду Даниловичу есть, о чем писать. И глядя в зеркало, нужно иметь смелость дать оценку своей работе. Что каждый сделал для страны, для людей, кроме осквернения своих предшественников?
На каком месте стоит профессионализм при назначении на должность?
– На первом. Хотя человеческие качества тоже очень весомы. Думаю, "честь" – не пустое слово, и со временем мы оценим его значимость.
Среди политиков бытует мнение, что если тебя нет в телевизоре, значит, тебя нет вообще. А вы не принимаете участия в публичных политических акциях, политических шоу. Почему?
– Десять лет, с 1994 года по 2003 год я был высоким чиновником, которому это не нужно было. Да это и не приветствовалось руководством. Я занимался конкретными вопросами и был профессионалом в своем деле. А вот работая губернатором, я был обречен на публичность. Кстати, вы знаете, именно на этой должности я испытывал невероятный подъем и удовольствие от работы. Именно тогда я понял, что человек с головой может очень многое сделать. Своими глазами увидел, как меняются Украина и регионы.
Шоу – это не для меня. Я думаю, что отношусь к разряду руководителей, которые умеют делать, и при этом мало говорят. Как правило, публичны те политики, кто закрыт в личном общении. Можно поулыбаться "на ящик", и там будут крутить ролик о гениальном человеке, который прямо растворяется в труде. Совсем другое дело, когда человек на самом деле открыт. Вот я не умею быть закрытым. Характер не тот. Когда меня назначали на какую-то должность, единственное условие я всегда выдвигал, и Кучме, и Януковичу, и Кинаху, и Ющенко: "Я должен иметь свободу говорить то, что я думаю". Если этого не будет, я заврусь, не смогу работать. У меня есть определенный багаж знаний, которым я могу поделиться. Другое дело, что вы можете принять решение, какое вы найдете нужным, но право высказаться у меня должно быть.
Людей ведь не обманешь, они тонко чувствуют. Это все начинается с твоего аппарата, водителей, секретарей, – не спрячешь свою суть. Очень часто ловятся на чванстве руководители, которые приезжают в Киев из регионов, и даже такие, как Павел Лазаренко в свое время. Им кажется, что они растворились здесь, что их никто не видит, и они расслабляются. А киевская элита очень чувствительная и очень внимательно следит за выдвиженцами из регионов. Как только появляется новый человек, он просматривается как на рентгене. Проверяют, держит данное слово или нет, масса есть методов проверок. А потом смотришь – был такой перспективный, такой успешный в регионе, а в столице не удержался, тест на выживаемость не прошел. Я почти 20 лет в Киеве, и всю эту кухню знаю.
Ваш прогноз результатов выборов в Верховную Раду. Чего ждать от нового большинства?
– Я не специалист по прогнозам, но хочу повторить – все подвержено определенным законам развития. Думаю, что больших изменений не будет.
Скажите, разве то, что называлось Оранжевой революцией, не оказалось для людей жестоким шоу? Только что делать с учебниками для 5-х классов, где уже все расписано в сладостных тонах?
Могут ли выборы внести коррективы в работу министерства?
– Конечно. Об этом сегодня еще не говорят, но думаю, что если выборы состоятся, то, конечно, будут назначены выборы в местные советы. Так всегда было. Значит, опять будут чистки.
Чем будете заниматься, когда ваша каденция закончится?
– Я бы хотел работать. И быть востребованным. Не важно, где. В моей жизни было полтора года вынужденного бездействия, и, поверьте, этот период был для меня невыносимым. Не потому, что я не могу без должности, нет. Просто очень больно человеку, который хорошо знает процессы управления, стоять в стороне и смотреть, как рушится то, во что ты вложил много сил.
Вас сдавали?
– Шесть раз. Вы сейчас удивитесь, когда скажу, что первый раз меня сдали люди, во имя которых я работал. Когда был первым секретарем горкома, нас всех тогда сдали. Мы со своим опытом и знаниями оказались никому не нужными. Всех партийных работников сдали в один день. Тех, кто искренне верил в справедливость, элементарно выбросили. И только позднее поняли, какую ошибку сделали. Хорошо, что у меня было 12 лет рабочего стажа, и характер оставался со мной. И тогда я вернулся на завод.
Вы способны протянуть руку предавшим вас людям?
– Я ни на кого не держу зла. Бог им судья. А я им даже благодарен. Именно они заставляли меня мобилизоваться, идти дальше. И я могу назвать себя счастливым человеком, а это то, чего не купишь.


Украина тратит втрое больше энергии, чем любая европейская страна – Яцуба

80% своего рабочего времени власть на местах тратит на решение вопросов, связанных с энергообеспечением и энергосбережением, а энергозатраты Украины втрое больше, чем в любой европейской стране. Такие цифры привел министр регионального развития и строительства Владимир Яцуба на заседании круглого стола по вопросам разработки и внедрения новейших энергоэффективных технологий.
В свою очередь, вице-премьер-министр Владимир Рыбак отметил, что энергетическая отрасль в Украине находится на гране выживания. "Энергоемкость ВВП Украины составляет 0,89 кг условного топлива на 1 доллар США с учетом территориально-покупательной пропорции, которая в 2,6 раза превышает средний уровень энергоемкости в развитых странах мира", – заявил он.
В то же время, Яцуба подчеркнул, что без внедрения новейших технологий, которые будут экономить потребление энергии, без энергоэффективного оснащения страна уже в ближайшее время может стать перед фактом значительного дефицита энергоносителей, тем более что цены на них каждый год растут.
Министр также отметил, что острота проблемы состоит в высокой энергозатратности украинского производства и, по его мнению, такую ситуацию необходимо коренным образом изменить. В качестве примера использования энергосберегающего оснащения он назвал внедряемый проект по монтажу теплонасосов в коммунальном хозяйстве Винницы.
По словам главы Винницкой облгосадминистрации Александра Домбровского, стоимость такого агрегата составляет несколько миллионов долларов и за счет утилизации тепла канализационных стоков новое оборудование позволит обогревать целый микрорайон.
На заседании круглого стола было решено предложить Верховной Раде внести в действующее законодательство изменения и дополнения, которые бы стимулировали внедрение современных технологий и совершенного оснащения на объектах теплоснабжения. Также участники заседания заявили о намерении просить Кабинет министров уменьшить или отменить ввозную таможенную пошлину на высокотехнологическое оснащение, которое не производится в Украине, но используется на объектах теплоэнергетики, а также предусмотреть в госбюджете-2008 субвенции на "пилотные" проекты по теплоснабжению для нескольких малых городов Украины. "
Главред


"Из предусмотренной региональными программами на 1999-2004 года экспериментальной реконструкции фактически реконструировано только 23 демонстрационные объекта (81,2 тыс.кв.м общей площади, или 12 % от общих прогнозных расчетов), в том числе: в Луганской области – 8, Одесской – 1, Полтавской – 2 (за небюджетные средства инвесторов), Харьковской – 1, Черниговской – 3, в Киеве – 6 и Севастополе – 2 дома, при этом улучшили жилые условия около 3760 людей, обеспечено восстановление существующего устаревшего физически и морально жилищного фонда с его "тепловой" реабилитацией.
На протяжении 2005-2006 лет ситуация существенно не изменилась. Большинство облгосадминистраций ставят вопросы о необходимости выделения средств из государственного бюджета на выполнение работ по экспериментальной реконструкции жилых домов, ссылаются на недостаток средств в местных бюджетах и отсутствие законодательных рычагов относительно механизмов финансирования. Исходя из возможностей местных бюджетов, на протяжении 2006 года реализация соответствующих региональных программ по Украине осуществлялась в незначительных объемах и в основном эти работы касались реконструкции отдельных жилых домов общежитий под жилые многоквартирные дома с привлечением средств населения или проведение отдельных видов ремонтных работ по утеплению и модернизации устаревшего инженерного оборудования.
Исходя из указанного и учитывая техническую пригодность большинства домов первых массовых серий, для восстановления их потребительских качеств путем комплексной реконструкции в государственном бюджете Украины на 2007 год по программе "Мероприятия по реализации комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда" предусмотрено 250 млн. грн на проведение в регионах работ по реконструкции таких домов. Сейчас такая работа в регионах разворачивается. Управлениями жилищно-коммунального хозяйства облгосадминистраций вместе с органами исполнительной власти, местного самоуправления городов и районов областей сформированы и защищены в Минстрое перечни объектов, которые предлагаются к финансированию за счет указанной программы"

Из доклада министра регионального развития и строительства Украины Яцубы В.Г. на XXIV заседании межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ

Архив журнала
№47, 2015№45, 2008№44, 2008№43, 2008№42, 2008№41, 2008№40, 2008№39, 2007№38, 2007№37, 2007№36, 2007№35, 2007№34, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба