Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политик HALL » №38, 2007

Инна ДМИТРИЕНКО. К ому это принадлежит? Тому, кто ушел

"Кому это принадлежит?
Тому, кто ушел.
Кому это будет принадлежать? Тому, кто придет.
Где это лежит?"
Тексты, подобные приведенному отрывку, прошли сквозь века и множество коротких человеческих жизней. Для кого они писаны? Всякий, кто пытается их толковать, должен помнить, что цивилизационные секреты не даются в корыстные руки и не обслуживают личные амбиции соискателя.



Как правило, уровень цивилизованности человека кончается там, где кончается его личное пространство. С другой стороны, личное пространство весьма высокопоставленного в настоящее время украинского чиновника оканчивается сегодня вместе с прекрасной дорогой на развилке, у выезда из его родного образцового села на ухабистую основную трассу государственного значения.
Не большая редкость в наше время – красивая вилла с тремя "бентли" за живой изгородью, тщательно ухоженной экодизайнером. Но и не редкость – переполненные мусоросборники перед этой же изгородью, "благоухающие" на всю округу. За изгородью кончается личное пространство обитателей дома. НО именно они сегодня задаются вопросом: купить ли четвертый "бентли", насыпной остров – покинутую военную базу, или какой-нибудь средневековый замок "по остаточной стоимости этой развалины"?…
Сегодня приобрел популярность туристический маршрут по замкам "Золотой подковы", созданный вашими стараниями. Но, похоже, именно теперь и начинаются основные проблемы, связанные с сохранностью этих исторических памятников?
– Вроде бы начинается процесс создания государственного заповедника "Замки Львовщины". У меня даже спросили, не смогу ли я стать главой Наблюдательного совета этого заповедника… Вроде бы заповедник – хорошее дело, наверное, были бы тогда и государственные деньги. А то мы сейчас все делаем на деньги спонсоров и областных бюджетов. Правда, в прошлом году бюджетные деньги на Подгорецкий замок пришли в октябре. А кто ж может освоить за октябрь-декабрь миллион без материалов и подготовленных рабочих? И деньги эти как пришли, так и ушли обратно, я их вернул государству… Так что ситуацию с историческими памятниками в Украине я бы нормальной не назвал. Хотя наш Президент очень интересуется историческими ценностями и уделяет им много личного внимания… Я имел возможность познакомиться с тем, как подобным образом воскрешал культуру древних племен и народов президент Мексики. Он лично занимался пирамидами Солнца и Луны, лично ездил на археологические раскопки поселений. Наш Президент сегодня активно занимается Арсеналом Искусств в Киеве. Арсенал этот был построен еще при царской России, имеет 14 тысяч квадратных метров вверху и столько же внизу. Там Президент хочет создать огромный Национальный музей Украины "Украина – 20 000 лет". Но что-то не ладится все же в государстве с историческими памятниками. Никогда так, к примеру, не горели церкви… Вообще, из списка культурно-исторических памятников, составленного еще при советской власти, бесследно исчезло за годы независимости Украины около 30 объектов. Никто не интересуется, куда они подевались, как такое могло случиться. Эти объекты никто не списывает. Люди строят новые церкви, большие и помпезные, а маленькие церкви XVII века им становятся не нужны. Их поджигают, очень ценные иконы и древние иконостасы продают. Это почему-то никого сегодня не волнует. Хотя еще в 2002 году президентом Кучмой подписан Закон Украины об охране исторических памятников. Тогда же и была вроде бы создана Государственная служба по охране этих памятников. Но она совершенно бездействует.
Чем могла бы сегодня быть полезна такая государственная служба в деле сохранности культурно-исторических памятников?
– В первую очередь, она должна была бы на основании предыдущего, еще советского, реестра сделать реинвентаризацию. Неучтенные ценности бесследно исчезают, иногда оказываются в руках у случайных людей, которые не очень четко представляют, чем именно владеют… Такая служба была бы нужна, ее следует создать прежде, чем распределять территории потенциальных заповедников. Вот мне прислали фотографию из Санкт–Петербурга: наша львовская скульптура продается в антикварном магазине, скульптура школы Пинзеля, одного из его учеников, думаю, Матвея Полиевского… Так что, проблема – с охраной и самой организацией такой охраны, начиная с реестра. Потому и с замками теперь проблема. Был бы настоящий государственный заповедник, была бы и государственная охрана, и деньги бы нашлись на реставрационные работы и научные изыскания. Деньги-то у государства на исторические памятники, оказывается, есть. В прошлом году освоено 340 миллионов, но на "Золотую подкову" мы не получили ничего. Знаю только, что 330 миллионов были у госстроя и 12 миллионов у министерства культуры. Нет контроля за использованием этих средств. От областной администрации мы получили информацию, что нам выделены 100 тысяч на Олеський замок и 100 тысяч на Золочевский, но денег мы так и не получили. Я в конце года написал губернатору об этом и получил ответ, что деньги были выделены…
Государственная служба охраны памятников должна бы это контролировать, а ее нет. Создать новый замковый заповедник – не такое простое дело. Есть же замки, которые уже находятся на территории других различных заповедников: например Жовква – город-заповедник или Львов – заповедник ЮНЕСКО. Значит, кусочек замковой руины на Высоком замке должен переподчиниться замковому заповеднику и на этот кусочек должны там быть заложены средства. Наш предыдущий мэр хотел отстроить львовский замок. Там произвели археологические изыскания. Под останками замка Казимира нашли в основании следы фортификационных сооружений времен Киевской Руси (XIII-XVI века).
Общественность Львова тогда активно возражала против строительства на этом месте, по сути, нового замка. На него собирались истратить, по меньшей мере, миллиард, в то время как на реставрацию существующих уникальных замков "Золотой подковы" требуется от миллиона до 500, а то и 300 тысяч, которых до сих пор не нашлось.
Подгорецкий замок настолько напоминает Версаль, что неоднократно "играл роль" резиденции французских королей в разных фильмах. В чем уникальность замков Западной Украины?
– Ну, вообще-то Подгорецкий замок построен венецианским архитектором Андрея Дель Аква на 40 лет раньше Версаля. Тогда же итальянским огородником, имя которого летописи не сохранили, там был создан террасовый сад. Это Версаль напоминает Подгорцы. Правда Версаль – дворец, а Подгорцы – дворец-крепость. Ни в Польше, ни в Венгрии нет аналогов подобных сооружений, которые бы объединяли в себе оборонные и представительские функции, будучи при этом весьма комфортабельным по тем временам жильем. В самом бедном Опольском воеводстве Польши сохранилось 75 замков и дворцов. А на всю Украину их 24 (два в Закарпатье, два на Волыни и три на Подолье, плюс наши девять, если считать с руинами). Но если европейским феодалам в крепостях приходилось обороняться только друг от друга, то здешние магнаты своими крепостями создали заслон для Европы от татар и монголов. Ведь каждые десять лет вплоть до конца XVII века турки стояли под Львовом. В книге Ореста Мацюка "Замки і фортеці Західної України" упоминается четыре тысячи оборонных сооружений! Сюда включаются и монастыри, и даже оборонные церкви, окруженные крепостными стенами на случай осады, за которыми укрывались крестьяне.
С другой стороны, уникальность наших замков еще и в том, что в результате множества исторических катаклизмов на этом географическом пятачке замки не достраивались в более поздние эпохи. Только украинские замки сохраняют свой первозданный облик. Мы видим их практически такими же, какими они описаны в дневнике немецкого путешественника XVII века Ульриха фон Вердума, посетившего их вместе с тайной миссией аббата де Форильи во время заговора франк-масонов против только что избранного польского короля Михала Вишневецкого. Наши замки действительно уникальны и содержат еще множество неоткрытых тайн. Это всегда понимали просвещенные люди. Скажем, во время Первой мировой войны, несмотря на то, что в Подгорцах располагался генеральный штаб австрийской армии, Брусилов дал команду не стрелять по замку, ввиду его чрезвычайной исторической ценности… Золочевский замок, например, так поразил Петра I совершенством фортификационных сооружений и архитектурной целесообразностью, что построенная им впоследствии Петропавловская крепость – только увеличенная его копия. Его тогда восхитили все здешние замки. Мне, кстати, пообещали изготовить копию центральной скульптуры из Подгорецкого парка, которую, в свое время Петр I прихватил с собой как образец.
В соседней Европе многие замки сегодня выполняют разнообразные функции, кроме музейных, почему же вы, все-таки против передачи замков в частные руки, например, в концессию, несмотря на несовершенство государственной политики в вопросе сохранения исторических ценностей и недостаточное финансирование?
– Каждый из украинских замков хранит особую информацию. Поэтому я считаю целесообразным использовать наши замки исключительно как музеи. Если говорить о Подгорецком замке, то сегодня у нас есть возможность восстановить 65 процентов его интерьеров. Известно, где какая картина висела, они хоть завтра могут занять свои места. Сохранилась и мебель, и многое другое.
Согласно украинскому законодательству замки могут принадлежать государству, общественным организациям и не исключается возможность частного владения. Однако в каждом случае решать судьбу замка надо не в ущерб его культурно-историческому значению. У некоторых предприимчивых людей возникает желание приватизировать хорошо сохранившийся и уже частично отреставрированный Союзом архитекторов Украины комплекс Свиржского замка вместе с 22-мя гектарами парка и охотничьих угодий под гостиницу. Но при этом совершенно нет желания действительно спасти от разрушения замок украинских магнатов князей Острожских в Старом Селе! Почему бы не поднять из руин замок в Поморянах, где недавно было профтехучилище, и который сейчас просто разбирается по частям? Практически на наших глазах оттуда был вывезен мраморный камин, который я не посчитал возможным демонтировать… Мы могли бы помочь восстановить их интерьеры и были бы благодарны такому предпринимателю за сотрудничество. По существующим законам в концессию можно взять свалку или дорогу, отремонтировать ее и взимать деньги с проезжающих. Но замков это не касается. Очень может быть, что в наших условиях не долго и "усовершенствовать" закон в чьих-то интересах. Но кто-то же должен задуматься о том, что останется для истории после такой концессии? Может быть, действительно лучше отдать под санаторий для ветеранов творчества: пожилых актеров, режиссеров, архитекторов, художников, писателей, сценаристов, – Поморяны – как это предлагает Роман Виктюк? Мне известно, что он обратился за содействием к супруге Президента, Катерине Ющенко, в ее фонд. Пожилые деятели искусств не только не имели бы в этом случае дефицита общения, что часто с ними случается, но и вели бы там мастер-классы для начинающих. При этом замок продолжал бы выполнять и музейно-историческую функцию.
Замки Западной Украины иногда называют замками-фантомами и это, вероятно, относится и к остальным культурно-историческим ценностям, оказавшимся на этой территории. Где-то схожая ситуация на территории Восточной Пруссии, в Калинингадской области России. Ни там, ни тут ничего никогда не национализировалось. Все дворцы и замки были просто-напросто оставлены бывшими хозяевами, причем, в нашем случае еще и задолго до прихода Советской власти. Получается, что на территории Западной Украины было и остается огромное количество ничьих ценностей, права на которые не были заявлены на протяжении юридически обоснованных сроков их бывшими хозяевами или их наследниками. С другой стороны – эти замки никогда не были украинскими в национально-этническом смысле…
– Замки не могут иметь национальности. Так во всем мире. Их строили итальянцы, французы, была голландская школа, какие-то замки придумывал Леонардо да Винчи. В виде китайских дворцов, комнат и мостиков сюда проникало и отражалось в модных элементах влияние восточных культур. Строили все это, как правило, люди, проживавшие на данной территории, то есть украинцы. Заказчики, то есть хозяева замков только на 30 процентов принадлежали к древним европейским родам. В основном это были ополяченные украинские или же русинские магнаты. Однако же более тысячи портретов польской шляхты исполнены придворными художниками-украинцами, только двадцать – тридцать из них написаны французами или поляками. В Подгорецком замке в XVII веке был древнейший придворный театр, на сцене которого играли, естественно, украинцы, и пьесы писал ополяченый русин Вацлав Ревуха (Жевуский). Его пьесы, кстати, сейчас переводятся, да и сам театр, вероятно, удастся возродить силами современных актеров. Олеський замок – самый древний на территории Восточной Европы, относится ко времени Киевской Руси (XIII век) и заложен русинскими князьями. Золочевский замок вообще строили пленные татары, которые за хорошую работу были отпущены на свободу, но никуда не ушли, а основали в 3 километрах от замка татарский поселок Вороняки. Жители этого поселка живут как все украинцы и построили недавно новую церковь. Но до сих пор они редко вступают в браки с жителями других сел и славятся необыкновенной предприимчивостью.
Какому народу, скажите, принадлежит пирамида Солнца – неужели исключительно потомкам ацтеков? Точнее будет сказать, что она принадлежит государству Мексика. Но сказать, – всей человеческой цивилизации – тоже будет правильно. Другое дело, что каждое государство, претендующее на роль игрока в геополитических играх, обязано чувствовать ответственность за эти цивилизационные ценности и правильно регламентировать их существование с правовой точки зрения. Желательно, чтобы эта аргументация была обоснованной и понятной всем.
Вот недавний случай: в России продают в частное владение дворец. Литовская фирма делает паркет по архивным чертежам, потому что новый владелец получил, оказывается, этот объект на условиях комплексной реставрации.
Самое интересное не условия, а то, что их нельзя не выполнить. Мы сегодня не имеем таких механизмов.
История каждого замка плотно окружена многочисленными преданиями, а подчас и мистическим ореолом. Расскажите, пожалуйста, о камнях, найденных вами возле Золочева.
– В 2000-м году к нам в замок, где мы начали реставрационные работы, пришел местный милиционер и с ним несколько жителей из села Новосилки из-под Золочева. Они рассказали о странных камнях с непонятными надписями. Оказалось, житья от них там нету. Странные явления пугают народ много лет, вот и пришли к ученым людям, чтобы разобрались со всей этой чертовщиной. Местные священники тоже признавали эти камни бесовскими. Когда мы осмотрели камни, поняли, что установлены они в месте ритуальных жертвоприношений, о чем свидетельствуют останки принесенных в жертву птиц и найденный нами ритуальный топорик. Надпись на самом большом из камней выполнена готическим шрифтом, поэтому мы ее сразу датировали началом XV века. Все вместе изображения и надпись на камнях, несомненно, представляют собой криптограмму, зашифрованное послание.Камни перетаскивали при помощи трелевочного трактора: самый большой из них весит 9,5 тонн, а меньший – 3,5 тонны. Третий камень совсем маленький по сравнению с двумя другими, он до сих пор находится в лесу. Я долго сомневался, из этой ли он серии. На нем изображена корона и замысловатая стрела, которая, по-видимому, указывала на вход в подземелье разрушенного монастыря. Летописные упоминания о венгерском поселке Новосилки свидетельствуют, что в 1398 году он уже существовал. Мы раскопали там фундамент монастырского укрепления ранней постройки. Все это подтверждает догадку о том, что мы нашли один из трех находившихся в Восточной Европе (и все на Западной Украине) монастырей, в которых нашли пристанище чудом уцелевшие после приговора Филиппа Великолепного тамплиеры, вероятно представители Ордена Священного Чертополоха (именно им удалось скрыться и бежать от казни в страны Восточной Европы). При каких обстоятельствах, и по какому поводу была сделана надпись, остается неизвестным. Мы даже не знаем, на каком она сделана языке: на венгерском ли, или на каком-то другом, подвергшемся венгерскому лингвистическому влиянию. Местные жители утверждали, что люди в лесу возле этих камней теряли ориентацию и не могли оттуда выбраться, им там слышались разные голоса, их охватывал непреодолимый ужас. Но самое любопытное, что местные предания не сохранили никаких легенд относительно появления этих камней. Вот про гигантский валун у села Под Камнем рассказывают, что этот камень несли черти, что бы сбросить на Доминиканский монастырь, но уронили когда запел петух (поэтому на него очень легко может взобраться любой, а спуститься еще не удалось ни одному опытному скалолазу). Многочисленные попытки расшифровать послание не увенчались успехом. Так что предложение наших экскурсоводов вложить палец в отверстие на меньшем камне и покрутить его, в случае любовного желания в сторону нарисованного венка из живых цветов, а в случае пожеланий другого сорта в сторону венка из цветов засохших, – всего лишь доморощенная приманка для туристов. Но многие верят и даже говорят, что какие-то желания при этом сбываются. А если серьезно, возле этих камней реально зафиксировано сильное полевое излучение. При фотосъемке (в разных режимах) места, где были обнаружены камни, в полнолуние на пленке видны какие-то знаки. Есть косвенные указания на то, что именно эти камни искали тайные экспедиции Гитлера и Сталина, но почему-то не нашли. Это загадочное послание тамплиеров еще ждет того, кому оно предназначено.

Автор выражает признательность издательству "Центр Европы" за предоставленные иллюстрации



Борис Григорьевич Возницкий

Академик, член-корреспондент Академии искусств Украины, лауреат Государственной премии им. Т. Шевченко, Герой Украины, Президент украинского национального комитета международного совета музеев, официальный представитель украинских музеев в ЮНЕСКО, Член межгосударственной комиссии по реституции культурно-исторических ценностей, директор Львовской картинной галереи.
Под его опекой и в его ведении сегодня находятся замки "Золотой подковы": в Олеське, Пидгирцях, Золочеве, Жовкве и другие. На территории Львовской области этих замков больше всего – 9, под крышей – 8 (есть еще руины), – это из 23 замков, имеющихся в Украине.

Архив журнала
№47, 2015№45, 2008№44, 2008№43, 2008№42, 2008№41, 2008№40, 2008№39, 2007№38, 2007№37, 2007№36, 2007№35, 2007№34, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба