Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политик HALL » №39, 2007

Хамид ДЕЛЬМАЕВ
Болят уши? А вы их не мойте

Есть такие медицинские услуги, ради которых за границу не поедешь, которые никак не стоят больших сумм и которые должны быть по плечу просто работающему человеку. И в этом срезе оказывается, что бесплатная государственная медицина в России или Украине – далеко не самая плохая. Не намного хуже, чем во Франции, но гораздо лучше, чем в Великобритании.


Говорят, медицина в Европе лучше нашей. И даже подтверждают фактами. Например, напоминают, что все поп-звезды едут рожать за границу. Или взять крупных избранников народа или чиновников – президентов, депутатов, членов правительства, губернаторов, – они тоже оздоровиться туда едут. Как объяснил нам недавно ездивший лечиться от отравления в Германию господин Цушко, на Родине врачи могут что-нибудь специально не так сделать своим народным избранникам. А их здоровье – очень ценная для Отечества штука. Ведь они такие незаменимые, и лечить их нужно только в дорогих европейских клиниках.
Это правда, что дорогие клиники в Европе лучше дорогих клиник в Киеве или в Москве. И если у вас есть сотня-другая тысяч евро, – езжайте за кордон, – вы получите самый лучший сервис. Вас и наилучшим способом вылечат, и оближут с ног до головы. У нас вы такого сервиса, действительно, не получите ни за такие же деньги, ни за деньги, в десять раз большие. Его у нас пока что просто нет.
Если же говорить об обычной медицине, то есть о том, чтобы в случае нужды зашить рану, вскрыть нарыв, вырвать больной зуб или даже отрезать аппендикс, причем не в дорогой платной клинике, а в ближайшем травмопункте… То, по моим наблюдениям, как раз таки наоборот: "немцу" у нас хорошо, а нам "у немца" – смерть. Для примера – две истории из личного опыта.
В российском черноморском порту один иностранный матрос прыгнул в воду и ударился головой о нечто твердое – железо или камень. Его вытащили, из головы хлещет кровь. Местные жители на своей машине отвезли его в ближайшую больницу. Там без всяких разговоров ему обработали рану, наложили швы, дали немного очухаться и отпустили на корабль. А уже на следующий день горздрав (как владелец больницы) выставил иностранному кораблю счет, не очень большой, кстати. И сказал капитану: если можете – оплатите, а если нет, то мы вам прощаем.
Вторая история. Почти в центре Лондона трехлетний мальчик играл с мячом, упал и ударился головой о бордюрный камень. Ребенок кричит, из головы хлещет кровь, мать зажимает рану рукой, с трудом ловит такси, едет в ближайшую клинику. Там ее долго расспрашивают – кто такая, откуда, какая у нее страховка. При этом ребенок продолжает плакать, голова вся в крови. Наконец ей говорят, что помочь не могут – езжайте, мол, в такую-то клинику. Она снова берет такси, едет по указанному адресу, забегает в приемное отделение, зовет на помощь. Подходит медсестра и говорит: "Ждите". Мать ждет полчаса, а потом хватает за рукав проходящего мимо врача: "Я уже больше часа держу рану рукой – может быть, Вы мне поможете?" "Вам обязательно помогут, – отвечает врач. – Ждите".
Еще через некоторое время подходит кто-то из медперсонала и начинает ее расспрашивать – кто такая, откуда, какая у нее страховка. При этом ребёнок продолжает плакать, голова вся в крови. Потом опять говорят: ждите, врачи пока все заняты, вам помогут.
Помощь ребенку оказали через четыре часа после травмы. Счет тоже выставили. Гораздо больший, разумеется, чем тому матросу.
Об излишней бюрократичности и невысоком качестве британской системы медпомощи говорят и сами жители Туманного Альбиона. Один мой знакомый англичанин, учитель по профессии, отправился как-то на своей машине во Францию. И сразу после пересечения Ла-Манша, под Гавром, попал в серьезную аварию, с переломами. По возвращении в Лондон он рассказывал, как был счастлив, что это случилось с ним не в Англии, и как прекрасно лечат и обходятся с пациентами французские медработники. Правда, при этом он с точностью до наоборот отзывался о французской полиции (что тоже правда). Англичане, в отличие от французов или русских, всегда раскопают любое дело. Может быть, именно из-за своей педантичности и скрупулезности.
Поняв преимущество французской медицины, прагматичные англичане давно ездят лечиться во Францию – и дешевле, и уровень обслуживания лучше. В последнее время, видимо, поток английских челночников за медуслугами превысил чашу терпения французов. Дошло до того, что президент Саркози запретил предоставлять англичанам бесплатную медицинскую помощь.
У англичан дело с медициной уж слишком коммерциализовано. Частные клиники и платные врачи, способные вас вылечить, очень дороги. У жены моего друга, известного писателя Юлия Дубова, во время проживания в Лондоне как-то разболелось ухо. Разумеется, муж повел ее к хорошему специалисту по ушам. Английский доктор заглянул в ухо, сел на место, и стал писать. Закончив писать, он протянул ей то, что писал. Она думала, – рецепт, или рекомендации какие. Оказалось, – счет. На 150 фунтов (примерно 1500 гривен).
"А как же быть с ухом?" – спросила г-жа Дубова.
"А Вы не мойте уши" – последовал ответ.
Разумеется, добрый совет дорого стоит. Но не до такой же степени! Наш платный доктор хоть какие-нибудь капли бы прописал для приличия. А вместо мытья посоветовал бы протирать уши спиртом, или каким-либо другим способом поддерживать их чистоту.
Платная медицина, тем не менее, в Великобритании хоть и очень дорогая, но очень качественная. Вставленные в Лондоне зубные пломбы я ношу уже пять лет. Не менее дорогие московские пломбы у меня выпали через полтора-два года.
С социальной и страховой медициной, особенно с медицинской помощью дела в Великобритании обстоят намного хуже. Это касается в первую очередь государственных медицинских учреждений. Разумеется, там нет бытового хамства со стороны медперсонала, как иногда бывает у нас. Но вежливая форма, в которой они заставляют пациентов придерживаться созданных ими правил, порой кажущихся абсурдными, способна привести в бешенство кого угодно.
Может быть, это и хорошо, что существуют правила. Плохо то, что из-за очень уж ревностного и слепого следования этим правилам порою бывают такие случаи, как, например, в Киеве смерть известного актера Краско. Или как со страховой медициной в России: если ваш медицинский страховой полис выписан в одном районе города, то в другом районе вы медицинских услуг, кроме неотложной помощи, не получите, не говоря уже о других городах или областях.
В Германии медицина считается одной из лучших. Особенно – дорогая медицина. Но со страховой или социальной и там не лучше. У одного моего знакомого новорожденную дочь в немецком роддоме заразили стрептококком. Так он разорился, пока ее выхаживал в платных клиниках.
Лучшая медицина, по общему мнению, на Кубе.
Так что качество врачевания зависит не от системы власти, а от системы медицинского обслуживания.
Что касается платной медицины, то ее развитие, разумеется, надо поддерживать и поощрять. Конечно, государство и общество и здесь не должны стоять в стороне, иначе развитие частной медицины примет уродливые формы – коррупционные, воровские, мошеннические и шарлатанские. Как это сейчас и происходит в Украине и других странах СНГ.
Самый распространенный способ создания частных клиник сейчас именно коррупционный. Как правило, частные клиники существуют за счет государственных, присасываясь к ним, как вошь к телу пролетария. Под красивой вывеской типа "Эскулап" сидят современные корейки, которые лечат страждущих за счет людских и материальных средств, украденных, по сути, из государственных больниц. К примеру, приходит человек, которого нужно, условно говоря, вылечить. Ему говорят: сначала делаем анализы. Стоят три тысячи гривен. Человек платит, потому что наслышан, что реактивы стоят дорого. А частная клиника берет у него материал для анализа, несет в гослабораторию, дает лаборантке сто гривен, а та делает анализ за счет "экономии" реактивов на больных своей больницы. Остальные две девятьсот частная клиника кладет себе в карман. Точно так же и лекарства. Больному в государственной больнице выписывают 10 единиц, а нужно ему всего пять. Остальные идут в частную клинику.
Примеров относительно честного заработка на платных услугах немного, но они существуют и в Киеве. Вот есть стоматологическая клиника на улице Кутузова. Она работает, как и работала раньше, на Министерство обороны. Но что был Киевский военный округ и что есть теперь Министерство обороны Украины? Ясно, что работы у клиники стало в разы меньше прежнего, а ее содержание обходится как прежде дорого, если не еще дороже. Поэтому в отношении нее решение принято правильное: полковники и другие военные – в одну сторону, то есть лечение бесплатное, а всякие там штатские – в другую, то есть в кассу. Причем услугу вам окажут любую, только плати. А цены открыто размещены на большом табло в фойе. Оплатить услугу можно также в кабинете у врача – на ваши деньги оформят приходный кассовый ордер, а вам выдадут квитанцию к нему. Судьба этих денег в дальнейшей цепи их прохождения мне неизвестна, но, судя по наличию первичных документов, и клиника, и врачи зарабатывают законным образом, а сама эта коммерция, несомненно, облегчает финансовое бремя Министерства обороны по лечению военных.
Несмотря на все сложности европейской модели медицинского обслуживания населения, в ней есть, что взять в качестве образца для подражания (я, разумеется, имею в виду не то, что уже взято – цены в платных клиниках). Однако некоторые вещи, например, социальную или страховую медицину я предпочел бы иметь (хотя и с большими оговорками) советскую или кубинскую, – когда любой гражданин в любой точке страны мог бы получить бесплатно качественную медицинскую помощь. Пусть будут дорогие частные клиники для дорогих наших чиновников и для успешных предпринимателей. Но пусть сохранится бюджетная социальная медицина. Разумеется, с достойной оплатой труда медицинских работников.



Дембский Л.К.
Остров Куба – территория здоровья?

Современная система здравоохранения Кубы была полностью сформирована за период, прошедший после революции. Убогое медицинское обслуживание дореволюционного времени опиралось на немногочисленных частнопрактикующих врачей и широкую область народной медицины, как это обычно бывает в развивающихся странах. Тем более что после победы революции Куба потеряла половину своих докторов, которые спешно эмигрировали в Соединенные Штаты.
Сейчас на Кубе около 800 тысяч врачей. Вся медицинская помощь, вплоть до самых сложных операций, оказывается бесплатно. С любыми болезнями можно обращаться в поликлиники, которые оборудованы достаточно хорошо. Поликлиник не так много, но обычно в городах есть еще несколько медпунктов, а почти за каждым районом наблюдает семейный доктор, обычно проживающий здесь же. По статистике, 95% населения Кубы наблюдается семейными врачами. Чтобы стать врачом, нужно закончить институт – шесть лет, после чего еще три года уходит на специализацию. А совершенствуются кубинские врачи непрерывно. Местная система здравоохранения в чем-то похожа на советскую, – как в смысле подготовки кадров, так и оказания услуг. Это неслучайно – очень многие кубинские специалисты обучались и проходили стажировку в Советском Союзе. А сейчас Куба сама посылает ежегодно тысячи врачей в развивающиеся страны.
Отличительной чертой кубинских врачей является очень внимательное и бережное отношение к пациентам, – с глубоким человеческим участием. Возможно, это самое лучшее из заимствований того доброго, что издавна присутствовало в нашей, отечественной медицине и разрушается лишь в последние годы. Следствием этого стало то, что на Кубе одна из самых высоких в мире продолжительностей жизни – 76 лет, и выглядит это изумительно на фоне не только лишь стран Латинской Америки. Кроме того, кубинские хирурги стали известными на весь мир благодаря операциям лапароскопом. Здесь разработана также уникальная практика рассасывания тромбов и предупреждения инфарктов. Ежегодно на Кубе делается около 30 тысяч операций по удалению катаракты (а в соседней Венесуэле – всего менее 150). Тяжелое экономическое положение острова не могло не сказаться на системе здравоохранения. В больницах по всей стране обнаруживается нехватка самого насущного – антибиотиков, одноразовых перчаток и шприцев, рентгеновской пленки. Многие лекарства очень трудно, почти невозможно достать. Оборудование, в большинстве своем советского производства, устарело или вышло из строя, и многие врачи жалуются на низкую зарплату и разочарованность в своем призвании. Врач на Кубе – профессия очень уважаемая, но обогатиться за счет нее невозможно. Частная практика строго запрещена.

Архив журнала
№47, 2015№45, 2008№44, 2008№43, 2008№42, 2008№41, 2008№40, 2008№39, 2007№38, 2007№37, 2007№36, 2007№35, 2007№34, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба