Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политик HALL » №41, 2008

Павел Климец про инвестиции и "страну скрытых зависимостей"

Политическая воля чиновника часто оказывается решающим фактором в болезненных вопросах сотрудничества между бизнесом и властью. Если механизмы такого партнерства будут законодательно прописаны, бизнес сам, без всякого принуждения, начнет проявлять интерес не только к политическим проектам, но и к инвестициям в "тяжелые" социальные и государственные задачи. Такого мнения придерживается народный депутат Украины от Партии Регионов Павел Климец, чья компания "Олимп" вот уже почти десять лет занимает лидирующие позиции на рынке Украины.

alt Как оцениваете приход в большую политику людей из бизнеса? Относите ли себя к этому типу политиков?
— Приход в политику людей из бизнеса отнюдь не случайность. К сожалению, с момента получения Украиной официальной независимости осталось большое количество зависимостей неявных. В странах СНГ оказались рынки сбыта для самых мощных украинских предприятий и целых отраслей. Я бы сейчас назвал нашу страну "страной скрытых зависимостей". Мы говорим о нейтралитете и не можем годами определиться: мы с НАТО или против него. Мы стремимся в Европейский союз, но при этом осознаем отдаление от России. Наверное, нужно уметь признавать свою зависимость. Бизнес построен на системе взаимных добровольных зависимостей. Бизнес — это логика и доверие: вы зависите от поставщиков, они зависят от вас, вы зависите от потребителей, они зависят от вас. И так во всем. Разница только в степени открытости этих процессов и возможности увидеть истинную конечную цель. Сегодня любой бизнесмен зависит от государства, а политики зависят от бизнес-элит. Но массовое сознание отказывается понимать и принимать нормальность этих явлений. Вопрос только в том, готовы ли люди к правде? Мне кажется, еще нет. Большинству легче жить стереотипами, мифами, обобщениями и оценками "черное — белое". Нежелание думать рождает феномен "торжества популизма". Многие не размышляют о том, почему бизнесмены, которые позиционируют себя как сторонники различных политических сил, дискутируют и воюют с экранов телевизора, а вечером, как ни в чем не бывало, ведут переговоры, подписывают договора о совместных проектах. Знаете, им должно быть за это стыдно, и поэтому они вынуждены скрывать свои зависимости, и фактически каждый день надевать фальшивую маску "борцов за справедливость". Логика прихода бизнеса во власть ясна: власть коррумпирована, законодательство несовершенно, а бизнесу нужно минимизировать затраты, поэтому самый логичный вывод — стать частью власти. Я отношу себя к категории людей, которые могут назвать себя отраслевыми лоббистами. Нам, конечно, до цивилизованного лоббизма далеко. Но сегодня я стараюсь, используя опыт в бизнесе, находясь во власти, защищать наших производителей, которые достойно представлены во всем мире. Если мне удастся спасти спиртовую отрасль от окончательного краха, а производителям ликеро-водочных изделий дать возможность строить собственные заводы — на данном этапе этого достаточно.

Можно ли говорить, что люди бизнеса привносят в украинскую политику прагматическое мышление? Если да — считаете ли это позитивным?
— Люди украинского бизнеса в украинскую политику зачастую приносят свои бизнес-интересы. Это факт. Именно поэтому решения о строительстве мостов, например, принимаются, а потом стройка стоит годами. Прагматичное мышление в политике, безусловно, необходимо, но оно должно выдавать решения, эффективные для территориальной единицы, города, области, отрасли, социальной группы. Чаще же прагматика понимается как работа на собственную прибыль. Типичная ситуация — тот, кто становится во главу одной из ветвей власти, принимает решения государственного масштаба в пользу своего окружения. Но партии борются за власть, чтобы иметь возможность кардинально влиять на ситуацию и из срока в срок доказывать избирателям, что они МОГУТ. Классический пример, когда команда, которая руководит исполнительной властью, а значит, бюджетом, проявляет прагматику за счет налогоплательщиков — я имею в виду повышение ставки акциза. Акциз повышают с интервалом в полгода в разы без экономического обоснования. На вопрос, увеличит ли в итоге этот шаг поступления в бюджет, ответ один — нет. Зато это ударит по легальным производителям и даст возможность заработать теневикам. Я против такого прагматического мышления. Позитивным считаю тот факт, что многие люди, пришедшие из бизнеса в политику, начинают понимать: не за горами то время, когда люди, желающие быстро заработать, во власти задерживаться не будут. Бизнес-сообщество будет заниматься тем, чем умеет, то есть зарабатывать деньги, при этом требуя от всей государственной машины упрощения правил, а главное — их соблюдения.

Как оцениваете нынешнюю практику инвестиций в политику отдельных ФПГ и партийных групп?
— Могу отметить, что на политическом рынке в большинстве случаев выигрывают те, кто ставит долгосрочные цели и системно работает над результатом. Кто-то из великих сказал: "Хочешь узнать человека, узнай о его целях". Время "временщиков" в политике проходит. Тенденция к двухпартийности как никогда ощутима. Вопрос в том, что случится, когда две политические силы, фактически имеющие возможность "поделить" страну, потеряют свою привлекательность для электората. Безусловно, инерция продлит жизнь популярным политическим брендам, но кризис политических и государственных менеджеров ощутим как минимум на протяжении последних лет. Далее он будет углубляться. А это значит, что отодвигаются главные процессы, способные превратить "страну скрытых зависимостей" в независимое государство — процесс обновления политических элит и разделение бизнеса и власти. Думаю, что перечисление бизнесменов в списках всех политических сил для аудитории вашего журнала излишне. В последнее время популярен термин "социальная ответственность бизнеса". Хочу отметить, что если бы кандидаты на выборные должности, у которых есть бизнес, инвестировали деньги в своих сотрудников и партнеров, им не приходилось бы тратить такие большие средства на предвыборную агитацию.

Как может быть осуществлен переход от краткосрочных инвестиций в политику — к долгосрочным?
— Становление политической культуры идет по схеме становления бизнеса: первичное накопление политического капитала, потом распределение между сильными игроками. Сейчас мы находимся в последней стадии распределения зон влияния между сильными игроками. Следующая стадия — появление новых политических лидеров. Возможность покупки мест в списках уходит в прошлое и это первый сигнал к тому, что политические инвесторы хотят вкладывать деньги в системные политические проекты, долгосрочные кампании. Отмечу еще тенденцию к диверсификации политических рисков бизнесом. Сегодня крупный бизнес финансово поддерживает три-четыре "сильных" политических проекта. Таким образом, бизнес страхуется. Давайте проведем аналогию между партией и предприятием, процессы те же, цели похожи. Цель партии — продать своего лидера и свои лозунги избирателям. Цель инвестора — получить долгосрочную выгоду. Партии, которые финансируются по принципу ОАО, получают в итоге проблемы с распределением мест в списках, портфелей и должностей. Те, кто финансируются по принципу ЗАО, становятся заложниками настроений, возможностей и интересов своих акционеров. Уверен, что система членских взносов, в том виде, в котором мы ее помним со времен Коммунистической партии советского образца, вернется. По моим прогнозам, это произойдет лет через 15-20, когда сформируется партийная система, произойдет смена элит и вернется доверие избирателей к власти как таковой.

Какие стратегически значимые для государства проекты вы бы выделили — реформирование политической системы, евроинтеграция, Чемпионат по футболу или что-то другое?
— Возможность проведения у нас Евро-2012, безусловно, шанс для страны, но выполнение всех требований к его проведению приведет лишь к переменам тактического, не стратегического характера. Чемпионат пройдет, гости разъедутся, и мы останемся опять со своими проблемами наедине. Для бизнеса это событие — дополнительная возможность заработать, для горожан — решения местных властей, нацеленные на получение быстрого результата. Реформирование политической системы — это важный проект, но он касается только политиков. Люди живут своей жизнью, несмотря ни на революции, ни на смену власти. Украинцы умеют выживать. В этом особенность массового сознания украинского народа — он спасается мифами и стереотипами от правды, при этом выживая в любых условиях. Я бы с удовольствием присоединился к мегапроекту по формированию патриотизма у следующих поколений.

Долгосрочное инвестирование имеет противоположность в лице популизма. Как бороться за голоса избирателей в этом противостоянии?
— Давайте определимся в понятиях. Для меня долгосрочное инвестирование в политику — это системная поддержка одной и той же политической силы, при наличии проработанной программы развития самого политического проекта и стратегии тех действий, которые будут осуществляться, когда проект обретет полномочия. Инвестиции, по сути, — это обмен определенной сегодняшней стоимости на, возможно, неопределенную будущую стоимость. Желание получить отсроченную выгоду для бизнеса — нормальное явление. Знаете, мы все давно говорим о необходимости объяснить людям, что такое НАТО. Давайте лучше объясним людям, почему желание построить свой завод — это не плохо. Еще в Римской империи во II — I веках до нашей эры существовали популяры, призванные отражать интересы простого народа — плебса, и противостоявшее оптиматам, которые отражали интересы нобилитета — знати. Популяров, как мы помним, отличало ораторское мастерство, с помощью которого они стремились воздействовать на толпу. К сожалению, уже в нашей эре популяры, или, как мы теперь говорим, популисты пребывают в плотной связке с теми, против кого они якобы борются. Важны две характеристики этого явления: популизм глубоко проникает в массовое сознание и, как следствие, провоцирует разрыв между ожиданием и реальностью. Многие авторы склонятся к тому, что популизм является основным врагом экономики, демократии и, главное, развития любой страны. Я с этим согласен. Я жду того времени, когда политик сможет честно сказать избирателю: мол, меня поддерживают такие-то бизнесмены, мы собираемся построить заводы и купить пароходы. Но вот это бизнесмены делают для себя, потому что они всегда должны получить прибыть, а вот это получат город и вы. Люди готовы будут к этой правде, когда устанут от бесконечных манипуляций и обмана.

Как высоко оцениваете самодостаточность украинской политической элиты? Не кажется ли вам, что все решают инвестиции в украинскую политику извне?
— В Украине по состоянию на 2008 год самодостаточных политиков и политических сил нет. Есть профессионально созданные образы национальных лидеров, за которыми скрываются личности со своими зависимостями. Причем у каждого их них зависимости возникли не сейчас и даже не год назад, и это зависимости не только от внутренних инвесторов. Вариабельность развития событий невелика: лидеры объективно будут меняться. Я бы рассматривал процесс смены лидеров как естественный отбор. Украинцы не хотят знать правду и не готовы к ней, но сердцами чувствуют фальшь и давно не верят сегодняшним ораторам. У политика должна быть одна главная зависимость — зависимость от избирателя. Люди живут ежедневными проблемами: как прокормить семью, в какую школу отдать ребенка, они не тратят время на анализ зависимостей политиков от инвесторов, они чувствуют ее. Годами присутствующая прозападная и пророссийская риторика поляризирует общество и, очевидно, что она не случайна. Геополитические процессы и планы мировых лидеров в отношении нашей страны намного сильнее наших политиков. Поэтому получаем контроль и влияние на внутреннюю ситуацию извне. Задача украинского бизнеса и украинских политиков состоит в том, чтобы объединиться против внешних зависимостей. Я не буду долго говорить об очевидных вещах — геополитическая роль Украины определена ее географическим месторасположением и наличием чернозема. Наш главный ресурс — село, наша базовая ценность — земля. Ситуация на рынке недвижимости в городах — это классический пример приближающегося коллапса. Рынок рухнет, это вопрос времени. Во многих Европейских странах стоимость квадратного метра намного меньше, чем в Украине. Разве не абсурд? При этом село умирает, на Западной Украине полно брошенных полей. Некоторые отрасли АПК не просто близки к краху, они уже находятся в этом состоянии. Как тут не вернуться к вопросу о спиртовой отрасли? Власть поддерживает миф о ее необходимости и стратегичности исключительно с целью обеспечения интересов конкретных лиц. Недавно проходило расширенное заседание нашего Комитета, на котором даже руководство концерна "Укрспирт" (монополиста производителя спирта) и Министр АПК всем своим видом демонстрировали, что они всего лишь заложники ситуации. Ну, как можно говорить о том, что правительство управляет госсобственностью, когда такое творится? В войне за будущие победы политические силы теряют ресурсы страны, теряют целые отрасли. Мне кажется, это прямой признак того, что кому-то извне выгодно ослаблять наши позиции и, как следствие, делать нас еще более зависимыми.

Что связывает вас с Партией регионов — идеологические приоритеты, личные контакты, бизнес-интересы?
— Я родился в Донецке и исторически близок к руководящему ядру Партии регионов. Место в списке мне предложил лидер Партии регионов Виктор Федорович Янукович. Как член партии я выполняю существующие требования, как думающий человек — анализирую происходящие процессы.

Что вам дает статус народного депутата, оправдывает ли ожидания парламентская работа?
— Статус народного депутата дает возможность влиять на процессы, исключительно тогда, когда есть поддержка коллег. Смогу ответить на этот вопрос, когда зал проголосует за разработанный мною законопроект о демонополизации спиртовой отрасли. За этим законопроектом стоят все производители, которые своей работой доказали, что способны покорять мировые рынки. За ним стоит желание работников спиртзаводов получать зарплату и желание их родных жить достойно.

Как бы вы подытожили результаты политического года в Украине?
— Год еще не закончился, но уже можно сделать вывод, что мы остаемся "страной скрытых зависимостей".



Павел Климец
Почетный президент группы компаний "Олимп", народный депутат Украины.
Родился 23 июля 1967 года в Донецке.


Образование:
Донецкий техникум промышленной автоматики,
Донецкий национальный университет. В 2006 защитил кандидатскую диссертацию.
1985—1992 — подземный электрослесарь 3, 4, 5 разряда треста "Донецкшахтопроходка".
1992—1997 — директор АОЗТ "Быттехника".
1997—2001 — директор ООО "Олимп".
С 2001 — Председатель Правления ЗАО "Олимп".
2006 — народный депутат Украины Пятого созыва, фракция Партии Регионов, Глава подкомитета по вопросам государственного регулирования рынков алкоголя и табака Комитета по вопросам финансовой и банковской деятельности. Как глава подкомитета стал инициатором проведения совместных совещаний с представителями отрасли.
2007 — народный депутат Украины Шестого созыва, фракция Партии Регионов, член парламентского комитета
по вопросам аграрной политики и земельных отношений.


Павлом Климцом
были разработаны и поданы следующие законопроекты:

1. №2743 "Про внесення змін до деяких законів України (щодо плати за ліцензії на ринку алкоголю і тютюну та зміни ставки збору на розвиток виноградарства, садівництва і хмелярства)".
2. № 2787 "Про внесення змін до Кодексу України про адміністративні правопорушення (щодо вдосконалення контролю за дотриманням природоохоронних статей Кодексу)".
3. №3158-2 "Про розвиток та впровадження біологічних видів палива".
4. № 3279 "Про внесення змін до Закону України "Про збір на розвиток виноградарства, садівництва і хмелярства" (щодо терміну дії закону)".
5. № 4004 "Про внесення змін до деяких законів України (щодо регулювання обігу алкогольних напоїв)".

Архив журнала
№47, 2015№45, 2008№44, 2008№43, 2008№42, 2008№41, 2008№40, 2008№39, 2007№38, 2007№37, 2007№36, 2007№35, 2007№34, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба