Журнальный клуб Интелрос » Политик HALL » №41, 2008
Политическая воля чиновника часто оказывается решающим фактором в болезненных вопросах сотрудничества между бизнесом и властью. Если механизмы такого партнерства будут законодательно прописаны, бизнес сам, без всякого принуждения, начнет проявлять интерес не только к политическим проектам, но и к инвестициям в "тяжелые" социальные и государственные задачи. Такого мнения придерживается народный депутат Украины от Партии Регионов Павел Климец, чья компания "Олимп" вот уже почти десять лет занимает лидирующие позиции на рынке Украины.
Как оцениваете приход в большую политику людей из бизнеса? Относите ли себя к этому типу политиков?
— Приход в политику людей из бизнеса отнюдь не случайность. К сожалению, с момента получения Украиной официальной независимости осталось большое количество зависимостей неявных. В странах СНГ оказались рынки сбыта для самых мощных украинских предприятий и целых отраслей. Я бы сейчас назвал нашу страну "страной скрытых зависимостей". Мы говорим о нейтралитете и не можем годами определиться: мы с НАТО или против него. Мы стремимся в Европейский союз, но при этом осознаем отдаление от России. Наверное, нужно уметь признавать свою зависимость. Бизнес построен на системе взаимных добровольных зависимостей. Бизнес — это логика и доверие: вы зависите от поставщиков, они зависят от вас, вы зависите от потребителей, они зависят от вас. И так во всем. Разница только в степени открытости этих процессов и возможности увидеть истинную конечную цель. Сегодня любой бизнесмен зависит от государства, а политики зависят от бизнес-элит. Но массовое сознание отказывается понимать и принимать нормальность этих явлений. Вопрос только в том, готовы ли люди к правде? Мне кажется, еще нет. Большинству легче жить стереотипами, мифами, обобщениями и оценками "черное — белое". Нежелание думать рождает феномен "торжества популизма". Многие не размышляют о том, почему бизнесмены, которые позиционируют себя как сторонники различных политических сил, дискутируют и воюют с экранов телевизора, а вечером, как ни в чем не бывало, ведут переговоры, подписывают договора о совместных проектах. Знаете, им должно быть за это стыдно, и поэтому они вынуждены скрывать свои зависимости, и фактически каждый день надевать фальшивую маску "борцов за справедливость". Логика прихода бизнеса во власть ясна: власть коррумпирована, законодательство несовершенно, а бизнесу нужно минимизировать затраты, поэтому самый логичный вывод — стать частью власти. Я отношу себя к категории людей, которые могут назвать себя отраслевыми лоббистами. Нам, конечно, до цивилизованного лоббизма далеко. Но сегодня я стараюсь, используя опыт в бизнесе, находясь во власти, защищать наших производителей, которые достойно представлены во всем мире. Если мне удастся спасти спиртовую отрасль от окончательного краха, а производителям ликеро-водочных изделий дать возможность строить собственные заводы — на данном этапе этого достаточно.
Можно ли говорить, что люди бизнеса привносят в украинскую политику прагматическое мышление? Если да — считаете ли это позитивным?
— Люди украинского бизнеса в украинскую политику зачастую приносят свои бизнес-интересы. Это факт. Именно поэтому решения о строительстве мостов, например, принимаются, а потом стройка стоит годами. Прагматичное мышление в политике, безусловно, необходимо, но оно должно выдавать решения, эффективные для территориальной единицы, города, области, отрасли, социальной группы. Чаще же прагматика понимается как работа на собственную прибыль. Типичная ситуация — тот, кто становится во главу одной из ветвей власти, принимает решения государственного масштаба в пользу своего окружения. Но партии борются за власть, чтобы иметь возможность кардинально влиять на ситуацию и из срока в срок доказывать избирателям, что они МОГУТ. Классический пример, когда команда, которая руководит исполнительной властью, а значит, бюджетом, проявляет прагматику за счет налогоплательщиков — я имею в виду повышение ставки акциза. Акциз повышают с интервалом в полгода в разы без экономического обоснования. На вопрос, увеличит ли в итоге этот шаг поступления в бюджет, ответ один — нет. Зато это ударит по легальным производителям и даст возможность заработать теневикам. Я против такого прагматического мышления. Позитивным считаю тот факт, что многие люди, пришедшие из бизнеса в политику, начинают понимать: не за горами то время, когда люди, желающие быстро заработать, во власти задерживаться не будут. Бизнес-сообщество будет заниматься тем, чем умеет, то есть зарабатывать деньги, при этом требуя от всей государственной машины упрощения правил, а главное — их соблюдения.
Как оцениваете нынешнюю практику инвестиций в политику отдельных ФПГ и партийных групп?
— Могу отметить, что на политическом рынке в большинстве случаев выигрывают те, кто ставит долгосрочные цели и системно работает над результатом. Кто-то из великих сказал: "Хочешь узнать человека, узнай о его целях". Время "временщиков" в политике проходит. Тенденция к двухпартийности как никогда ощутима. Вопрос в том, что случится, когда две политические силы, фактически имеющие возможность "поделить" страну, потеряют свою привлекательность для электората. Безусловно, инерция продлит жизнь популярным политическим брендам, но кризис политических и государственных менеджеров ощутим как минимум на протяжении последних лет. Далее он будет углубляться. А это значит, что отодвигаются главные процессы, способные превратить "страну скрытых зависимостей" в независимое государство — процесс обновления политических элит и разделение бизнеса и власти. Думаю, что перечисление бизнесменов в списках всех политических сил для аудитории вашего журнала излишне. В последнее время популярен термин "социальная ответственность бизнеса". Хочу отметить, что если бы кандидаты на выборные должности, у которых есть бизнес, инвестировали деньги в своих сотрудников и партнеров, им не приходилось бы тратить такие большие средства на предвыборную агитацию.
Как может быть осуществлен переход от краткосрочных инвестиций в политику — к долгосрочным?
— Становление политической культуры идет по схеме становления бизнеса: первичное накопление политического капитала, потом распределение между сильными игроками. Сейчас мы находимся в последней стадии распределения зон влияния между сильными игроками. Следующая стадия — появление новых политических лидеров. Возможность покупки мест в списках уходит в прошлое и это первый сигнал к тому, что политические инвесторы хотят вкладывать деньги в системные политические проекты, долгосрочные кампании. Отмечу еще тенденцию к диверсификации политических рисков бизнесом. Сегодня крупный бизнес финансово поддерживает три-четыре "сильных" политических проекта. Таким образом, бизнес страхуется. Давайте проведем аналогию между партией и предприятием, процессы те же, цели похожи. Цель партии — продать своего лидера и свои лозунги избирателям. Цель инвестора — получить долгосрочную выгоду. Партии, которые финансируются по принципу ОАО, получают в итоге проблемы с распределением мест в списках, портфелей и должностей. Те, кто финансируются по принципу ЗАО, становятся заложниками настроений, возможностей и интересов своих акционеров. Уверен, что система членских взносов, в том виде, в котором мы ее помним со времен Коммунистической партии советского образца, вернется. По моим прогнозам, это произойдет лет через 15-20, когда сформируется партийная система, произойдет смена элит и вернется доверие избирателей к власти как таковой.
Какие стратегически значимые для государства проекты вы бы выделили — реформирование политической системы, евроинтеграция, Чемпионат по футболу или что-то другое?
— Возможность проведения у нас Евро-2012, безусловно, шанс для страны, но выполнение всех требований к его проведению приведет лишь к переменам тактического, не стратегического характера. Чемпионат пройдет, гости разъедутся, и мы останемся опять со своими проблемами наедине. Для бизнеса это событие — дополнительная возможность заработать, для горожан — решения местных властей, нацеленные на получение быстрого результата. Реформирование политической системы — это важный проект, но он касается только политиков. Люди живут своей жизнью, несмотря ни на революции, ни на смену власти. Украинцы умеют выживать. В этом особенность массового сознания украинского народа — он спасается мифами и стереотипами от правды, при этом выживая в любых условиях. Я бы с удовольствием присоединился к мегапроекту по формированию патриотизма у следующих поколений.
Долгосрочное инвестирование имеет противоположность в лице популизма. Как бороться за голоса избирателей в этом противостоянии?
— Давайте определимся в понятиях. Для меня долгосрочное инвестирование в политику — это системная поддержка одной и той же политической силы, при наличии проработанной программы развития самого политического проекта и стратегии тех действий, которые будут осуществляться, когда проект обретет полномочия. Инвестиции, по сути, — это обмен определенной сегодняшней стоимости на, возможно, неопределенную будущую стоимость. Желание получить отсроченную выгоду для бизнеса — нормальное явление. Знаете, мы все давно говорим о необходимости объяснить людям, что такое НАТО. Давайте лучше объясним людям, почему желание построить свой завод — это не плохо. Еще в Римской империи во II — I веках до нашей эры существовали популяры, призванные отражать интересы простого народа — плебса, и противостоявшее оптиматам, которые отражали интересы нобилитета — знати. Популяров, как мы помним, отличало ораторское мастерство, с помощью которого они стремились воздействовать на толпу. К сожалению, уже в нашей эре популяры, или, как мы теперь говорим, популисты пребывают в плотной связке с теми, против кого они якобы борются. Важны две характеристики этого явления: популизм глубоко проникает в массовое сознание и, как следствие, провоцирует разрыв между ожиданием и реальностью. Многие авторы склонятся к тому, что популизм является основным врагом экономики, демократии и, главное, развития любой страны. Я с этим согласен. Я жду того времени, когда политик сможет честно сказать избирателю: мол, меня поддерживают такие-то бизнесмены, мы собираемся построить заводы и купить пароходы. Но вот это бизнесмены делают для себя, потому что они всегда должны получить прибыть, а вот это получат город и вы. Люди готовы будут к этой правде, когда устанут от бесконечных манипуляций и обмана.
Как высоко оцениваете самодостаточность украинской политической элиты? Не кажется ли вам, что все решают инвестиции в украинскую политику извне?
— В Украине по состоянию на 2008 год самодостаточных политиков и политических сил нет. Есть профессионально созданные образы национальных лидеров, за которыми скрываются личности со своими зависимостями. Причем у каждого их них зависимости возникли не сейчас и даже не год назад, и это зависимости не только от внутренних инвесторов. Вариабельность развития событий невелика: лидеры объективно будут меняться. Я бы рассматривал процесс смены лидеров как естественный отбор. Украинцы не хотят знать правду и не готовы к ней, но сердцами чувствуют фальшь и давно не верят сегодняшним ораторам. У политика должна быть одна главная зависимость — зависимость от избирателя. Люди живут ежедневными проблемами: как прокормить семью, в какую школу отдать ребенка, они не тратят время на анализ зависимостей политиков от инвесторов, они чувствуют ее. Годами присутствующая прозападная и пророссийская риторика поляризирует общество и, очевидно, что она не случайна. Геополитические процессы и планы мировых лидеров в отношении нашей страны намного сильнее наших политиков. Поэтому получаем контроль и влияние на внутреннюю ситуацию извне. Задача украинского бизнеса и украинских политиков состоит в том, чтобы объединиться против внешних зависимостей. Я не буду долго говорить об очевидных вещах — геополитическая роль Украины определена ее географическим месторасположением и наличием чернозема. Наш главный ресурс — село, наша базовая ценность — земля. Ситуация на рынке недвижимости в городах — это классический пример приближающегося коллапса. Рынок рухнет, это вопрос времени. Во многих Европейских странах стоимость квадратного метра намного меньше, чем в Украине. Разве не абсурд? При этом село умирает, на Западной Украине полно брошенных полей. Некоторые отрасли АПК не просто близки к краху, они уже находятся в этом состоянии. Как тут не вернуться к вопросу о спиртовой отрасли? Власть поддерживает миф о ее необходимости и стратегичности исключительно с целью обеспечения интересов конкретных лиц. Недавно проходило расширенное заседание нашего Комитета, на котором даже руководство концерна "Укрспирт" (монополиста производителя спирта) и Министр АПК всем своим видом демонстрировали, что они всего лишь заложники ситуации. Ну, как можно говорить о том, что правительство управляет госсобственностью, когда такое творится? В войне за будущие победы политические силы теряют ресурсы страны, теряют целые отрасли. Мне кажется, это прямой признак того, что кому-то извне выгодно ослаблять наши позиции и, как следствие, делать нас еще более зависимыми.
Что связывает вас с Партией регионов — идеологические приоритеты, личные контакты, бизнес-интересы?
— Я родился в Донецке и исторически близок к руководящему ядру Партии регионов. Место в списке мне предложил лидер Партии регионов Виктор Федорович Янукович. Как член партии я выполняю существующие требования, как думающий человек — анализирую происходящие процессы.
Что вам дает статус народного депутата, оправдывает ли ожидания парламентская работа?
— Статус народного депутата дает возможность влиять на процессы, исключительно тогда, когда есть поддержка коллег. Смогу ответить на этот вопрос, когда зал проголосует за разработанный мною законопроект о демонополизации спиртовой отрасли. За этим законопроектом стоят все производители, которые своей работой доказали, что способны покорять мировые рынки. За ним стоит желание работников спиртзаводов получать зарплату и желание их родных жить достойно.
Как бы вы подытожили результаты политического года в Украине?
— Год еще не закончился, но уже можно сделать вывод, что мы остаемся "страной скрытых зависимостей".
Павел Климец
Почетный президент группы компаний "Олимп", народный депутат Украины.
Родился 23 июля 1967 года в Донецке.
Образование:
Донецкий техникум промышленной автоматики,
Донецкий национальный университет. В 2006 защитил кандидатскую диссертацию.
1985—1992 — подземный электрослесарь 3, 4, 5 разряда треста "Донецкшахтопроходка".
1992—1997 — директор АОЗТ "Быттехника".
1997—2001 — директор ООО "Олимп".
С 2001 — Председатель Правления ЗАО "Олимп".
2006 — народный депутат Украины Пятого созыва, фракция Партии Регионов, Глава подкомитета по вопросам государственного регулирования рынков алкоголя и табака Комитета по вопросам финансовой и банковской деятельности. Как глава подкомитета стал инициатором проведения совместных совещаний с представителями отрасли.
2007 — народный депутат Украины Шестого созыва, фракция Партии Регионов, член парламентского комитета
по вопросам аграрной политики и земельных отношений.
Павлом Климцом
были разработаны и поданы следующие законопроекты:
1. №2743 "Про внесення змін до деяких законів України (щодо плати за ліцензії на ринку алкоголю і тютюну та зміни ставки збору на розвиток виноградарства, садівництва і хмелярства)".
2. № 2787 "Про внесення змін до Кодексу України про адміністративні правопорушення (щодо вдосконалення контролю за дотриманням природоохоронних статей Кодексу)".
3. №3158-2 "Про розвиток та впровадження біологічних видів палива".
4. № 3279 "Про внесення змін до Закону України "Про збір на розвиток виноградарства, садівництва і хмелярства" (щодо терміну дії закону)".
5. № 4004 "Про внесення змін до деяких законів України (щодо регулювання обігу алкогольних напоїв)".