Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Политик HALL » №41, 2008

Хотим, но не надо!

altНедавно мне довелось подвезти учительницу в Донецкой области, а дорога легче, когда встретишь хорошего попутчика. Как обычно, я услышал много жалоб на сложности, в первую очередь на финансовое положение школы и учительства. Ничего, — пытался успокоить собеседницу, — лет через десять Украина вступит в Евросоюз, и все наладится. И тогда я услышал очень распространенный стереотип: нам не надо объединяться с Европой, потому что понаедут иностранцы и все скупят. И еще предположения о том, как это вступление в ЕС может повлиять на материальное положение учителей.
Сначала поговорили насчет "все скупят". Привожу пример: вот компания Coca-Cola "скупила" участок земли в Яготинском районе. Построила там огромный завод по производству напитков — Кока-Колы, Фанты, Спрайта. Хотя лично я напитки эти не пью (предпочитаю "Миргородскую", которую тоже, как я мельком слышал, "скупили" владельцы грузинской "Боржоми"), многим они нравятся. И разве от этой "скупки" стало хуже украинцам? Может быть, стало хуже отдельным гражданам, или государству? По-моему, одни плюсы: по-европейски обучены и трудоустроены сотни украинцев, они привыкают к культуре производства, из них могут вырасти национальные специалисты и предприниматели; эти сотни, а может быть и тысячи работников получают почти европейские зарплаты, причем не в конвертах, а в кассе, через роспись в ведомости; предприятие платит большие налоги, которые поступают в государственную казну и приходят к бюджетнику в виде зарплаты; наконец, ни земля, ни построенные сооружения никуда не деваются, они остаются в Украине. Точно так же и с табачными фабриками Philip Morris в Киеве и под Харьковом. И масса других предприятий уже "скуплена". Что же плохого в этом, — спрашиваю учительницу.
— Нет, говорит моя спутница, неплохо. Но на мою зарплату это как-то не влияет. И на мизерную пенсию тоже.
Поговорили о зарплате и пенсии. Привожу пример: вот у меня есть знакомая француженка, учительница, которая недавно вышла на пенсию. Зарплата у нее была 2500 евро, а пенсия сейчас — 1500. Разве вы не хотите жить здесь так, как она там?
— Хочу. Но ведь она там, в богатой Франции, а я здесь, в бедной Украине.
— А с чего вы взяли, говорю, что Украина беднее Франции? Она, скорее всего, даже богаче. Просто там люди долго добивались, чтобы им платили по совести. А сейчас существуют стандарты: если ты, хозяин, не можешь платить столько-то, плюс столько-то налогов и всяких страховых гарантий за принятого на работу человека, то ты не имеешь права этого человека на работу брать. Делай эту работу сам. И если мы вступим в ЕС, то ЕС поможет нашему правительству, как уже помогло правительствам новых членов из Восточной Европы, соблюдать эти стандарты. И зарплата у вас будет в евро, и пенсия тоже в евро. Может быть не такая точно, как во Франции, но достойная человека.
— Да откуда же наше правительство возьмет столько денег, — удивляется моя собеседница.
— Не знаю, говорю. Работать лучше будет. Налоги лучше собирать будет. На себя меньше тратить будет. Может быть, решит, что Украине достаточно 150 депутатов вместо 450. Сэкономит на пограничных расходах — ведь границы с Европой придется убрать. Или продаст по хорошей цене западным компаниям лицензии на добычу украинского газа, которые отдает за бесценок и взятки своим нуворишам. Но если мы сами не можем заставить наших правителей обращаться с нами как с людьми, то ЕС их заставит. Верховная Рада, Президент и Правительство обязаны будут соблюдать этот стандарт.
— Но ведь чтобы попасть в Евросоюз нам надо будет вступать в НАТО! — сразила меня учительница последним неотразимым аргументом.
Поговорили про НАТО.
— А чем это Вас так напугало НАТО, — спрашиваю.
— Как же, — отвечает. — Все знают, что НАТО наш враг. Они хотят нас втянуть в свою орбиту. И проводить здесь свои учения. А это ссорит нас с Россией.
— Насколько я знаю, говорю я ей, — от дружбы с Россией украинцы получили сначала крепостное право, а потом расказачивание, раскулачивание, голодомор, репрессии, Сибирь и тому подобное. Может быть, от дружбы с Европой украинцы смогут получить что-нибудь получше? И потом, разве НАТО угрожает России? Разве Россия не проводит ежегодно с НАТО и американцами совместные учения? Разве не развивает свои отношения с этим альянсом в рамках совета "Россия — НАТО", притом, что подобного совета "Украина — НАТО" в природе пока не существует?
У меня, конечно, было много других аргументов, но путь короток, когда есть о чем поговорить. Не могу быть уверенным, что я переубедил эту провинциальную учительницу. Но ушла она задумчивая.
13 декабря 2007 года 27 членов Европейского Союза приняли важный документ о реформировании управления сообщества. С 21 декабря новые члены шенгенского соглашения (Чехия, Венгрия, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Эстония, Латвия и Литва) выдают шенгенские визы. С 1 января 2008 еще две страны (Мальта и Кипр) ввели евро. Таким образом, Евросоюз, которому скоро исполняется 50 лет, шаг за шагом продвигается к тому, что не советовал трудящимся их товарищ Ленин в статье "О лозунге Соединенных Штатов Европы". Ленин пугал трудящихся тем, что Соединенные Штаты Европы — это объединение капиталистов для того, чтобы сообща угнетать и грабить народы. Что же реально получили пролетарии физического и умственного труда и их эксплуататоры от объединения Европы?
Капиталисты получили свободу для передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Нет таможенных барьеров и скоплений грузовиков на границах. Нет таможенных платежей и всяких других поборов со стороны государственных структур. Не надо менять деньги и каждый раз терять на этом проценты. Увеличилась скорость прохождения денег, товаров, а значит, увеличились обороты капиталов. Немало и других плюсов. Хотели бы наши капиталисты иметь такие условия для работы? Конечно, да! Но почему тогда они не добиваются вступления страны в ЕС?
Да потому, что они особенные капиталисты, нувориши. Их капиталы и успехи повязаны на совместном бизнесе с чиновниками и основаны на махинациях с помощью власти. Без опоры на компаньонов во властных коридорах капиталисты России, Украины и Молдовы, не говоря уже о среднеазиатских республиках, конкурировать с западными просто не смогут. Во всяком случае, до тех пор, пока мы не откроем границы.
Второй минус для наших капиталистов от объединения с Европой — стандарты в сфере условий труда. Если страна присоединится к ЕС, нашим капиталистам придется платить рабочим соответствующую зарплату и создавать достойные условия на рабочих местах, а к тому же еще обеспечивать медицинское и социальное страхование. Все это заставит их сменить лопаты, которыми они загребают прибыль, — на совочки. Западный капиталист готов работать за 5-6 процентов прибыли, нашему же подавай минимум 50.
Есть и третий минус: нашим капиталистам придется забыть о сокрытии прибылей и уходе от налогов. А чиновникам нужно будет отвыкать от взяток и откатов. Капиталисты западного типа у нас только зарождаются, и им очень тяжело конкурировать с капиталистами-коррупционерами. Этим новым предпринимателям, которых тоже уже немало, как раз очень хочется в Европу. Их голос пока слышен слабо, — возможно, потому что сами они еще недалеко "упали от яблони". Но почему же вовсе не слышно голосов вольнонаемных (и в частности бюджетников) в пользу присоединения к ЕС? Парадоксально, ведь от такого присоединения больше всего выиграли бы как раз они.
Во-первых, наемные работники получают западные стандарты в оплате своего труда. Членство в ЕС обязывает правительства принять такие законы, которые обеспечивали бы достойную заработную плату. Если не можете платить достойно, не имеете права эксплуатировать человека.
Во-вторых, трудящийся сам может выбрать себе место работы. Поучаствовать в конкурсах на вакансии, найти более выгодные условия. И работать там, где тебе хорошо, а не там, где тебя чиновник прописал.
В-третьих, спокойно и свободно перемещаться по миру — в целях работы или отдыха. Не так как сейчас, преодолевая кордоны с многочасовыми очередями. Вот я, например, в Кишинев решил съездить. Так у меня дорога меньше времени заняла, чем пересечение границы. Специально посчитал: обошел семь кабинетов, не считая кассы. В каждом растолстевший клерк. На обходном листе, врученном мне в первом кабинете, каждый из них ставит цифирьку, а потом закорючку. В кассе сложили все вместе. Получилось около 250 лей, что-то в районе 20 долларов. То же самое происходит, если ты на молдавской машине пересекаешь российскую границу.
В шенгенской же зоне все происходит, как в сказке. На границе Германии и Франции, например, стоит знак ограничения скорости — 40 км/час, метров через 100 — отмена ограничения. Все. Ты проехал границу. И только на внешней границе шенгенской зоны ты за несколько верст начинаешь ощущать привкус "дыма Отечества". Этот дым источает длиннющая очередь из наших автомобилей и граждан, пытающихся попасть в "объятия Родины". Значит, близки границы бывшего СССР.
В-четвертых, деньги при переездах менять не нужно. Раньше европейцам при поездках приходилось менять валюту в каждой стране. И платить проценты банкам. Банкам было хорошо, а людям — плохо. А теперь твои евро — везде евро. А банки стали вынуждены больше зарабатывать на инвестициях, которые активизируют производство, а не на курсовых спекуляциях марка-франк-лира-песо-гульден-драхма.
В-пятых, в Евросоюзе есть стандарты и пенсионные. Они позволяют европейским пенсионерам путешествовать по миру и отдыхать, а наших пенсий не хватает даже на то, чтобы оплатить коммунальные услуги. Поэтому наши пенсионеры вкалывают и нищенствуют.
Есть также в-шестых, в-седьмых, в-восьмых...
Но почему же при всех этих плюсах наши трудящиеся не выступают за вступление в ЕС, а даже напротив, участвуют в антизападных митингах? Да потому что советские стереотипы из их мозгов еще до конца не выветрились. А так называемые "элиты" общества, несмотря на драчки между собой, заинтересованы в сохранении нашего феодализма. Именно они-то мозги трудящимся и пудрят. Запугивают: "Понаедут! Скупят!". Хотя сами тихой сапой уже все почти и скупили. Потому что боятся: вдруг наши соотечественники увидят, как в Европе жить хорошо, и захотят того же, вдруг они поймут, как должен относиться гражданин к чиновнику и чиновник к гражданину. А чтобы это понимание пришло как можно позже (а то и вовсе не пришло), большинство политических элит республик бывшего СССР, в том числе России и Украины, продолжают упорно выполнять то, что советовал Ленин — строить феодализм в каждой отдельно взятой стране.
Архив журнала
№47, 2015№45, 2008№44, 2008№43, 2008№42, 2008№41, 2008№40, 2008№39, 2007№38, 2007№37, 2007№36, 2007№35, 2007№34, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба