Журнальный клуб Интелрос » Политик HALL » №42, 2008
Завершение пленарной сессии парламента не принесло развязки политического кризиса. Скорее наоборот — все запуталось еще больше.
Решение почти всех проблем украинской политики отложено до осени. Именно тогда станет понятно: когда и на каких условиях состоятся досрочные парламентские выборы. В том, что они в принципе состоятся, уже мало кто сомневается. Оставшееся каникулярное время ключевые игроки потратят на укрепление своих позиций. Отчасти — электоральных, отчасти — персональных. А с сентября начинается период затяжных боевых действий. Ведь вслед за внеплановыми парламентскими последуют плановые президентские. В промежутке, не исключено, примут новую Конституцию.
Кому выгодно?
Нестабильность в той или иной мере выгодна всем главным действующим лицам украинского политикума. Прежде всего — Банковой. Разрушив коалицию, Секретариат не просто поставил под вопрос легитимность действующего правительства, но в очередной раз дискредитировал законодательную власть. В условиях, когда правомерность функционирования Кабинета Министров сомнительна, а в Раде нет большинства, Президент остается единственным полноценным центром управления и принятия решений. Равно, как это было год назад.
Нестабильность выгодна спикеру. В парламенте сложилась практически патовая ситуация. Старая коалиция недееспособна, но добить ее невозможно. Так же как создать новую. Ситуативные голосования тоже не работают: "регионалы" готовы "валить" даже собственные социальные законы, только чтобы доказать недееспособность оппонентов. У каждой из противостоящих сторон "штыков" практически поровну, решающего перевеса нет ни у кого.
Единоличным хозяином президиума по-прежнему остается Яценюк. Возвышаясь "над схваткой", он автоматически превращается в "миротворца". Маневрируя между коалицией и оппозицией, Арсений Петрович повышает котировку собственных политических акций. Прежде всего — избавляется от "лавров" фаворита Ющенко. Пример Мороза, Порошенко, Луценко и многих других слишком убедительно показывает, чем подобное "фаворитство" чревато. Маркировка "человек Президента" сейчас уже не актуальна — скорее наоборот. Даже если тебя "сватают" в лидеры "Единого центра".
Отказавшись зачитать смертный приговор союзу демсил, Яценюк тем самым опроверг слухи о своей полной подотчетности Банковой в целом и Балоге в частности. А ведь именно он на пленарном заседании должен был объявить о распаде коалиции. Тем самым был бы запущен отсчет тридцатидневного срока, на протяжении которого следовало создать новое большинство. В противном случае — досрочные выборы: через месяц бездеятельности Рады у Президента появляется право ее разогнать. Право, но не обязанность.
Ответственность за судьбу коалиции Яценюк переложил на Конституционный суд, который, приняв к рассмотрению соответствующий запрос депутатов-регионалов, уже ушел в полном составе на каникулы. Ушел, чтоб думать, в чью именно пользу ему думать. Впрочем, учитывая последние кадровые рокировки, произошедшие в судейском корпусе по президентской квоте, ответ тут очевиден.
Тимошенко неопределенность не то, чтобы выгодна, но в общем не сильно мешает. Досрочные выборы ей сейчас тоже ни к чему, но не так страшны, как для Партии Регионов и Банковой. Важно одно — чтоб случились они как можно позже. Вопреки многочисленным локальным кризисам, глобально ситуация в экономике сейчас складывается далеко не самая худшая, и премьер, конечно, зачислит это себе в актив. Пусть ее правительство полулегитимно, пусть проект конституционных изменений провален, а ФГИУ так и не переподчинен, пусть выборы в столице с треском проиграны, пусть осень грозит отставкой. Рейтинги-то, несмотря ни на что, растут. Премьерское кресло — отличный трамплин для победоносной кампании. А вот гарантий возвращения в него по ее результатам — практически никаких. Одни надежды. Ну, точно как у Виктора Януковича в 2007-м.
Нестабильность, конечно, выгодна Партии Регионов. Более благодатную почву для оппозиционного пиара придумать сложно. Вот только возделывать ее "регионалы" не умеют. С ролью оппозиции они не справляются. Когда год назад Тимошенко не устраивал существующий расклад, она сделала все, чтобы его изменить. Шутка ли: организовала досрочные выборы, в вероятность которых не верил практически никто. "Регионалы" на подобное, конечно, априори не способны. Их удел — сидеть и ждать милости Банковой. Потом — надеяться, что она их с этой "милостью" не кинет. Не самый, согласитесь, лучший багаж для досрочной кампании. К тому же Тимошенко уже отщипнула часть электората Партии Регионов, разочарованного апатичностью бело-голубых.
Как выбирать?
Народ элементарно устал от выборов, и эту тенденцию проиллюстрировали выборы в Киеве. Но если в столице публика поленилась идти к урнам, то в городах и весях — поленится тем более. В минувшую кампанию "регионалы" от пассивности электората пострадали больше остальных: при прогнозируемых 36—37 процентах получили 33. И хотя больше все равно никому собрать не удалось, победу свою они де-факто разменяли. Выиграть выборы не достаточно, нужно еще коалицию сформировать.
На данном этапе представления о том, что есть "выгода", в среде самой Партии Регионов разнятся. "Старые донецкие" традиционно считают таковой третью премьерскую ходку Виктора Януковича. "Новые доны" подобную перспективу воспринимают критично, однако внятной альтернативы "Федоровичу" предложить не могут. Зато перманентно попрекают его кооперацией с Тимошенко и Медведчуком в конституционном вопросе. Не решенном, впрочем: из-за парламентского ступора не получилось проголосовать большинством уже на этой сессии с тем, чтобы отправить новую редакцию Основного закона на утверждение в Конституционный суд. На следующей сессии, осенью, подобные телодвижения уже лишатся предметного смысла. Во-первых, 30 сентября истекает срок годичного иммунитета действующей Рады. Во-вторых, в условиях стартовавшей президентской гонки всем уже будет не до Конституции.
Так что проект Конституционных изменений, презентованный намедни "донами" — не более чем сотрясание воздуха.
Элементарный сравнительный анализ показывает: КПД прошлого, скомпрометировавшего себя, по мнению Ющенко, вдоль и поперек парламента в сравнении с КПД нынешней переизбранной Рады куда выше. Вместе с тем, и Президент, и премьер, и спикер, являющиеся, по сути, лидерами коалиции, несут за ее благополучие равнозначную ответственность. Аналогично — за выполнение предвыборных обещаний. Среди которых все мы помним клятву об отмене депутатской неприкосновенности и льгот.
Впрочем, есть основания полагать, что окончательное разложение коалиции для Банковой не так уж и желательно. В том, что демарш двух депутатов организован силами Секретариата Президента, сомнений не возникает. Сложившаяся ситуация указывает: подрыв коалиционных устоев — сумма технологий для того, чтобы сделать Тимошенко более сговорчивой. О том, что Виктор Балога пытался с ней договориться, говорят уже не один и не два источника. Темой для торга были переформатирование "президентской" квоты правительства, "повинная" от "Народной самообороны", отмена ряда правительственных постановлений, "откупная" губернаторам и так далее. Взамен Юлии Владимировне якобы обещали склеить разбитую коалиционную чашку и даже приделать к ней дополнительную ручку в виде фракции Литвина.
Очевидно, Виктор Иванович пытается втиснуть Юлию Владимировну в рамки 2005-го года. Во-первых — окружить "засланными казачками". Во-вторых — связать по рукам и ногам. "На выходе" леди Ю будто бы получит пролонгацию собственного премьерства. Правда, ненадолго. Ведь даже иммунитета в виде программы правительства у нее нет. Но и Тимошенко, конечно, уже не та. К тому же, в отличие от Банковой, досрочных выборов она не боится.
Что касается Банковой, то ей нежелательно проведение преждевременных элекций по канонам действующего избирательного законодательства. "Правильные" изменения в закон Секретариатом уже написаны. Ключевой момент в них — частичная реанимация мажоритарки с расчетом на то, что вновь прибывшие мажоритарщики станут "армией Президента". Вплоть до того, что поддержат его в случае переизбрания в парламенте. Если, конечно, до этого дойдет дело.
Собственно, для Виктора Андреевича это единственный шанс занять вожделенное кресло еще раз. С рейтингом недоверия в 26,5 процента на прямых выборах ему ловить нечего. Не помогут даже спекуляции на темах урегулирования общенациональных конфликтов. Позаимствованные из "российского сценария" образца 2000-го года, они примеряются на крымско-татарскую и русинскую "площадки". Окучиванием "русинской" занимается лично Виктор Балога. Сепаратистские настроения в Закарпатье разгораются не без помощи и попустительства его соратников на местах.
Какая нужна партия?
Проголосовать правки в избирательное законодательство возможно только по договоренности с "регионалами". Точнее — по договоренности с "регионалами" о выгодном для них результате досрочной кампании. Но где гарантии того, что Виктор Андреевич снова не кинет Виктора Федоровича? В 2007-м он именно так и поступил. Спустя год окружение обоих Викторов уже не стесняется признавать: "ширка" и премьерство Януковича таки планировались. Собственно, именно поэтому Партия Регионов и согласилась с роспуском четырежды разогнанного парламента.
Роспуск может стать "выгодным" на сей раз только в том случае, если бело-голубые "по умолчанию" поддержат Ющенко. Ведь Виктору Андреевичу двигаться в досрочные не с кем. Статус "партии Президента" делят меж собой "Народный союз" с "Единым центром". Правда, и тем и другим минусов от него больше, чем плюсов. Рейтинг лично Виктора Андреевича — 7%. Посему его нескромная персона из поддержки и опоры давно превратилась в обузу для рейтинга.
"Наша Украина" и так слишком долго терпела ющенковское "мне — решения, вам — ответственность". Лимит "нагибаний" собственной политсилы гарант просто исчерпал. Сам Ющенко на "Народном Союзе" уже поставил окончательный крест. Результаты киевских выборов этому поспособствовали. Для "полноты картины" главе государства останется лишь отречься от поста почетного председателя "Нашей Украины". В самом деле: зачем ему партия, которая ни на что более не годится (пускай даже он сам ее и угробил)? Единственное, что удерживает Виктора Андреевича, — боязнь непонимания со стороны избирателей. Впрочем, этих самых избирателей у него осталось столько, что их понимание или непонимание уже ни на что особо не повлияют.
Место НСНУ подле Президента ныне силится занять "Единый Центр". Правда, на статус "партии власти" он пока не претендует. Нет смысла — обеспечить "правильный" результат выборов силами одного лишь партийного админресурса сегодня уже невозможно. Сценарий деятельности фондов, как это было с "Социальной защитой" в 1999-м, не сработает — страна уже не та. Да и админресурса у Виктора Андреевича нет. Чиновников на местах Секретариат практически не контролирует. Они, в свою очередь, не видят личной выгоды в том, чтоб костьми ложится за Банковую.
Максимум выгоды от "Единого Центра" — создание базы под предвыборные штабы к общенациональной кампании. Назвать его полноценной партией язык как-то не поворачивается. Хотя бы потому, что о подготовке идеологической и программной платформ руководство этой политсилы заговорило лишь спустя три месяца после ее формализации. На каких принципах она до этого работала, непонятно. Получается: партию создали, идеологию — забыли. Все остальное станет понятно уже после 12 июля — дня проведения первого масштабного съезда "Единого Центра". Так или иначе, к сентябрю в политической колоде на одного игрока станет больше. Соответственно — минимум на один интерес больше.