Журнальный клуб Интелрос » Политико-философский ежегодник » №4, 2011
В результате мусульманских завоеваний VII – IX вв. на Ближнем Востоке сложилось одно из самых могущественных государств в истории мира – Арабский халифат, объединивший земли Персии и Византии под владычеством ислама. Арабское государство было построено на идее централизованности светской и духовной власти и ее сосредоточия в руках абсолютного правителя. Над ним довлел только Божественный закон – шариат. Духовенству было даровано право обучать людей, трактовать и вводить в действие законы шариата. Особенное внимание уделялось понятию социальной справедливости, которая призывала к разделению властных полномочий между чиновничеством, купечеством и духовенством и остерегала правителей от чрезмерного стремления к собственному обогащению. Колониализм ослабил традиционные структуры государственного управления и принес в ближневосточный регион новые западные идеи национализма, демократии, гражданского общества и секуляризма. Как это ни парадоксально, но и развернувшееся в XIX – XX вв. антиколониальное движение против внешнего господства также испытало влияние западных идей. Многие государства, возникшие на обломках Османской империи после Первой мировой войны, заимствовали у Запада либерально-демократические конституции и политические институты, несмотря на то что находились под мандатом колониальных держав