Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » п№1, 2021
Киселева И. А.,
доктор филологических наук, профессор,
зав. кафедрой русской классической литературы,
Московский государственный областной университет,
(Москва, Российская Федерация),
kaf-rusklit@mgou.ru
Поташова К. А.
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русской классической литературы,
Московский государственный областной университет,
(Москва, Российская Федерация),
kseniaslovo@yandex.ru
В статье рассматривается процесс становления поэтики стихотворения М. Ю. Лермонтова «Свиданье» (1841) от черновика к беловику. Реконструкция творческой истории текста позволяет выявить особенности мышления автора, путь создания художественной реальности в ее пространственной и предметной оформленности. В процессе творческой работы над стихотворением меняются пейзажные детали, зрительные планы, образ лирического героя. В статье впервые подробно описан процесс создания стихотворения, которое рассматривается как контаминация яви, сна и переходных состояний между ними. Незавершенность текста представляется как художественный прием, формирующий смысловое содержание стихотворения, в том числе достоверно иллюстрирующий феномен сна. Явленная через текст поэтическая личность Лермонтова предстает как яркая индивидуальность, опирающаяся на глубокое знание психологии и онтологии человека (через призму христианской парадигмы), мысли и действия которой определяются состоянием души.