Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 13, 2015
Ольга Алимовна Богданова
Институт мировой литературы им. А.М. Горького
Российской академии наук
(Москва, Российская Федерация)
olgabogda@yandex.ru
Идеи и образы Ф. М. Достоевского пронизывают творчество известного писателя, поэта, публициста и критика Серебряного века Г. И. Чулкова на всем его протяжении: от статьи «Достоевский и революция» (1906) до книги «Как работал Достоевский» (1939). В работах критика о Достоевском заметна эволюция в понимании «земли» от ее отрицания в дореволюционные годы (свойственного многим деятелям «нового религиозного сознания») до приятия в 1930-е годы (которое соответствовало отношению Достоевского и взглядам воцерковившегося к этому времени Чулкова). Центральное место в статье занимает анализ отношения к «земле» в неопубликованной книге Чулкова «Жизнь Достоевского» (1935–1936), автограф и машинописные копии которой находятся в трех различных российских архивах. В этом исследовании заметно влияние религиозно-философских идей Серебряного века, связанных с Д. С. Мережковским, Вяч. И. Ивановым, Н. А. Бердяевым. Однако понятие «земля», обусловленное противостоянием Чулкова «советскому патриотизму» 1930-х годов, в целом тяготеет к церковной трактовке этого концепта.
Olga A. Bogdanova
The Maxim Gorky Institute of World Literature
of the Russian Academy of Sciences
(Moscow, Russian Federation)
olgabogda@yandex.ru
THE EVOLUTION OF THE CONCEPT OF “GROUND”
IN G. I. CHULKOV’S WRITINGS ABOUT F.M. DOSTOEVSKY
F.M. Dostoevsky’s ideas and images imbued the entire creative work of a distinguished Silver Age writer and critic G. I. Chulkov: beginning with the article “Dostoevsky and Revolution” (1906) and ending with the book “How Dostoevsky worked” (1939). Th e works dedicated to Dostoevsky demonstrate the evolution of the literator’s vision of “ground” from denying it in pre-revolutionary years (that was common among the representatives of “New Christian Consciousness”) to accepting it in the 1930’s (that corresponded with the attitude of Dostoevsky, best seen in “Th e Brothers Karamazov” and with the religious views of Chulkov, who had been already in- churched by that time). Th e focus of the article is the analysis of the vision of “ground” in Chulkov’s unpublished work Dostoevsky’s Life (1935–1936), whose autograph and typewritten copies are kept in three diff erent Russian archives. In the research Chulkov’s interest to religious philosophy of the Silver Age associated with the names of D. S. Merezhkovsky, V. I. Ivanov and N. A. Berdyaev is evident. However, the concept of “ground”, based on Chulkov’s opposition to “Soviet patriotism” of the 1930s, in general, tends to have the canonical explanation