Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 13, 2015
Елена Александровна Масолова
Новосибирский государственный технический университет
(Новосибирск, Российская Федерация)
masolova@list.ru
В статье уточняется представления о позднем Толстом как о «нехристианском писателе», рассматривается функционирование евангельских стихов в романе «Воскресение». Евангельские стихи в «Воскресении», обладая сюжетомоделирующей и притчевой функциями, создают христианский гипертекст с универсальными опоясывающими и внутренними рифмами и предопределяют параболистичность композиции толстовского романа, чья событийная канва выступает как иллюстрация Писания. При апелляции к Евангелию поражение терпят старик-раскольник, только на словах проповедовавший Слово Божие, и английский миссионер, не знавший русского языка и не цитировавший Евангелие. Количество глав каждой части «Воскресения» представляется не случайным. Евангельские стихи в последней главе направлены на ретроспективное осознание сюжета толстовского романа и предвещают воскресение человечества. «Воскресение» — роман-притча, в котором проявляются черты христианского реализма
Elena Aleksandrovna Masolova
Novosibirsk State Technical University
(Novosibirsk, Russian Federation)
masolova@list.ru
EVANGELIC VERSES IN L. TOLSTOY’S NOVEL “RESURRECTION”
The author elaborates the idea of Tolstoy in his late literary writings as of a “non-Christian writer,” examines the functioning of Evangelic verses in the novel “Resurrection”. Evangelic verses in “Resurrection” fulfi lling the functions of a parable and a plot modeler create a Christian hypertext with the universal enclosing and internal rhymes, and predetermine the parabolic composition of the novel, whose outline of events serves as an illustration to the Holy Scripture. An old believer appealing to the Gospel, suff ers a defeat because he was preaching the Word of God only in words, the same happened to an English missionary who didn’t know the Russian language and didn’t cite the Gospel. Th e number of chapters in each part of “Resurrection” is not random mere coincidence. Evangelic verses in the last chapter of Tolstoy’s novel are aimed at a retrospective understanding of the novel’s plot and predict the resurrection of mankind. “Resurrection” is a parable-novel, where the features of the Christian realism are manifested.