Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 13, 2015
Оксана Александровна Сосновская
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
sosna2679@yandex.ru
И.С. Шмелев начинал свой путь в литературу как детский писатель, печатался в таких изданиях для юношества как «Родник» и «Юная Россия». В статье анализируется поэтика повести Шмелева «В новую жизнь» — одного из ранних произведений Шмелева. Сюжетные мотивы ранней прозы писателя зачастую повторяются, перекликаются друг с другом. Мотив «заветной встречи» ребенка со взрослым, становящимся для него наставником и помощником в выборе им своего жизненного пути, — один из таких повторяющихся мотивов. Статья посвящена сопоставительному анализу одного из центральных образов повести «В новую жизнь» профессора В. В. Фрязина, ставшего наставником для главного героя, и его реального прототипа К. А. Тимирязева. Сравнительный анализ ведется как на уровне биографических данных, так и на уровне текстуальных перекличек с трудами и идеями Тимирязева. Аналитическим материалом для статьи послужила опубликованная в 1907 году повесть «В новую жизнь». Исследование рукописных материалов к повести, хранящихся в фонде Шмелева Российской государственной библиотеки, позволяет полнее отобразить взаимосвязь между художественным образом и его прототипом.
Oksana A. Sosnovskaya
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
sosna2679@yandex.ru
THE IMAGE AND PROTOTYPE IN SHMELEV’S SHORT NOVEL “TOWARD A NEW LIFE”
I. S. Shmelev began his literary career as a children’s writer, his works were published in such publications for young people as “Spring” and “Young Russia”. Th e article deals with Shmelev’s short novel “Toward a new life”, one of his earliest works. Scene motives of early writer’s prose are oft en repeated, aligned with each other. Th e motif of a “cherished meeting” of the a child with an adult, who becomes a mentor and assistant of the latter in choosing his way of life, is one of those recurring motifs. Th e article is devoted to comparative analysis of one of the central images of the story “Toward a new life” — Professor V. V. Fryazin, who became a mentor of the main character, and his real prototype K. A. Timiryazev. Comparative analysis is conducted both at the level of biographical data, and at the level of textual echoes with the writings and ideas of Timiryazev. Th e analytical material for the article was the short novel “Toward a new life” published in 1907. Th e study of its manuscripts kept in the Research Department of Manuscripts of the Russian State Library allows us to show better the relationship between the artistic image and its prototype