Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 13, 2015

Марина Заваркина
ЖАНРОВАЯ СТРАТЕГИЯ В ПОВЕСТЯХ А. ПЛАТОНОВА 1930-Х ГОДОВ

Марина Владимировна Заваркина
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
mvnikulina@mail.ru

В статье на материале повестей А. Платонова 1930-х годов («Котлован», «Впрок», «Хлеб и чтение», «Ювенильное море», «Джан») рассматривается жанровая стратегия писателя. Указанные повести стали связующим звеном между двумя романами Платонова — «Чевенгур» (1926—1928) и «Счастливая Москва» (1933—1936). Целостный анализ повестей 1930-х годов в диалектике жанрового развития позволяет точнее понять художественный мир А. Платонова, роль жанра в реализации творческого замысла, специфику жанрового мышления, в том числе выявить взаимосвязь жанровой и утопической/антиутопической стратегий писателя. В статье делается вывод о том, что повести Платонова 1930-х годов составляют своеобразный цикл и объединены общим сюжетом «испытания», типом героя (деятель-странник), поэтикой финалов. Реконструкция авторской модели жанра и его динамики в творчестве одного из центральных писателей русской и мировой литературы новейшего времени позволяет глубже понять художественную природу, роль и генезис повести в жанровых исканиях литературы XX века.

Marina V. Zavarkina
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
mvnikulina@mail.ru

THE STRATEGY OF GENRE IN A. PLATONOV’S SHORT NOVELS OF THE 1930s

The article analyzes a writer’s genre strategy based on the materials of A. Platonov’s short novels of the 1930s (“Th e Foundation Pit” [“Kotlovan”], “For future use” [“Vprok”], “Bread and reading” [“Hleb i chtenie”], “Juvenile sea” [“Uvenil’noe more”], “Dzhan”). Th ese short novels became a link between his two novels “Chevengur” (1926—1928) and “Happy Moscow” (1933—1936). Th e comprehensive analysis of the short novels of the 1930s in the dialectics of genre development allows us to understand Andrei Platonov’s artistic world, the role of genre in the implementation of his creative idea, the specifi cs of genre thinking, and to identify the relationship between the genre and utopian/dystopian strategies of the writer. Th e article concludes that the short novels of the 1930s constitute a cycle and are united by a usual plot of “test”, the type of a hero (a worker-wanderer), the poetics of the conclusions. Th e recon-struction of the author’s model of the genre and its dynamics in the works of one of the distinguished writers of Russian and World literature of contemporary history leads to a deeper understanding of the artistic nature, role and genesis of the short novel in genre analysis of 20th century-literature



Другие статьи автора: Заваркина Марина

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020п№1, 2021п№2, 2021про№3, 2021пип№4, 2021№2, 2020№1, 2020выпуск 17, том 4, 2019№2, 2019№3, 2019№4, 2019№1, 2019№3, том 16, 2018№ 2, том 16, 2018выпуск 16, том 1, 2018выпуск 15, том 2, 2017выпуск 15, т. 3, 2017выпуск 15, т. 4, 2017выпуск 15, 2017выпуск 14, 2016выпуск 13, 2015выпуск 12, 2014выпуск 11, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба