Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 13, 2015

Марина Заваркина
ЖАНРОВЫЙ СИНТЕЗ В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА «ВПРОК»

Марина Владимировна Заваркина
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
mvnikulina@mail.ru

В статье рассмотрен жанровый синтез в повести-хронике А. Платонова «Впрок». Синтетическая природа произведения складывается из сочетания черт нескольких жанров: повести, хроники, очерка. В работе анализируются основные черты указанных жанров и их специфика в произведении Платонова. Жанровый синтез в повести тесно связан с сюжетом «испытания правды». Платонова волнует вопрос, как осуществить «правду социализма» в колхозном строительстве, и он вступает в полемику не только со Сталиным, но и с лидером советской литературы М. Горьким: полемизирует с горьковской трактовкой «новой правды», которую должен был утверждать советский очерк. Отказавшись от очерковой формы освещения событий «от автора», писатель обращается к форме «рассказ в рассказе», что позволило ему избежать прямых авторских оценок и реализовать установку на многоголосье, сопряжение нескольких точек зрения. Существенным в статье стал анализ способов выражения авторской позиции и субъектной организации текста. В работе также сделана попытка выявить зоны утопии/антиутопии в зависимости от ракурса видения «новой правды».

Marina V. Zavarkina Petrozavodsk
State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
mvnikulina@mail.ru

GENRE SYNTHESIS IN A. PLATONOV’S NOVEL “FOR FUTURE USE”

The article examines the genre synthesis in Andrei Platonov’s novelchronicle “For future use” [“Vprok”]. Th e synthetic nature of the compositions is formed by a combination of characteristics of several genres: novels, chronicles, essays. Th is article analyzes the main features of these genres and their specifi city in the Platonov’s novel. Genre synthesis in the story is closely connected with the plot of “test of truth”. Platonov is concerned about how to implement the “truth of socialism” in the collective farming, and he enters into polemics not only with Stalin but also with the leader of the Soviet literature, M. Gorky: he opposes the Gorky’s interpretation of “new truth”, which was to be declared in the Soviet essay. Abandoning the form of storytelling “on behalf of the author”, the writer appeals to the form of a “story within a  story”, which allowed him to avoid author’s direct assessments and to implement the idea of polyphony, matching several points of view. In the article we analyze ways of expression of the author’s position and subjective organization of the text. Th e paper also attempts to identify areas of utopia/ anti-utopia, according to the perspective of the “new truth”



Другие статьи автора: Заваркина Марина

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020п№1, 2021п№2, 2021про№3, 2021пип№4, 2021№2, 2020№1, 2020выпуск 17, том 4, 2019№2, 2019№3, 2019№4, 2019№1, 2019№3, том 16, 2018№ 2, том 16, 2018выпуск 16, том 1, 2018выпуск 15, том 2, 2017выпуск 15, т. 3, 2017выпуск 15, т. 4, 2017выпуск 15, 2017выпуск 14, 2016выпуск 13, 2015выпуск 12, 2014выпуск 11, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба