Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 11, 2013

Людмила Стебенева (Гайворонская)
«БЕССМЕРТИЕ ДУШИ МОЕЙ...»: К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ПУШКИНСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ «Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ»

Людмила Васильевна Стебенева (Гайворонская)
кандидат филологических наук,
доцент кафедры филологии,
Академия социального управления,
(Москва, Российская Федерация),
lvstebeneva@gmail.com

Пушкинское преодоление смерти репрезентируют две линии его творчества: стоическое христианское ее принятие и отождествление бессмертия души с творческим наследием. Особое место в разрешении этого вопроса занимает Каменноостровский цикл. В семантических контрполюсах цикла Пушкин абсолютной духовной смерти («(Подражание италиянскому)») противопоставляет смерть Иную — Искупительную, которая приобщает к вечной Жизни («Мирская власть»). Итоговое созерцание идеалов прошлых лет в стихотворении «Из Пиндемонти» указывает на смещение мировоззренческих акцентов в творческом сознании Пушкина: античный вектор получает направленность в чистую эстетику, тогда как пушкинская смертная тоска избывается в ценностях христианства. Эти идеи достигают апофеоза в стихотворении «Я памятник себе воздвиг», венчающем пушкинские духовные искания последних лет, однако остающемся за скобками Каменноостровского цикла. Как выясняется, темы и мотивы манифеста-завещания появляются еще в лицейской лирике и просматриваются на протяжении всего творчества Пушкина.

Lyudmila Vasil'evna Stebeneva (Gayvoronskaya)
Ph.D. in Philology,
Associate Professor of the Department of Philology,
Academy of Social Management
(Moscow, Russian Federation)
lvstebeneva@gmail.com

IMMORTALITY OF MY SOUL...: THE GENESIS OF PUSHKIN'S POEM EXEGI MONUMENTUM
(I HAVE ERECTED A MONUMENT TO MYSELF)

Pushkin's overcoming of death is represented by two aspects of his work: stoical Christian acceptance of death, and identification of immortality of a soul with creative heritage. A special role in understanding of this issue is given to the Kamennoostrovsky cycle of poems. Choosing the semantic counter-poles of the cycle, Pushkin opposes absolute spiritual death (Italian Imitation) against redemptional death, which introduces people to Eternal life (Temporal power). Poet's final contemplation of his past ideals in the poem From Pindemonti shows the alteration of the ideological emphasis in his artistic consciousness: An antique vector is transformed into pure aesthetics, whereas his fear of death is relieved by Christian values. These ideas reach their apotheosis in the poem Exegi Monumentum (I have erected a monument to myself), which accomplishes Pushkin’s spiritual quest of his final years, though it is not a part of his Kamennoostrovsky cycle of poems. It has been pointed out that Pushkin's bequest/manifesto themes and motifs first appeared in his Lyceum works and can be traced throughout all his creative periods.



Другие статьи автора: Стебенева (Гайворонская) Людмила

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020п№1, 2021п№2, 2021про№3, 2021пип№4, 2021№2, 2020№1, 2020выпуск 17, том 4, 2019№2, 2019№3, 2019№4, 2019№1, 2019№3, том 16, 2018№ 2, том 16, 2018выпуск 16, том 1, 2018выпуск 15, том 2, 2017выпуск 15, т. 3, 2017выпуск 15, т. 4, 2017выпуск 15, 2017выпуск 14, 2016выпуск 13, 2015выпуск 12, 2014выпуск 11, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба