Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 11, 2013

Валентина Габдуллина
МОТИВ ВОЗВРАЩЕНИЯ БЛУДНОГО СЫНА В РОМАНАХ И. С. ТУРГЕНЕВА

Валентина Ивановна Габдуллина
доктор филологических наук,
профессор кафедры литературы,
Алтайская государственная педагогическая академия,
(Барнаул, Российская Федерация),
vigv@mail.ru

Автором уточняются представления о творчестве И. С. Тургенева как «нехристианского писателя», рассматривается проблема функционирования мотива блудного сына в цикле романов. Тургеневым изображены различные фазы архетипического сюжета, восходящего к евангельской притче о блудном сыне. В романе «Рудин» автор изобразил фазу духовных блужданий героя, потерявшего связь с родным домом — Россией. В следующих романах («Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Дым»), проводя своего героя по кругу и возвращая его в родительский дом, Тургенев воспроизводит модель жизненного поведения человека, отраженную в притче, признавая тем самым непреложность идеи, зафиксированной в Евангелии. Мотив возвращения на русскую почву получил свое завершение в последнем романе Тургенева «Новь», в котором автор парадоксальным образом соединяет западническую идею с евангельским императивом: Соломин — сын дьячка, отпущенный мудрым отцом «в обучение», учившийся в Англии, овладевший европейскими знаниями, вернулся «на родную почву» и основал свое дело в российской глубинке. Таким образом, цикл романов Тургенева, в котором автор изобразил различные фазы общественной жизни, связан сквозным мотивом блудного сына, в роли которого выступает тургеневский герой.

Valentina Ivanovna Gabdullina
Ph.D. in Philology,
Professor of the Department of Literature,
Altaian State Pedagogical Academy
(Barnaul, Russian Federation)
vigv@mail.ru

THE MOTIF OF THE PRODIGAL SON IN IVAN TURGENEV'S NOVELS

 The author questions the perception of Ivan Turgenev as a “nonChristian writer” and studies the problem of the prodigal son motif functioning in a series of his novels. In his novels, Turgenev pictured different phases of the archetypal story, originating from the Gospel parable of the prodigal son. In the novel Rudin he depicted the phase of spiritual wanderings of the hero who had lost touch with his native land — Russia. In his next novels (Home of the Gentry, Fathers and Sons and Smoke), after leading his hero in circles and sending him back to his paternal home, Turgenev reconstructs the model of human behavior, represented in the parable, thereby recognizing the immutability of the idea formalized in the Gospel. The motif of the return to Russian land gets its completion in Turgenev’s last novel Virgin Soil, in which the author paradoxically connects the Westernist idea with the Gospel imperative. Solomin, the son of a deacon, sent by his wise father out to Europe “to get education”, studies in England, masters the European knowledge and returns back “to his native land” to establish his own business in inland Russia. Thus, a series of Turgenev’s novels, in which he portrayed different phases of social life, are interlinked with the motif of the prodigal son, who is represented by novels’ main characters.



Другие статьи автора: Габдуллина Валентина

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020п№1, 2021п№2, 2021про№3, 2021пип№4, 2021№2, 2020№1, 2020выпуск 17, том 4, 2019№2, 2019№3, 2019№4, 2019№1, 2019№3, том 16, 2018№ 2, том 16, 2018выпуск 16, том 1, 2018выпуск 15, том 2, 2017выпуск 15, т. 3, 2017выпуск 15, т. 4, 2017выпуск 15, 2017выпуск 14, 2016выпуск 13, 2015выпуск 12, 2014выпуск 11, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба