Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 11, 2013

Людмила Дорофеева
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СМИРЕННОГО ГЕРОЯ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ПРОЗЕ И. ШМЕЛЕВА («ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА И РОМАН И. ШМЕЛЕВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»)

Людмила Григорьевна Дорофеева
кандидат филол. наук,
доцент кафедры славяно-русской филологии,
Институт гуманитарных наук Балтийского федерального
университета им. Иммануила Канта,
(Калининград, Российская Федерация),
lgdorofeeva@mail.ru

Главным в статье является вопрос о генезисе образа героя, называемого нами смиренным, его характерных чертах и о типологической связи произведений, находящихся в едином русле национальной культурной традиции. «Поучение» Владимира Мономаха, относящееся к XII веку, представляет идеальный образ человека — древнерусского князя. Идеал же в средневековой русской книжности, церковной по происхождению, мог быть только смиренным — в уподобление евангельскому Первообразу. Рисунок образа Владимира Мономаха определяется доминантой покаяния, которое рождает жанровую форму «исповеди-самоотчета». Идея Страшного Суда является мотивирующей поступки князя и его ценностный выбор. Внутренний конфликт заключается в осознании Мономахом своей греховности, своего несоответствия Образцу. Разрешение этого внутреннего конфликта находится в осуществлении принципа синергии, или свободного соединения человеком своей воли с волей Бога, что и является главным типологическим свойством образа смиренного человека. Образ Горкина в романе «Лето Господне» также относится к идеально- положительным образам русской литературы, к смиренному типу героя (в определении В. Хализева — к «житийно-идиллическому "сверхтипу"»). Горкин укоренен в Церкви, живет в Предании, и этим определяется тип его отношения к миру. Все повествование строится, как и в «Поучении» Владимира Мономаха, — с точки зрения Страшного Суда, что неразрывно соединяется с идеей смирения. Как для Мономаха в «Поучении », так и для Горкина в романе Шмелева, Образцом смирения является Христос и жизненным принципом — уподобление Христу. Сюжетный рисунок этого героя выстраивается также по принципу синергии. Благодаря включенности обоих произведений в пространство Священного Предания обнаруживается типологическое сходство образа смиренного человека в древнерусском произведении и литературного персонажа в романе Шмелева

 

Lyudmila Grigorievna Dorofeeva
Ph.D. in Philology, Associate Professor of the Department
of Slavic-Russian Philology,
Institute of Humanities of Immanuel Kant
Baltic Federal University,
(Kaliningrad, Russian Federation)
lgdorofeeva@mail.ru.

TYPOLOGICAL FEATURES OF A HUMBLE CHARACTER
IN OLD RUSSIAN LITERATURE AND IVAN SHMELEV'S PROSE
(THE TESTAMENT OF VLADIMIR MONOMAKH TO HIS CHILDREN AND IVAN SHMELEV'S NOVEL SUMMER OF THE LORD)

The article mainly raises a question about the representation of a character that we call "humble", his specifi c features, and the typological ties between the texts, which are both within the framework of Russian national cultural tradition. Th e Testament of Vladimir Monomakh to his Children, written in the 12th century, presents an ideal image of a man – an Old Russian Prince. And in the medieval Russian booklore, liturgical originally, such an ideal character could be only humble – like its Gospel Archetype. Th e portrayal of Vladimir Monomakh is defi ned by the dominant idea of repentance, that brings forth a genre of "confession and self-evaluation" (as termed by Mikhail Bakhtin). Th e idea of the Last Judgment motivates the Prince’s deeds and his axiological choice. Th e inner confl ict is in Monomakh’s realization of his sinfulness, of his inconformity to his Archetype. Th e resolution of this inner confl ict lies in the principle of synergy, or, in other words, a free union between human’s and God’s will, which actually is the main typological characteristic of the image of a humble man. Gorkin's character in the novel Summer of the Lord is another perfectly positive character of Russian literature – a humble-type character (or a "hagiographycally-idyllic "supertype", by the defi nition of V. Khalizev). Gorkin is deep rooted in the Church, lives according to the Holy Tradition and this is what determines the type of his attitude towards the world. Like in Monomakh’s Testament, the whole narration of Shmelev’s novel is formed from the standpoint of the Last Judgment, and it is inseparably connected with the idea of meekness. For both Monomakh in his Testament and Gorkin in Shmelev's Summer of the Lord, Christ is the Archetype of meekness and their life principle is to follow Christ’s example. Th e narrative is also built on the principle of synergy. Due to the fact that both texts are included into the Holy Tradition context, there is typological similarity between the image of a humble man in the Old Russian text and the literature character in Ivan Shmelev’s novel.



Другие статьи автора: Дорофеева Людмила

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020п№1, 2021п№2, 2021про№3, 2021пип№4, 2021№2, 2020№1, 2020выпуск 17, том 4, 2019№2, 2019№3, 2019№4, 2019№1, 2019№3, том 16, 2018№ 2, том 16, 2018выпуск 16, том 1, 2018выпуск 15, том 2, 2017выпуск 15, т. 3, 2017выпуск 15, т. 4, 2017выпуск 15, 2017выпуск 14, 2016выпуск 13, 2015выпуск 12, 2014выпуск 11, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба