ЗакрытьClose

Вступайте в Журнальный клуб! Каждый день - новый журнал!

Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 12, 2014

Вячеслав Кошелев
ЧЕТЫРЕ «МОЛИТВЫ» М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Просмотров: 180

Вячеслав Анатольевич Кошелев
доктор филологических наук,
профессор, Новгородский государственный
университет им. Ярослава Мудрого
(Великий Новгород, Российская Федерация)

Современники Лермонтова протестовали против суждений о «безнравственности» и «безрелигиозности» поэта, который был, в сущности, глубоко православным человеком. Это отразилось и в его лирике: среди сравнительно небольшого числа его стихов — четыре носят заглавие «Молитва», то есть претендуют на прямое «возношение ума и сердца к Богу». В статье рассматриваются эти стихи, представляющие разные возможности воплощения единого «молитвенного» чувства. Лермонтов в них чрезвычайно многообразен: от молитвы-«призывания» и прямого «прошения» приходит к откровению Богородичной иконы и к осознанию особенного воздействия молитвенного ощущения на душу человека. Рассмотрение этих «молитвенных» текстов в одном ряду создает впечатление «полного круга» поэтического постижения Божества: от романтического обращения к Всевышнему с осознанием безысходности избранного пути — до иронического «прошения» к «Царю Небесному» избавить от тягот юнкерской жизни; от страстного монолога к Богородице с молением за несчастную возлюбленную – до осознания особенной значимости для христианина «созвучья» молитвенных слов, до создания предельно широкого и общего образа молитвы. Молитва без «призывания» и «прошения» оказывается одновременно и радостной, и «благодатной», предназначенной для «трудной», грустной «минуты жизни».

Vyacheslav Anatolievich Koshelev
Ph.D., Professor, Novgorod State University
named after Yaroslav the wise
(Great Novgorod, Russian Federation)

FOUR PRAYERS OF MIKHAIL LERMONTOV

Lermontov’s contemporaries were against the judgments about the poet’s “amorality” and “lack of religious belief”, who was, in fact, a truly devoted Orthodox Christian. This is reflected in his poetry: four works out of a short list of his poems are entitled The Prayer, in other words, aspire to “raise the heart and mind to God” directly. The article analyzes these poems that present different possibilities of implementation of this devotion. Lermontov is extremely diverse: from an “invoking” prayer and a direct “request” he comes to the revelation of the Holy Mother icon and to the understanding of a special influence of a prayer on a human’s soul. Joint review of these prayers forms an idea of a “full cycle” of the Divine’s poetical discovery: from romantic appeal to the Almighty together with perception of the darkness of the chosen way, to ironical “pleading” to the “Heavenly King” to deliver from the ties of Junkerdom; from passionate monologue to the Holy Virgin with prayers for the miserable beloved, to understanding of a prayers’ special meaning for a Christian, to creation of an overall wide and whole image of a prayer. A prayer without an “invoking” or a “request” is joyful and blessing at the same time; it is intended for a difficult and sad moments of life



Другие статьи автора: Кошелев Вячеслав

Архив журнала
выпуск 14, 2016выпуск 13, 2015выпуск 12, 2014выпуск 11, 2013
Журналы клуба