Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 12, 2014

Светлана Капустина
ФЕНОМЕН БОГАТЫРСТВА В ТРАКТОВКЕ Н. В. ГОГОЛЯ И Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Светлана Владимировна Капустина
аспирант кафедры русской и зарубежной литературы,
ассистент кафедры методики преподавания филологических дисциплин
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
(Симферополь, Республика Крым, Россия)
Kapustina_S_V@mail.ru

В анализе прозы Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского реконструируются и сопоставляются их взгляды на категорию «богатырство». Освещаются такие актуальные литературоведческие проблемы, как истолкование богатырского подвижничества в свете Православной традиции, а также роль Н. В. Гоголя в художественном сознании Ф. М. Достоевского. Подчеркивается, во-первых, что оба классика воспринимали феномен богатырства в контексте христианской идеи «сила в немощи», акцентируя внимание на духовной, а не физической крепости истинных богатырей; во-вторых, что богатырские подвиги совершаются не только бесстрашными ратоборцами в латах, но и людьми «каждого звания и места», непрерывно ведущими битву с различными проявлениями беспорядка как в мире, так и в собственной душе. Установлено, что олицетворением богатырства для обоих писателей были святые воины. Н. В. Гоголь, указывая современникам на образец богатырского подвижничества, называл имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби. Ф. М. Достоевский примером богатырского служения считал свято чтимого русским народом христианского богатыря Илью Муромца.

Svetlana Vladimirovna Kapustina
postgraduate student of Crimea Federal
V. I. Vernadsky University
(Simferopol, Crimea Republic, Russia)
Kapustina_S_V@mail.ru

THE PHENOMENON BOGATYRSTVO IN N. V. GOGOL'S
AND F. M. DOSTOYEVSKY'S INTERPRETATION

In the analysis of the prose of Nikolai Gogol and Fyodor Dostoyevsky the both writers᾿ views on the category of "bohatyrstvo" are reconstructed and compared their views on the category of "bohatyrstvo". The author сovers such important literary problems as interpretation of heroic asceticism in the light of the Orthodox tradition, as well as the role of Nikolai Gogol in the artistic consciousness of Fyodor Dostoevsky. First of all the scholar emphasizes that both of the classics interpret bohatyrstvo in the context of the Christian idea of "strength in weakness", focusing on the spiritual, not physical strength of the true bohatyrs; secondly, that the deeds are committed not only by fearless warriors in armor, but also the people "of every rank and place", continually leading the battle against the various manifestations of the disorder both in the world and in his own soul. It was found that holy warriors are the embodiment of bohatyrstvo for both writers. Nikolai Gogol consider the names of bohatyrs Alexander Peresvet and Andrei Oslabya as the examples of asceticism for his contemporaries. The well known Christian bohatyr Ilya Muromets, honoured by Russian people, is the ideal of saint heroism for Fyodor Dostoyevsky.



Другие статьи автора: Капустина Светлана

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020п№1, 2021п№2, 2021про№3, 2021пип№4, 2021№2, 2020№1, 2020выпуск 17, том 4, 2019№2, 2019№3, 2019№4, 2019№1, 2019№3, том 16, 2018№ 2, том 16, 2018выпуск 16, том 1, 2018выпуск 15, том 2, 2017выпуск 15, т. 3, 2017выпуск 15, т. 4, 2017выпуск 15, 2017выпуск 14, 2016выпуск 13, 2015выпуск 12, 2014выпуск 11, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба