Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 12, 2014
Денис Владимирович Васильев
магистрант 2-го года обучения,
кафедра русской литературы и журналистики,
филологический факультет,
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
vasiljevden@yandex.ru
В настоящей статье рассматриваются сцены исповеди в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Направление нашей работы во многом определила концепция М. М. Бахтина, согласно которой покаянное слово в творчестве Достоевского диалогично, просительно обращено вовне себя, к Богу. Участие другого в исповедальных ситуациях романа предполагает сострадание, принятие к сердцу чужих грехов как своих собственных. В статье подчеркивается, что исповедь, соотнесенная с актом покаяния, неразрывно связана с принципом деятельной любви. Посредством деятельной любви герои романа стремятся к духовному единению и принятию нравственного закона старца Зосимы о всеобщей вине и ответственности. Указываются основные признаки рассмотренных исповедальных признаний: преодоление чувства стыда публичного разоблачения, предельная искренность, стремление к возрождению и исцелению души
Denis Vladimirovich Vasil'ev
MA 2nd year of training, philological faculty,
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
vasiljevden@yandex.ru
CONFESSION AND REPENTANCE IN F. M. DOSTOYEVSKY'S
NOVEL THE BROTHERS KARAMAZOV
The article deals with the meaning of a penitential confession in Fyodor Dostoyevsky's novel The Brothers Karamazov. It is noted that the penitential confession in the novel exempts from the burden of guilt, allowing the confessor to get rid of spiritual sufferings through the compassion of the person who accepts the confession and shares the guilt with the sinner. It is emphasized that a repentance is inseparably linked with overcoming the sense of shame before public exposure and self-obsession with one’s reputation. The attention is paid to mutual confessions in the novel after which the heroes step on the path towards transformation. It is concluded that penitential confessions of heroes result in their revival and spiritual renewal, as each of them is given a chance to endure spiritual revolution, to overcome the "hell" and to confirm the validity of Zosima’s idea about common guilt and responsibility