Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 12, 2014

Ирина Романовская
КОНЦЕПТ «ДУША» В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА «ДЖАН»

Ирина Валерьевна Романовская
преподаватель кафедры скандинавской
филологии филологического факультета,
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
romanovskaia.irina@gmail.com

Темой исследования стал концепт «душа» – один из важнейших смысловых компонентов художественного мира А. Платонова. Понятие «душа» является одним из ядерных в истории культуры и включает в себя сложное религиозное, философское, этическое, духовное, ментальное, психическое содержание. Концепт «душа» устойчиво присутствует в творчестве А. Платонова от первых до последних произведений, где представляет индивидуально-личное, коллективно-народное и мировое (космическое) бытие. Лексема «душа» маркирует зону конфликта писателя-философа с воинствующим атеизмом и историческим материализмом революционной идеологии. Автор и его герои ищут «душевный социализм» («Сокровенный человек», «Усомнившийся Макар»). Советская критика увидела в этих поисках «юродство во Христе» (А. Гурвич). Концепт «душа» в повести «Джан» (1932–1935 гг.) актуализирован уже на уровне названия: (тюркское «джан» в переводе на русский язык означает «душа»), играет важную роль в художественном представлении сокровенной жизни народа джан и главного героя Назара Чагатаева. Концептуальный анализ повести «Джан» включает следующие позиции: определение семантического пространства концепта «душа» в повести, его структуры и функций; – описание референтных ситуаций, на которые указывает концепт «душа» в художественном произведении; – изучение концептосферы повести (связей концепта «душа» с концептами «ума», «сердца», «счастья», «жизни»); – выявление мифологического и христианского подтекста в контекстах, непосредственно связанных с концептом «душа»; – определение схождений и расхождений концепта «душа» в повести «Джан» Платонова с его культурной семантикой, восходящей к Евангельскому тексту

Irina Valeryevna Romanovskaya
Lecturer of Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
romanovskaia.irina@gmail.com

THE CONCEPT OF "SOUL" IN ANDREI PLATONOV'S SHORT NOVEL DZHAN

The subject of the research is the concept of “soul” — one of the most important semantic components of Andrei Platonov’s artistic world. The concept of “soul” is one of the core ones in the history of culture and includes complex religious, philosophical, ethical, spiritual and mental content. The concept of “soul” is consistently present in Platonov's works — from the first to the last ones  — where it represents individual and personal, collective and national and world (cosmic) existence. The lexeme “soul” marks a zone of conflict between the writer and philosopher and militant atheism and historical materialism of revolutionary ideology. The author and his heroes search for a “sincere socialism” (The intimate person, Doubting Makar). The Soviet critics saw “foolishness for Christ” in these search (A. Gurvich). Platonov starts actualizing the “soul” concept in his short novel Dzhan (1932–1935) with the title, since Turkic word “dzhan” means “soul” in Russian. This concept plays an important role in the artistic representation of intimate life of the dzhan people and the main character Nazar Chagatayev. Conceptual analysis of the short novel Dzhan includes the following components: 



Другие статьи автора: Романовская Ирина

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020п№1, 2021п№2, 2021про№3, 2021пип№4, 2021№2, 2020№1, 2020выпуск 17, том 4, 2019№2, 2019№3, 2019№4, 2019№1, 2019№3, том 16, 2018№ 2, том 16, 2018выпуск 16, том 1, 2018выпуск 15, том 2, 2017выпуск 15, т. 3, 2017выпуск 15, т. 4, 2017выпуск 15, 2017выпуск 14, 2016выпуск 13, 2015выпуск 12, 2014выпуск 11, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба